Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он –совершенный учитель Л.Н. Толстой Мечтать - не вредно, это знают все. И лучше всего это делать на мягкой, удобной подушке, для того чтобы рой ваших мыслей мог беспрепятственно обрести форму продолжительного и чудесного сновидения. Причем такого, в котором все случается именно так, как вы хотите. Ведь мечты большей частью сбываются только во снах. Так я думал раньше и, к счастью, заблуждался: оказывается, в бескрайнем океане жизни есть таинственный островок, где, словно по мановению волшебной палочки, исполняются многие желания. И этот островок называется школа. На первый взгляд, школа кажется удивительно тихим и безмолвным местом на земле: лишь изредка, через каждые 45 минут, перемены, как волны прибоя, нарушают тишину. Однако стоит побыть здесь подольше, и становится ясно, насколько обманчиво первое впечатление: повсюду здесь кипит и бурлит, опьяняя своей энергией и силой, Жизнь. Не знаю, можно ли назвать судьбой то, что меня, кадрового офицера, опытного оперативника, работавшего в абсолютно другой системе и имевшего возможность более перспективной работы, занесло на этот « остров». Я сейчас даже не могу определить точного чувства, которое я испытал от общения с детьми, но проработав первый год, уйти отсюда я уже не смог, в какой то момент осознав, что это для меня важно, а, может быть, как бы это пафосно ни звучало, даже предначертано свыше, воспитывать детей. Когда я размышляю о смысле и значении великой профессии – УЧИТЕЛЬ, я вспоминаю старую притчу: Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает. Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята». Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб своей семье», А третий гордо произнес: «Я строю прекрасный храм». Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. В его ответе - спокойное достоинство. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив. Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу. Познание мира начинается с удивления. “Удивляясь - удивлять, увлекаясь - увлекать” – вот так я бы сформулировал основной тезис своей педагогической философии. Учитель и ученик, на мой взгляд, должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным, но ни один из них не должен стоять над другим. Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником. Спору нет, должна. Но это не стена, не барьер, которые нельзя перешагнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики, - Уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руку тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания. Помните древнюю мудрость? Учитель - это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Как же это верно! Вместе! Именно вместе мы совершаем с учениками открытия, заглядываем в прошлое и пытаемся найти ответы в настоящем. Мою педагогическую философию определяет ученик, ребенок, в личности которого я должен найти, развить и сохранить те зернышки душевного таланта, которые, бесспорно, там “рассыпаны”. Я всегда с глубоким чувством вспоминаю замечательную директрису школы, в которой учился, учителя с самой большой буквы – Бахтину Антонину Михайловну. Её жизнь, её педагогическая деятельность – это азбука для любого педагога. Её напутственные слова перед тем, когда я первый раз хотел посвятить себя педагогической деятельности, надолго останутся в моём сердце: «Игорь, ты для детей должен стать не только учителем, но и братом, отцом, другом, воспитателем, а иногда даже и няней. Ты детей должен любить всем сердцем и, чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь. Ребенок должен почувствовать, что он не одинок со своими проблемами, что его дела, его проблемы волнуют тебя не меньше. Запомни раз и навсегда: все начинается с любви». Можно ли сказать лучше? Наверное, это будет трудно. Тогда первый раз я спасовал, не пошел в школу, испугавшись чего- то. Может, ответственности, может, чего- то незнакомого, неизведанного. О чем сейчас очень жалею. Я мог бы сделать гораздо больше, чем сделал сейчас, узнал бы больше, чем знаю сейчас, потому что всегда был согласен с заповедью: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. А вообще, мастерство учителя не случайная удача, не счастливые находки, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. Приходя в школу, на урок, на занятия, да и просто общаясь с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что проходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И это должно быть искренне. Дети неискренность и ложь распознают сразу. Они понимают и ощущают гораздо больше, чем нам кажется на первый взгляд. Победа ребенка становится и моей победой. Именно в такие минуты я говорю сам себе: “Не ропщи на судьбу, и если избрал эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание мое - нести любовь и радость”. Но, что скрывать, не всегда потраченные силы оборачиваются успехом, часто, то, что создается огромным трудом, рушится в один миг. И тогда появляется желание все бросить, но… приходит новый день, и я снова иду к детям, к своим коллегам учителям, ставшими родными, потому что я им нужен, а они мне, и все начинается сначала. Я ни о чем не жалею! Я бесконечно люблю свою школу, искренне отношусь к её ученикам и учителям и верю, что у моей профессии большое будущее. 2010 год. |