Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Проза для детейАвтор: Татьяна Судоргина (VESTA)
Объем: 43273 [ символов ]
ЛЕСНАЯ ДЕВОЧКА-1 (продолжение сказки "Веточка")
ЛЕСНАЯ ДЕВОЧКА - 1
(продолжение сказки "Веточка")
 
1. Встреча с человеком.
Всю ночь, пораженная ударом молнии, веточка пролежала у края дороги. В темноте почти не было движения, поэтому её никто не замечал и не задевал. Ночью с гор дул сильный ветер и на холоде её тоненькая обожженная молнией кора потрескалась и осыпалась, так что к рассвету она стала беленькой и хорошо заметной на тёмной мостовой.
Утром по дороге стали проезжать машины, появляться люди, но все они куда-то спешили и не смотрели вниз. Позже из соседнего дома вышел пожилой человек и медленно пошел по дороге, хмуро глядя себе под ноги, и, обходя большие лужи, оставшиеся после вчерашнего дождя.
Вдруг на повороте он увидел чистую, беленькую веточку и подумал: “Кто же так хорошо обчистил от коры эту веточку?”. Прохожий нагнулся и взял её, а когда поднял, удивился ещё больше: веточка была теплая! Его замёрзшие на ветру руки сразу согрелись.
Человек не стал долго размышлять о том, почему находка оказалась тёплой, осторожно положил её за пазуху и пошел в магазин. У него вдруг сразу улучшилось настроение и, казалось, прибавилось сил. Он быстро купил продукты и вернулся домой: ему не терпелось быстрее рассмотреть теплую веточку.
 
А что же веточка? Только под утро она стала немного приходить в себя, пролежав после удара молнии всю ночь в беспамятстве. Мимо стали проезжать машины, проходить люди и это очень беспокоило её.
Веточка понимала, что она теперь одна, надеяться ей не на кого и что для неё теперь начинается новая жизнь. Какой она будет, невозможно было представить. Она дрожала и от утреннего холода, и от страха, что её раздавят проносящиеся мимо машины или спешащие по делам в этот ранний час пешеходы.
Вдруг какой-то человек подошел и поднял её с дороги. Всем своим тёплым телом веточка почувствовала холод его пальцев. Ей сразу захотелось, чтобы эти пальцы согрелись.
Когда человек положил веточку за пазуху, она оказалась в полной темноте, только слышен был негромкий размеренный стук. Она не понимала, что это стучит, но ей вдруг стало очень спокойно.
“Будь что будет, но я чувствую: что этот человек не сделает мне плохо”, – подумала веточка и целиком доверилась ему.
 
2. Изменение облика.
Дома, раздевшись и положив покупки на стол, человек сел и долго ощупывал, разглядывал веточку. Старый учитель всю жизнь преподававший в школе географию и ботанику очень любил природу, и, многое знал о жизни и свойствах местных растений, но сейчас задавал себе массу вопросов.
“Почему его находка такая тёплая? Откуда берётся это тепло? Как появилась в их южных краях эта жительница средней полосы?”
Он терялся в догадках, потому что это противоречило всем известным ему законам физики. Каким образом после холодной, сырой и ветреной ночи этот кусочек дерева мог сохранить в себе тепло?
Так ничего и не решив, он посмотрел на свою маленькую больную внучку, лежащую на кровати и ему в голову пришла неожиданная мысль, он решил сделать ей из этой тёплой веточки подарок – маленькую куколку.
Девочка заболела несколько дней назад. Она побледнела, перестала кушать, улыбаться и с каждым днём всё больше слабела. Местный доктор сказал, что у неё нехватка витминов и ещё тоска по родителям, которые недавно привезли её сюда на лето. К тому же, бабушки не было дома, (она уехала в санаторий).
Сильная бледность внучки, отсутствие аппетита и её безразличие ко всему очень пугали деда. Он уже хотел послать телеграмму дочери, чтобы она приехала сюда.
“Может быть, своим теплом веточка согреет и Милочку, как согрела мои руки”, – подумал он и, взяв ножичек, стал что-то подправлять, стараясь отрезать как можно меньше. Удивительным было то, что ножик как будто сам знал, что, где и сколько надо отрезать или подправить.
Через несколько минут работы в руках появилась маленькая деревянная куколка. У неё были глазки, ротик, носик-пипочка, ручки чуть разведенные в стороны, и только чуть прорисованные ножки. Конечно, она не была похожа на городские покупные игрушки, но в ней чувствовалось какое-то милое обаяние.
 
А каково было в этот момент веточке? Когда она оказалась в доме, и те же добрые руки стали ощупывать и осматривать её со всех сторон, веточка была спокойна. Увидев же в этих руках нож, она немножко испугалась. Но прикосновения ножа не причиняли ей боли Наоборот, когда от неё отрезали небольшие кусочки, было чуть щекотно и смешно. Ей казалось, что с неё сваливается старая одежда.
В эти минуты она вспомнила рассказы дедушки-дуба, что змеи каждый год меняют старую кожу, и им это приятно. “Неужели я стала змеёй?” – подумала веточка, но, осмотревшись, увидела в зеркале, висевшем на стене, отражение человека и себя в его руках. Новый облик поразил её.
“Нет, я теперь похожа на людей! Я такая же, как они! У меня есть голова, тело, руки и ноги! Что же мне делать, как теперь жить? Внешне я стала другой, значит, придётся меняться и внутри?” – думала она и не знала, как отнестись к такой перемене – испугаться или обрадоваться.
 
