Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Критик 104
Объем: 14241 [ символов ]
Заявка Автора Любовь Сказкина. Срок выполнения - до 31 мая включительно.
Разбираемое произведение:
 
"Чувства"
Автор Любовь Сказкина.
 
Оригинал произведения:
 

Текст произведения:
 
- Я прибегу через сорок минут, – пообещал он, – будь готова.
…Прошло сорок минут. Я, абсолютно готовая к вечернему выходу в свет, сижу в прихожей на табуретке и грызу семечки. В душу, не сразу конечно, а постепенно, с каждой разгрызанной семечкой, начинают закрадываться подозрения – звонка в следующие сорок минут ждать бесполезно. Решительно встаю и беру курс прямо на телефон. Понимаю, подло и глупо скандалить в его день рождение, но меня уже не остановить – номер набран. Один гудок, второй, третий…
- Я уже бегу! – раздается голос на том конце провода.
Он подозрительно доволен. Непонятно только, чем?
- Где ты? – я на взводе.
- Я бегу, – говорит он.
Надо же, какое спокойствие! Все, мое психологическое равновесие пошатнулось.
- Где ты бежишь? – рявкаю я, усиленно жестикулирую, и кулек с семечкиными скорлупками оказывается на полу.
- Я выбегаю! – восклицает он.
Хоть какие-то эмоции!
- Так ты бежишь или выбегаешь? – я в бешенстве. Он окончательно заврался.
- Я выбегаю и бегу!
- А зачем врешь, что уже бежишь?- я немного притихла и решила все же добраться до истины.
- Я уже одеваю куртку!
- Значит, ты еще не выбежал? Почему? – внутри снова начинает все вскипать.
- Да я забежал к Димке на две минуты: он мне кружку подарил. Я даже не раздевался! – оправдывается.
- Если ты не раздевался, зачем тебе еще одна куртка?- так глупо проколоться может только он.
Опять врет! Подлец! Но я довольна, что раскусила его.
- Слушай, ну хватит, я уже бегу! – раздается голос из трубки.
Ненавижу, когда со мной разговаривают в таком пренебрежительном тоне.
- Слушай ты меня: я тебя предупреждала, что еще одно твое опоздание и… - я серьезно разозлилась и готова на все.
- Предупреждала, – тяжело выдохнул он.
До него дошло, что на этот раз вымолить прощение не удастся.
- Можешь не приходить! – отрезала я.
- Хорошо.
Я слышу короткие гудки и кладу трубку. Забегаю в комнату. Даже не пытаюсь сдержать слезы – все равно не получится. Чего уж там, рыдаю в голос. Проходит минуты три. Начинаю с неистовой силой пинать по комнате коробку от его подарка, благо сам подарок не попался мне на глаза - он уже занял свое почетное место на полочке. Какой широкий жест – в свой день рождения подарить мне подарок! Кому вообще нужны его жесты, подарки? Да сам он тоже не очень-то надобен!
От идеального макияжа, на который было потрачено два часа, не осталось и следа. Я была такая красивая! А сейчас такая уродина: глаза красные от слез, а все лицо черное, от туши. Ярость немного притупилась, исключительно благодаря коробке. Медленно опустившись на стул, я стала думать о том, что он с Димкой будет пить и веселиться, а я буду смывать макияж и догрызать семечки – их там целое блюдце. Прошло восемь минут. Да, я считаю! Может, перезвонит?
Звонит. У него хватает наглости на это?
- Ну, ты чего? – он расстроен.
- Ничего, – меня утомила моя же истерика.
- Я сейчас прибегу. Ладно? – с надеждой вопрошает он.
- Так ты еще не бежишь? – спрашиваю я расстроено.
Ну что за человек!
- Ты же сама сказала, чтобы я не прибегал! – я поняла – он издевается. Коварный!
- Зачем же ты хочешь прибежать? – я начинаю раздражаться: мы никогда не поймем друг друга.
- Я хотел провести этот вечер с тобой! – промурлыкал мне в трубку он.
Приятно конечно, но зачем тогда все портить? Загадка!
- Мммм… – я сомневаюсь.
- Я бегу! – его голос полон решимости.
- О, я думала, что пока мы разговариваем, ты уже прибежал!- я разочарована.
- Все, сейчас прибегу! – видно, ему надоело ругаться.
- Через 10 минут, чтобы был у меня, – я добрею, но стараюсь этого не показывать.
- Через 20.
Он еще и торгуется.
Совсем забыла – я же уродина! Нужно как-то регенерировать макияж! У меня всего 20 минут!
Звонит телефон:
- Я прибежал, – он явно горд собой.
- Так прошло же всего 10 минут, я не накрашена!
Он все делает мне назло!
- Ну, так получилось, я быстро бежал, – он немного растерян: не понимает, чем я сейчас недовольна.
- Подождешь, – отвечаю я.
Строго, но справедливо!
- Ты скоро? На улице 20 градусов! Холодно! – он умоляет меня о пощаде.
- Я уже бегу, дорогой!
 
___________________________________________ ___________________
 
Обзор работы "Чувства"
Автор Любовь Сказкина
 
1. Общее впечатление
 
Странные «чувства» вызвала ваша работа, дорогой автор. С одной стороны, написано с иронией и где-то даже с юмором, и читается достаточно легко. С другой стороны, показалось «затяжным» по своей сути, каким-то детским и несущественным выяснение отношений двух героев. Так и хочется вмешаться и воскликнуть: «Ребята, перестаньте дурью заниматься», а нам – так долго об этом читать. Но, очевидно, речь идет о молодых людях, находящихся только в начале своего жизненного пути, еще не научившихся строить отношения. Герои рассказа вообще не очень-то и задумываются над тем, а что же это такое – «отношения двух людей». Но остановимся на том, что работа – шутливый взгляд со стороны на то, что случается в жизни, а такого рода «диалоги», действительно, часто имеют место быть, как, впрочем, и множество других диалогов, и это решать автору, какие из них представляют с его точки зрения литературную ценность, а какие – нет.
Поэтому маршируем к анализу самого текста.
 
2. Название
 
Слово «чувства» настраивает на что-то серьезное, чувственное, глубокое. В данном же случае название, скорее всего, шутливое и звучит помпезно для такого текста, если подразумевать под «чувствами» любовь, но вполне уместно, если приравнивать «чувства» (что совершенно правомерно согласно словарю Ожегова) к эмоциям и переживаниям. Тогда название почти оправдано, почти, но не совсем. Не исключаю, что стоит подумать и над более точным или очевидно шутливым названием, соответствующим стилистике самого рассказа (напр., как варианты: «Любовный марафон», «Бег на месте», «Стой там – иди сюда» и т.д.)
 
3. Тема (идея), сюжет
 
Понятно, ситуация почти типичная, как и сам диалог: влюбленные молодые люди должны встретиться и провести вечер вдвоем где-то вне дома по случаю дня рождения одного из них. Но из-за непунктуальности молодого человека и взрывного характера истеричной девушки создается конфликт на пустом месте, равнозначный почти трагедии. Но хорошо то, что хорошо кончается: они встречаются, и вечер удался.
Итак, перед нами почти поучительная история из цикла «Стой там – иди сюда» или «Что надо делать, чтобы разрушить отношения», а любой психотерапевт снисходительно улыбнулся бы, поправил очки и спросил влюбленного юношу: «И Вам это надо?». Нет-нет, не подумайте, я не защищаю недисциплинированного молодого человека, я просто пытаюсь представить эту юную особу через несколько лет – интересно, изменится ли она? Или образуется пара «истеричка и истеричкин муж» - очень типичная для нашего общества.
Но это, как Вы понимаете, чисто субъективные рассуждения по теме рассказа и с ними можно не соглашаться, главное, что персонажи – типичные и ситуация распространенная, что делает зарисовку актуальной.
Если же говорить в целом, не затрагивая суть (ведь правда у всех своя), а только анализируя, как автор работает с темой, то можно сразу сказать, что рассказ «горизонтальный», т.е. особых глубинных мыслей не несет, вертикаль в нем не выстраивается, все поверхностно, как и сами чувства. Но, заметьте, это не является недостатком, т.к. это зарисовка, шутливый эпизод, и задачи «глубоко копать» автором не ставится. Тогда что же является «объектом» данной работы, если не тема, если не «чувства». А темой, на мой взгляд, является попытка показать ВСПЛЕСК – всплеск эмоций и переживаний, показать бурю в стакане воды, когда юношеская категоричность и неуравновешенность провоцирует ссоры.
Ну, что ж, тогда дело за виртуозностью в плане формы, а именно: ритма, удачного диалога, точности подобранных фраз и лаконичности в изложении «сложных мыслей».
Смотрим.
 
4. Форма, художественные приемы
 
В целом диалог, а рассказ построен полностью на диалоге, достаточно однообразен и затянут. Бесконечный однокоренной ряд – «прибегу», «выбегаю», «бежишь», «выбежал», «прибегу», который порой может только украсить работу и «сыграть автору на руку», создавая определенный ритм (с повторами вообще можно очень неплохо работать не только создавая «мелодику» в рассказе, но и делая разные смысловые акценты), здесь бесконечно утомителен: ритма он не создает, что-то иное, кроме как «бежать» в прямом смысле, не привносится. Слово «бежать» можно было бы шутливо обыграть какими-то фразеологическими оборотами (бежать по кругу, бежать как белка в колесе, чем сильней ты бежишь, тем крепче стоишь на одном месте и т.д.). Это усилило бы смысл, добавило бы яркости и юмора, и даже «наносного» трагизма, так необходимого здесь в стилистике создания героев ситуации.
Вообще диалог в любом рассказе (прозе) – вещь непростая по форме (содержание не берем): он должен быть слышимым, емким и «живым». При этом это не значит, что мы снимаем кальку с диалога в реальности – если это сделать (а этим страдают многие начинающие авторы), получится ужасный ужас, диалоги не читаемы! Мастерство заключается как раз в том, чтобы живая разговорная речь прошла художественную «обработку» и перешла на бумагу, создавая «иллюзию» разговорной. Это отдельная тема, можно читать лекцию.
Вернемся к нашим баранам и нашему диалогу. Если убрать длинноты (напр., подсократить подробнейшую историю с курткой, эту торговлю с 10-20 минутами в конце рассказа), то структурно фразы «звучат» нормально: короткие, «торопящиеся», суетливые, возмущенные – настроение неплохо передается, передается и эмоциональное «кипение» барышни.
 
