Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Конкурс/проект

Все произведения

Произведение
Жанр: РассказАвтор: Владимир Гуляев
Объем: 12873 [ символов ]
Не последний шанс
После окончания профтехучилища молоденькая девушка,
новоиспечённый фотограф, получила распределение в небольшой
районный центр. Куда она и отправилась с маленьким чемоданчиком
'балетка', но с большим энтузиазмом и удовольствием, а как иначе,
впереди для неё начиналась самостоятельная взрослая жизнь, интересная
работа в фотоателье, знакомства с новыми людьми, возможно даже
встреча своего суженного! Хотя об этом она ещё и не думала вовсе, ну
так, может только самую малость, но это было где-то ещё глубоко в её
сознании. Первоначально было увлечение фотографией и самостоятельная
работа, да и вообще, столько много интересного ждало её впереди, а не
эти глупости про парней.
От краевого центра до нового места жительства было рукой подать, по
сибирским меркам, всего-то километров восемьдесят с гаком и вскоре
замороженный автобус доставил пассажиров к небольшой деревянной
избе с чуть криво прибитой над массивной дверью вывеской, на которой
коричневой краской, потрескавшейся от ветра и холода, было написано
'Автовокзал'.
Пассажиры спешно покидали холодный автобус, женщины с детьми так
же спешно заходили в дом вокзала, затаскивая с собой узлы, а мужики,
показывая своё безразличие к морозу, с расстегнутыми бортами пальто
или полушубков, останавливались возле крыльца вокруг ведра для
окурков и закуривали, чтобы продолжить свои разговоры незаконченные в
поездке.
Полина тоже вслед за тётками втиснулась внутрь. Чуть влажный, но
тёплый воздух, в помещении обрадовал, она пробралась к большой
круглой кирпичной печи и приложила к ней окоченевшие руки. - Зябко? -
Спросила её дородная тётка, снимая с себя большую пуховую шаль. - Я
ещё в автобусе на тебя посмотрела и подумала, как это она в такой
одёжке не мёрзнет?
- Ничего, я привыкшая.
- Пришёл марток - надевай семь порток! А ты вона как легонько одета. К
нам в гости, поди? Чего-то не признаю тебя. Ненашенская.
- Училище закончила, вот на работу сюда приехала.
- И кем же ты к нам, такая худенькая? Медичкой или учительницей?
- Да, нет. Фотографом буду работать.
- Ишь ты! Это, значит, с Карлычем в быткомбинате работать будешь? Это
хорошо! А то он у нас, Карлыч-то, старый уже стал. А ты значит ему в
смену. Как зовут-то?
- Полина.
- А жить-то есть где? Родственники там или знакомые.
- Да, нет. Пока вот только с вами познакомилась.
- И чё? На постой, поди, ко мне хочешь?
- Нет, там мне, вроде бы, комнату обещали дать.
- Вроде бы, да кабы. Комнату! Негоже девке одной в комнатах жить.
Мало ли кто ночами мимо ходит! Я с этим комбинатом рядышком живу,
угол у меня с кроватью есть. Пустует. Дочка в город уехала. На заводе
работает. Не жилось ей здесь, в город, окаянная, умыкнула. А я тут одна
мыкайся! Дочка-то, как ты, такая же щупленькая. Так что, если
пожелаешь, то поживи у меня. Мне всё веселее будет. А там дальше и
поглядишь.
- Спасибо. Я, конечно, согласна.
- Ну, вот и ладушки. Погрелась, тогда и пойдём. Я тут недалёко живу.
Со следующего дня начались у Поли трудовые дни.
Приближался праздник Международного женского дня, поэтому работы в
фотоателье прибавилось: народ шёл и шёл фотографироваться, появились
заявки на съёмку свадеб в Загсе райцентра и в ближайших сёлах.
- Ишь, прослышали, что молодая да красивая в помощницах у меня
появилась, так сразу валом повалили. А ты, дочка, учись. Фотография -
это очень доброе дело. Вот живут себе люди, живут. А потом раз и всё.
Нету их, а карточки остались на стенке под стеклом висеть. Память! А
когда нет фото, то со временем уже и не вспомнить, кто и как выглядел, а
на пальцах да на словах и не обрисуешь его внешность. А тут глянул и
распознал. Так что наша работа фотографов очень даже нужная! Мы,
получается, как сохранители семейной памяти людей и разных их
моментов жизненных. Вот запечатлеем на фотоаппарат событие, как будто
время остановим, а люди нас потом тёплым словом и помянут. Вот так,
Полина! Нужная у нас профессия людям, очень даже необходимая.
И Полина училась.
У Петра Карловича, а именно так звали старого фотографа, было чему
поучиться.
- Главное, Поля, в нашем деле знаешь что?
- Хорошая фотокамера и софиты.
- Нет, Полина, главное в фотографии - это наш клиент, который желает
получить от нас хорошее и качественное фотографическое изображение
самого себя или своей семьи. И вот тогда мы должны правильно выбрать
фон, освещение, помочь ему правильно встать или сесть, чтобы удобно
было. И разговаривать с ним, как со своим старым и добрым знакомым,
чтобы он чувствовал себя как дома. Знаешь, Поля, чувство собственного
дома - это спокойствие и свобода, это самое гармоничное состояние
человека, и оно одно из главных наших чувств. Вот нам и нужно, чтобы
человек, придя к нам, расслабился и стал тем, кем он есть в обычной,
привычной для него домашней обстановке, а не обращал внимания на
яркий свет ламп и наши декорации. Вот тогда всё будет как надо! И
фотография не будет сухим снимком, а будет живой и глаз радовать.
Фотография - это искусство. Ну, тебя этому учили.
- Да, но про чувство собственного дома нам в училище ни разу не
говорили.
- Про это в учебниках не напишут, это понимание приходит позже и у
каждого по-разному, я вот так думаю. Всё зависит от того, хочешь ты
просто фотографировать или стать фотографом-художником. А художник,
он что делает, он воплощает своё виденье красоты на холсте неделями
или месяцами, а настоящий фотограф должен увидеть этот момент красоты
и успеть запечатлеть его, потому что повтора может больше и не быть. Вот
в этом, Поля, и состоит наша работа - поймать момент.
Поля внимательно, с удовольствием и интересом наблюдала за спокойной
и артистической работой старого фотографа, за его манерой общения с
людьми, стараясь перенять все его действия и движения.
После окончания рабочего дня, она не сразу уходила домой, а
оставалась в ателье до ночи, чтобы как можно больше проявить
фотоплёнок и фотопластинок, отснятых за день, отретушировать их при
необходимости и распечатать фотографии, а потом увидеть плоды своего
труда.
В один из вечеров, когда на улице завывала весенняя вьюга и
барабанила тяжёлыми снежными крупинками в окно, Поля опять осталась
поработать в лаборатории. Красный свет фонаря освещал процесс
проявки, фотографии получались, как показалось Полине, очень даже
симпатичными.
Неожиданно послышались стуки в дверь ателье.
'Кто бы это мог быть в такую пору?' - Подумала она.
- Кто там?
- Откройте, пожалуйста. Мы из соседней деревни. Хотели бы
сфотографироваться. - Послышался с улицы мужской голос.
- Но уже поздно. Мы не работаем. Завтра приезжайте.
- Завтра не получится. Завтра уже нельзя будет. Вы только
сфотографируете нас с девушкой на память, и мы сразу же уедем. Нам,
правда, завтра нельзя уже будет. Это у нас последний шанс с ней
сфотографироваться! Правда, другого шанса больше не будет! Да, вы не
бойтесь.
- А я и не боюсь вовсе! - Поля открыла дверь, на пороге стоял
заснеженный с ног до головы парень, а чуть поодаль - лошадь,
запряжённая в сани. В санях сидело двое, ещё один парень с девушкой.
- Давайте быстро заходите, холоду напустите. Вон вешалка, можете
раздеться, а там стулья, садитесь, а я пока кассету заряжу.
Поля ушла. Через чёрную штору, закрывающую проём в
фотолабораторию, было слышно, как молодые люди зашли и начали
двигать стульями, видимо они усаживались для фотографирования.
- Я сейчас, ещё пару минут.
Когда она вошла в слабоосвещённый зал, то увидела, что девушка в
светлом платье и фате, с каким-то неприятно-застывшим выражением на
лице и закрытыми глазами, сидит на стуле в не очень-то удобной позе, а
парень стоит сзади, положа руки ей на плечи.
- А она что сильно пьяная? - Заволновавшись от нехорошего
предчувствия, спросила Полина.
- Нет! - Ответил парень дрожащим голосом. - У нас сегодня свадьба
была. И ей плохо стало, сильно плохо... Она как-то сразу оступилась и
всё.... Мы вот с другом в сани её и в больницу, сюда, в райцентр. А она по
дороге уже и.... А мы с ней так и не успели сфотографироваться! Завтра
утром собирались к вам приехать. А оно вот как вышло. Так что завтра
никак уже нельзя.
Поля чуть не упала в обморок от этих слов.
- Да, ты, не бойся! Я же её не убивал, она сама умерла! Любил я её
сильно. Сердце, наверное. Вот я и хочу фото на память о ней себе
оставить. Да, фотографируй ты нас скорей, и мы назад поедем, а то там
гости все в шоке. Я им сказал, что в больницу ее везу. Умерла моя
Шурочка...
Парень замолчал, неуклюже поправил одной рукой фату невесте.
Дальше всё было в густом тумане.
Очнулась Поля утром от того, что её кто-то сильно тряс за плечи.
- Ты, чего это, дочка? Перетрудилась, родимая? - Над ней стоял Карлыч.
- Ой, Пётр Карлович! Не хочу я больше фотографом быть! - Разрыдалась
Полина.
- Погоди ты, погоди! Расскажи-ка всё толком-то, что случилось?
Полина, запинаясь и всхлипывая после каждого слова, с горем пополам
рассказала Карлычу про то, что произошло ночью.
- Как они уехали, и что было дальше, я не помню. - Закончила она свой
рассказ, уткнувшись Карлычу в плечо.
Он гладил её по голове и тихо говорил:
- Ничего, дочка, ничего, Поля! Всякое в жизни бывает! А фотограф из
тебя выйдет очень хороший! Попомни мои слова. Негоже тебе бросать эту
профессию! Так бывает в жизни, что она даёт тебе возможность или шанс,
называй как угодно, чтобы выбрать дорогу, по которой дальше идти! Вот
он у тебя первый выбор или первый шанс и появился. А может и не
первый, но не последний уж точно! И ты всё сделала правильно! А вот,
сколько их, этих шансов, тебе предстоит пройти - никто не знает. А
безболезненно никогда ничего не происходит. Может у кого-то, но я
таковых не встречал. У тебя будет ещё много всяких возможностей внести
изменения в себе, в своей жизни, стоять на развилке и принимать верные
решения. А вот у того парня, видимо, был и впрямь последний шанс
оставить память о ней. Жалко, конечно, дивчину, да и жениха тоже, горе
вместо радости и у него и родных. Навсегда запомнится. А ты всё
правильно сделала.... Ну-ну, было и прошло...
 
Дня два Поля не могла набраться смелости зайти в лабораторию, а
старый фотограф как будто и не замечал её страхов. Эти дни они, молча,
делали свою работу: Поля фотографировала посетителей, а Карлыч
проявлял и печатал фотографии. А не проявленная фотопластинка со
снимком того вечера так и лежала на полке, пока на третий день, ближе к
обеду, в фотосалон не вошёл молодой парень в заснеженном тулупе. Сняв
шапку, он стоял в дверном проёме, переступая с ноги на ногу.
Карлыч сразу понял, кто это пришёл и зачем:
- Ой, чёрт я старый, совсем забыл, печь-то затопил, а трубу приоткрыть
запамятовал. Поленька, дочка, я сейчас быстренько сбегаю до дому и
вернусь! - Накинув пальто и водрузив ушанку на голову он, ловко
протиснувшись между посетителем и косяком проёма, вышел из ателье,
закрыв за собой дверь.
- Здрасте! Я вот за фотографией приехал. Помните, два дня назад мы тут
были. - Парень стоял и мял своими большими руками шапку, видимо,
стесняясь и не зная как себя вести дальше и что ещё сказать.
Глядя на его неловкость и очень расстроенный вид, Полина
почувствовала, что какая-то напряжённая струнка внутри неё, мешавшая
ей все эти дни, вдруг, лопнула и отозвалась лёгким звоном в голове. И
сразу исчезло чувства скованности и тревоги, гнетущие её все эти дни,
лёгкая тёплая волна прокатилась по телу, она почувствовала, как слегка
загорели щёки и согрелись руки.
- Здравствуйте! Если вы подождёте полчасика, то фото как раз
закрепится и просохнет. - Ей было неловко за свой обман, но она не могла
признаться этому незнакомцу, что ей было страшно не только
притрагиваться к кассете, но и смотреть в её сторону. - Хорошо?
- Ладно. Можно я здесь подожду, вот тут на скамейке посижу.
- Да, конечно.
Поля быстрым шагом и решительно вошла в фотолабораторию. Страха не
было, было одно желание: сделать всё правильно и не испортить эту
фотографию.
 
Сколько прошло времени, час или два, Поля не заметила, но всё у неё
получалось быстро и как бы само собой. Закончив работу и вручив парню
два фотоснимка, Поля сразу почувствовала не испытываемую никогда
ранее лёгкость на душе.
- Спасибо вам! - сказал парень, аккуратно завернул фотоснимки в газету
и ушёл.
Поля села на скамейку, опустив руки на колени.
- Ну, слава богу, всё нормально дома. А то я переживал, вдруг чего не
так. - Начал с порога Карлыч. - Поля! Ты чего это дочка? У тебя всё
нормально?
- Ой, Карлыч, спасибо вам большое. Теперь-то у меня точно всё
нормально!
Карлыч всё понял и лукаво улыбнулся, глядя на Полю.
 
(События 1958 года. Сибирь.)
18.09.2018
Copyright: Владимир Гуляев, 2022
Свидетельство о публикации №402760
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 10.05.2022 06:25

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта