«Куда такой годится маленький? Ну, разве только – в трубачи…» Дома, пока мама дежурила на подстанции, а дядя Остап обучал своих новобранцев военным премудростям, Шурка показывал Верке, как он уже умеет играть на горне. И одновременно рассказывал ей об этом горластом сияющем чуде. - Знаешь, оказывается, горн – это не столько музыкальный, сколько сигнальный инструмент. Со своими правилами подачи разнообразных военных или приветственных сигналов, коротких, требовательно-строгих, не допускающих импровизаций или переиначиваний, с собственной, никакому инструменту более не свойственной, текстовой «запоминалкой». Мне это так Ян Карлович рассказывал. - Какой запоминалкой? Что-то об этом в «Сольфеджио» ничего не сказано, а? Выдумываешь ты всё… - Верк, ты что, какое у горна «Сольфеджио»? Ты представляешь, например, как звучит побудка? Чтоб людей будить. Ведь будильников раньше-то не было. Вот, слушай: Туту, туту, Туту, туту, туту! Тата, тата, Тата, тата, тата! - Знаешь, что это означало раньше, в пионерском лагере? Когда ещё в нашем РУССе были пионеры? Тогда горнист всех утром будил – сам раньше всех вставал – и сразу за трубу. И трубил вот это самое. А если на словах, то получалось вот что: Вставай, вставай! Штанишки одевай! Подъём, подъём! Штанишек не найдём! И они с Веркой после этого минут десять хохотали. И Верка совсем забывала, что у неё до колена нету ноги… А ближе к вечеру приходила, после окончания занятий в музыкалке, Альфия Зариповна, старая мамина подруга и одноклассница – и они с Веркой, запершись в комнате, разучивали на домре новые мелодии. А Шурка сидел на кухне, смотрел в окно и слушал то тоскливо-тягучие, то бесшабашно-залихватские Веркины наигрыши. После двенадцатого октября неожиданно резко похолодало. Не успевшие облететь с тополей и лип листья ветер с глухим жестяным скрежетом нещадно трепал о ветки, а потом прицельно сбивала на землю холодная дождевая очередь… Авианалётов вот уж недели две как не было. Да и стрелять стали пореже, в основном, почему-то, по ночам… За пару выходных мама с помощью Верки – уступив настойчивым Шуркиным просьбам – пошила сыну из принесённой дядей Остапом солдатской шинели советского образца вполне приличное пальто, оставив – по настоянию «заказчика» – блестящие пуговицы со звёздами, чтобы пальто хоть немного было похоже на военную форму… Во вторник Шурка возвращался из музыкальной школы, когда сквозь шебуршание неряшливых, будто в облезлых тряпках, веток чутким музыкальным слухом уловил дальний шелест летевшей мины. До арки соседнего дома, за которым виделся и его родной, было метров пятнадцать-двадцать. И Шурка прямо по лужам и грязи рванул со всех ног через газон к этому убежищу. «Вот, ещё несколько прыжков… Потом перепрыгнуть колодец, крышку которого ещё летом кто-то спёр – и я под аркой, в безопасности. И можно переждать обстрел»... Сзади на пороге слышимости что-то взвизгнуло и бахнуло. Через секунду – ещё... Потом показалось, что ломом ударили по пустой бочке «буу-м дзаннг». Какая-то громадная жесткая рука со всего маху толкнула мальчишку в спину, и он, прижав к себе чехол с горном и футляр с флейтой, беспомощной куклой взвился в воздух. И – рухнул с высоты двух метров прямо в раскрытый зев водопроводного колодца, в ледяную черноту грязной воды… *** «Лю-ю-бо, братцы, любо-о, Лю-ю-бо, братцы, жи-ить. С нашим команди-ром Не прихо-о-ди-тся ту-у-жи-ить…» В Шуркины уши чей-то голос с завидным терпением впихивал уже минут десять эти четыре строчки незатейливой песенки, которую иногда вечером чуть слышно напевал, покуривая на балконе, дядя Остап. Только этот голос был совсем не дяди Остапа. В звуки песни глуховато вплетались голоса каких-то людей, непонятные скрипы и цоканье, фырканье и храп невидимых, но, похоже – больших, животных, тихий лязг и шорох. Шурка лежал на чём-то мягком, пахнущем травой и слегка скисшим молоком, а это мягкое неспешно колыхалось в такт заунывно звучащей песне. Открыв глаза, мальчик увидел над собой тёмное ночное небо, в своей глубине перемигивающееся бессчетным количеством звёзд. Было совсем тепло и спокойно… - Дивись, очуняв хлопчик! – услышал он сбоку чей-то возглас, и повернул на него голову. Буквально в метре от Шуркиного лица скалилась крупными сверкающими зубами лошадиная голова. А поверх головы затенённым пятном высвечивалось лицо какого-то незнакомого мальчишки в серой папахе. - Ну, що, відпочили? Піди вже – добу без пам'яті провалявся. Ми з Миколою скачемо-скачи, потім бачим – хтось купиною прикинувся. Згорнувся як та равлик – і дрібнички до пузу притиснув. Потім Микола тебе поперек свово Гнедко, а я дрібнички підібрав. А тітка Ксенія сказала, що тебе дужо контузило, і що ти безпам'ятний. Ось… Шурка хотел спросить этого незнакомца, кто он такой и куда это он попал. Но вместо нормальных слов горло его исторгнуло лишь странное мычание. Язык будто бы жил отдельной жизнью, постоянно высовываясь меж зубов и мешая выговаривать слова. После нескольких неудачных попыток задать вопросы мальчишке в папахе, тот сам ловко соскочил с седла прямо в повозку – вот, оказывается, что покачивалось и скрипело – и, примостившись сбоку, пустился в рассуждения, периодически тыкая в стороны пальцем: - Ек тебе доклав! Нічого, тітка Ксенія вилікує – вона ж відьма. Вона, командира як до себе принаджено. Щас вона в його тарантасі зі штабом їде, воон там! А от, чи бачиш – бравий козак з перев'язаною рукою – так це Микола Вощук. Ей, Микола, давай до мене! Шурка приподнялся на локтях. К повозке подъехал неспеша на пегом жеребце небольшой мужичок в заляпанной чем-то тёмным гимнастерке и с перевязанной ослепительно белеющими в ночи бинтами рукой. - Ну как он, Игнат? - Так він вже скоро і танцювати зможе! Тільки поки не говорить – все мукає. Може – він німий, а, Микола? - Эт после контузии бывает. Видать, неслабо мальчонку приложило. Видел, какая позади него воронка была – я с Гнедком своим туда бы весь уместился. - Та й я не думаю, що німий. Он, і труба при ньому була. А де ж ти бачив, щоб трубач – і німий. Так адже, Микола? - Что ты ко мне пристал, балабол! Да и парнишку в покое оставь. А сам к командиру скачи – пусть Аксинья посмотрит, что да как. Иль ты уж не вестовой? - Ой, та що так відразу – балабол? Я ж тільки знайомитися. – Игнат, оправдываясь обиженным тоном, резко вскочил на ноги, отчего повозка сильно качнулась, и прыгнул прямо в седло своей лошади, всё это время трусившей рядом. – Я швидко, не сумуй! И растворился в ночи. Шурка уселся на охапке пахучего сена поудобнее и огляделся. Спереди и сзади повозки шли, растворяясь в ночной темени, вооружённые винтовками люди. Поскрипывали и громыхали невидимые в ночи телеги. Изредка какой-либо верховой тенью возникал из ночи и, промчавшись вдоль колонны, так же в ночи и пропадал. На скрипучем облучке сидел, спиной к Шурке, дородный мужчина в полотняной рубахе с вышитым воротом, и, не обращая ни на что внимания, всё продолжал на одной ноте тянуть одни и те же слова: «Лю-ю-бо, братцы, любо-о, Лю-ю-бо, братцы, жи-ить. С нашим команди-ром Не прихо-о-ди-тся ту-у-жи-ить…» |