Теперь пройдемся частично по самому тексту.
 
…абсолютно готовая к вечернему выходу в свет,
Звучит не иронично, как хотелось бы, а комично, похоже на «кальку» из разговорной речи с претензией на что-то помпезное, особенно «выход в свет» с последующими за этим семечками.
 
-Где ты? – я на взводе.
- Я бегу, – говорит он.
Надо же, какое спокойствие! Все, мое психологическое равновесие пошатнулось.
Мое психологическое равновесие пошатнулось – фраза нелепая, опять звучит комично и даже нелогично, оно пошатнулось у барышни не от спокойствия ее друга, а раньше – в процессе его ожидания, и разговор она начинает уже на взводе, т.е. уже «хорошо пошатнувшись».
 
-Где ты бежишь? – рявкаю я, усиленно жестикулирую, и кулек с семечкиными скорлупками оказывается на полу.
А эта ее реплика вполне удачна и к месту, и жест видимый, и семечки - хорошо.
 
и кулек с семечкиными скорлупками оказывается на полу. – Лучше упростить эти нескладные «семечкины скорлупки», напр.: и кулек с семечками мгновенно летит на пол (оказывается на полу).
 
- Я выбегаю! – восклицает он.
Хоть какие-то эмоции!
Ага, скажет психотерапевт, значит, барышню бесит чужое спокойствие, ей надо «вывести» партнера из себя. Логика такая: будут эмоции – будет свидетельство его чувств. Это диагноз! – ОК, допустим. Но дальше больше!
 
- Так ты бежишь или выбегаешь? – я в бешенстве. Он окончательно заврался.
- Я выбегаю и бегу!
- А зачем врешь, что уже бежишь?- я немного притихла и решила все же добраться до истины.
Здесь начинается длиннота, о которой говорилось выше, начинается кропотливая мелочность, которая 1. так портит отношения, 2. которую ненавидят мужчины, 3. которая портит впечатление от всего рассказа, т.к. любые длинноты и мелочность все портят. Историю бегу-выбегаю-врешь-не выбежал-куртка, эта ловля на словах, подобна словесной шелухе от семечек – мусор! Хорошо бы все сжать до нескольких пусть и едких замечаний со стороны барышни, но четких и метких, емких, иначе хочется поморщить лоб от бытовухи.
 
- Слушай ты меня: я тебя предупреждала, что еще одно твое опоздание и… -
Тут вообще пошла «разборка» и, думаю, ни один уважающий себя юноша или мужчина не позволил бы, чтобы с ним так разговаривали. Но ладно, предположим, у них такая форма общения, но диалог из «поведенческого» легкого и ироничного превращается в житейские «необработанные» будни. Это можно назвать нарушением стилистики рассказа.
 
До него дошло, - плохо, грубо, разг., нарушение стилистики.
 
Да сам он тоже не очень-то надобен! – «надобен» – нет такого литературного слова, если сохранить «авторскую» манеру письма, то пусть уж будет: Да и он сам не очень то и нужен!
 
- Ну, ты чего? – он расстроен.
И далее идет вновь словесное провисание: чего-ничего-прибегу-не бежишь-сказала-не сказала и т.д., которое хотелось бы подсократить до чего-то более существенного, смешного и емкого.
В конце рассказа хочется, наконец, вздохнуть и сказать: Слава Богу, встретились! Ура!
 
5. Общие выводы
Чтобы не повторяться в том, что уже было сказано выше, лишь добавлю, что хорошо бы с текстом как следует поработать. Ведь дело-то не в том, что молодой человек опаздывает или врет, а в том, что его барышня с таким характером всегда найдет что-то, за что можно зацепиться и высказать свое особое мнение. Вот в этом-то и есть суть конфликта, конфликта не частного, как показано в этом рассказе, а более крупного, который потом перейдет и на всю жизнь. Поэтому рекомендую, сохраняя ироничный стиль рассказа и его динамику, 1. «причесать» текст, а именно убрать словесные нелепости и длинноты, 2. ввести для яркости парочку удачных фразеологичеких оборотов со словом «бежать», 3. слегка обозначить (две-три реплики) еще какие-то насущные для молодых людей темы, где расстановка сил сохраняется, т.е. барышня опять «контролирует» ситуацию, а молодой человек сдается свои позиции и, наконец, 4. может, барышню сделать менее истеричной?
 
И все-таки, чем рассказ хорош? Своей несомненной динамичностью, иронией, неплохим потенциалом в построении диалогов.
 
Спасибо за понимание.
 
Удачи, творческих успехов,
С уважением,
Ваш Критик 4
Copyright: Критик 104, 2008
Свидетельство о публикации №165798
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 04.05.2008 17:51

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта