Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Историческая прозаАвтор: михаил Попенко
Объем: 27570 [ символов ]
ПЛАЩ КРЕСТОНОСЦА. ИСТОРИЯ РЫЦАРЯ, НЕ СУМЕВШЕГО СТАТЬ МОНАХОМ
«Плащ крестоносца»-это моя книга об альбигойской войне, первая из задуманной мною трилогии о еретиках. Она рассказывает о крестовом походе в Лангедок в начале 13 века и в связи с этим рассказывает о различных мусульманских и христианских сектах.
___________________________________________ __________________________
Хочу не поучать, а, совместно рассуждая, Не перечесть лучистых тайн
догадываться о воле Божьей За пазухой у неба
Августин Блаженный. И тёмных сил
В карманах у земли
Омар Хайям
 
ГЛАВА 1 КАНГАРСКИЕ ПОДАРКИ ВЕНЕЦИАНСКОГО КУПЦА.
******************************************* ***********************
Сердце мудрого в доме плача,а сердце глупого в доме веселья.1Хороши
слова библейского проповедника, но, по моему разумению, мудрость удел
старости, а веселье- дело молодое. Бьюсь об заклад, что никто никогда и
нигде не сыщет мудрого старца, который откажется вновь стать молодым глупцом. Не потому ли у человека преклонных лет едва ли не единственной радостью в жизни остаются воспоминания о том славном времени, когда он, закованный в броню, крепко сидел в седле, а звон мечей, женские ласки и
кубок доброго вина были ему куда дороже спасения собственной души.
Полузабытые мелодии давно минувших дней, воскрешая в дремлющем
сознании живые картины далекой молодости, еще трогают остывающие
чувства и волнуют сердце, но разум, навевая смертную тоску, печально
шепчет о пустых страстях мирской суеты.
Меня тоже посещают печальные мысли о бренности земного бытия, но
размышляю я о нем без слез и сожалений, ибо сказано:«унылый дух сушит кости»2.
Бог дал мне счастливую старость. Я не одинок.Со мной моя жена, а сыновья и внуки, искренне любящие своего отца и деда, живут неподалёку и часто
меня навещают.
Я не стеснен в средствах и пока, слава Богу, не обременен недугами.Чего я могу пожелать себе ещё на склоне лет? Разве что радостной смерти.
И, подобно Кассиодору3, умереть в саду под щебетанье птиц, забывшись легким сном ранним осенним утром.
Но до этого дня, коего еще никто не сумел избежать с начала времен, я
обязан правдиво рассказать об истории тулузсских ткачей4,богоотступников, дерзнувших восстать против матери нашей римско-католической церкви.
******************************************* ***********************Если бы человеческая жизнь была бы вечной, не было бы в ней столько
скрытого очарования. В нашем беспокойном мире замечательно именно
непостоянство, которое я с помощью простых слов попытался удержать на плотном листе гладкой бумаге. Ее из сарацинских земель5 доставляют в
наши края венецианские купцы.
Два года назад один из них, по имениМариоРуффоло, привез мне большую
кипу превосходной бумаги, завёрнутую в шелковую ткань редкой красоты.
На ее белой блестящей поверхности были искусно нарисованы коричневые
журавли, низко летящие над светло-зелёной гладью широкой реки, по
холмистым берегам которой рос причудливо изогнутый кустарник.
Щемящей грустью расставания веяло от этой картины.
Еще купец вручил мне фарфоровый крест. На каждом из его четырех
концов золотилось по одному слову. На нижнем -вера, на
верхнем- любовь, слева -невозмутимость, а справа-трудолюбие.
Мое сердце наполнилось радостью. Я догадался о том, кто послал
почтенного негоцианта6в мое пиренейское захолустье и всем своим
существом жаждал узнать подробности.
Я предложил Марио не торопиться с отьездом и пригласил его отужинать
со мной.
******************************************* ***********************
За столом, после нескольких кубков мальвазии7,я попросил купца рассказать об обстоятельствах встречи с тем, кто направил его ко мне. И вот что я
услышал.
Отправителем подарков, как я и ожидал, был любезный моему сердцу отец Бенедикт, с которым они встретились на границе далёкого царства
Чжунго8.Генуэзские торговцы называют его Кангарией9,а багдадские купцы-страной Чин-Чин10. Она обнесена каменной стеной, конца которой никто не видел и столь широкой, что на ней свободно разьезжаются две боевые
колесницы. Без особого дозволения фангфура11-правителя Чжунго- вьезд за великую стену иноземцем воспрещён под страхом смерти. Поэтому у её
ворот, с внешней стороны, располагаются громадные базары. Отсюда в
многомесячный путь уходят торговые караваны, неторопливо шагающие на запад через пески раскаленных пустынь и снега высокогорных перевалов.
Было раннее утро. Марио, закупив кипы бумажных листов, не боящихся
влаги, диковинное оружие и драгоценный шёлк, молча наблюдал за их
погрузкой. Громко ударил пятый барабан12. От неожиданности Марио
обернулся и увидел монаха, подъезжающего к нему на белом муле. На его лице было написано человеколюбие, а серая просторная ряса не могла скрыть стройной фигуры. Поравнявшись с Марио, он спешился и, назвавшись отцом Бенедиктом, учтиво попросил продать ему тюк самой лучшей бумаги по
марсельской цене. Венецианец был удивлён столь странной просьбе. Зачем монаху десятикратно переплачивать? Но больше всего он был удивлён тем, что отец Бенедикт ответил ему на вопрос, который он ещё не задал.
«Ничего странного в моей просьбе нет, сын мой,-сказал ему монах. Дело в том, что я пока не выполнил всех данных мне поручений и должен ещё
посетить некоторых христиан, живущих в этих краях13. Поэтому в Риме и других благословенных городах я появлюсь ещё не скоро. А у меня там
немало хороших друзей, которых я хотел бы порадовать весточкой о себе. Ведь многие из них думают, что меня давно уже нет в живых. Ничего
лучшего, чем бумага, шёлк и фарфор, здесь нет, поэтому я прошу тебя,
досточтимый Марио Руффоло, прежде чем ты окажешься на мосту
Риальто14, завезти все это тем, кто мне особенно дорог.Один из них-
Мишель Дэн, нынешний владелец замка Труа-Фрер15,в Лангедоке16.Это не слишком далеко от Каркассона17, куда ты намереваешься заехать навестить своего брата.».
Марио был поражён. Откуда этот монах, которого он раньше никогда не
видел, знает не только его имя, место жительства, но и намерения?
«Так уж заведено,-ответил отец Бенедикт на молчаливое изумление
венецианца.-Передай Мишелю привет, тюк бумаги, которая должна быть
обязательно завернута в ваньскую ткань18,вот этот селадоновый19 крест, сделанный сунским мастером ЧжанШанэром20 специально для него по
моему заказу. На словах же, скажи ему,что,хотя со дня нашей последней встречи давно уже минуло сорок лет, я его прекрасно помню и люблю».
Тут Марио не на шутку рассердился.В своём ли уме пребывает этот
странный священник, говоря о сорокалетней разлуке?Ему самому на вид не больше сорока. Что-то тут не так. И он решил послать отца Бенедикта ко всем чертям.
«Нет, нет Марио,-вновь опередил его отец Бенедикт-только не к чертям.
Не было случая,что бы они радовались моему визиту.Да и к тому же я его не заслужил. У меня нет ни малейшего желания морочить тебе голову. Мишеля Дэна ты найдешь в добром здравии. Он ещё совсем не стар. Ему только 77 лет.Замок его стоит в Пиренейских горах, рядом с землями Андорры21,
наследственном владении графов де Фуа.»
Отец Бенедикт вытащил из невидимого, кармана спрятанного в складках
рясы, висящий на золотой цепочке тонкий квадрат полированного серебра с выгравированным на нем ликом святого Юлиана22 и протянул его Марио.
«Он сделает твое путешествие безопасным, а выгодным его сделаю я.-Тут,- отец Бенедикт снова запустил руку в складки своего одеяния и вынул оттуда внушительных размеров чёрный бархатный кошель, весь расшитый
стоящими на хвостах перламутровыми рыбами23-пять цзиней24 золота.И ещё 80- вот здесь.». Он показал на мула,на круглых боках которого висели два перевязанных между собою мешка, тоже расшитых жемчужными
рыбами.Отец Бенедикт легко их поднял одной рукой и поставил у ног Марио.
«Святой отец,- воскликнул торговец,-это непомерная cумма и я не могу её принять. Десятой её части более чем достаточно для того, чтобы я до конца своих дней ни в чём не нуждался».
«Благодарю тебя Марио за искренность,-засиял улыбкой отец Бенедикт,-но, пожалуйста, не считай за меня, что дорого, а что нет. Лучше позаботься о том, как надёжно сохранить то, что я тебе дал. Я рад, что корыстолюбие не свило себе гнездо в твоём сердце и лёгкие деньги тебя не влекут.Твой путь к богатству труден и опасен, но он честен, а потому единственно верный.И-
видишь-награда не обошла тебя стороной».
После этих слов отец Бенедикт перекрестил Марио, повернулся к нему
спиной, взял под уздцы мула и, не спросив торговца согласен или нет он
выполнить его просьбу, величественно удалился.
«Почему ты считаешь, что он удалился, а не просто ушёл,»-допытывался я.
«А потому что так не уходят, так не говорят и постольку не платят за
пустяки. На своем веку я в разных странах повидал множество богатого и бедного народа, но такого человека,как отец Бенедикт, я прежде нигде не встречал. Я даже уверен в том, что то, о чём он меня просил, было совсем
даже не просьбой, а важным поручением,коего я удостоился по неизвестной мне причине.У каждого есть свой долг. Мой в том, чтобы привезти тебе
бумагу, а о своём,я думаю,ты знаешь сам.»
«Что заставило тебя сделать такой вывод?-спросил я Марио, разливая вино.
«Не знаю, но я чувствую, что это именно так и никак иначе».
Он осушил свой кубок, поставил его на стол и замолчал, глядя куда-то
поверх моей головы. Глаза его были полны слёз.
«Что с тобой, Марио? Не обидел ли я тебя своими расспросами?»-спросил я его.
«Причём здесь ты,-прошептал он.-Я плачу о том, что никогда больше
не увижу его добрую улыбку, от которой у меня пела душа».
Меня взволновали слёзы этого сильного человека. Давным-давно и я сам, расставаясь с отцом Бенедиктом, тоже испытывал странное чувство светлой печали, запомнившееся мне навсегда.
Наш ужин закончился далеко за полночь. Однако чуть свет Марио был уже на ногах. Его ждал брат в Каркассоне и торговые дела в Арле25. Мы тепло попрощались и он, в сопровождение двух слуг, покинул Труа-Фрер.
Я вернулся в зал, где вчера нежданно-негаданно получил подарки от отца Бенедикта, сел в кресло и погрузился в размышления.
Хорошая память не такой уж завидный дар, но есть люди воспоминания о
которых всегда чисты, свежи и благодатны. Среди них на первом месте мой необыкновенный знакомец отец Бенедикт. Когда-то он поразил меня своим умением читать мои мысли, говорить о событиях далекого прошлого, так, словно он был их участником, точно предсказывать будущее, не говоря уже о его редкостной учености. Сегодня же я не знаю, что подумать о его возрасте.
В столь памятные для меня дни наших встреч в аббатстве Фонфруа26 ему было, наверное, лет сорок-пятьдесят. Значит сейчас ему не меньше
девяноста.Но, судя по рассказу Марио, он ничуть не изменился и в качестве
папского нунция27 продолжает путешествовать по нашему древнему миру, чьё лицо морщинисто, как печеное яблоко.Почему медленный яд времени, неизбежно убивающий всё живое, не может отравить отца Бенедикта, а его застывший возраст не вызывает вполне понятного любопытства их
святейшеств. Ведь в достоинстве посланца апостолического престола его должны были утверждать Климент3, Целестин3, Иннокентий3,
Гонорий3, ещё один Целестин и нынешний папа -Иннокентий4.28.
Обьяснения этому я не нашёл, но о том, что мне хотел сказать отец Бенедикт, приславший столько бумаги, я догадался. Он напоминал мне о до сих пор не выполненном мною обещании написать некое повествование, которое я дал ему много лет назад. Надо сказать, что я, хотя и согласился, составить некую не скучную и поучительную книгу, как того требовал от меня отец
Бенедикт, никогда всерьёз не задумывался об исполнение взятого на себя
обязательства, так как сильно сомневался в своей способности написать
что-либо более вразумительное, чем несколько строчек в монастырской книге дефензора29 и считал, что из предложенной мне затеи ничего не выйдет.
Я говорил о своих сомнениях отцу Бенедикту и пытался отказаться от его
поручения, исполнение которого казалось мне невозможным.
Но он пренебрёг моими соображениями.
«Откуда ты можешь знать-убеждал меня отец Бенедикт голосом не терпящим возражений,-что получится у тебя, а что нет, если ты даже не пытался
браться за перо?»
И к тому же тебя никто не заставляет превзойти в количестве написанного Гарена де Монглана.30Рассказать же о том, что ты видел ipsimis oculis* и поразмышлять о слышанном и прочитанном тебе вполне по силам.
Так что ни в чём не сомневайся и, не теряя времени даром, начинай с Божьей помощью делать то, что всё равно делать придеться. И вот пришлось.
Примечания
1.Екклезиаст,7:4
2.Притчи,17:22
3.Кассиодор Магнус Аврелий(475-570г.г)-государственный и религиозный деятель Остготского королевства(Испания_
4.Тулузские ткачи-одно из названий альбигойцев, так большинство из них были ремесленниками, в частности, ткачами.
5.Сарацинскими землями назывались в Средние века мусульманские страны Ближнего и Среднего Востока.
6..Негоциант_купец, занимающийся международной торговлей.
7.Мальвазия-сорт кипрского вина. С 10 века производилось в Лангедоке.
8.Чжунго-Срединное царство,Поднебесная империя. Древнее самоназвание Китая.
9. Кангария-средневековое европейское название Китая.
10.Чин-Чин-«страна узкогдазых. Средневековое арабское название Китая.
11Фанг-фур-Сын Неба,один из титулов китайских императоров.
12.В средневековом Китае время измеряли ударами в барабан.. 5 барабан-около 6 утра.
13Христианство проникло в тюркские страны и Китай в 4 веке н.э.
14. Название торгового района в Венеции,расположенного на одном из островов. На мосту Риальто в 13 веке находились лавки купцов, торгующих восточными товарами.
15. Замок Труа-Фрер сохранился до сих пор и охраняется Французским государством как памятник археологии и культуры.
16Лангедок-историческая область на юге Франции со столицей в г. Тулуза.
17. Каркассон-город в Лангедоке.
18.Ваньская ткань-особый вид белого шёлка, на котором рисовали китайские художники в средние векаю
19. Селадон- род фарфора. Селадоновый фарфор особо ценился в то время.
20.Чжан Шанэр-известный мастер из знаменитой семьи фарфоровых мастеров эпохи Сунн(960-1279г.г.)
21. Андорра-феодальное государство на юго-западе Пиренеев, известное с начала 9 века.
22.Святой Юлиан Странноприимей у католиков считается покровителем
путешественников.
23. Перламутровые рыбы-один из знаков символизирующих католическую церковь. Святой Пётр,первый римский папа, до того как присоединится к Христу, был рыбаком. Кроме того существует мнение, что первые христиане, многие из которых говорили по-гречески, истолковывали первые буквы греческого слова «ихтюс»(рыба) как»Иисус Христос,Сын Божий,Спаситель»(по гречески-«Иисус Христос теу юйос сотер».
24. Цзинь-средневековая китайская мера веса для дорогих металлов, около 600 граммов.
25. Арль-город на юге Франции, в Проавансе.
26.Аббатство Фонфруа, входившее в Нарбонский диацез, находится В Лангедоке, недалекл от Монпелье.
27. Нунций-представитель римского папы в ранге посла.
28.Климент 3(1187-1191г.г.),Целестин 3(1191-1198г.г),Иннокентий 3(1198-2116г.г.),Гонорий 3(1216-1227г.г.),Григорий 9(1227-1241г.г.), Целестин4(1241г.),Иннокентий 4(1243-1254 г.г.).
29. Дефензор-административная должность в церковеых землях. Как правили её занимали лица не духовного звания.
30. Гарэн де Монглан-французский автор огромных эпических поэм(т.н. «нарбонский цикл»), пользовавшихся большой популярностью в 12-13 в.в.
31Своими глазами(лат)
 
ГЛАВА 2 НАПУТСТВИЕ СВЯТОГО РЕМИГИЯ
Каждое утро, когда апельсиновый овал ещё не жаркого солнца появлялся
из-за треугольных вершин Пиренейских гор, я садился за стол, стоящий на открытой веранде и записывал всё, что подсказывала мне моя пока не
ослабевшая память, иногда даже совершенные пустяки, много лет назад волновавшие моё сердце.Не было для меня ничего милее, чем эти утренние часы,напоённые горной свежестью.
Как–то летней ночью мне не спалось.При свечах я сидел за чтением
аббревиария1, рассказывающего о событиях трехвековой давности.
Папа Стефан2 приказал вырыть из могилы своего недавнего
предшественника Формоза3и посадил его на скамью подсудимых.Покойного папу признали виновным в нарушение церковного права,сорвали с него священный палий4 с шестью чёрными суконными крестами и,сняв с правой руки красную перчатку,отрубили три пальца, которыми он при жизни
благословлял паству..Затем уже тронутое тлением тело протащили по улицам Рима и,под улюлюконье беснующийся толпы,бросили в Тибр5.Самого
Стефана, забывшего божеские и человеческие законы, вскоре задушили в тюрьме.
,,Господи!Исцели меня от похоти всегда за себя мстить,-припомнились мне на этом месте слова молитвы блаженного Августина. «Оторвись от книги, сын мой, -неожиданно донёсся до меня негромкий приветливый
голос.Я поднял голову и увидел стоящего около узкого стрельчатого окна святого Ремигия6, в архиепископском облачении, митре и с посохом в
руках7.Я потерял дар речи.
«Молчи и слушай,-продолжил он.-Ты пристрастился к рукописанию и это весьма похвально.Невелико число тех, кто ныне,здесь,в Лангедоке,
владеет этим благородным ремеслом, а истинных католиков среди них еще меньше. Даже сегодня, когда от альбигойской ереси почти ничего не
осталось, её зловонный дух продолжает отравлять жителей Тулузы, Нарбона и Фуа8.
Еретиков они считают невинно убиенными христианами, а верных сынов
католической церкви- их палачами.
Ты сам был крестоносцем и знаешь,что твои собратья не жаждали крови
вероотступников,но исполняли волю Господа нашего, обрушившего свой гнев на детей сатаны.Ты должен поведать ныне живущим и тем, кто будет после, о справедливости Божьей кары.»
«Помилуй, святой отец,-взмолился я-Мне не по силам выполнить
твою просьбу.Я уже стар,не сведущ в тонкостях богословия и не наделен даром рассказчика.В детстве я случайно выучился читать и писать. Только и всегоАльберта Больштедского9 из меня не выйдет из-за недостатка учености,а Кретьена де Труа10 из-за отсутствия таланта и, кроме того, у меня вот-вот кончится бумага.»
«Не тебе судить,-строго,как когда-то отец Бенедикт,произнес ночной гость. Разум человека во власти Того, Кто ему его дал.Господь один знает пределы человеческих возможностей и Он никогда не наложит на верующего в Него непосильный груз.А о бумаге не беспокойся. В ней недостатка не
будет.Заодно расскажешь о своей жизни. Она у тебя весьма поучительна.Так что приступай во имя Господне». Святой протянул руку,благословил
меня и расстаял в заполнившем комнату глубовато-серебристом тумане.
«Что правда,то правда,- подумал я.-.Неожиданного и необыкновенного в
моей жизни было куда больше, чем обычно отмерено людям,смотрящим на себя сквозь пальцы повседневности.Если же к этому добавить еще историю о тех изменениях,которые произошли в моей душе от занятий по книге
«Лестница в небо», а к ним прибавить еще и весьма любопытные беседы отца Бенедита, коими наградил меня Господь, то мои записки могут оказаться
полезными для тех, кто хочет жить в мире с самим собой.А таких, надо
сказать, совсем немало.»
Я встал и подошёл к окну. На черном бархате неба месяц светил полным блеском, а звезды сияли так ярко,что, казалось, я видел живые лики святых апостолов,взирающих на меня с небес.Почему я решил, что передо мной
стоял реймсский архиепископ, семь столетий назад приобщивший к
христианской вере жестокосердного Хлодвига,первого короля франков?11 Ведь я никогда не видел его изображений. Да и вряд ли они когда -либо
существовали.Отец Бенедикт говорил мне, что даже портретам римских первосвященников до времени Лотарио Конти12 верить не следует. В жизни их внешость была совсем иной. Это его очень удручало. И однажды он
попросил хорошо знакомого ему живописца,наделенного замечательным
талантом,запечатлеть лицо знаменитого слуги Господа.Теперь каждый
побывавший в Субиако, на стене нижней церкви бенедектинского монастыря Сакро Спесо может видеть обрамленное седой курчавой бородой красивое и мужесвенное лицо высшего пастыря вселенской церкви13 Иннокентия.
Чуть слышный шорох ветра заставлял сильнее биться сердце. Вдруг в
колеблющимся воздухе я ясно увидел самого себя. Закутавшись в плащ, я стоял у прямоугольного зубца крепостной стены и смотрел на закованных в серые латы всадников, медленно вьезжающих в ворота замка по
опущенному подъёмному мосту, сбитому из толстых брёвен, окованных
железом.На их белых плащах были нашиты алые кресты, с высоты
казавшиеся мне пятнами крови.День выдался пасмурный и холодный. Снег редкими хлопьями падал на стальные шлемы рыцарей. Была в этом зрелище какая-то торжественная печаль.Она всегда охватывала меня,когда я видел
суровые лица крестоносцев, величественно вступающих в поверженные
твердыни гордых баронов французского Юга. Какой замок был сейчас перед моими глазами? Лавор, Кассиль или Муассак? А может быть Терм? Не знаю. Видение исчезло также внезапно, как и появилось.Но не бесследно. В моей душе вдруг вспыхнуло желание рассказать обо всем, что я видел за десять лет крестовых походов, названных затем альбигойской войной.14
******************************************* ***********************
Не по нашей воле происходят события в этом мире, а по воле Господа, который непостижимым Своим разумением направляет суету человеческой жизни в русло Своего П ромысла. Я никогда не думал о том, что мне
когда-нибудь придется, подобно священнику в церкви, проповедовать Слово Божие и , стараясь уберечь своих единоверцев от опасных соблазнов ереси, напомнить им о страшной участи, постигшей альбигойских еретиков,
называемых еще катарами.
Пламя костров, виселицы, плаха да топор палача были их уделом. Господь жестоко карает тех, кто Его именем сеет между людьми вражду,
потрясающую основы державных порядков. В этом заключена Его великая мудрость, ибо если бы Он не сдерживал одних людей другими, то церкви, мечети и синагоги были бы давным-давно разрушены и негде было бы
человеку преклонить колени во имя спасения собственной души. Так мне
говорил мой ученейший знакомец отец Бенедикт Поляк.Его имя совпадало с названием ордена15,к которому он принадлежал, а прозвище было дано
правителем Польши, далекой страны лесов и озёр на холодной окраине
христианского мира.
Беседы с ним озарили мою душу благодатным светом истинного знания и я, размышляя о прошлом и настоящем, обрёл, если не мудрость,то понимание.
Вразуми меня Господи,раба Твоего,и помоги повествованием моим уберечь людей от смут и потрясений! Да спасёт Он нас от коварных лицемеров,
извращающих Слово Божье и влекущих христианские души на тёмный путь ложных истин!
Пусть все верующие в Иисуса Христа всегда помнят наставление Святой Библии о том, что начало мудрости есть страх Господень16,ибо жизнь и смерть человека находятся во власти его языка.17
Примечания
1. Аббревиарий-сборник сильно сокращённых текстов или просто небольших извлечений из религиозных, философских и исторических произведений, вытеснивших затем сами произведения.
2. 2.Стефан(896-897г.г.)-римский папа
3. Формоз(891-896г.г.)-римский папа.
4. Палий-деталь одеяния римского папы.
5. Тибр-река, на берегу которой стоит Рим.
6. Святой Ремигий(437-533г.г)-«апостол франков», архиепископ Реймса.
7. Головной убор, называемый митрой, посох и кольцо являются знаками
епископской власти.
8. Нарбон и Фуа-города в Лангедоке. В первом находится резиденция архиепископа, а второй центр графства де Фуа.
9.Альберт Больштедтский(1193-1280г.г.)-,граф,знаменит ый немецкий
теолог, филисоф и естествоиспытатель.
10.Кретьен де Труа(1130-1200г.г.)-знаменитый поэт-трувер.
11.Хлодвиг(466-511г.г.)-первый король государства франков их династии Меровингов. В 496 году принял христианство.
12.Лотарио Конти-мирское имя папы Иннокентия 3.
13.Высший пастырь вселенской церкви- один из титулов римского папы.
14.Альбигойская война-предпринятые в 1209-1229г.г. по инициативе папства крестовые походы северофранцузских рыцарей на юг Франции, в результате которых были разгромлены еретики-альбигойцы.
15. Бенедектинский орден-монашеский орден, основанный в 530 году святым Бенедиктом Нурсийским.
16.Притчи,1:7
17. Притчи,18:21
 
ГЛАВА III КНИГА АНГЕЛА РОЗНЕЛА
Сегодня, когда я пишу эти строки об альбигойской ереси, мало кто может сказать что-то вразумительное. А лет сорок назад, речи ее проповедников, именуемых «совершенными»1, повсюду собирали огромные толпы. Во всех городах Лангедока и Прованса еретических книг продавалось
видимо-невидимо, а на самых видных местах вывешивались большие листы белой бумаги, где в легких рифмах веселых сервент2 говорилось о
альбигойском вероучении.
Ныне в наших торговых землях властвует священная служба3.От
богохульных сочинений не осталось и следа.Проповедь же можно услышать только с церковной кафедры. После того как на городской площади Тулузы у десятка балаганных скоморохов,распевавших песни катаров, вырвали
языки,а у
дюжины бродяг,пробавшим им подпевать,отрезали уши,желающих петь и
декламировать сочинения еретиков не стало.По крайней мере на городских площадях я их больше не видел.
Престарелый маркиз Монферратский за свою долгую жизнь собрал
библиотеку, в которой было все, что когда-либо было написано о вере
катарской, но, опасаясь за свою жизнь, он сжег ее всю, до последнего листа. А сколько древних книг превратилось в пепел в пламени костров – не
сосчитать.
Знающие люди говорят, что осталось только две. Одна из них, называемая «Книга о двух началах» написана неизвестным ломбардцем, а вторая,
«Доктрина взвешенных учений» - болгарская. Ни ту, ни другую видеть мне не довелось, ибо они не предназначались для посторонних глаз. Тайные
знания «совершенных» были записаны в них. Но б ыла ещё одна,третья. Прочитать ее дано лишь его святейшеству папе римскому, и, возможно, двум-трём кардиналам, пользующихся его особым доверием. У книги,
хранящейся в секретном месте в монастыре Монте-Кассино4, нет названия. Ее в ночь перед всемирным потопом отдал праотцу Ною явившийся к нему ангел Рознел.На золоченом пергаменте ангельского фолианта были записаны все события человеческой истории, начиная со времени появления Адама и Евы в райских кущах Эдема5и до того благословенного дня,когда люди вновь узрят спустившегося с небес Господа нашего Иисуса Христа.
Сказано в ней и о том, откуда пош ла альбигойская ересь, какие виды она
принимала в прошлом и какова ее судьба в будущем.Об этой книге,
содержащей в себе все знания, которые могут быть открыты людям, поведал мне отец Бенедикт, удивительный муж, обладающий чистой верой, ясным умом и столь обширными познаниями в духовных и мирских науках, что, я думаю, за
чтением безымянной книги он провел ни один год. Я не устаю благодарить Господа за то,что он свёл меня с человеком,который убрав с моих глаз
пелену неосведомленности, раскрыл передо мною великую тайну нашей
католической веры,без которой загадка человеческого бытия оказывается неразрешимой.
А теперь я расскажу о сочетании различных обстоятельств, приведших меня к знакомству с отцом Бенедиктом. Но перед этим я хочу сообщить тебе, мой досточтимый читатель, о своих предках и о самом себе.
Примечания
1. «Совершенные»-епископы альбигойской церкви, имевшией свою иерархию : дьяконы-«вовершенные»-патриарх.
2. Сервента-характерное для средневековых Лангедока и Прованса стихотворение на политические и религиозные темы.
3. Инквизиция-специальное-судебно-следственное учреждение римско-католической церкви. Непоследственным поводом для её организации послужило широкое распространение альбигойской ереси.
4. Монастырь Монте-Кассино-один из первых христианских монастырей в Европе.Основан в 5 веке в Италии святым Бенедиктом Нурсийским.
5. Эдем-земной рай, место пребывания человека до его грехопадения(Бытие,2,8-15)
 
(продолжение следует)
Copyright: михаил Попенко, 2009
Свидетельство о публикации №196439
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 22.01.2009 22:23

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Евгений Русских[ 23.01.2009 ]
   ЩИТ ВАТИКАНА
   
   
    Заметки на полях «католического» романа Михаила Попенко «Плащ крестоносца» (издательство «Алтай»).
   
    Признаюсь: я не большой любитель церковно-богословско­й­ беллетристики, и никогда не думал о том, что она может обладать привлекательностью детектива. Пока не прочитал у книжной полки в торговом зале петербургского магазина «Слово» первые несколько страниц «Плаща крестоносца», исторического романа, изданного Алтайским книжным издательством в далёкой Сибири.
    В подзаголовке он называется «История рыцаря, не сумевшего стать монахом» и повествует о крестовом походе в Лангедок, в первой трети XIII века опустошившим юг Франции и направленном против еретиков-альбигойцев­,­ создавших там свою церковь, едва не вытеснившую оттуда католическую.
    Спасли её сохранившие верность римскому папе северофранцузские рыцари, огнём и мечом истребившие тулузских вероотступников. Автор книги Михаил Попенко, как это явствует из вступительной статьи, один из местных журналистов, считает, что репрессии, развязанные римской курией, против еретиков справедливыми и убеждает в этом столь увлекательно, что ему хочется верить. Мне кажется, что название «Щит Ватикана» гораздо лучше чем «Плащ крестоносца» выражает смысл его сочинения.
    События альбигойской войны, длившейся два десятилетия, дают современному читателю редкую возможность по новому взглянуть на ту полную драматизма историческую эпоху, во многом определившую систему культурных и религиозно-нравствен­ных­ ценностей нынешней европейской цивилизации.
    Сюжет романа прост. Главный его герой, гасконский рыцарь Мишель де Лорте, становится конверсом, мирским членом монашеского ордена цистерцианцев в аббатстве Фонфруа. Там он знакомится с нунцием Святого престола отцом Бенедиктом, который в семи беседах рассказывает ему о роли дьявола в этом мире и средствах борьбы с ним, а также дарит «Лестницу в небо», книгу, составленную античными, христианскими и мусульманскими мудрецами для "обретения душевного покоя". Кроме того, он поручает ему самому написать некий поучительный труд о неминуемом воздаянии за грех богоотступничества.
    «Плащ крестоносца» - не совсем обычное произведение.
   Его трудно отнести к какому-то определённому жанру литературы. Это нечто среднее между романом, хроникой, дневником и историческим исследованием.
   Пожалуй, правильнее всего его будет назвать апологией. Апологией христианства вообще и католицизма в частности.
   По крайней мере, такая формулировка, на мой взгляд, вполне соответствует логике книги, главный герой которой взял на себя труд описать историю южно-французских еретиков, «дерзнувших восстать против матери нашей римско-католической церкви»
   При изложении и анализе событий ему далеко не всегда удаётся сохранить объективность, и поэтому в целом книга имеет ярко выраженный личностный характер.
    Эмоциональная окрашенность авторских суждений, легко объяснимая и вполне оправданная, не только не скрывает исторической правды, а, напротив, лишь придают ей особый колорит, своего рода «аромат давно прошедших столетий»
   Надо отдать должное российскому автору.
   Он проделал огромную работу по поиску, разбору и сопоставлению массы старинных текстов. Библиография к «Плащу крестоносца» включает не один десяток названий книг на всевозможные исторические и богословские темы.
   Поэтому не подлежит никакому сомнению познавательная и художественная ценность романа.
    Перед читателями разворачивается широкое и красочное полотно, превосходно изображающее политическую, интеллектуальную и духовную жизнь Франции 12-13 веков. Яркие краски тех далёких времен чередуются с глубокими тенями: слепящий свет экстатических прозрений христианских подвижников с непроглядным мраком невежественного народа, призывы к ангельскому милосердию во имя Господне с поражающими воображение ужасами массовых казней, мирные богословские диспуты с дикими расправами над еретиками.
    Мишель де Лорте, усвоил латынь, прочитал несколько книг Плутарха и Страбона, получил некую сумму знаний от отца Бенедикта, познакомившего его с мусульманским вероучением и историей возникновения ересей, волей судеб поочерёдно оказывается помощником двух известных деятелей церкви брата Петра де Кастельно из аббатства Фонфруа и Арнольда Амори, аббата из Сито.
   В связи с этим он получает возможность всмотреться в широкие горизонты французской политической жизни, очертания которой вырисовывались в соперничестве между могущественными европейскими монархами, желании папы продолжать крестовые походы в Святую Землю, а также войне с еретиками в Лангедоке.
   Многообразие увиденного и собственные противоречивые чувства, заставляют гасконского рыцаря размышлять о непостижимости путей Господних и искать духовную опору для своей души. Её он находит в Священном Писании и поучениях своего духовного наставника отца Бенедикта.
   «Не превращайся, Мишель, говорит он ему, -
   в человека с двоящимися мыслями. Верь в Иисуса Христа. Он даст тебе возможность на путях добра, добиться всего, что ты пожелаешь. Следуй за Господом, и Он сделает ясным смысл твоей жизни, который для большинства живущих на этой земле так и остаётся тайной до их последнего вздоха».
    Своеобразная по форме, глубоко философская «История рыцаря, не сумевшего стать монахом», написанная на основе богатейшего исторического материала и подкупающая своей достоверностью в то же время чрезвычайно увлекательная и современная книга.
   Многие её страницы, посвящены противоречиям духовного состояния тогдашнего общества. Но и сегодня мы видим повсюду то же самое.
   При внешней видимости религиозности, наши современники
   всё более теряют свою традиционную веру, и в то же время напряжённо и настойчиво ищут Бога, без которого невозможно наполнить смыслом человеческое бытие. Без духовной жизни, освящённой благодатью евангельских заветов, не может быть счастья и благополучия. Помочь её устроить может только христианская церковь, неустанно поддерживающая вечный свет библейских истин.
   О её вкладе в управление государством и о являющейся нравственной ценностью всего общества личной вере каждого человека, рассуждает Мишель де Лорте.
    Он приводит множество примеров о том, когда, принимая политические решения, продиктованные не евангельскими понятиями о добре и зле, а прагматическими интересами, забывшие Бога люди обрекали себя на тяжёлые испытания и гибель,
   «Господь наш Всевышний не проводил границ между странами, не называл их королевствами или империями, не делил род людской на знать и простолюдинов. Он дал, всем нам, грешным, свои заповеди. Следуя им душа человека, сидящего на троне или в поте лица своего трудящегося в поле, будет благоденствовать, а сам он будет жить долго и счастливо. Забвение Господних заветов ведёт к множеству несчастий, войнам, ересям и мятежам, извечным спутникам смерти.
   Сильные мира сего, не ведающие истинной добродетели, из-за гордыни и корыстолюбия, распаляемых в их душах дьяволом, обрекают своих подданных на нищету и погибель. Ради золота и власти они продолжают воевать даже тогда, когда сам папа призывает их к христианскому миру»
   С одной стороны, такой образ мысли является поиском возвышенных ценностей в контексте великой и благородной традиции, какую представляет собой христианство. Его нельзя, пользуясь сомнительными предположениями, произвольно перекраивать, как это делали еретики в древней Азии и средневековой Европе и, что, к большому сожалению, нередко происходит в наши дни.
    С другой - это проблема взаимоотношений между Евангелием, культурой, политикой и человеческой душой, надломленной тяжестью первородного греха. Проблема греховности человека составляет одну из главных сюжетных линий романа.
    Вера, не устает повторять автор, обогащает внутреннюю культуру человеческой души. Без неё нет нравственности и духовности.
    Совершенно бесполезно пытаться насытить человека всевозможными материальными благами, нужными ему в экономической и биологической жизни. Человеческая душа несёт в себе неутолимую жажду вечного и беспредельного. Поэтому она никогда не откажется от поисков Бога.
    Борьба добра и зла в душе человека в «Плаще крестоносца» показана как неизбежный конфликт человеческого существования, а его решение даётся с помощью благодати и мистической тайны, законы которых не поддаются никакому исследованию. Нет ничего более неуловимого, чем вмешательство Бога в ход человеческой судьбы. И нет ничего более необходимого. Это - типично католическое решение нравственной проблематики.
    В книге прекрасно нарисована картина непримиримого столкновения христианства и манихейской ереси-двух сил, изначально враждебных друг другу.
    Оздоровление мира, по мысли автора, возможно только через оздоровления христианства вообще, и католицизма в частности. Мудрость, скрытая в его вечных истинах, является для каждого человека надёжным средством для достижения добродетели и благополучия. Об этом же из глубины веков говорит нам и блаженный Августин: «Только тот обретает душевную благодать, кто в своих поисках мудрости подчиняется Богу и идёт по указанному Им пути». С этим трудно не согласиться.
    В России, кажется, книга такого плана вообще первая. И уже, поэтому она заслуживает внимания читателей, сёрьёзно интересующихся историей религий.
    Евгений Русских

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта