Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Блинов Андрей Вячеславович
Объем: 8027 [ символов ]
Отзыв на рассказ Джона Маверика "Разноцветный снег"
Текст произведения находится здесь:
 
Отзыв
(для конкурса произведена небольшая корректура текста)
 
Открыл для себя автора, которого можно и нужно читать. Хотя бы потому, что это один из немногих в сетературе писателей, имеющий собственный стиль. Извините за штамп: не оставляющий равнодушным никого.
Не знаю, получится ли "целиковая" рецензия. Скорее всего, это будут отдельные мысли.
 
Содержание.
В какой момент кончается реальность и начинается бред? Думаю, из записок Дикси этого не понять. Рассказ о родном поселке выглядит настолько правдоподобным, что и разноцветный снег кажется довольно обычной вещью. И когда вдруг обнаруживается, что поселка этого нет ни на одной карте, начинаешь судорожно сводить концы, возвращаться к началу... Что в записках правда? Дикси утверждает, что всё ("Все, что произошло со мной, произошло на самом деле, даже самое неприятное".) Доктор утверждает: нет.
Что за записки? Это стенография бесед? (но это не похоже на устную речь) Дневник? (тогда почему обращение к докторам: "вы"?) Когда и зачем они были сделаны?
Автор дает одну-единственную зацепку. В конце. "Где, в какой стране, измерении, на какой планете находится тот занесенный акварельными снегами поселок моего детства?" Тут же оговаривается, но... воробей выпущен. Возможно, неосознанно, но автор намекнул, что врач, пациент и автор могут быть одним и тем же человеком! И я прихожу к выводу, что этот человек - собственно автор. Все замыкается на нем.
Разноцветный снег... В принципе, потерял бы рассказ что-нибудь, не будь этого цветного снега? По "смыслу", если б и потерял, то немного. По художественности - потерял бы значительно. Мне кажется, весь этот мирок поселка (отчасти фантастический, отчасти гротескный) построен только для того, чтобы оправдать этот самый снег. Поясню: сначала родился образ, от него мысль идет в сторону его раскрытия. Разноцветный снег - хмический завод - промышленный поселок. Так могла развиваться мысль автора, но я не утверждаю, что так оно и было.
Снег символизирует человечество... А Завод, получается, "производит" искусственно окрашенный снег, т. е. своего рода психически нездорового, искусственного человека. Отличный образ-символ.
Чего я не увидел в рассказе.
Неразборчиво, эпизодически показаны родители Дикси. Социальный конфликт, социальные отношения прописаны довольно поверхностно. Жизнь поселка мы не наблюдаем. Эпизод изнасилования - единственный, в котором участвуют "третьи лица", которые, впрочем, и там обезличены.
Вообще повествование, характерное для произведений романтических. Герой показан в наиболее "значительные" моменты, окружающая обстановка и "реализм" часто игнорируются ради раскрытия главного образа. Эдакий нео-романтизм с элементами глубокого психологизма, экзистенционализма, самопознания.
Что я увидел.
Достаточно четкие реминисценции. Назову лишь четыре примера.
Сцены изнасилования и последующего замерзания героя в снегу напомнили мне схожие сцены из разных романов Милана Кундеры.
Образ Дикси напомнил мне о похожем "мальчике-девочке" из "Осиной фабрики" Йэна Бенкса. (Кстати, у Бэнкса, особенно в его ранних рассказах, похожий стиль.)
Ну а образ завода - чем не отсылка к Замку Кафки? Дикси так же не удается попасть на заводской пустырь, как и К. - за ворота замка. Плюс еще море намеков.
Я не говорю о том, что "и ничего нет вокруг нас, кроме тусклого неба" - это Толстой.
И еще, конечно, библейские мотивы. Наиболее знаковый и красивый из них - образ девочки, запертой в глиняном чулане. Если мы вспомним, из чего был сотворен первый человек (Адам), будет понятно.
О чем это говорит. Ни в коей мере о "вторичности" данного рассказа. Наоборот - мне видится здесь интертекстуальность, отход от "только-авторского" мира, общемировое наполнение, контекст.
Возможно, такие ассоциации рождаются только у меня. У другого читателя они могут быть другими, но вообще не быть их не может.
Дикси. Жертва или преступник. Жертва других, преступник перед собой? Перед своим телом?
Интраверт или экстраверт? Большая загвоздка: с одной стороны, "во всем виноват химический завод", с другой - откуда такое самокопание, избыток чувств, самоистязание?
Об ощущениях.
Мир произведения полумертв, забыт богом. Опустошен.
Завод - громадный механизм, ломающий жизни. Когда-нибудь он поглотит все вокруг.
Жизнь и любовь в таком мире кажутся противоестественными.
Но, возможно, всё это - лишь фантазии Дикси.
Про символы, наверное, не буду. Это целую книгу писать.
 
Форма.
В некоторых местах меня не убедила логика. Возможно, есть разумные объяснения, я их приму.
"чувства — не пустая мишура, их не заметешь, как мусор под ковер. С ними приходится жить: давить их, маскировать, прятать от чужих глаз, как нечто постыдное..." - на мой взгляд, противопоставляются одинаковые вещи. "Заметать под ковер" - это и есть "маскировать, прятать от чужих глаз".
"Но откуда моим родителям было знать? Они меня даже к врачу ни разу не водили..." - поведение родителей Дикси беспокоит меня больше, чем его. Разве могут люди быть таким беспечными, чтобы закрывать глаза на такое?
"Или бегающего наперегонки с собственной тенью по солнечному, поросшему желто-белыми ромашками полю" - здесь я задался вопросом: а видна ли на поле (на траве) тень?
"Все, что произошло со мной, произошло на самом деле..." - тавтологичная фраза. Наверное, имелось в виду: "все, о чем я здесь написал, произошло на самом деле"? Или: "все, о чем я помню, произошло на самом деле"?
"Причем влюблялся в самых отчаянных, сильных, отпетых..." - не вяжется с "туповатым" и "всеми презираемым" Эдиком.
"Той ночью я, неловко запинаясь — или это спиртное ударило мне в голову — объяснился ему в любви. Первый раз в жизни и, если честно, последний. Выпалил, замирая от страха..." - так "неловко запинаясь" или "выпалил"?
"После инцидента мальчишку перевели в другую школу..." - обычный маленький рабочий поселок - и две (или больше) школы?
"Я знал, чем все закончится, как знает едущая по конвейеру курица, что через три минуты ей свернут шею..." - вряд ли курица об этом знает.
Мать Дикси, беззаботно смеясь, вдыхала "жгучие испарения" снега? Не поморщившись даже? "Жгучие"?
"взгляд тревожно-испуганный. Или затравленный?" - а это не одно и то же? Вернее: "затравленный" - это не "тревожно-испуганный"?
"Я не то чтобы был болен," - говорит герой и описывает далее свое состояние, по всем признакам похожее на болезнь.
"дома заваливаются. Большая часть их уже брошена хозяевами" - почему тогда герой, вместо того, чтобы найти жилье поприличнее и даром, живет в развалюхе и деньги платит?
"резко и вдруг, как раскрывается цветок" - не понял сравнения. Цветок вроде не резко раскрывается. И не вдруг.
 
Немного вопросов по стилистике и грамматике.
"Распавшихся по плечам волос" - показалось странным, неоднозначным "распавшихся".
"ходил за ним попятам, как доверчивый щенок" - "по пятам" раздельно.
"уединение полное, но, летний домик, в декабре?" - не понял, зачем "летний домик" выделяется запятыми. Я бы написал: "уединение полное, но летний домик - в декабре?"
"с каждой проходящей неделей мне становилось..." - слово "проходящей" лишнее, избыточное.
"способности к обучению ...стремились к нулю" - не нравится мне такая формулировка. Хотя объяснить не могу.
"родители уже привыкли к мои чудачествам и не слишком приглядывались ко мне" - посмотрите, тут опечатка.
 
Вы можете удивиться количеству "замечаний", но не стоит. Большинство из них, что касается логики, могут быть легко опровергнуты, и я, наверно, даже спорить не буду. Написал все, что думаю - исключительно для того: а может, автору пригодится?
Прошу прощения, что формальностям отвожу больше места, чем содержанию. Например, об идее произведения я даже не заикнулся. Возможно, в другой раз.
 
Всего хорошего.
Copyright: Блинов Андрей Вячеславович, 2010
Свидетельство о публикации №240515
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 07.03.2010 01:49

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Игорь Бураков[ 06.07.2013 ]
   "Доживем ли до дней, когда и в наши слова будут всматриваться, как в новые
   загадки современности?"­

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта