ТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ: ЛИТЕРАТУРА, ТВОРЧЕСТВО… По многим представлениям творец - сверхличность. Избранник судьбы. Единственно достоин считаться б-жественным человеком. Сыном Б-жиим. Сразу вспомнят исторический пример религиозного прошлого. Странствующего проповедника под именем Йошуа последователи его идей правратили - в Спасителя. Сумасброды-тщеславцы в роли правителей несут с собой общественные катастрофы, страдания. Cтановятся повелителями безвольных масс. Наше время демонстрировало много подобных примеров. Отдельные люди, общества добровольно, вынужденно признают государственное насилие. Жертвуют собственной свободой. Доверяют вооруженную силу бандитам. В уверенности: те - альтруисты! Утвердят социальную справедливость, ради народного блага. Б-жественным избранникам, творческим личностям мало доверяют. Кажутся слабыми, безвольными, терпимыми и миролюбивыми. Призывают к гуманизму, всепрощению, моральной чистоте. К отказу от насилия, кровопролития. Ведут скромный образ жизни. Презирают эгоизм: заносчивость тела - в противостоянии с Душой. Без соития этих частей невозможна нравственная личность. Очищенная Душа. Творец-писатель по психологическому складу и структуре мышления ближе всего к Пророку. Почти каждый писатель - не шарлатан, не приспособленец - наделен толикой пророческого дара. Б-жественной Сущности. Является интерпретатором Б-жественной Воли. Летописцем своего времени. Исследователем, бытоописателем эпохи. Как живая личность, грешит ошибками. Улавливает тенденцию развития. Показывает волевую, умственную, чувственную структуру и психологическую стойкость личности в противостоянии обстоятельствам. Во взаимоотношении с обществом. Иногда писатель своим творчеством и личным примером утверждает правила справедливости. Становится голосом народа. Чаще его голос слаб: заглушает трезвон средств массовой информации. Писателю трудно достичь авторитета, признания. Доверительной формы общения с читателем. Как правило, честный писатель не связывает себя с партийной программой и дисциплиной. Выступает беспартийным. Говорит своим голосом от собственного имени. Может оставаться честолюбцем. Редко кто становится энтузиастом собственного кошелька. Тем более крупными собственниками. Зато во все времена, эпохи, особенно в советскую, хватало «на ухо доносеров». Сознательное, развитое общество умеет выловить из многоголосого хора одинокий честный голос. К нему прислушиваются. За ним идут. Избыточная политическая наполненность стала важной тенденцией созидательного литературного процесса. Литература участвует часто движущей силой происходящего процесса. Исполняет описательные функции. Вовсе не исчезла литература натуралистического свойства. Исследовательски-аналитическое, углубленно психологическое описательство еще изредка встречается. Уже давно противостоит фабуле детективной легковесности, развлекательству. Дилетанты угождают читательским интересам. Новаторы выплескивают на страницы собственные видения. Они редко творят ради заработка. Литературная профессия не кормит. Только чистое искусство имеет право на продолжительное существование. Книги однодневки, вся эта "литературная макулатура", конечно, имеет право на существование. Не затмят отдельные удачи. Жемчужины творческого мастерства. Гениального проявления умения одухотворенной личности. Двадцатый век - убийца. Пресыщен совершенными массовыми убийствами. Ради диктаторских замашек, националистических апломбов, технического развития, творческого взлета. Легко приняты в обиход жестокости, кровавые жертвы. Положены на алтарь ненасытного Молоха. Не знаем ничего заранее о наступившем христианском тысячелетии. Можно только надеяться: не углубится противостояние религиозных цивилизаций. Пусть загодя здравомыслие сдержит порыв животных инстинктов. Ограничит, умерит аппетит жестокости. Удобства оскопят беспричинно злобу, животную агрессивность. Ублажают внутреннего хищного зверя. Неравенство, несправедливости - способствуют разделу общества. Углублению борьбы. Доведению ее до самых обостренных вспышек, кровавых фаз. Еще не иссяк порыв жестокости. Терроризм может вновь стать основой, двигающим рычагом развития. Существующие цивилизации разнятся по возрасту, пройденному пути стадийного развития. соперничество Между ними продолжится соперничество. Форма борьбы заранее непредсказуема. Неизвестно, сколько истребительных мировых войн предстоит пережить человечеству. Идеалисты верят в поступательный путь развития. Не мы! Суть творчества в словесном выражении. Систематическое, постоянное, беспрерывное