Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Лана Горбачевская
Объем: 3551 [ символов ]
Эффект обманутого ожидания. О смысле и ритме. Беседа вторая
В прошлой беседе мы говорили о том, как можно при помощи перебоев в метрической организации стиха выделить важное для поэта слово. Оговорюсь ещё раз, что приём этот по силам только человеку, прекрасно владеющему стихотворной техникой.
 
Но часто акцента на одном слове бывает недостаточно: удачная строка, даже целый катрен (четверостишие) просто взывают к читательскому вниманию. В версификации (стихосложении) есть много способов выделить подобную смысловую доминанту. Остановимся пока на двух из них.
 
Способ первый.
Стихотворение не обязательно должно состоять из равностопных срок. Так, например, возможно чередование 4-стопного и 3- стопного ямбов или 6-стопного и 4-стопного ямбов. В качестве примера предлагаю стихотворение М.Ю. Лермонтова:
 
Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,
Как язвы, бойся вдохновенья...
Оно — тяжелый бред души твоей больной
Иль пленной мысли раздраженье.
В нем признака небес напрасно не ищи:
То кровь кипит, то сил избыток!
Скорее жизнь свою в заботах истощи,
Разлей отравленный напиток!
 
В стихотворении «Не верь себе» отчётливо видно сочетание 6-ст. и 4-ст. ямбов. Благодаря такому сочетанию более краткая строка ( она называется «эпод», допевка) более выразительна.
Подобный приём использовался ещё со времён античности и считался одним из самых выразительных. Именно сочетанием 6-ст. и 4-ст. ямбов создавались гневные, обличительные стихотворения, называвшиеся ямбами. Таким образом, ямб был жанром, а не стихотворным метром.
 
В случае, если разностопие, как у Лермонтова, сохраняется во всём стихотворении, то длинная строка занимает первое место в строфе, а короткая следует за ней. В этом случае срабатывает эффект ожидания, когда читатель заведомо настраивается на семантическую (смысловую) значимость каждой второй строки. Эффект будет ещё сильнее, если разностопие появляется лишь единожды – в конце стихотворения в качестве своеобразного итога.
 
Способ второй. Эффект обманутого ожидания лежит в основе и второго способа. Таким приёмом, но только в области рифмы, пользовался А.С. Пушкин. Особенно показателен он в пушкинской драматургии.
 
Ужели тень сорвет с меня порфиру,
Иль звук лишит детей моих наследства?
Безумец я! чего ж я испугался?
На призрак сей подуй – и нет его.
Так решено: не окажу я страха –
Но презирать не должно ничего...
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!
 
Пушкинский «Борис Годунов» написан 5-стопным нерифмованным ямбом, обычным для драматических произведений 19 века. В данном отрывке в обычный нерифмованный стих вторгается рифмованное четверостишие. Подобное вкрапление позволяет обозначить кульминационный момент, придать особую значимость высказыванию.
Аналогичного эффекта можно добиться и в рифмованном стихе за счёт изменения рифмовки. Например, в качестве основной рифмовки избрана перекрёстная. Добиться смыслового акцента можно изменив её на охватную(кольцевую) или парную. Важно здесь то, чтобы в процессе чтения установилась ритмическая инерция. Перебой отчётливо ощутим не ранее третьей строфы.
 
Если вы используете рифмический перебой в начале строфы, то он, конечно, будет ощущаться, но должного эффекта не последует, поскольку ритмическая инерция ещё не установилась.
 
Я ехал к вам: живые сны
За мной вились толпой игривой,
И месяц с правой стороны
Сопровождал мой бег ретивый.
Я ехал прочь: иные сны...
Душе влюбленной грустно было;
И месяц с левой стороны
Сопровождал меня уныло.
Мечтанью вечному в тиши
Так предаемся мы, поэты;
Так суеверные приметы
Согласны с чувствами души.
 
А.С. Пушкин «Приметы»
Copyright: Лана Горбачевская, 2012
Свидетельство о публикации №283905
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 25.06.2012 16:36

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта