Что же значит для нас наше имя? Одни считают, что это просто персонификация человека, проще сказать – ярлык, который удостоверяет нашу личность. Другие видят в имени некий сакральный смысл и пытаются разобраться в его дословных переводах. Предлагаю окунуться в историю русских имен, может, там мы найдем ответы. В древности имя говорило о человеке значительно больше, чем сейчас, и отражало главную черту или умение. Когда-то в детстве мы зачитывались романами Фенимора Купера „Следопыт“ и „Зверобой“. Имена индейских вождей и воинов там говорили о многом: Верная рука, Быстрый олень, Ястребиный коготь. Сразу ясно, кто может точно стрелять, кто быстро бегать, а кто цепкий и хваткий. И наши славянские предки тысячу лет назад использовали имена, применяя точно такой же принцип. Но стоит заглянуть еще глубже. Более двух тысячелетий назад, когда люди жили среди природы и не наделяли себя божественной сущностью, они называли друг друга именами зверей, рыб или птиц: Волк, Олень, Ерш, Жаворонок, Заяц, Соловей. Все эти имена и были краткими характеристиками человека: ерш колючий, заяц трусливый, жаворонок раньше всех просыпается. Многие из этих имен просуществовали очень долго, и в писцовых книгах XVI-XVII веков часто встречаются Заяц, Муравей, Голуб. Кроме представителей животного мира, в именах была представлена и окружающая природа, что тоже характеризовало их обладателей. Например, Горыня – подобный горе, громадный, Зима – суровый и беспощадный, Дубыня – подобный дубу, несокрушимый, Орех – твердый и скрытный, Береза – светлая и стройная. Богатырь Горыня – герой русских былин, а один из атаманов Стеньки Разина носил имя Зима. А вот еще одно интересное имя – Борщ. Неизвестно, какую оно несло информацию о человеке, но это слово в древности означало ботву растений. С развитием языка у славян стали появляться имена, в основе которых лежали определения (качественные прилагательные) относящиеся к чисто человеческим чертам. Например, имя Кощей говорило о костлявости и худобе, Мал – о невысоком росте его обладателя или младшинстве в родне. Замкнутого и неразговорчивого нарекали Молчаном, храброго Храбром, любимого Любимом. Конечно же, такие имена как Искрен (искренний) или Смел (смелый) вряд ли давались сразу же при рождении, существовали первоначальные (предварительные) имена. Богдан – Богом данный, Ждан – долгожданный, Голован или Милан вполне могли быть даны сразу при рождении. Очень часто детей называли по счету: Первуша или Первак, Вторуша или Вторак и т.д. Историки утверждают, что до появления обряда крещения у славян имя ребенку присваивали в возрасте от 7 до 12 лет. При обряде инициации предварительные имена обычно заменялись, однако если ребенок ничем особенно не выделялся, имя могли и оставить. Чаще всего это случалось в неполных семьях, где мужчина погибал на войне или охоте и шанс у отроков выбиться в „люди“, овладев навыками отца, был мал. Так и дошли до нас номерные имена Третьяк, Осьмин, Девятко, а с ними и первоначальные материнские – Любим, Желана, Забава. Совсем другое отношение было к именитству детей в семьях мужчин, владеющих ремеслом или воинским искусством. Это и неудивительно, в те времена отец должен был передать свое ремесло и умение сражаться сыновьям. Сыновья уважаемых родителей получали имена Горазд – искусный, способный, Воислав – славный воин до того, как они это могли доказать. Самые древние женские имена нам известны из легенд: Лыбедь (Лебедь – олицетворение красоты) – сестра основателя Киева Кия. Порусья – жена Руса, брата Славена. А вот имя Лада, видимо первоначально было общим определением – милая жена и лишь потом стала именем славянской богини. Примерно половина женских имен произошла от мужских. Вначале девочек называли по отцу: Светлан – Светлана, Боян – Бояна, Искрен – Искра. Героиня „Слова о полку Игореве“ Ярославна была наречена по отцу князю Ярославу. В летописях зафиксирован исторический случай производного имени: жена киевского князя Игоря (до замужества Предслава) взяла себе имя Ольга в честь князя Олега Вещего. Другие древнерусские женские имена не имеют аналогов среди мужских: Снежана – беловолосая, холодная, Чернава – темноволосая, смуглая, Злата или Златоцвета – золотоволосая, Рада – радость, счастье. С тех же времен до нас дошли не требующие пояснений имена Вера, Надежда и Любовь. Современного человека удивляет, что славяне называли детей неблагозвучными именами. Таковых было не менее ста. Одни из них считались оберегами. Например, имя Дурак (Дур) должно было уберечь ребенка от дурных поступков, а Чертан (Черт, Сатана) – оградить от нечистой силы. Другие же – это были имена-прозвища – давались их носителям позже: Блуд, Злоба, Крив – нечестный, Невзор – подозрительный. В VII-IX веках стали появляться составные (двойные) имена. В них обычно входили основное название народа, к которому принадлежал человек, и имя главного языческого бога, почитаемого племенем. Например, имена Берислав, Борислав, Гудислав и еще добрый десяток им подобных говорили о том, что их обладатели были славянского роду-племени. Главными богами у древних славян были Род и Мир. Род являлся прародителем богов и людей, а Мир олицетворял общее устройство мира. Отсюда имена Родан, Родислав, Родогор, Родолюб, Родомил, Родомысл, Родосвет, Родослав, Миробог, Мирогость, Миронег, Миролюб, Мироног, Мирослав. В наше время остались имена Родион и Мирон, сохранившие эти очень древние корни. От бога скотоводства Велеса (Волоса) были образованы слова великий и величина, а от них произошли имена Велемир, Велемудр, Велибуд, Велигор, Велигост, Велимысл, Велислав, Велизар; последнее преобразовалось в Елизар. От имени правнука Рода Радигоста – бога торговли и гостеприимства – в славянском языке появилось слово радость. Пришедшее на Русь с территории Польши племя именовало себя радимичами. Думается, имена Радей, Радивой, Радим, Радимир, Радислав, Радобрат, Радолюб, Радомил, Радомысл, Радосвет принадлежали выходцам из этого племени. Не меньшее количество имен произошло от Световида – бога света и Ярилы – бога солнца и землепашества. В имена богатырей Светозара и Светогора и князей Яромира, Ярослава, Ярополка и др. вкладывались понятия светлый, яркий и яростный. В IV-V веках от берегов Балтики пришли западные славяне ванты (венты, венеты). Это племя упоминается в различных источниках. В Киевской Руси их называли вятичами по имени вождя Вятко. Вятичи жили на обширных территориях к юго-востоку от Москвы. В хазарских и арабских источниках они не раз упоминаются как вантиты, или сокращенно ваны. По одной из версий, с этим этнонимом связано имя Иван. Некоторые исследователи считают, что люди этого племени были просты и бесхитростны и представлялись примерно так: я – ван или просто ван. Действительно, можно найти ряд примеров совмещения личных имен с названием племени: у прикарпатских дулебов самым распространенным именем было Дуло, на Северном Кавказе у аланов-русов – Руслан, от западных славян вентов в Польше до сих пор сохранилось имя Венцлав (Вентслав). Но более аргументированной остается версия происхождения имени Иван от канонического Иоанн. Первые Иваны среди Рюриковичей появились в начале XI века вместе с Андреями, Юриями (Георгиями) и Даниилами. В период царствования Ивана Грозного православная церковь начала активно вытеснять древние славянские имена, заменяя их при крещении каноническими. При этом предлагались имена поминаемых святых, указанных в месяцеслове (по-народному в „святцах“) на день крещения. Иоанн там упоминался чаще других – 64 раза. Через сто лет древние имена вышли из обихода и стали забываться, и нам знакомы лишь имена первых русских князей и воевод. Хотя в княжеских родах переход на канонические имена произошел раньше, но и здесь он растянулся надолго. После крещения и получения новых имен многие князья предпочитали именоваться прежними славянскими, в том числе Владимир Святой (Владимир Красно Солнышко), получивший при крещении имя Василий, и его сын Ярослав, получивший имя Юрий (Георгий). Среди русских князей древние имена были в ходу вплоть до XIV века, последний Святослав из рода Рюриковичей умер в 1386 году. Сегодня список восстановленных древнеславянских имен довольно обширен. Их собирали по берестяным грамотам, писцовым книгам и другим древним документам. При выборе имен существовал определенный порядок. Только дети князей могли быть наречены такими значимыми именами, как Владимир – владеющий миром, Всеволод – властелин народа, Святослав – священная слава, Яромир – солнечный мир. Определенные имена были у боярской знати и полководцев: Добромысл – добрый и разумный, Борислав – борец за славу, Горислав – горящий во славе, Ратибор – защитник. Горожане и ремесленники брали еще менее громкие имена: Добролюб – добрый и любящий, Доброжир – добрый и богатый, Милорад – милый и радостный, Путимир – разумный и мирный, Тихомир – тихий мир. В сельской местности имена были совсем простые, двойные встречались редко. Наряду с оставшимися с самых древних времен именами Ворон, Сом, Ерш, Тур встречались ласковые Любим и Милан. Были и деловые: Путята – знающий дороги и тропы, Ворошила – хорошо и быстро работающий и даже „инструментальные“: Топор, Ворот, Гусля, а также неблагозвучные: Беско, Быкодер, Голяш, Жадок, Злоказ, Злыдень, Мордач, Свищ, Чудород и др. Многие из них существовали до середины XVII века. Древние имена продолжают жить в нашем языке и сегодня. Одни остались в виде прозвищ: Балда, Горюн, Воротила, Забияка, Плакса, другие: Безобраз, Долговяз, Глум, Жизнерад, Догада, Докука – перешли в прямые определения: безобразный, долговязый, глумливый и т.д. Отдельные имена получили совершенно новую жизнь, например, Баян – имя сказителя и певца, стало названием музыкального инструмента; от имени Бульба, означавшего в древности водяной пузырь, в белорусском языке образовалось название картофеля. Скорее всего, имя Валуй, означавшее несуразность и бесформенность, перешло в название гриба. В ХХ веке в СССР попытались создать новые имена, придав им общественно-смысловую нагрузку. Вот несколько из них: Авангард, Владлен, Ким (Коммунистический интернационал молодежи), Электрофикация, Революция, Октябрина, Марлен (Маркс, Ленин). Естественно, имена эти в России не прижились. Периодически в моду входят иностранные имена. В сочетании с русскими отчествами и фамилиями они звучат несуразно, например, Артур Петрович Козлов или Агнесса Федоровна Пузырева. Намного гармоничнее звучали бы в России древние славянские имена Мирослав, Добромир, Добрыня, Всемила, Милана, Голуба. Некоторыми из них россияне уже нарекают своих детей. |