упорство, поиски. Нацеленный труд упирается в некую точку. За ней скрывается тайна. В последующих бдениях начинается постижение неведомого. Из расторможенного участка возникает невесомый летательный аппарат. Совершает полет к безбрежной, углубляющейся фантазии. Этому сопутствует ритмическая, связанная цепной последовательностью работа мысли, рук, внутренних органов. Сконцентрированное в комок созидательное, нервное, волевое состояние - влечет к продуктивной, новаторской деятельности. Выработке емкой по объему, содержательной, излучающей живые заряды мысли, чувственных импульсов. Подобие энергии полезной радиоактивности. По типу идеалистической продукции. Творческая, абстрактно-философская, афористичная мысль, откровение - недолговечны. Их нужно моментально записать. Улетучиваются! Теряются в извилистых коридорах подсознательного. Пропадают бесследно. Ничего не оставляют после себя: уходят темы, необычного сочетания слов, граненной фразы. Возникает, остается ощущение сожаления: восстановить утерянное в первозданной форме невозможно. Писатель творческого склада - не копировщик. Бытоописатель. Наделяет вымышленные персонажи собственными мыслями, ощущениями. Изобретает похожие на них жизненные ситуации. Характеризует персонажи с психологических позиций. Сталкивает личности в живом общении. Придумывает остро звучащие диалоги. Позволяет наладить отношения. Выстоять. Проявить интересы, характер. Показывает основу заблуждений, недоразумений, потерь, ошибок. Недопонимание, инакость логической направленности. Потерю теплоты общения. Черствость тона, заносчивость, усталость, вздорные мысли, ревность... Непараллельное развитие. Плохое настроение, несовпадение интересов, нестыковка характеров - влекут к разладу, разочарованиям, скандалам, разводам. У каждой личности неусыпно желание самоутвердиться. Путями не всегда честными. Часто устраиваются - за счет другого, других. Жизнь сочетает непомерное множество обстоятельств, факторов, событий, производственных столкновений. Общественных движений. Она перенасыщена движениями. Неведомо чем нашпигована. Приправлена специями. Пестро-красочна, многозвучна, разнообразна. Источает ароматы, не всегда приятные запахи. Литература в основе своей - забава! Подхлестывает любознательность, интерес. Она - нравоучительна. Сохраняет народные традиции, вероучение. Шагает в ногу со временем. Подчас его опережает. Живописует современную жизнь "героев" и обывателей. Чаще всего в моменты отдыха. В "привычных состояниях семейных отношений". Больше чем прежде литература распадается на "жанры". Чаще процветает "рыночная литература". Приноровлен к "читательским вкусам". В любом случае, сетования справедливы: МАЛО ЧИТАЮТ! Не всегда пропадает интерес к чтению. В очень напряженной израильской жизни, особенно первых лет абсорбции, репатриантам не до книг. Более доступные газеты, телевидение объемлют или пытаются "подстелить под себя" творческую литературу. Часто обесценены сами понятия "литература", "творчество", "творческий процесс". Появляющаяся на рынке продукция является суррогатом разных методов написания, жанров. Повседневность журналистики разбавлена литературными включениями. Идеология, ее составляющая - пропаганда - играют важную, подчас руководящую роль. Не только в тоталитарных образованиях и странах с деспотическим управлением. Даже в демократических обществах. О национализмах помолчим! Прожорливая, ненасытная идеология активных борцов и аудиторию использует для пропаганды. Людей отупляет. Массы идиотизирует. Национальные правительства осуществляют выработанные идеологами - абсурдные, высоко оцененные политики. Разыгрывают их, как по нотам. Дорого обходится содержание "клик". Даже при видимости “демократического устройства". Люди, общества привыкают к самовластию клик. Не приучены к свободе. Воспринимают государственные учреждения - за фетишь. Не принимают другого существования! При всех диктаторских режимах структура отношений строится по типу административно-командному. Для масс выработано дозволенное поведение: только как форма беспрекословного подчинения бюрократическим ставленникам. Народ-раб должен пройти подготовительный этап раскрепощения. Затем ученичества, взросления... К свободе ведет очень долгий, мучительный путь: сомнений, терзаний, находок... Свобода проходит на определенные стадии. Лепит личности, группы, партии, общества... Мучительно проходит процесс избавления от категорического мышления. Злонамеренных поступков. Зловредной деятельности. Мстительных побуждений. Вражды, суеверий, корыстной