3. Новое имя
Когда игрушка была готова, дед тихонько подошел к кровати и посмотрел, спит ли девочка. Сейчас она лежала с открытыми глазами и равнодушно смотрела в стену.
- Милочка, ты уже проснулась? Доброе утро! Повернись сюда, я хочу тебе что-то показать, – как можно веселее, сказал он.
Девочка ничего не ответила, но всё-таки медленно повернулась на зов, держа ручки под одеялом. Личико, обрамлённое тёмными кудряшками, было худенькое и очень бледное, а ясные голубые глазки – грустные. Она, молча и безучастно, смотрела на него, поэтому дедушка решил заинтересовать её разговором.
– Посмотри-ка, внученька, кого я встретил сейчас на улице. Видишь, какая маленькая куколка. Она лежала возле порога, наверное, хотела постучать в нашу дверь. Я взял её к нам и, если она тебе понравится, может, вы подружитесь? – продолжал оживленно говорить дед, протягивая ей самодельную куколку. Он не знал, возьмёт ли его городская внучка, привыкшая к красивым дорогим подаркам, эту простую деревянную игрушку.
Милочка медленно вынула свою тоненькую ручку из-под одеяла, осторожно взяла куколку, ощупала и осмотрела со всех сторон, потом вдруг, улыбнувшись, прижала её к себе.
- Ой, какая она беленькая и тёпленькая! Прямо, как живая! От неё мне стало так тепло, – тихонько сказала Милочка.
- Вот и хорошо, что она тебе понравилась. Теперь это будет твоя подружка. Вы будете вместе играть, гулять, – добродушно говорил дед. – А как ты её назовёшь? – вдруг спросил он.
- Я буду её звать Светочка, – немножко подумав, сказала Милочка. – Она такая светленькая и от неё тепло, как от солнышка, - уже чуть громче объяснила она.
– Тебе нравится это имя? – обратилась она к куколке.
В это время в окошко заглянул веселый солнечный лучик, а девочке вдруг показалось, что куколка подмигнула ей одним глазком. Милочка стала играть с куколкой, гладила, баюкала её, но вскоре затихла.
Дедушка был очень доволен, что его самодельная игрушка понравилась и что внучка, заинтересовавшись деревянной куколкой, немного повеселела. Он подошел и посмотрел, что случилось, почему она замолчала. Внучка спала, крепко прижимая к себе Светочку, и щечки у неё чуть порозовели.
 
А сколько нового пережила в это время веточка? Когда человек передал её в руки девочки, она почувствовала, какие худенькие и слабенькие у неё пальчики. Тонкие пальчики стали ласково гладить, прижимать её к себе и это было приятно.
Она не сразу поняла, что говорят о ней. Малышке было непривычно услышать, что человек называет её подружкой девочки и было интересно узнать, что скажет на это Милочка, согласится ли она с ней дружить.
Когда веточка услышала имя, которым назвала её девочка, оно ей очень понравилось. Ведь это было её собственное имя, с одной лишь светлой буковкой впереди и к нему было так легко привыкнуть.
Солнышко вдруг осветило куколку, как будто, подбадривая её. Ей захотелось показать, что имя понравилось, но она не знала, как это сделать. Она посмотрела на девочку и подмигнула ей одним глазком.
Бывшая веточка понимала, что у девочки очень мало сил, поэтому очень захотела, чтобы она скорее поправилась. Своим необычным теплом она навеяла Милочке крепкий здоровый сон и попыталась передать ей малую частичку живой природы, находящуюся в ней.
К самой куколке с дыханием и прикосновениями девочки тоже переходила жизненная сила. Ощущая биение сердца девочки, маленькая лесная жительница вдруг захотела, чтобы у неё внутри тоже что-то стучало. По рассказам дедушки-дуба она знала, что у всех живых существ есть сердце, а у растений его нет. Поэтому у бывшей веточки появилась мечта, когда-нибудь стать живой.
Две малышки, сами того не зная, помогали друг другу приспособиться к новым обстоятельствам.
 
4. Чудесное сновидение.
Милочка проснулась только перед обедом, сладко потянулась и заговорила своим прежним, звонким голоском:
- Дедушка, знаешь, какой чудесный сон мне приснился? Будто мы со Светочкой гуляли в прекрасном саду. Там были такие красивые деревья с какими-то орешками, ягодами и плодами, на ветках пели и щебетали всякие птички, всюду летали разноцветные бабочки, а цветы так чудесно пахли! Светочка очень интересно рассказывала мне про птичек, зверей, красивых бабочек, про деревья, травы и цветы, как они живут и растут. Она даже разговаривала с ними. А Светочка была уже большая, с меня ростом, – с увлечением говорила девочка, не выпуская куколку из рук.
Потом с грустью добавила: - Как жалко, что я забыла все её рассказы, помню только запах, который был в саду.
- Если ты будешь хорошо ухаживать за Светочкой, то она, наверное, скоро вырастет. Когда-нибудь вы вместе найдёте такой сад, а, может быть, сами станете сажать деревья, будете выращивать новые растения и цветы, – сразу же ответил дед.
- Я буду хорошо ухаживать, заботиться о ней и никогда не обижу. Мы будем с ней дружить, – серьёзно сказала Милочка и посмотрела на куколку. И опять ей показалось, что куколка подмигнула ей теперь уже другим глазком.
 
А куколка после пробуждения девочки, слушая её звонкий голосок, радовалась, что ей стало лучше. Значит, силы возвращаются к ней. Бывшая лесная жительница во сне показала Милочке самых красивых своих родственников (деревья, травы и цветы) и их добрых соседей (животных, птиц, насекомых), чтобы они тоже порадовали её своим видом и красотой.
Она, как хозяйка леса, рассказывала девочке всё, что знала о жизни растений, животных и насекомых и их привычках. Потом она подумала, что Милочке пока трудно будет всё запомнить, поэтому оставила ей в памяти только чудесный аромат, которым благоухал сад, а всё остальное будет вспоминаться по мере необходимости.
Куколка с удовольствием слушала рассуждения дедушки о том, что, когда они обе вырастут, посадят такой прекрасный сад. Всё это ей очень понравилось. Она была рада тому, что девочка согласилась с ней дружить. И опять, в знак согласия, веточка подмигнула, теперь уже другим глазком, но так, чтобы это заметила только Милочка.
 
