На дисциплину ребят на уроках поступало много жалоб от учителей - предметников Помогла... собака по кличке Муха. Однажды за Верочкой, маленькой смуглой девочкой, учившейся не очень хорошо, но добросовестно трудившейся на всех субботниках, доброй и чуткой, увязалась её любимица – собака породы дворняжка, небольшая, лохматая, с умными бусинками чёрных глаз. Когда она пробралась в кабинет, учительница математики и классный руководитель 4 А класса, не заметила. Но что-то в поведении ребят её насторожило. Впрочем, вопрос решился сам, когда невидимая Муха, чем-то недовольная, сидящая под партой Веры, вдруг громко зарычала. Анна Ивановна любила животных, и ребята знали об этом. Не один раз на её уроках «нечаянно» оказывались кошки. Не выгонять же любимцев на мороз! Она усаживала кошку на руки или ближе к батарее отопления, и та, согревшись, уютно и громко потарахтев, мирно засыпала, в то время, как класс решал упражнения и задачи по математике. Но собака в класс попала впервые. Ребята присмирели. Как отреагирует строгая учительница на Муху? Выгонит на улицу? Анна Ивановна выгонять собаку не стала, понимая, что это обидит ребят и оторвёт время на уроке. Да и после удаления животного говорить о математике будет бесполезно. Четвероклассники будут думать только о собаке. И решила оставить животное в кабинете до конца урока, а на перемене попросить Веру отвести собаку домой. Она сказала ребятам о своем решении и поставила одно условие: Все должны хорошо себя вести, потому что Муха рычит, когда кто-то пытается созорничать. … Такой тишины в привыкшем к вольности классе никогда не было. Стоило кому-то из ребят нарушить дисциплину, как из-под парты Веры раздавалось негромкое: «Р-р-р». И снова воцарялась тишина. Любовь к животным помогла ребятам научиться правильно вести себя. На большой перемене строем шли на обед. Для этого нужно было пересечь длинную, широкую как зал рекреацию, повернуть направо, спустившись на три ступеньки, и зайти в столовую. Умная Муха шла рядом с хозяйкой около стены, чтобы её не заметили другие учителя и директор школы. И посещать уроки математики Муха стала каждый день. Но однажды она не пришла. А у девочек из покрасневших глаз готовы были течь слёзы. Муху сбила проезжавшая по двору машина. И это горе было настоящим для детей…. Жалоб от предметников по дисциплине становилось все меньше и меньше. Сегодня для Анны Ивановны, обычный рабочий день. Обычный? Нет,в школе обычного не бывает. Это у кого-то могут быть серые, похожие один на другой дни. И людям бывает порою скучно, они размышляют, как бы «убить» очередной день. Анне Ивановне никогда не было скучно. Грустно, безрадостно, печально бывало, и нередко. Но скучно – никогда. Сидящие на скамейках пенсионеры и «пионеры» вызывали недоумение. «Отдайте вы мне своё лишнее время,я найду ему применение»,- молча заклинала она их. Если бы это чудо произошло, нашлось бы у неё время посидеть у этюдника, порисовать, оставить на бумаге - памяти вот это чудесное утро. - А что в нём особенного? – сказала приятельница, тоже учительница, с которой встретились по дороге в школу, - серое какое-то. Вот вчера было…». Анна Ивановна спорить не стала. Нежнейший жемчужно-розовый восход заставлял фосфорисцировать выпавший ночью мягкий, не успевший осесть снежок. Редкие пока прохожие не нарушали тишину. Из спящих окон не гремела режущая уши новомоднейшая «музыка». Даже вечно горланящий киоск на проспекте дремал, чтобы через час – другой снова начать нести в уши прохожих мутный поток безвкусицы, глупых слов и музыки эпохи неолита, каменного века или того периода, когда стали отпадать хвосты у обезьян, и они превращались в людей. Как хорошо сделали те обезьяны, что не стали превращаться в людей, и остались на кокосовых пальмах! Там нет новейшей аппаратуры. Анна Ивановна поймала себя на том, что неприятие новомодных «шедевров» становится всё сильнее. - Вот когда я буду в вашем возрасте, я тоже буду любить классическую музыку, - вспомнила учительница разговор с молодым человеком. И в памяти всплыла чёрная тарелка громкоговорителя на стене их полутёмной комнаты и голос мамы: - Дочка, уже час ночи, ложись спать. Завтра трудно будет идти тебе в школу Но по радио исполнялась музыка Грига. Разве можно было спать? Любовь к классической музыке нужно воспитывать с детства. А что сейчас дети слышат по радио, видят по телевизору? Какими вырастут они? Смогут ли они оценить прекрасное в настоящей музыке, так же как и к настоящей живописи? «Места, не занятые нами, не мешкая, займёт наш враг», - строчки поэта стали руководством в работе учительницы. Нужно прививать хороший вкус так, как делают прививку от кори, дифтерии - в раннем детстве. Своих четвероклассников, по причине отсутствия в маленьком городе музеев изобразительного искусства, она начала воспитывать на репродукциях известных художников, которые сама собирала с юности,покупая иллюстрированные журналы «Огонек» ради одной - двух «картинок» – репродукций. И каждая из них была поистине бесценна и в прямом, и в переносном смысле. Любовь к театру своим воспитанникам она прививала и на самодеятельных спектаклях. Четвероклассники разучили оперу «На крыльях новогодней сказки» и несколько раз ставили её на сцене школы. Ребята росли. Анна Ивановна продолжала вывешивать на стенах кабинета физики репродукции полотен художников мира, на классных часах воспроизводить классическую музыку, посетили они Писаные скалы - музей под открытым небом, восстанавливали памятник на Красной горке, ставили спектакли. Когда по радио промелькнуло сообщение о том, что в Кемеровский музей изобразительного искусства привезли из Дании передвижную выставку цветных фотографий в натуральную величину полотен художника Рубенса, учительница уговорила отца одного из учеников, работавшего водителем автобуса, и он свозил класс в центр Кузбасса. Полтора часа в дороге ничуть не утомили ребят. Они уже были восьмиклассниками. Приподнятое настроение царило всю дорогу в салоне автобуса. Вот и кемеровские проспекты, знакомый ещё по четвертому классу театр драмы, а рядом с ним, чуть наискосок, через улицу, - музей изобразительных искусств. Высокие ступени вели в небольшое фойе, где ребята сдали в гардероб пальто, шапки и сумки. Но при покупке билетов кассир поинтересовалась, какого возраста ребята. Услышав,что это восьмиклассники, билеты продавать наотрез отказалась. Пришлось идти к искусствоведу. - Вы шутите, что ли? Разве в таком возрасте дети смогут воспринять обнаженные тела? Анна Ивановна долго объясняла знатоку искусства, что её воспитанники с четвёртого класса изучают произведения художников, знают, что представляют собой полотна Рубенса, хоть и не совсем полностью, по репродукциям. Важная дама с сомнением покачав головой, разрешение на вход всё же дала. Анна Ивановна пообещала, что при первом же некультурном поведении хотя бы одного из воспитанников все они покинут музей. Огромные фотографии - от пола до потолка,- не более четырех полотен на одной стене, - поразили своей необыкновенной красотой. Кисть великого мастера открыла перед глазами изумлённых ребят и учительницы всю прелесть человеческого тела, одухотворенность лиц. Это не были пошлые фотографии из бульварных газетёнок с наивным - фальшиво-детским выражением глупых лиц видевших виды девиц. Великолепная манера живописи соединялась с возвышенным благородством художника. И дети это поняли. Учительница, стоявшая сбоку, незаметно наблюдала за выражением лиц своих воспитанников. Ни единого пошлого слова, ни единого ложного взгляда, никакого хихиканья. Даже два Димки, головная боль всех учителей школы, вели себя как вполне воспитанные, порядочные люди. Девочки не хихикали, не опускали в ложной скромности глаз. Дети научились понимать прекрасное. Они никогда не будут писать на стенах подъездов, не будут коверкать столы в школьных кабинетах уродливыми порнорисунками, не испортят кресел в салонах автобусов. Они ценят порядочность и красоту. Сердце учителя ликовало. Гид рассказывала о художнике, медленно переводя внимание с одного полотна на другое. Ребята спокойно и с достоинством её слушали. На выходе искусствовед поблагодарила Анну Ивановну за хорошее воспитание ребят, за истинную любовь учительницы к искусству. И к детям. |