лжи… Литература подобна журналистике. Часто аналитически оценивает состояние семьи, общества. Отражает многолосье общественного мнения. Обнаруживает изначальные тенденции развития. Направленность в будущее. Отражает настроения, веяния. Противоборство зарождающегося нового - с утвердившимся. Пустившим глубокие корни. Занявшим прочные позиции. Прогрессивному, деятельному, энергичному, устремленному в будущее - часто противостоит новое. Борьба происходит изначального слабого, часто с сумасбродно-разрушительным, консервативным. Подчас медлительным, флегматичным. Не готовым к переменам и реформам. Новое, прогрессивное противостоит жуткому конгломерату: идеологической власти. Привыкла к силовым приемам реакционного отражения. "Пристроечная литература" отражает социальный заказ власти. Это первопричина ее примитивного свойства. Художественной некачественности, безвкусия, ущербности, бездуховности… Физического бессилия, импотенции…. Литература социалистического реализма (примитивизма), идеологически нашпигована. Полностью подчинена политической власти. Долго загнивала, издохла. Прежде ее «теоретиков» и благодетелей. Тоталитарные власти покушаются на святую святых любого творчества. На свободу самовыражения. Проституирующие писатели превращенные в слуг системы. Вели довольно обеспеченную жизнь. Пользовались всеми возможными материальными благами. Их издавали массовыми тиражами. Но кто сейчас помнит их имена? Кто читает их книги? "Культура" семидесятилетия провалилась в пропасть. Исчезла навечно, словно ничего не было. Россия все еще крутит по телеку "образцы" исчезнувшей бездуховной системы коммунистического варварства. "Учителя" и "вожди", пуще монголо-татар - ввергли в уродливо развившуюся, "опухолевую цивилизацию". Обширно-пространственное государство (страны, народы) ввергло в состояние долговременной прострации. Сколько еще времени, десятилетий, а то столетий продолжится деградация? Прежде чем начнется очистительное, действительное поступательное развитие? Движение в сторону оздоровления, обновления, прогресса на тех обширных просторах? Свободомыслящий, честный писатель в тоталитарных государствах, обществах заведомо занят самоцензурой. Более строгой, чем цензура. Иначе не пробьется к читателям. Он чаще вынужден молчать. Предается мыслительскому одиночеству. В "стол" пишут рисковые творцы. В надежде на будущее признание. Молчащие писатели намеренно себя обрекают на мучительные наказания. Затворничество в сущности - равноценно самоубийству. Нетерпеливые, тщеславные, рисковые оказываются репрессированными. "Счастливцам" удавалось скрываться в изгнании. Часто они оказывались в материальной нужде. Оторваны от читающей публики. Для нее продолжают творить. Все жертвенные поступки равноценны сотрясению воздуха. Писательство является проявлением подвижничества. Это жертвенность самоотдачи. Писатель экспериментирует со словом, стилистикой. Стремится к сокровенному желанию: получить удовольствие в процессе работы. Поиск идеального, потребность самоутверждения. Радуется процессу творческого дерзания, возможным случайным находкам, успехам. Не всегда уверен в возможности опубликовать свое произведение даже после смерти. Писатель постоянно пользуется особым инструментарием (вовсе не подсобным средством): словом, словами! Еще знаками препинания. Всем этим комплексом выражает математические, физические закономерности. Философские понятия. Поэтические ощущения. Определяет явления. Смысловые категории. Логические связи. Духовные характеристики. В сочетании слов выражает скользящую амплитуду тональности. Порхающую легкость наброска. Устремленную ввысь, к звезде чисто звучащую ноту. Естественную, живую мелодичность голоса солиста. Легкое на ветру дрожание осинового листка. Различимый ухом посвист в соловьином пении. Радостное, иногда всплакивающее, взывающее к жалости журчание ручья. Барабанный бой, артиллерийский грохот камнепада. Скрежет тормозов, фонтанирующий ручеек крови из открытой раны. Беззаботное детство. Беспредметное сновидение. Утраченные годы, но приобретенный жизненный опыт. Интуитивное умение предопределять чужие поступки, назревающие события. Непредсказуемо чередование веселья с легкой грустью. В момент удачи осознание морального удовлетворения, душевного покоя, счастья. В архитектурные построения словесной ажурности входят описания, сравнения, состояния, желания, намерения, мысли, фантазии. В каждом конкретном слове заключена: собственная емкость, энергия, воля, тембр звучания. Подчас двоичное понимание. Из сочетания слов, составляющих фразы, языка, самого доступного, популярного и лучшего средства общения: извлекают магические свойства неземного и мистического уровня. Никто лучше писателей, поэтов не умеют пользоваться словами. Иногда создают афористические фразы. Изящные, наполненные философским смыслом, лучшие изделия словесного совершенства. Словесность через чувственные центры проникает в читательское сознание: производит огромное влияние. Вклиняется в мировоззрение, а то становится даже его основой. Чаще всего проявляется в ищущем, нетерпеливом юношеском возрасте. Словесный соус, гарнир или десерт определяют структуру нравственных ценностей, волевой настрой, наполнение характера, жизненный путь. Писателям, наравне с отдельными творческими личностями, учителями, наставниками, служителями искусства, техники, выдающимися политиками: дано право выходить за национальные рамки. По праву мировых достижений входить в круг общения людей других национальностей. Даже до сего времени изолированных цивилизаций. Отдельным из них позволено забросить далеко удочку. Дано перекинуть мост между настоящим и будущим. В неискаженном виде дойти до потомков. Повлиять даже на их мировоззрение. Язык возникает из национально-народного, вневременного фактора. Подвержен постоянным разносторонним влияниям. Насыщается сленгом. Язык оказывается часто разделительной чертой, противостоящей узнаванию и общению народов. При овладении им в совершенстве творческой личностью язык начинает играть молодым вином. Ярче других средств способствует общению народов, их сближению. Его конечной заботой, смыслом, целью является установление между народами прочного мира на длительные времена. Общению культур, взаимопониманию между народами способствуют качественные, художественные переводы лучших произведений близких и далеких соседей. Переводы помогают преодолевать рамки языкового и культурного своеобразия, географическую отдаленность. Резко стирают остроту былой вражды. Отстраняют из обихода и массового сознания суеверия, заблуждения, ошибки. Начинают культурный и торговый обмен, конструктивный диалог. Сближение схожестей. Стыкование единства. Выработка компромиссных точек зрения и политик. Медленно, постепенно гасят былую вековую вражду. Сближение на государственном уровне обгоняет более консервативные общественные шаблоны. Уходят в небытие чувства национальной исключительности. Шовинизм. Неумело отбивается расизм. В многонациональное мировое сознание входят «научные точки зрения» об историческом возникновении наций. Гуманном, едином процессе народообразования. Идентичности людских структур. Разнятся только условия обитания. Неравномерно экономическое, культурное развитие. Отличны политические системы. Истинно художественное произведение: редкая находка, шедевр! Мы видим в завершенном виде творение гения. Проходит стадии, этапы. Результат каторжного труда. Совокупность поисков, интеллигентности, интеллекта. В нем заключены множественные знания, открытия. Моральность. Духовные ценности... В ярком, глубоком, аккуратном, точном срезе жизни литературные персонажи в избранный момент действия зеркально отражают нравы. Культурный уровень. Истинное отношение к материальным ценностям, духовным заботам. Время, эпоху. Источник сияния, сгусток преображающей энергии. Литературный процесс предполагает полную самоотдачу. Отстраненность от материальных выгод, наличия правительства, государственной власти. Талант мастера слова, его профессионализм позволят сотворить нечто необычное: ему суждено сохраниться во времени. Пройти по пространству. Влюбить в себя массу благодарных почитателей. Творческий вымысел соразмерим с правдой жизни. Честный взгляд предполагает наличие аналитического мышления. Умение соразмерять чувственность. Психологическую выверенность поступков с математической точностью апробированной жизнью формулы. Необходимо изучить, затем представить индивидуальность во всей полноте характеристик, черт. Использовать разные описательные приемы, методы для достоверности. Нужно вовсе не фотографическое сходство, не астрологическая характеристика, а узнаваемость по типологическим критериям. По возможности представить массу радостей и огорчений, извилистость жизненного пути. Разные моменты ученичества, становления, восхождения, испытаний. Тупиковые ситуации. Встречи, знакомства и диалоги. Исследования характера, тайников Души. Проверка чувственная, моральная, волевая, стойкости. Испытание соблазнами, семейными драмами. Радостями обретений. Огорчениями потерь. Болью утрат. Временем. Болезнями. Страданиями. Трагедиями. Смертями. |