5. Наряды.
Милочка внимательно посмотрела на свою новую игрушку и вдруг заметила, что глаза у неё стали, как живые – смотрят и моргают. Она тихонько сказала:
- Дедушка, посмотри, какие у Светочки зелёненькие глазки и они сами закрываются.
Дед в это время возился у плиты и не расслышал этих слов. Он думал, как бы уговорить внучку пообедать, поэтому очень обрадовался её словам:
- Дедушка, а когда мы будем кушать? Я так проголодалась! – опять заговорила Милочка и откинула одеяло.
Пока девочка одевалась, игрушка лежала на кровати. Вдруг Милочка увидела, что у куколки скривился рот, наморщился носик, будто сейчас заплачет, но как только её взяли в руки, ротик у неё опять заулыбался.
Умывшись и уже сидя за столом, Милочка положила на стол свою игрушку и сказала:
- Дедушка, наверное, Светочка тоже проголодалась, можно дать ей молоко, чай или кашу? Как ты думаешь, что она любит кушать? Надо, чтобы она хорошо ела, а то не вырастет.
Наливая в тарелку суп, дед покачал головой и сказал: - Светочка ещё очень маленькая и ей не подходит наша пища - суп, каша, молоко. От такой еды она может даже заболеть. Вот, когда она сама откроет ротик и покажет, что ей хочется, тогда и будешь её кормить.
- Почему заболеет? Я видела, как маленькие дети пьют молоко и едят кашу! - сразу же спросила Милочка. От волнения она не заметила, как случайно задела и опрокинула чашечку с тёплым чаем себе на платье.
- Твоя подружка – лесная жительница, она выросла в лесу, поэтому ей нужно совсем другое питание, – ответил дед, вытирая небольшую лужицу на столе. - Вот завтра, если не будет дождя, мы вместе пойдём погулять в лес, а там куколка сама тебе покажет, что ей нужно, – добавил он, взяв в руки ложку.
После обеда девочка попросила у деда ножницы, иголку с ниткой, села в своём уголке, где лежали её игрушки, альбомы, краски, карандаши, какие-то лоскутки и стала что-то мастерить. Она кроила тряпочки, сшивала их, что-то вырезала и клеила из бумаги. Дедушка не мешал ей, только изредка поглядывал в ту сторону.
Перед ужином внучка показала дедушке, чем она занималась столько времени. Оказывается, она делала одежду для куколки: платья, кофточки, юбочки.
Дедушка похвалил работу и даже помог сделать из фольги от шоколадки маленькие серебристые туфельки для Светочки. После ужина они весь вечер вместе играли, наряжали куколку и любовались ею. Старому учителю даже показалось, что кукла стала чуть больше и в ней появилась гибкость, но ничего не сказал внучке.
По всему было видно, что внучка почти совсем выздоровела. Дед не верил в чудеса, но всё-таки связывал эту перемену со своей удивительной находкой…
 
Пока Милочка одевалась, она положила куколку на кровать. Светочке стало обидно, что у неё совсем нет одежды, а ведь она уже начинала чувствовать себя маленькой девочкой. Бывшая веточка хотела, было заплакать, но спохватилась и сказала себе: “Я же никогда раньше не плакала и сейчас тоже не заплачу”.
Поняв, что Милочка заметила её маленькие движения глазами, куколка теперь старалась, чтобы по выражению лица девочка догадалась, что ей нужно.
Когда за столом зашел разговор о еде, веточка впервые задумалась, что уже много времени ничего не ела, ведь раньше своими соками её кормил дедушка-дуб. Она испугалась, что без его питания, может завянуть, только как теперь кушать, она не знала.
Вдруг Милочка случайно опрокинула чашку с чаем на себя и несколько капель попали на куколку. Теплая влага сразу впиталась в неё, и этот непривычный вкус ей понравился. Услышав слова дедушки о прогулке в лес, бывшая веточка очень обрадовалась, поэтому и настроение у неё сразу улучшилось.
Привалившись к бокалу, куколка с интересом смотрела, как девочка ест суп, кашу, пьёт чай. ”Теперь я похожа на людей, значит, и питаться должна так же, как они?”- спрашивала себя малышка. - “Что это такое и смогу ли я привыкнуть к такой еде?” – с тоской думала она.
Потом куколка долго и внимательно смотрела, как девочка что-то делала из тряпочек и бумаги. Что это такое она поняла, только когда на неё стали примерять разную одёжду. Милочка вертела её со всех сторон, даже поставила рядом маленькое зеркальце, чтобы она увидела себя со стороны.
Наряды куколке понравилась, но примерять их сначала было очень тяжело – она боялась, что её тоненькие ручки или ножки отломятся. Потом, к большому удивлению, она заметила, что стала заметно крепче и плотнее. Ножки, которые раньше были только прорисованы, незаметно отделились друг от друга, а ручки стали гибкими, поэтому одеваться стало значительно легче. Одежда была разного размера и цвета, поэтому Светочке выбрали кофточку и юбочку, вырезанные из зелёной бумаги..
 
6. Первые слова.
Утром первой проснулась Милочка и хотела сразу одеться, но, взглянув на лежащую рядом куколку, внимательно её осмотрела. Ещё вчера она заметила, что её маленькая игрушка меняется: стали закрываться глаза, заулыбался ротик, да и сама она немного окрепла и как будто чуть выросла.
Вот и сейчас куколка смотрела на неё и улыбалась. Потом она открыла ротик, видно хотела что-то сказать, но не знала, как это делается.
Милочка решила помочь своей маленькой подружке научиться говорить и стала показывать, как произносятся разные буквы, ведь она уже училась в школе и хорошо знала, чем одна буква отличается от другой, как правильно их произносить. Девочка несколько раз четко произносила каждую букву алфавита. Потом она четко, по слогам, стала проговаривать каждое слово. Куколка старалась повторять каждое движение губ девочки, только звука совсем не было слышно.
Дед не стал подходить к ним и прислушиваться, почему внучка много раз подряд повторяет все буквы и говорит так медленно. Он очень удивился бы, увидев, что головка куколки немного изменилась – моргали глазки, открывался ротик. Вскоре завтрак был готов и дедушка сказал внучке, чтобы она вставала.
Милочка быстро оделась, причесала свои темные кудряшки, потом стала одевать куколку. Оказывается, зелёная кофточка была ей уже мала, пришлось надевать другую, чуть побольше, а юбочка осталась прежняя.
Умываясь, она капнула водой и на личико Светочки. Уже сидя за столом, девочка спросила:
- Дедушка, а когда мы пойдём гулять? Ты вчера обещал. Я так хочу показать Светочке наш лес. Мы погреемся на солнышке, посидим на травке, я буду нюхать цветы.
- Вот, сейчас покушаем и сразу пойдём. Погода сегодня отличная, – ответил дед, посмотрев в окно. – Ты поможешь мне убрать посуду? – спросил он внучку.
Милочка положила куколку в кармашек, чтобы она была рядом с ними, с удовольствием стала помогать деду - прибирала на столе и вытирала посуду, которую он мыл.
 
Куколка проснулась от солнечного лучика, который упал на неё из окна. Она сразу почувствовала, что с ней опять произойдёт что-то необычное, ведь сегодня девочка пойдёт гулять в лес. Только насторожили слова дедушки о том, что ей надо будет определить и как-то сказать, что она может кушать. Куколка понимала речь, но сама говорить не умела и решила мимикой попросить Милочку помочь научиться говорить. Удивительно, но они поняли друг друга с одного взгляда.
Бывшая веточка была прилежной ученицей и быстро поняла, как надо шевелить губами и проговаривать буквы, но она была слишком мала, да и силёнок у неё ещё не хватало, поэтому её тихие звуки никто не слышал.
Когда её стали одевать, она сначала не поняла, почему вчерашняя кофточка, которая ей так понравилась, утром стала узка и коротка. Когда надели другую кофточку, которая была чуть больше, стало ясно, что бывшая лесная жительница растет.
Стоя на столе, а потом в кармашке платья Милочки, куколка внимательно наблюдала за людьми и училась, как надо держать ложку, чашку, как жевать твёрдую пищу или пить жидкость. Потом запомнила, как убирать за собой посуду и мыть её.
Все люди и предметы сейчас казались ей огромными, но она уже не боялась этого, так как была уверена, что растет и, что скоро ничем не будет отличаться от людей.
 
7. Прогулка в лес.
Дедушка с внучкой оделись и вышли из дома. Было ещё прохладно и солнышко только начало припекать. Девочка держала в руках свою куколку и всё время что-то говорила - то разговаривала с дедом, то показывала и объясняла своей маленькой подружке, где что находится, а потом, по мимике старалась догадаться, нравится ей или нет. Так они довольно быстро дошли до леса и оказались среди зелёной травы и высоких деревьев.
Милочка с большим интересом смотрела по сторонам, разглядывала деревья, травы и цветы, как будто, сравнивая с тем, что было в чудесном сне. Она как будто видела всё это впервые, хотя часто бывала здесь. То и дело спрашивала деда:
“Какое это дерево? Что за птичка пролетела? Как называется эта травка?”
Девочка шла, высоко подняв голову, разглядывая притаившихся в ветвях птичек и не глядя себе под ноги. Вдруг Милочка наступила на небольшой круглый камешек, поскользнулась и упала, выронив куколку в траву.
“Где моя Светочка?! Она упала и, наверное, разбилась! Я сейчас найду тебя!” – громко закричала девочка и стала шарить руками по траве.
Дед сразу же подхватил её на руки и с тревогой спросил: “Где у тебя болит? Ты сильно ушиблась?” Потом, уже чуть спокойнее, сказал: “Не волнуйся, внученька, сейчас я найду твою Светочку, только сначала посмотрю, не поранилась ли ты. А тебе шарить руками по мокрой траве нельзя – ты только недавно выздоровела”.
Дедушка осмотрел девочку, но на ней не было даже царапины. Затем посадил её на пенёк, а сам стал водить руками по густой траве и довольно быстро нашел куколку. Она была чуть влажная от росы, но влага сразу же впиталась в неё. Она внимательно смотрела на него своими зелёными глазками и улыбалась.
- Вот твоя Светочка. Не бойся за неё, ведь лес – это её родной дом и она всё здесь знает. Посмотри, как она радуется, – с улыбкой сказал дед и хотел отдать её в руки внучки, но задержался.
Он вдруг заметил, как изменилась куколка: выросла, окрепла, а, главное, очень удивили её головка, ручки и ножки. Лицо было живое – глазки внимательно смотрели на него и моргали, курносый носик морщился, ротик улыбался. На тоненьких ручках были заметны пальчики, ножки тоже стали более подвижны.
Старый учитель мог бы подумать, что это заводная игрушка, но ведь он сам только вчера её вырезал из простой веточки. Сейчас, после чудесного и быстрого выздоровления внучки, он был готов поверить в чудеса.
Девочка тянула руки и просила деда быстрее отдать ей Светочку. Получив куколку, она прижала её к себе, потом поцеловала её головку. Вдруг лицо Милочки стало радостно-удивлённым, казалось, она хотела что-то крикнуть, но промолчала. Потом она ходила по полянке, рассматривала траву, цветы, кустики, деревья, что-то говорила и часто прижимала Светочку к щеке.
Присев на пенёк, дедушка тоже наслаждался общением с природой и медленно осматривал давно знакомое место. Вдруг он посмотрел под ноги и увидел рядом с собой незнакомое растение. Наклонившись и осмотрев его, он ощутил чудесный аромат и позвал к себе внучку.
Милочка подошла и сразу спросила:
“А что это за травка? Как она называется? Ой, как хорошо пахнет! Дедушка, давай возьмём её к себе, посадим в горшочек. Я буду часто её поливать, и она вырастет большая. У нас дома всегда будет вкусно пахнуть!”.
Потом, внимательно осмотрев всё вокруг, девочка сказала деду: “Эта травка выросла там, куда упала Светочка и запах похож на тот, что был в моём чудесном сне”.
Опытный преподаватель никак не мог вспомнить, что это за ароматное растение и хотел понаблюдать за ним, поэтому он вынул из кармана складной ножичек, вырезал дёрн около растения, осторожно вынул корешки вместе с большим комом земли и завернул всё это в свой носовой платок.
Обратно они шли медленно: дедушка задумчиво поглядывал на растение, а внучка что-то шептала своей куколке. Дома они сразу же нашли подходящий глиняный горшок и вместе посадили ароматную травку.
 
Веточка с нетерпением ждала, когда же они дойдут до леса, поэтому почти не слышала звонкий голосок Милочки. Оказавшись в чужом лесу, но всё-таки в родной обстановке, веточка забыла всё, что с ней произошло.
Ей захотелось приблизиться к какому-нибудь дереву и прирасти к нему, чтобы опять всё было по-прежнему, чтобы она опять стала простой веточкой, но это, увы, было уже невозможно. Когда девочка упала и выронила её из рук, малышка оказалась на земле в густой траве.
- Матушка-земля, помоги мне! Скажи, как мне теперь жить? Я чувствую, что перестала быть веточкой, но я ведь и не человек. Так, кто же я?- сразу стала говорить маленькая деревянная куколка.
- Я помню о маленькой оторванной веточке, но у тебя, моя милая, теперь другая судьба. Тебе придётся жить среди людей и постараться быть такой же, как они и в то же время, оставаться самой собой. Так на Большом Совете решили все, к кому обратился за помощью твой дедушка-дуб, - всем телом ощутила она голос, идущий снизу.
Бывшая веточка удивлённо спросила: - Что произошло, почему я стала другой? Я не знаю, что будет со мной дальше?
- Когда Братец-ветер случайно занёс тебя в дальние края, Тётушка-туча сначала догнала тебя и искупала в живой воде, а потом своей молнией вдохнула в тебя теплоту и энергию жизни, – спокойно объяснила Матушка-земля.
- У меня есть рот, но пить и кушать я не умею. У меня есть руки и ноги, но я не знаю, что с ними делать? – продолжала спрашивать куколка.
- Скоро ты научишься всему, что нужно - есть, пить, говорить, ходить. Сначала ты будешь просто деревянной девочкой, а потом, когда вырастешь, видно будет. Зачем всё это нужно, ты узнаешь позже, – успокоила Матушка-земля.
- Значит, я буду как человек, а сердце у меня будет? Я хочу, чтобы у меня внутри тоже что-то стучало, - взволнованно проговорила малышка.
- Ах, маленькая веточка! Сейчас ещё рано говорить о сердце, - услышала она в ответ.
- Я так мало знаю и умею, с кем мне советоваться, у кого просить помощи в трудную минуту? – уже спокойнее спросила бывшая веточка.
- Когда тебе будет нужна моя помощь или совет, надо в любую погоду босыми ногами походить по земле или снегу и нужное решение сразу придет. Солнце-отец и Тётушка-туча тоже помогут тебе, стоит только попросить Братца-ветра, который всегда будет около с тебя. А в домашних условиях тебе будут помогать твои родственники растения. Пусть только твоя душа останется такой же доброй и отзывчивой, как сейчас, - напутствовала её на прощание Матушка-земля.
Это был короткая, но очень полезная встреча с Матушкой-землёй, которая успокоила и ободрила бывшую веточку. Теперь малышка знала, что не одна, что её помнят и всегда помогут.
Когда старый учитель нашел её в траве и внимательно осмотрел, куколка уже не боялась его реакции на произошедшие с ней перемены. Наоборот, она морщила ему рожицы, показывала, как может двигать ручками и ножками. Было интересно смотреть в его глаза, в которых светились удивление и доброта.
Потом Милочка взяла её в руки и прижала к лицу. В это время куколка решила рассказать о своей радости, как её быстро нашли. Голосок был похож на писк, но девочка всё поняла и чуть не закричала от восторга.
Увидев растение, которое появилось на месте, где она лежала в траве и разговаривала с Матушкой-землёй, Светочка поняла, что это она прислала ей подарок, товарища, который поможет. Ей очень захотелось поговорить с ним, поэтому малышка была рада, когда растение осторожно выкопали и собираются посадить дома в горшочек.
 
8. Чаепитие.
После того как дедушка с внучкой посадили принесённое растение в цветочный горшочек, по всему дому распространился приятный тонкий аромат.
Милочка с удовольствием играла и тихонько разговаривала с куколкой, а дедушка возился у плиты, готовя обед. Увидев, что уже почти всё готово, Милочка стала расставлять на столе посуду, а Светочка попросила, чтобы её поставили рядом с новым гостем из леса.
Девочка изредка поглядывала на свою игрушку и вдруг заметила, как Светочка, держась ручками за край горшочка, переминается с ноги на ногу. Сначала постояла на правой ноге, согнув левую, потом – на левой, согнув правую. Неожиданно растение само склонилось над куколкой, как будто что-то шепнуло ей.
Милочка подошла к окну, взяла в руки куколку и спросила:
- Светочка, а ты будешь кушать? Давай договоримся, если тебе что-нибудь захочется поесть или попить, ты мне покажешь.
Чтобы услышать ответ, она поднесла её к лицу. Потом громко сказала деду:
- Дедушка, давай сорвём один листик у этого растения и заварим в чай, он так вкусно пахнет. Может быть, Светочка понюхает такой чай и тоже захочет его попить.
Видя такие быстрые и удивительные изменения в деревянной игрушке, дед не стал возражать и сделал, как просила внучка: сорвал и положил один листик в заварной чайник. Потом позвал обедать.
Во время обеда куколку посадили в стаканчик для салфеток, она там сидела и наблюдала за происходящим. Милочка, проголодавшись после прогулки в лес, с аппетитом поела и суп, и кашу. В конце обеда дедушка налил в чашки ароматный чай, и они стали пить его маленькими глотками, наслаждаясь необычным вкусом.
Вдруг Милочка видела, как Светочка стала показывать рукой на чайник, а потом себе на ротик. Дед тоже это увидел, и они оба ошеломлённо смотрели на неё и не двигались. Первой опомнилась Милочка и тихонько сказала, почти прошептала деду:
- Дедушка, смотри, Светочка сама просит дать ей чаю. А как же мы будем её поить, ведь она такая маленькая?
Потом, немножко подумав, она сказала:
- Может, дать ей попить чай из пипетки? Помнишь, когда я маленькая болела, мне закапывали капельки в нос?
Дедушка, не говоря ни слова, принес из аптечки пипетку. Набрал в неё несколько капель чая, потом осторожно взял куколку, посмотрел ей в лицо и сказал: “Открой шире ротик”.
Первая капелька скатилась на кофточку куколки, ведь она ещё не знала, как надо пить. Зато вторую и третью капельки она аккуратно втянула в себя. После этого маленькая куколка закрыла ротик.
- Вот Светочка и покушала, - с радостным удивлением сказал дед и осторожно передал необычную куколку внучке.
 
После прогулки бывшая веточка всё ещё была под впечатлением разговора с Матушкой-землёй, она вспоминала каждое её слово. Немного успокаивало, что скоро маленькая веточка станет маленькой девочкой. Потом стала думать, как же быстрее научиться ходить.
Она решила посоветоваться с растением, принесённым из леса, поэтому попросила Милочку поставить её рядом с цветочным горшочком. Держась за него ручками, деревянная куколка стала разговаривать со своим родственником.
Деревянная девочка поделилась с ним своими трудностями, сказала, что у неё есть рот и она уже немножко научилась говорить, но вот кушать ещё не умеет. У неё есть ноги, но как научиться ходить, она тоже не знает.
Базилик (так звали растение) низко склонился над малышкой и сказал, что поможет ей: “Чтобы научиться ходить, надо тренировать ножки, для этого надо переминаться с ноги на ногу, стоять то на одной, то на другой ноге”. Потом он посоветовал, чтобы сорвали один его листик и положили в чай: “Если тебе захочется выпить моего чая, попроси свою подружку”.
Куколка всё так и сделала, сначала потренировала ножки, а когда Милочка взяла её на руки, попросила сорвать листочек и положить его в чайник. После первой тренировки ножки у неё стали подгибаться в коленях и, когда её поставили в стаканчик для салфеток, она с удовольствием уселась там на сложенную в трубочку мягкую бумагу.
Светочка спокойно смотрела, как дед и внучка едят сначала суп, потом макароны, а вот когда они налили в чашки чай и ароматный пар коснулся её носика, куколка вдруг почувствовала сильную жажду и ещё какое-то неприятное чувство внутри себя.
Малышка сказала об этом, но Милочка не слышала её тонкого голоска, тогда пришлось показать руками и мимикой, что она хочет пить. Было очень смешно видеть, как дед и внучка остолбенели от её энергичных жестов.
Когда её взяли в руки, она выполнила просьбу открыть шире рот, но, как люди пьют, она не знала, поэтому жидкость скатилась на кофточку. Бывшая веточка вдруг вспомнила, как дедушка-дуб говорил, что вытягивает воду из земли примерно также, как делают и люди, когда пьют чай.
Она медленно втянула в себя вторую и третью капельки, неприятное чувство внутри исчезло. Малышка поняла, что это было чувство голода, которое она испытала впервые, а теперь она была сыта и закрыла ротик. Вкус и аромат чая ей очень понравился, он прибавил бодрости и сил. Деревянная девочка посмотрела на Базилик и поблагодарила его за такую большую помощь.
 
9. Знакомство с буквами
После обеда старый учитель взялся за свои книжки с картинками растений, чтобы узнать, что же они принесли из леса, так как он никак не мог это вспомнить.
Милочка сначала хотела поиграть с куколкой, но та, увидев красивые картинки, попросилась посмотреть их, и они вместе уселись рядом на диване. Девочка водила пальчиком под картинками и вслух читала подписи, очень труднопроизносимые названия.
Куколка, сидевшая у неё на коленях, удивлённо поинтересовалась, как она помнит такие сложные названия. Милочка в ответ засмеялась и сказала, что читает вот эти буковки.
Светочка сразу же сказала, что тоже хочет научиться читать. Зная, как быстро куколка научилась говорить, Милочка пообещала показать ей все буквы.
Дедушка сидел рядом и видел, что внучка разговаривает с куколкой, но не слышал её голоса. Вдруг внучка закричала:
- Нашла! Смотри, дедушка, вот это растение! Его зовут Базилик, - прочитала подпись Милочка.
Откинувшись назад, дедушка засмеялся и весело сказал:
- Как же я мог забыть такое чудесное растение! Люди в разных странах считают, что Базилик приносит в дом мир, здоровье и долголетие. Смотри, внучка, он кивает нам головкой в знак согласия, - говоря это, дед смотрел на цветочный горшочек. Базилик, действительно, кивал своей верхушкой, соглашаясь с этими словами.
После этого дедушка занялся делами по дому, а Милочка стала показывать Светочке буквы. Как всегда, малышка схватывала всё с первого раза и уже к вечеру ползала по странице, рассматривая огромные для неё буквы, и пыталась читать по слогам. Вот только переворачивать страницы она не могла, поэтому Милочка помогала ей в этом.
 
Куколка с удовольствием смотрела книжки с картинками, узнавая своих близких и дальних родственников. Она удивилась, как девочка выговаривает их трудные имена. Узнав, что можно читать непонятные значки под картинками, Светочке очень захотелось научиться этому. Она вспомнила, как дедушка-дуб говорил ей:
“Если видишь что-то непонятное, пытайся узнать, что это такое, а, если можно – научись этому. Только запомни, что расти и учиться ты сможешь весной и летом, а осенью и зимой будешь осваивать накопленный материал”.
Почти до ужина они сидели за букварём. Милочка, показывая букву, произносила её, потом писала на листочке, чтобы Светочка знала, как выглядят письменные буквы. Букв оказалось очень много, целых 33, поэтому сначала малышка путалась в них, но потом запомнила, ведь они так по-разному выглядят и звучат.
Потом ей хотелось посмотреть все буквы на странице и она, незаметно для себя, стала ползать. Увидев это, Милочка сказала ей, что все маленькие сначала ползают, а потом начинают ходить.
Светочка подумала, что научиться ходить очень просто, несколько раз она попыталась встать, но каждый раз падала. Тогда девочка обвязала её за пояс толстой ниткой и стала водить по странице. После нескольких шажков Светочка упала без сил на колени и сказала, что лучше она будет ползать.
 
10. Неожиданное расставание.
За ужином куколка опять жестами попросила напоить её ароматным чаем. Теперь она пила аккуратно и, насытившись тремя каплями, вежливо поблагодарила. Дедушка посадил её возле своей недопитой чашки с чаем.
Вдруг кто-то постучал в дверь, и Милочка побежала открывать. Потом она радостно закричала:
- Ой, мамочка приехала! Я так соскучилась по тебе! Дедушка, иди скорее сюда! - она кинулась к матери и та, подхватив её на руки, стала кружить по комнате.
Дедушка тоже поспешил навстречу дочери, начались объятия и громкие возгласы, вопросы.
На куколку сейчас никто не обращал внимания. Она попыталась встать, держась ручками за чашку, но неполная чашка опрокинулась, окатив Светочку с головы до ног, теплым чаем. Ароматная влага быстро впиталась в маленькое тело, прибавив ему упругости и силы.
Малышка сначала испугалась, что её будут ругать за перевёрнутую чашку и пролитый чай, но люди уселись на диван и оживленно разговаривали, ничего не замечая.
Вдруг Милочка подбежала к столу, взяла свою игрушку и понесла показывать матери. Её мать в это время о чем-то говорила своему отцу и рассеянно посмотрела на протянутую игрушку. Немного подержала в руках и отдала обратно дочке, не обратив внимания, что это такое.
Милочке стало немного обидно, что мать так холодно отнеслась к её любимой игрушке-подружке и отошла в сторонку. Они со Светочкой тихонько разговаривали между собой, когда мать и дедушка позвали её к себе.
- Милочка, я приехала за тобой. Нас с папой посылают работать в другую страну, мы с тобой завтра улетаем к нему. Давай собирать вещи, хотя много мы брать не будем, что нужно купим там, – с улыбкой говорила мать. Очень грустный дедушка сидел рядом.
Девочка очень обрадовалась далёкой поездке в теплые страны и стала сама собирать свои вещи и игрушки. Когда мать немного отдохнула, она стала смотреть, что собрала дочка и почти всё отложила в сторону, как ненужное.
Про свои вещи Милочка ничего не сказала, но с обидой в голосе спросила мать:
- Почему ты выбросила Светочкины вещи? Не могу же я повезти её голенькой. Она замёрзнет!
- Никакая Светочка с нами не поедет, – строго сказала мать. Но, увидев на глазах дочери слёзы, она уже мягче объяснила: - Деревянные игрушки за границу не пустят и в аэропорту прикажут выкинуть в мусор.
- Светочка уже не деревянная, она живая! – чуть не плача сказала Милочка.
- Если она живая, то у неё должны быть документы, иначе её не пустят в самолёт, – тут же ответила мать. Потом она ласково сказала дочке:
- Светочка подождёт тебя здесь, у дедушки, чтобы ему не было скучно без тебя. Договорились?.
Милочка знала характер матери, поэтому не стала перечить, но очень загрустила. Весь вечер она не выпускала из рук Светочку, они всё время разговаривали между собой. Ложась спать, Милочка положила её к себе на подушку.
Проснувшись утром, она не обнаружила рядом своей любимицы. Милочка увидела её, сидящей на окне рядом с Базиликом. Кофточка и юбочка на ней были уже другие. Светочка что-то говорила своему другу, а он кивал или мотал головкой, в зависимости от темы разговора.
Было не понятно, как она взобралась на окно, но больше всего удивило, как выросла и окрепла за ночь Светочка. Видно купание в целебном чае не прошло бесследно.
Все быстро встали, позавтракали и стали прощаться, так как машина уже ждала у крыльца. Милочка ревела навзрыд, обнимая Светочку и, обещая ей писать письма каждый день. Дедушке пришлось почти силой вынимать куколку из её рук. Он поставил деревянную девочку на окно, а сам вышел на крыльцо проводить отъезжающих.
Когда они уехали, очень грустный хозяин вернулся в дом. Он медленно подошел к окну и с тоской стал смотреть на улицу. Вдруг он услышал тоненький голосок и сначала не понял, кто это говорит:
- Можно я тоже буду звать тебя дедушкой? Не огорчайся, я скоро вырасту и стану помогать тебе, - говорила, очень выросшая за эти дни, Светочка.
- Конечно, можно, внученька. Мы будем вместе ждать возвращения Милочки, – ответил ей человеческий дедушка…
 
Во время ужина Светочка опять попросила дать ей чай с Базиликом. Пипетка уже лежала на столе, так что, накормили её быстро.
Когда она увидела, что все побежали к приехавшей женщине, и перестали обращать на неё внимание, ей захотелось встать. Обоими руками куколка обхватила за ручку чашки, но она перевернулась, чуть не придавив ей ногу своим краем. Хорошо, что чай уже немного остыл, и Светочка получила только приятный теплый душ.
Потом Милочка захотела познакомить ей со своей мамой. Но красивая женщина была занята серьёзным разговором со своим отцом и не придала значения словам дочки, что это её подружка.
Пока Светочка несколько секунд находилась в руках женщины, ей было как-то не по себе – от её теплых рук веяло холодом и равнодушием, а пальцы были тонкие, с длинными острыми ногтями. Так что, куколка очень обрадовалась, оказавшись у Милочки, в её ласковых ручках.
Дитя леса отлично чувствовала отношение и настроение окружающих. На равнодушных людей она не обижалась, но не хотела иметь с ними дела. Она помнила слова дедушки-дуба: “Друзей надо любить, с врагами – бороться, а от равнодушных надо бежать без оглядки, так как они самые опасные. Невозможно понять, что от них ждать в следующую минуту”.
Услышав, что Милочка завтра уедет далеко и надолго, Светочка расстроилась. Она так привыкла к этой девочке, которая стала для неё и подружкой, и учительницей. Она чувствовала, что им придётся расстаться, поэтому старалась успокоить возбуждённую девочку, особенно, когда та стала плакать. У самой Светочки глаза тоже были влажные, но она крепилась.
Когда все вокруг успокоились и уснули, деревянная девочка решила подойти поближе к Базилику. Она тихонько подползла к краю постели и скатилась на пол по свесившемуся углу одеяла. Потом медленно встала и сделала несколько шажков, но ножки ослабли, и она села на пол.
Увидев в углу ворох своих одежек, Светочка решила сначала переодеться, так как бумажная кофточка стала очень мала и разорвалась, а юбочка стала ещё короче и не сходилась в поясе. Сейчас она подобрала себе одежду из лоскутков и была очень довольна, что смогла сама без посторонней помощи нарядиться.
После небольшого отдыха Светочка продолжила свой путь и, наконец, добралась до окна. Теперь ей надо было по занавеске подняться до подоконника. Высоты она не боялась, но залезать вверх ей ещё не приходилось. Всё-таки, с первого раза удалось взобраться на нужную высоту. Когда Светочка была на уровне подоконника, Базилик склонился и помог перебраться на ровную поверхность.
Только по размерам горшочка, бывшая веточка поняла, что очень выросла, стала крепче и сильнее. Поэтому так легко взобралась сюда. Всю ночь они проговорили с Базиликом.
Утром, видя заплаканные глаза девочки, Светочка всячески уговаривала её. Эти солёные капельки, выбегающие из глаз, были очень неприятны на ощупь. Поэтому она сказала, что когда вырастет и сможет держать карандаш, будет писать ей письма. После таких слов Милочка стала успокаиваться.
Только, видя в окно уходящую подружку, Светочка позволила себе пару почти янтарных слезинок, ведь она не знала, когда они увидятся вновь.
Когда грустный дедушка подошел к окну, бывшая веточка решила поговорить с ним. Раньше он не слышал её слов, но ведь она немного подросла и стала говорить громче. Ей хотелось утешить его, к тому же, она очень тосковала по своему дедушке-дубу, поэтому попросила разрешения стать его приёмной внучкой.
После того, как человек ласково назвал её внученькой, Светочка успокоилась. Превращение веточки в деревянную девочку произошло, и теперь надо было жить в этих условиях…
Copyright: Татьяна Судоргина (VESTA), 2010
Свидетельство о публикации №175745
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 07.08.2010 19:47

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
ailen[ 08.08.2008 ]
   Мне показалось, что я читала произведение известного автора. Думаю, что детям это должно понравиться.
Солнце473[ 11.08.2008 ]
   Веточка так похожа на ребёнка, познающего мир.
Лариса КС[ 22.08.2008 ]
   По ходу пара замечаний - моё личное мнение:
   Мне показалось, надо упомянуть, что врачи не могли понять, что с девочкой: не мог же дед не позвать врача, если болен ребёнок.
   
   откроет ротик и покажет, =ротиком показать нельзя, можно сказать, а показать можно рукой
   
   - Почему заболеет? Я видела, как маленькие дети пьют молоко и едят кашу! - сразу же спросила Милочка.
   переставить может части? Спросила лучше после вопросительного предложения, имхо
   - Почему заболеет?- сразу же спросила Милочка. - Я видела, как маленькие дети пьют молоко и едят кашу!
   
   Привалившись к бокалу - что за бокал около ребёнка? Кто и что из него пьёт?
   
   Интересно! :)
 
Татьяна Судоргина (VESTA)[ 23.08.2008 ]
   Здравствуйте Лариса! Я очень благодарна Вам за такое чуткое внимание к неопытному автору Я постараюсь применить Ваши действенные советы и предложения.
   Поверьте, мне было очень важно прочитать критические замечания такого опытного литератора, как Вы. Трудно "вариться в собственном соку", хочется знать честное мнение о моих ошибках, поэтому я и решилась, зарегистрироваться на этом портале.
   Ещё раз, спасибо.
   С уважением, VESTA
Марина Попёнова[ 28.03.2009 ]
   Очень нравятся оба произведения и "Веточка" и " Лесная девочка",окунул­ась­ в детство! Детям непременно понравятся эти добрые сказки!
 
Татьяна Судоргина (VESTA)[ 29.03.2009 ]
   Рада, что понравилось, Спасибо.
   С уважением VESTA
Варвара Божедай[ 30.04.2009 ]
   Я опять зачиталась! Наверное муж правильно говорит"Где работаешь, такая и сама"
Сироткина Наталья[ 17.10.2009 ]
   Таких красивых и легко читающихся сказок очень не хватает на прилавках наших книжных магазинов. Иногда открываешь детскую книжку в роскошном глянцевом переплете, а читать-то там и нечего... Я желаю, Вам,Татьяна, как можно быстрее начать издаваться, чтобы нести нашим детям свет Добра и
   Любви.

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта