Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Наталья Малинина (Ярославская)
Объем: 10425 [ символов ]
Отзыв на книгу Е.Кабардиной "НАД САДОМ"
Отзыв на книгу Елены Кабардиной «Над садом»
> Нет музыки без музыканта
> и, значит, это - музыкант.
> (Б. Ахмадулина)
>
Прочитав эту книжку Елены Кабардиной, удивилась я на самое себя: мне ни разу не было скучно!
> Не раз взгрустнулось, улыбнулось, рассмеялось,
> раззавидовалось (ну почему не я так написала?), несколько раз опешилось и ошарашилось от открытий, которые мне преподнеслись-подарились.
> Ещё: множество раз просмаковались авторские находки и шедевринки, порой даже вздрогнулось от пойманной из стиха тревоги и сострадания к нашему недолгому и
> очень ранимому сущему, и, главное, много- много раз спелось от врождённой певучести этой книжки… Только вот не заскучалось ни разика!
> Если честно, со мной так бывает не часто. Всё-таки в моно-сборниках одного автора, особенно если он охватывает недлинный период творчества, некоторая
> монотонность, оправданная стилистикой и определённым установившимся к данному времени личностным статусом поэта, имеет-таки место быть.
> Читать стихи Лены легко. Но вовсе не потому легко, что они примитивны до примативности. Как раз, нет! Удивляет и радует в них, что они доступны не
> только высоколобому, витающему в высших культурных ноосферах очкарику , но даже и самый
> ортодоксальный троечник найдёт здесь свою "песТню о главном". И найдёт , и даже сыграет её на три аккорда и споёт хоть бы и в пентатонике(на пять нот). А я
> вот просто сходу «удочерила»
> некоторые из стишаток, то есть прибились они к моей памяти так же легко и "ненарочно", как щенок на улице, да так и остались жить в там- вот поди их
> теперь прогони: бормочутся , поются и смеются!
> Особенностью стихов Лены, очень редкой и завИдной особенностью, является то, что они не "высокомерны", если можно так сказать о стихах, но и не так
> просты, как на первый взгляд-слух кажутся. Поскольку они мудры. А мудрость всегда проста и не спесива. А мудрость худоственного творения всегда многомерна. И мерой является культурность Читателя.
От того, насколько культурен Читатель, зависит и глубина его погружения в стихи Елены Кабардиной. Есть первая глубина-смысл: он на виду и на слуху, и радует самого невзыскательного потребителя стихотворной продукции своей гармоничностью и
незамутнённостью стихотворного полотна "изощрёнными" многослойными тропами. Но за эти незатейливым первым смыслом открываются для Талантливого Читателя Марианские впадины тонких психологических нюансов, над- и под-смыслов, целая философия бытия Авторовой души.
> Не так давно мне довелось прочесть одну мысль, согласно которой "подтекстом вновь появившегося художественного текста является вся культура "*. То есть
> художественный текст - есть пропуск через своё Я той культурологической действительности, которую автор усвоил и использовал в стихах для выражения
> своей собственной сути и своего места в этом мире. Почти все стихи Лены в хорошем смысле интертекстуальны.
> Несмотря на то, что тематика их близка и знакома каждому -всякому: о душе, о любви-разлуке, возрастных прозрениях -помудрениях, каждое из них
> содержит своё Маленькое Открытие, подтверждающее парадокс Станислава Ежи Леца: "Обо всем уже сказано, но, к счастью, не обо всем подумано".
Удивительное название у этой книжки- "Над садом". Я думаю, это и есть то самое место, где витает поэтическая субстанция, из которой являются
> Ленины стихи.
> Не далеко-не близко, не высоко, не низко: "НАД САДОМ":
 
> «Вопреки напророченным хворям, обидам и стужам,
> пролетая над садом, я снова поверю, возможно,
> что по-прежнему сад мне садовую голову кружит,
> что по-прежнему песни мои тебе сердце тревожат…»
>
>
> Не удержусь, чтобы не привести прямо в этом отзыве парочку стихотворений Лены для иллюстрации своего к ним отношения.
> Вот одно из последних, ещё горяченьких:
>
> Вслед ноябрю
 
> И снова ноябрёвая пора
> трёхцветной кошкой льнёт к моим ладоням,
> и жёлтые глаза её бездонны,
> как наше невозвратное "вчера".
>
> Черней чернил вороны во дворе
> расставили на клёнах многоточья,
> и смотрят их насмешливые очи
> на то, как, словно шапка на воре,
>
> горит листва, слетевшая с дерев,
> не гаснет под осенним снегом редким,
> и с ней горят стихи одной поэтки,
> которые читались нараспев…
 
> При всей незатейливости сюжета и малом объёме творения музыка Лениного ноября прозвучала всё-таки камерным оркестриком, исполнившим не много ни
> мало, а целую симфонию, в которой разными инструментами озвучено отношение Автора к себе, к миру, к поэзии…Стихи Лены обычно окрашены в цвета
> доверительно - грустной, мудрой ироничности, которая спасает их от пафоса, или истеричной надрывности, нередко свойственной представительницам
> женской поэзии. Я очень люблю эту Ленину ироничность - она у неё фирменная, «кабардиновая" , не обозленно-тоскливая , а мудро и тонко сопереживающая
> Сопереживающая не только СЕБЕ, но и ВСЕМУ земному, которому СУЖДЕНО СГОРЕТЬ (энтропия, знаете ли...), на кострище бытия.
Ноябрь, деревья, поэтка со своими стихами и своей любовью- всё канет в "невозвратное вчера", говорится в стихотворении, но это ноябрёвое откровение не передано в лоб, как в тысячах
подобных осенних стихов, а "подумано" и озвучено…воронами!
> Как же многозначительны эти Ленины ноябрёвые вороны! Необычен способ передачи грусти через тонкую и в то же время понятную всякому русскому читателю аллегорию. И вправду, какой русский не любит песни "Ты не вейся чёрный ворон над моею головой…" ?
Вот и создаётся образом этих ворон такое настроение, что многоточие твоего сущего – пусть даже во всех своих высших ( " над- садом"!) проявлениях
рано или поздно превратится в чёрную точку… Сгорят и написанные чернилами рукописи, которые не должны гореть по определению, потому что вороны небытия
> всё же "черней чернил"…. Но, что мне особенно нравится, автор не оставляет Читателя в этом настроении. Он бросает ему спасательный круг мягкого
юмора, который рассыпан бисером по всему строфам.
Это такие словечки, как "поэтка", "очи", применительно к воронам, сравнение проговорившейся листвы с горящей шапкой "ворА"….
Собранные вместе, эти бисеринки юмора, непременно вызовут у Вас самую ноябрёвую улыбку…
Женственность и бархатистость лирического голоса Лены создают в этой миниатюре и всегда мягкое, не рычащее "Р" :( РЁ-РЁ в ноябРЁвой – тРЁхцветной- воРЕ-деРЕв- РЕдким), многие ЧЕ- ЧЕ ( в словах ЧЕрней -ЧЕрнил-оЧИ ) ; волнующие вибрации , спрятанные за воспитанную сдержанность горожанки (ладоН(Н)ям -бездонННы).>
> Эти оттенки индивидуально идентифицируемой, обаятельнейшей интонации, о которых я рассказала под Ноябрёвым стихотворением - только
> малая толика от характеристики красок-тембров лирического голоса поэтессы Елены Кабардиной.
Ещё одно стихотворение хочется привести эскизом у вышесказанному : мини -диптих "Влюбленность и любовь".
Кажется, кто только не писал на эту сакральную тему. Но Лена написала –подумала особенно. Судите сами:
>
>
> Влюблённость
>
> Остыла пылкая влюблённость,
> и ты, мой милый дуралей,
> глядишь на склон холма, где клёны
> голее голых королей.
>
> Зима, мой друг. Похолодало…
> Ни тусклый свет, ни тайный путь,
> ни "ледяная рябь канала"
> уже не могут обмануть,
>
> и ничего не повторится.
> Опавший клён заледенел,
> и улетают голубицы
> в небесно-снежный беспредел.
>
> И мне - с причудами, но в белом -
> твоих портьер не волновать, -
> заиндевелою омелой
> стою, как ты наколдовал.
>
> Влюблённость прежняя, похоже,
> ушла в глубины чутких строф
> и под корой замёрзшей кожи
> перерождается в любовь…
>
>
> Любовь
>
> Любить - это значит идти до конца,
> не лгать, не таиться, не прятать лица,
> лелеять мечту, если это поможет;
> остаться одной, не дождавшись венца,
> и в небо шептать у пустого крыльца:
> "Помилуй, спаси, сохрани его, Боже..."
>
> Читая первое стихотворение диптиха слышишь «эхо того кто прошел здесь вчера"**(с). Для Читателя - гурмана- оно прелестно своими реминисценциями и в
пастернаковское " в чем-то белом без причуд", и в есенистое:" клён ты мой опавший, клён заледенелый"... А ведь это и есть влюбленность, когда всё в тебе поёт и ты разговариваешь стихами- своими и чужими… Парадоксален финал: остывшая влюблённость уходит в глубины строф, и всей замерзшей кожей героиня ощущает перерождение её в другую ипостась - в цветаевскую любовь-боль, ту самую, "знакомую, как глазам- ладонь, как губам –имя собственного ребёнка"...
У Лены понятие любви категорично. Как расстрельный приговор- любовь до конца, даже если венца не дождёшься, до полного самоотречения, до пушкинских высот (и дай Вам Бог любимым не мной….)
Такое определение любви - самое очеловеченное с точки зрения эволюции, но и самое бесчеловечное с точки зрения человечности. Вот Вам и стихотворение на "избитую" тему.... Если заглянуть поглубже, если полетать над садом Лениных образов, то перед нами - целый трактат об эволюции отношений между людьми. Такова наполненность над- и под-смыслами этого, с первого взгляда, «тесного теремка» приведённого мной стихотворения.
Герои стихов Лены-собаки, дети, алкоголики, наша с Вами жизнь и …поэзия , которую Лена бережно собрала со всего этого, как умудряется собрать ненароком уцелевшая в содоме мегаполиса бабочка пыльцу с городского цветка .
Это городская поэзия городского жителя. Точнее- жительницы. По-хорошему очень женственная, потому что в ней есть нежность даже к надсадному бытию города, та самая "тонкость женских пальцев, способная разгладить смятое крыло бабочки, не повредив пыльцу"(с)...А потом подняться вместе с этой крылатой горожанкой над проталиной Александровского сада, голого, мартовского, замёрзшего и спеть:
>
> Я б уехала в страну ананасную,
> окунулась бы в теплынь апельсинную...
> Март московский хмурит брови атласные:
> "Да куда ж ты без неё, без России-то"...
>
> «Нет музыки без музыканта, и, значит, это музыкант…»
Счастливого полёта над садом желаю я каждому Читателю этой книжки. И. конечно, её Автору – поэтессе Елене Кабардиной.
>
> Наталья Малинина.
 
*А. Бокарев. "Интертекст Серебряного века в поэзии Бориса Рыжего"
Русский путь, №1(10)/2006
**Наталья Шиндина «Визуализируй...»
Copyright: Наталья Малинина (Ярославская), 2007
Свидетельство о публикации №151802
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12.12.2007 11:29

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта