Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: И. А. Шевченко
Объем: 7016 [ символов ]
Японское хайку и техасский холдем.
Японское хайку и техасский холдем.
 
Казалось бы, что может объединять твердые формы японской поэзии и покер?
И карты, и слова – символы. В символах отражается мироздание. Сакральные словесные формулы – мантры, молитвы, заговоры, а также карточные гадания присущи людям с давних времен. Интересно, что формулы хайку и холдема одинаковы: 5-7-5. Помимо этого хайку и карты связывает цикличность.
 
I. Японская поэзия.
 
Вот что писал академик Н. И. Конрад в 1927 году после всестороннего изучения японской поэзии:
«Уже в древнейшие времена установились и продержались вплоть до настоящего времени два размера: семисложный и пятисложный. Строго говоря, и теперь, несмотря на все попытки японских поэтов воспринять Европейское разнообразие метрики, они не в состоянии преодолеть исконный метрический закон: пятисложные и семисложные размеры постоянно обнаруживаются в самых, как будто бы, свободных формах современного японского стиха.
Объяснить происхождение этих двух размеров мы в настоящее время все еще не можем…»
«Японская литература в образцах и очерках»,
Н. И. Конрад, М. Наука, 1991 г, стр. 465-466.
 
«Нетрудно заметить, что при всем этом разнообразии стихотворных форм и размеров, одно явление оказывается наиболее часто повторяющимся, наиболее устойчивым и, поэтому, т. ск. наиболее «правильным». Это – наличие двух размеров для стиха: пятисложного и семисложного. Эти два размера оказываются наиболее частыми, и формы их сочетаний являются наиболее очевидными и постоянными.
Этот наглядный вывод целиком подтверждается и другой областью древнейшей японской поэзии. Нужно заметить, что стихи, содержащиеся в Кодзики, Нихонги, Фудоки, Ман’ёсю, принадлежат, т. ск., к «литературной» стихии японской поэзии. Помимо них существовала и «народная» поэзия, образцы которой – правда, относящиеся ко временам уже гораздо более поздним: к переходному периоду между Нара и Хэйаном, т. е. к IX в., - дошли до нашего времени. Это – т. наз. песни Кагура, Сайбара – прежде всего, и Адзума-асоби и Фудзоку – за ними.
Форма этих песен очень неустойчива. В этом смысле эта народная поэзия укладывается целиком в то русло, по которому развивалась в первое время и поэзия литературная. Пяти и семисложный размер для нее не обязателен; встречаются стихи из 2, 3, 4, 9, 10, 11 слогов. И все-таки, метр 5-7 встречается чаще всего и при этом в лучших образцах этих жанров. Наиболее частой строфической формой в этих народных песнях оказывается шестистишие, при чем большая часть таких шестистиший построена по схеме: 5-7-5-7-7-7; иначе говоря, по той самой, на которой основаны шестистишия и в литературной поэзии.
Таким образом, метрическая тенденция древней японской поэзии, как литературной, так и народной – совершенно ясна: японское стихосложение стремится к утверждению пяти и семисложного стиха, как основного элемента при складывании строфы.
По мере приближения ко временам более поздним, эта тенденция выражается уже в совершенно прочном факте: главнейшие представители ранней литературной поэзии – Хитомаро (вторая половина VII и начало VIII вв.), Акахито (первая половина VIII в.), а также и другие писали свои стихотворения, - каких-бы строфических форм они ни придерживались, - вполне устойчивым пяти и семисложным размером. «Шестеро бессмертных» (IX в.) и сам великий поэт Кокинсю – Цураюки (IX-X вв.) других размеров для стиха, в сущности, уже не знают. Иначе говоря, вся метрика японского стиха, - к тому времени, как она вообще сложилась, - стала культивировать только два этих размера. И они стали единственными на протяжении всей последующей истории японской поэзии».
«Японская литература в образцах и очерках»,
Н. И. Конрад, М. Наука, 1991 г, стр. 467-468.
 
II. Карты.
 
Негативное отношение к картам воспитывается в нашей стране всеми институтами: школой, церковью и государством. Впрочем, когда-то также отторгались и шахматы. А сейчас – школьные кружки, терпимое отношение церкви и государственная поддержка.
Церковь видит в карточной символике распятие Христа: трефа – крест, пика – копье, черва – сердце, бубна – губка.
Дмитрий Лесной в энциклопедии «Игорный Дом» (М., ЛИГА ИГР, 2006 г) на станице 412 озвучивает другие версии:
«…масти…изображают собой 4 главнейших предмета рыцарского обихода: трефы – эмблема меча, пики – копья, бубны – знамена или гербы, черви – щиты…
…другое толкование…, данное французским священником отцом МЕНЕСТРИЕ в 1704 г. – игра представляет собой картину битвы, в которой принимают участие политические силы: представители 4-х классов общества:
сердца – священники (люди сердца);
пики – воины (дворяне),
кубики – горожане (бюргеры) – полы в городских домах выложены кубиками (по-французски – carreau);
клевер – деревенские жители (по-французски – trefle)…»
Михаил Кожин в книге «Игра и жизнь» (Рязань, «Поверенный», 2007 г) на странице 90 пишет: «Вкратце масти символизировали религию, деньги, войну и земледелие…»
 
Странным образом, но я вижу связь техасского холдема с хайку.
 
1. Сезонность и цикличность
 
В колоде 52 карты, в году 52 недели. 4 масти – 4 сезона.
Карты цикличны. В каждой масти 12 карт и нулевая (или начально-конечная) – туз. Именно туз выдает цикличность карт, так как он может быть и самой младшей (например, в стрите А, 2, 3, 4, 5) и самой старшей картой. Кстати, и в блэкджеке туз двулик (1 или 11 очков). Можно ассоциировать туз с Новым Годом – с него год начинается и им заканчивается, но на новом уровне. А остальные двенадцать карт – с месяцами.
Хайку, на мой взгляд, имеют также четыре ипостаси:
1. Двуопорность (двучастность),
2. Картинность,
3. Сезонность,
4. Настоящее время.
 
2. Форма 5-7-5
 
Рождение схожих с покером игр в средневековой Европе закончилось появлением покера в Америке. А в начале XX века в штате Техас появилась версия, покорившая весь мир – техасский холдем. Правила игры просты:
«5»
- на столе лежат общие для всех игроков пять карт,
«5-7»
- игрок смотрит на свои две и на общие пять,
«5-7-5»
- и выбирает из 7 карт лучшую пятикарточную комбинацию.
Таким образом, схематично игра имеет вид «5-7-5».
Почему именно 5 карт на столе, почему именно две у игрока, почему в итоге лучшая пятикарточная комбинация из семи? Ответ может дать лишь изучение строф японской поэзии. А это изучение говорит – таков «логос», таков принцип. Эти цифры идут из основ мироздания.
 
7 февраля 2010 г. Игорь Шевченко
г. Дубна
Copyright: И. А. Шевченко, 2010
Свидетельство о публикации №237541
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 07.02.2010 18:24

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта