Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Александр Богайчук
Объем: 53488 [ символов ]
Сильный человек
(Рассказ)
1. Первая встреча
 
В далекие годы учительствования, после окончания университета, судьба забросила Сергея в небольшое сибирское село Александровку, Уярского района. Надо сказать, что не каждое село (такого масштаба) в Красноярском крае имеет свою среднюю школу, так как наполняемость младших и старших классов (таких школ) учениками, как правило, не позволяет районным отделам народного образования содержать полноценный коллектив учителей. Поэтому, неудивительно, что в подобных школах многие учителя, со временем, превращаются в специалистов «широкого профиля» и преподают, не только во всех классах подряд, но и совмещают преподавание точных и гуманитарных наук с преподаванием физической культуры, труда, военного дела и других, ставших обязательными, предметов обучения в средней общеобразовательной школе.
Но в Александровке средняя школа была, иначе Сергей туда бы и не приехал никогда. Она представляла из себя – двухэтажное деревянное здание, с покосившимся крыльцом, выходящим на центральную асфальтированную улицу села… Это был, так называемый, главный – парадный вход в школу, который всегда был закрыт и им очень редко пользовались, во всяком случае, за то время, пока Сергей работал (в последствии) в этой школе, его не открывали ни разу, даже весной и летом. Сергею даже иногда казалось, что ключ от центрального входа просто потеряли, а ломать замки жалко…
Чуть больше 2-х лет он проработал преподавателем физики и математики в Александровской школе, нередко совмещая, как и остальные учителя, обучение по данным предметам, с: черчением, физической культурой, географией, военным делом, замещая, либо отсутствующие кадры, либо заболевших коллег-учителей.
И надо же было так произойти, что попал Сергей в данную школу совершенно случайно, приехав навестить свою старшую сестру – тоже преподавателя, но иностранных языков, в Александровской школе. Галина Владимировна, как уважительно называли ее ученики, просто «пропадала в школе», как говорят: с утра до ночи… Даже приезд Сергея – ее младшего брата, не нарушил этого, давно заведенного, порядка.
Как известно, выяснить, где проживает учитель, не сообщивший Вам своего нового домашнего адреса, но преподающий в сельской местности, не составляет особого труда. Достаточно знать название села, где он работает учителем, а дальше все просто… Сельская школа, обычно, находится в центре села (на пригорке или рядом с центральной улицей) и имеет свою собственную котельную, работающую бесперебойно – так, что дым от нее разносится далеко, по всей округе…
Поэтому, неудивительно, что Сергей, зная данное обстоятельство, много времени не потратил на поиски свой старшей сестры. Школу он нашел сразу, а то, что вход в нее со двора, где дымила котельная, сам собой напрашивался, по причине того, что вокруг центрального (парадного) входа был огромный сугроб, изрядно подтаявшего, но нетронутого снега.
Поднявшись на 2-й этаж деревянного здания школы, по скрипучей, расшатанной, многими сотнями беспокойных ученических ног, лестнице, Сергей остановился возле двери с табличкой «Учительская». Но, не обнаружив в ней никого, перешел дальше к «директорской» двери и настойчиво постучал в нее. За дверями не слышалось ни звука. Сергей постучал снова и дернул за массивную ручку на себя, но дверь не поддалась, даже после нескольких, безуспешных попыток открыть ее. От грязно-голубой краски, положенной в несколько слоев (благодаря плановым ежегодным ремонтам школы), дверь, казалась, еще массивнее и неприступнее, поэтому уже заранее отбивала желание у любого посетителя проникнуть за нее. Что и произошло с Сергеем… Потеряв, какую-либо, надежду достучаться в запертый, наглухо, кабинет директора школы, Сергей решил, что это бесполезное занятие – искать директора в разгар учебного дня и необходимо, все-таки, ждать Галину возле учительской, так как других вариантов быстро найти ее в школе, для себя, он не видел. Да и «светиться» заранее в селе ему не очень-то хотелось, ведь тогда Сергей еще не предполагал, что задержится здесь, как минимум, на 2 года…
Российская деревня издавна славится «молниеносным словесным телеграфом», то есть любая весть по деревне распространяется с такой быстротой, что человек не успевает дойти из одного конца деревни в другой, как о нем уже все и все знают… А Сергей не желал быть объектом повышенного внимания, что, наверное, характерно больше для городского жителя, которым он и являлся, с малых лет…
Пустота в коридорах школы, на крыльце, отсутствие директора и учителей, а самое главное – учеников, галдящих и бегающих без устали, подсказывала Сергею, что идет очередной урок, но вот какой: 3-й или 4-й, Сергей пока определить не мог, хотя на часах, висевших над дверью кабинета директора, было 10.30 утра. Как и предполагалось, звонок не заставил себя долго ждать и прогремел, приблизительно, через 5 минут, после начала ожидания Сергея.
Долгожданный звонок, хотя для Сергея он таковым не был, в доли секунды, «выплеснул» в коридор, из соседних классов, целую ораву громогласных, ликующих учеников и эта «неустойчивая, разношерстная река» подхватила, стоящего Сергея, и понесла за собой, мимо дверей учительской, на лестницу 2-го этажа. Но, умело справившись с течением, он выскользнул из потока, возвращаясь к двери учительской (сказался уже приобретенный, ранее, опыт). Ища глазами сестру, среди прибывающих с уроков учителей, но так и не обнаружив ее, Сергей растерялся, не понимая, где может быть Галина во время большой перемены (а после 3-го или 4-го уроков именно такая перемена бывает). Со слов молодого парня, в спортивной косоворотке (видимо физрука этой школы), Галина Владимировна, со своим 5а классом, пошла обедать в школьную столовую на первый этаж.
- Значит она классный руководитель 5а класса, - сделал вывод, для себя, Сергей.
Галину, Сергей узнал издалека. Будучи девушкой броской, тщательно следящей за своим внешним видом, она любила красные и серые тона, которые всегда выделяли ее из окружающей толпы сверстников, а в данном случае – ее учеников… Сергей помахал ей рукою и она заметила его, издав радостный возглас. Дав, на ходу, необходимые устные распоряжения своим питомцам, Галина подошла к Сергею и предложила ему пообедать в столовой, так как дома у нее, якобы, ничего не приготовлено, а, заодно, и поговорить, пока у нее «окно» между занятиями. Сергей, недолго думая, сразу же согласился и они пристроились, за свободным столиком, недалеко от стойки раздачи комплексных обедов.
Часть учеников, из старших и младших классов, постепенно начали покидать школьный общепит, насытившись далеко небогатым обедом, как заметил Сергей, состоящим из: горохового супа, картофельного пюре, с селедкой, и жидкого компота или киселя – подозрительно желтого цвета… Поэтому места в столовой стало не только достаточно, но и разговаривать теперь можно было без усилий – не напрягая голосовые связки и органы слуха.
Заказав себе обед, они сели за стол, из струганных досок, покрытых темным лаком, который несмотря на давность его нанесения, до сих пор еще лип к рукам, либо по причине некачественного состава нанесения, либо от жары и влажности, царившей в школьной столовой, в избытке и много лет подряд… Краткий рассказ Сергея, о его трудовых буднях и цели его приезда, не удивил сестру, так как многое она уже знала из писем, присланных их родителями. О себе Галина говорила мало, больше смеялась и спрашивала. Надо заметить, что со школьной и студенческой скамьи, в своих устных рассказах, старшая сестра часто пользовалась излюбленным приемом – полунамеков, типа: «ну ты сам знаешь…» или «да ты видел это раньше, зачем повторяться…»
Из рассказа Галины, Сергей понял, что в данной школе сестра преподает не только английский язык, но и немецкий, начиная от младших и кончая старшими классами, то есть она очень популярная личность в данном учебном заведении (а, возможно, и во всем селе Александровка, которое, судя по количеству учеников, снующих по коридорам, в столовой и бегающих по пришкольной территории, не такое уж и маленькое…). Кроме того, она является классным руководителем 5а класса, который один из лучших в школе. Затем, уже разговорившись, под впечатлением своих воспоминаний о начале своей учительской деятельности в данной школе, Галина, постепенно, перешла к своим ученикам, начав с восторгом рассказывать о них и о том, как они ее встретили первого сентября, и насколько все изменилось сейчас (в лучшую сторону), благодаря ее усилиям, как педагога…
До встречи со своей сестрой, Сергей уже почти 2 года проработал учителем физики и математики (после окончания университета), поэтому, по молодости лет, считал себя давно состоявшимся и зрелым педагогом, по сравнению со своей сестрой, которая только начинала, и, с долей некоторого снисхождения, слушал восторженные рассказы Галины о сельских школьных буднях. Тем более, что Сергей свою трудовую педагогическую деятельность начинал в городской школе и, встречая на августовских совещаниях сельских учителей, всегда смотрел на них с нескрываемой жалостью, считая их обделенными в чем-то и «замотанными» сельской работой, чтобы прокормить семью и содержать в порядке свое приусадебное хозяйство. «Но по Галине этого не скажешь,» – подумал, невольно, Сергей. Она, кажется, вполне довольна своей работой, даже счастлива почти… Это вызвало зависть у него – уже потерявшего интерес к школьной работе, за такой короткий период… Такие новаторы, как он, оказывается, в городской школе совершенно не нужны, где царит засилие инертности ума и сплетен. Где перспектив для роста, благодаря твоему бескорыстному труду, нет и не будет никогда. Оборудования нового не выделяют, жилье не дают молодым кадрам, заработать не дают и так во всех городских школах, куда не пробовал Сергей обращаться… «Неужели здесь, в этом селе все по-другому?» - лихорадочно думал Сергей, все больше интересуясь у сестры подробностями ее жития-бытия.
Так называемое, «окно» уже подходило к концу, и Галина собиралась уже покинуть Сергея (до вечера), как в столовую быстро вошел высокий, незнакомый мужчина, лет пятидесяти, с ведрами наперевес. Сергей заметил сразу, по огромным ручищам, сжатым в кулаки на душках обеих ведер, и мускулатуре, заметной даже под старенькой вылинявшей телогрейкой, что этот человек явно не укладывался в рамки одного из сельских учителей, поэтому он (Сергей) вопросительно глянул на сестру, которая, в это время отвернулась, складывая свои вещи в сумку. Но проходящий незнакомый мужчина и ее заставил оглянуться, так как цель его визита находилась рядом с местом их беседы – входом на кухню школьной столовой. Галина, слегка поморщилась, но поздоровалась с мужчиной, спешащим на кухню – святая-святых любого кулинарного заведения… «Храмков…»,- медленно произнесла сестра, провожая мужчину недобрым взглядом.
- А кто это? – поинтересовался Сергей, заранее уже настраиваясь против него, так как Галина, невольно, подтолкнула его к этому решению.
- Муж учителя химии, представляешь, он постоянно из столовой таскает полные ведра отходов от еды, чтобы кормить своих свиней, а говорят: ветеран войны, заслуженный человек! Уже, идя по коридору, в сторону своего класса, сестра все не переставала возмущаться:
- Сереж, ты знаешь какие у них свиньи?! Это надо видеть… Я пару раз ходила в гости к директору школы – Раисе Ивановне, она у нас в школе математику преподает, отличная баба, без мужа, с дочкой живет, а, так как, Раиса Ивановна и химичка живут в одном школьном коттедже, но по разные стороны, то была невольным свидетелем, как Храмков кормил своих свиней – огромных боровов. На них страшно смотреть. Такое впечатление, что они сами кого угодно съедят и не задумаются…
Таким было первое знакомство Сергея с Георгием Георгиевичем Храмковым, о котором и пойдет речь в этом небольшом рассказе.
 
2. Вторая встреча
 
Видимо так было угодно судьбе, чтобы Сергей Храмкова Георгия Георгиевича встретил, через некоторое время, вновь и он запомнился ему на всю жизнь… Вторая встреча их состоялась уже значительно позже, когда Сергей окончательно переехал работать в Александровскую школу учителем физики и математики. Надо заметить, что соревноваться в преподавании математики с самим директором школы, имеющим за плечами огромный опыт и звания, было делом далеко не простым, поэтому он, либо замещал директора, в ее отсутствие, либо пробовал свои силы в начальных классах Александровской средней школы.
Закончив все дела с оформлением документов в Рыбинском районо, Сергей сразу же поехал в Александровку решать вопрос с местом своего нового проживания, как человек семейный (женился, правда, он всего полгода назад…). Для молодой семьи совсем немаловажно, есть ли у них свое жилье, или они проживают с родителями. А для Сергея и его жены Надежды, у которой уже был сын, от первого брака, это вообще стало одной из главных задач их новой, возрождающейся семьи. Сергей устал уже: находиться под постоянным прицелом своей тещи и многочисленных родственников его жены – как он поступит, по отношению к своему приемному сыну Сашке, в том, или ином случае, любит он его, или не любит (как и бывает у большинства приемных отцов…). И с работой жены что-то необходимо было решать. Найдется ли ей в селе работа по специальности? Но это уже, как решили они с Надеждой, менее важно, главное жилье!
Добираться от станции Заозерный, где находилось Рыбинское районо, до Александровки было делом простым: во-первых – недалеко, а во-вторых – через село пролегала автомагистраль, которая была довольно оживленной даже в ночное время суток, поэтому любая попутка, могла довезти до Александровки, без особых проблем – днем и ночью. И данный факт, несомненно, повлиял на решение Сергея: бросить городскую школу и переехать работать в село, хотя сельским учителем он никогда не планировал быть. Забросив на плечо единственную сумку с вещами, он отправился голосовать на трассу. Но в этот теплый, солнечный день попутные машины почему-то не желали останавливаться и подбирать Сергея, не реагируя на его отчаянные взмахи рукой. Совершенно уже растеряв последние надежды на положительный исход данного мероприятия, Сергей краем глаза заметил, как рядом с ним затормозила маленькая зеленая машина, хотя он уже и не подавал сигналов. Что это был за автомобиль, какой конструкции? Понять, вот так, сходу, для Сергея, слабо ориентирующегося в легковой и грузовой технике, было трудно… «На распространенные модели «Жигулей» не похож, на «Запорожец», вроде бы – тоже не похож, что за автомобиль и кто остановился, если в этих местах он человек совершенно новый, никому не знакомый?» - рассуждал Сергей. Но его рассуждения прервал оклик водителя из приоткрывшейся двери незнакомого автомобиля:
- Садитесь, я повезу Вас до Александровской школы. Сергей подошел к машине и, буквально втискиваясь в приоткрытую дверь, уселся на переднее сиденье маленькой, но довольно удобной, машины. Затем он взглянул на водителя и, поначалу еще не узнав его, поинтересовался:
- А откуда Вы знаете, что мне нужно именно туда?
- У меня жена тоже там работает,- ответил водитель, улыбаясь одними губами. И только тогда Сергей вспомнил, где он видел это мужественное, спокойное лицо – это был Храмков – муж учителя химии, которую, пока, он еще не встречал в школьных коридорах. А может быть и встречал, кто его знает. Как можно судить об этом, если еще ни разу не видел человека… Машина тронулась, а Сергей, в задумчивости, глядел не на дорогу, а на необычные руки самого водителя, которые ловко управляли автомобилем довольно странной конструкции. Сергей и имя этого мужчины вспомнил: Георгий – так его назвала Галина, но лично, ведь, они не были знакомы и обращаться к нему по имени было не совсем удобно, а сам он пока хранил молчание. И, вообще, как позже выяснилось, Георгий Храмков был не очень разговорчивым человеком и мало кого «пускал к себе в душу»… Может быть это судьба и излишняя осторожность всех людей, на долю которых выпала война и Сталинские репрессии?! Трудно об этом судить человеку несведущему, каким был Сергей и его поколение. А необычность рук этого незнакомца (по фамилии Храмков), для Сергея, состояла в том, что на правой руке у Георгия, все пальцы, кроме большого, отсутствовали, то есть, это была – ладошка с одним большим пальцем, а на левой руке – все было абсолютно наоборот: присутствовали только четыре пальца, а большой отсутствовал, но, вместе с тем, это не являлось помехой в управлении данным транспортным средством, у которого, кроме руля, с обоих боков выступали еще какие-то рычаги. Водитель, порой, «выписывал такие кренделя», вдоль проселочной дороги, ведущей во внутренний двор школы, что Сергей просто диву - давался, как это можно делать с такими увечьями кистей рук. Прощаясь с Георгием у ворот школы, Сергей назвал себя, кто он и кем будет работать, на что Георгий хитро улыбнулся и ответил, что все о нем уже знает, так как мужчин-учителей и в сельской местности не хватает, как и везде, поэтому информация по школе и селу уже давно прошла: о приезде нового, молодого (но женатого) учителя физики и математики. Сергей еще раз поблагодарил Храмкова за доставку его скромной персоны до самых ворот школы и отправился на второй этаж здания школы к директору – Раисе Ивановне, которую уже знал по предварительным встречам…
 
3. Третья встреча и начало многолетней дружбы…
 
Базилевская Раиса Ивановна была женщиной еще довольно молодой, хотя судьба распорядилась так, что к своим тридцати пяти годам она уже была вдовой и о своем погибшем муже мало кому рассказывала из коллег по работе. Видимо это обстоятельство наложило свой отпечаток на ее лицо и манеры поведения, поэтому редко можно было увидеть ее улыбающейся, хотя в доброжелательности ей отказать было трудно. Это был человек – основательный, требовательный, но добрый и справедливый. Наверное, такими и бывают женщины-директора средних школ, необремененные домашними заботами, без мужей, а чаще всего, и без детей… Весь внешний облик Раисы Ивановны подтверждал, что никем иным, кроме директора в этой школе, она и быть не может. Среднего роста (для женщины), хрупкая, всегда тщательно одетая (но со вкусом) и прибранная, она производила впечатление очень строгого и необщительного человека, хотя это было совсем не так, как показало время… Говорила она всегда очень тихо, но внимательный взгляд из-под маленьких, изящных очков давал понять собеседнику, что каждое его слово услышано и оценено. У нее осталась дочь от мужа, которую звали Маша и училась она, как выяснилось, в 5а классе, в котором классным руководителем была старшая сестра Сергея – Галина.
Как ни странно, но Раиса Ивановна была на месте и встретила Сергея не с распростертыми объятиями (как говорят), но очень доброжелательно, так как любой мужчина, приходящий в женский коллектив средней Российской школы – это не просто дорогой человек и желанный гость всегда, это, прежде всего, новый помощник и опора для администрации школы… А в Александровской школе такой опорой был только учитель физической культуры – молодой парень, которого Сергей уже встречал до этого. Зная, что Сергей человек семейный, Раиса Ивановна сразу же передала ему ключи от школьного коттеджа (на нескольких хозяев) и сообщила, что жить они с семьей будут там же, где Галина, только с другой стороны, по-соседству с совхозным механиком - Виктором Кудиновым. Все необходимое – на первое время, пока Сергей не привезет семью, ему выдаст завхоз Елена Анатольевна, которая, по-совместительству, является учителем труда. Вот, пожалуй, и все организационные вопросы, которые удалось решить Сергею в этот день, пока он не добрался до своей постели на новом месте жительства. И, все же, одна деталь из разговора с Раисой Ивановной, не давала покоя Сергею и он долго, еще, не мог уснуть. Она просила Сергея, как мужчину, помочь инвалиду Храмкову в школьной кочегарке, пока не приехала семья и забот по дому не очень много. Храмков (со слов директрисы) не является штанным кочегаром и работает, исключительно, по просьбе директора, как добрый и безотказный человек, вместо штатного совхозного кочегара, который частенько «уходит в длительные загулы», а Валерий Михайлович Майсурадзе – учитель физкультуры и географии, помочь не может из-за семейных проблем: у них с учительницей русского языка и литературы (Викторией Александровной) – маленький ребенок, поэтому, оставался только Сергей… «По штату сельской школе полагалось, вообще, два кочегара, так как кроме школы кочегарка отапливала еще порядка 10÷12 домов, расположенных рядом со школой и понятно, что эти дома - были домами учителей, а у них свои мужья… Почему же Раиса Ивановна не предложила им – работникам совхоза, помогать школе?» – рассуждал Сергей, лежа в постели. «Может заработок не высокий? Но сумма, которую назвала директриса, мало отличалась от заработной платы сельского учителя, имеющего высшее образование. Видимо все не так просто, как кажется. Насколько Сергей знал, работники совхоза имели свои льготы для приобретения кормов и работы на своих приусадебных участках, потому не каждый из совхоза пойдет работать в школьную кочегарку, а работать, по-совместительству или ночами, очень трудно в сельской местности, учитывая тяжелый физический труд по домашнему хозяйству. Видимо, это и являлось основной причиной отсутствия кочегаров в школьном отопительном узле…» - сделав, для себя, такой окончательный вывод, Сергей уснул.
Знакомство с учениками подопечного класса, а это был – 7б класс, прошло как обычно: десяток настороженных, любопытных глаз, изучающих каждое его движение и реакцию на выкрики с места и неубранную классную доску. Десяток беспокойных пар: рук и ног, нетерпеливо ждущих звонка на перерыв. Вихрастые чубы и девичьи челки, приспущенные на смышленые и наивные, детские глаза. Эти атрибуты знакомства с новыми учениками, для Сергея, уже давно были пройденным этапом в учительской биографии, поэтому прошли быстро и незаметно в этот раз. Затем, помня о просьбе директора, на большой перемене Сергей спустился на первый этаж и пошел, через двор школы, в школьную кочегарку. Надо сказать, что за всю свою недолгую жизнь (а Сергею уже шел 25-й год), Сергей впервые посещал такое заведение, как кочегарка, поэтому неудивительно, что просьба директора школы его так смутила и, даже, поставила в некоторый тупик, так как, вразумительного ответа Раисе Ивановне он так и не дал (а сказал, что подумает), чем очень огорчил ее – это было видно по глазам директрисы. Но свои ошибки Сергей привык исправлять немедленно, поэтому и пошел в кочегарку, долго не раздумывая.
Двери кочегарки оказались приоткрытыми и лучи яркого весеннего солнца золотились, в полумраке помещения на клубах оседающей пыли, от перемещаемого угля из кучи в 2 разгоряченные топки водогрейного котла. Со свету, Сергей не сразу разглядел хозяина этого нехитрого хозяйства, который сидел за столом, ближе к двери, чтобы захватить ласковые лучи, хорошо пригревающего, солнца. Но это был не Храмков, хотя, именно его, ожидал увидеть Сергей. Чумазый мужчина оказался тем штатным кочегаром, о котором и шла речь, как о неблагонадежном работнике, пьющем и бросающем свое место работы в самое опасное, для отопительной системы, время – сильные морозы и ночью, когда все спят… Мужчину звали Алексей. На вид ему можно было дать лет 40, но из-за неспокойного образа жизни и постоянных излишеств в спиртном, он выглядел значительно старше. Он и сегодня был не совсем трезв и на вопрос: заходил ли Храмков в кочегарку, ответил, слегка икая, что Георгиевич уехал в Заозерный на своей «таратайке», по делам. После сказанного Алексей снова закрыл глаза и отключился от действительности. Его так разморило на солнце, от выпитого, что через минуту, прямо на глазах Сергея, он уже храпел, по-настоящему. Решив, что оставлять это дело так нельзя, Сергей взялся за лопату сам. Уроков, на сегодня, у него больше не было, поэтому, пока кочегар проспится, можно поработать. Забросив пару лопат в «прожорливые» топки, он скинул пиджак, одел верхонки и с новой силой набросился на кучу угля. Сергей был молод и силы в руках, хоть отбавляй, но, тем не менее, сноровки кочегара ему явно не хватало, так как после 10 лопат он запыхался и довольно прилично устал. По белой рубашке струился грязный пот, а руки, даже в верхонках, с непривычки, покраснели, намекая на будущие мозоли. Но делать было нечего и ждать помощи неоткуда, а Алексей просыпаться пока не собирался, и Сергей, немного передохнув, продолжил работу. Так, с небольшими перерывами, Сергей проработал до 6 вечера, вывозившись в грязи окончательно. Он тоскливо смотрел на свои новые брюки, купленные перед отъездом сюда. «А о рубашке и говорить нечего… - переживал Алексей, - Как он пойдет завтра в школу? Хоть бы сестра догадалась, где он находится, и пришла сюда». Будучи кочегаром малоопытным, а только начинающим, Сергей тогда еще не знал, что в теплое время суток, в целях экономии угля, кочегары днем, практически, не топят, что и делал Алексей, напившись и мерно посапывая в углу кочегарки, за столом. Поэтому и заботы Сергея, в данном случае, оказались совершенно напрасными, но с кем не бывает, он, ведь, хотел как лучше…
Но если сестра не заметила, что Сергея нет так долго, а занятия были только утром, то Раиса Ивановна не заметить этого не могла, в силу того обстоятельства, что всегда наблюдала за тепловым режимом своей собственной квартиры и спать ложилась далеко за полночь, беспокоясь о кочегарке и работоспособности всей тепловой системы, находящейся у нее на балансе. Придя домой из школы, она сразу заметила, как дома жарко, но не придала этому значения, но когда к 6 часам вечера температура поднялась до 25 градусов, то тогда она забеспокоилась:
- Ну, зачем он так топит, зачем расходует уголь, когда за окном итак плюсовые температуры? Наверное, Алексей опять пьяный и ничего не соображает! – Воскликнула, она и накинув пальто, выскочила на улицу, благо кочегарка была рядом с ее домом. Отворив дверь кочегарки, Раиса Ивановна была, несказанно, удивлена присутствием Сергея в ней, да еще в таком «плачевном виде». Но это совсем не лишило ее дара речи, а скорей даже наоборот – вызвало у нее одобрительную и, немного, виноватую улыбку, от того, что с Сергеем сразу они не нашли общего языка в этом вопросе. Но, данный факт, подтвердил ее предположение, что он, все равно, не останется в стороне и интересы новой школы Сергею совсем не безразличны и это ее радовало…
- Сережа, добрый вечер! А Алексей опять дрыхнет пьяный?! Вы прямо со школы и сюда, во всем чистом пришли?! А натопили-то, жарища стоит в квартире - невозможная… Хватит, Сережа, идите отдыхайте, Вам нужно еще костюм отчистить на завтра. Может Вам дома и поесть нечего, тогда пойдемте ко мне, я покормлю Вас ужином, а сюда Гошу Храмкова отправлю, пусть будит Алексея и домой его отправляет, если он не в состоянии работать до утра.
- Спасибо, Раиса Ивановна. Я не голоден, - поблагодарил Сергей.
- Но я лучше Храмкова дождусь, а затем и домой пойду. Мы с сестрой вместе что-нибудь на вечер сообразим.
- Хорошо, пусть будет так, - согласилась Базилевская и пошла звать Храмкова.
Минут через 15 пришел Георгий. Они в очередной раз поздоровались с Сергеем, уже как старые, добрые товарищи.
- Лешка опять спит! – улыбнулся немногословный Храмков.
- Ладно, сейчас его разбудим, похмелим и пускай топает до дому, с него сегодня хватит. А ты, Владимирович, не побрезгуй, выпей с нами - с кочегарами хоть чуть-чуть. Я понимаю, завтра уроки, дети, но мы, ведь, по чуть-чуть.
- Хорошо, Георгиевич, наливай. Ох, и устал я сегодня, не захмелеть бы, - потянулся Сергей, распрямляя занемевшие, словно свинцовые, плечи.
Лешка проснулся быстро, как только узнал, что есть чем похмелиться. Храмков достал кружок домашней колбасы, сало и, разложив все на клочке газеты, разлил самогон собственного приготовления.
- Попробуй, Сергей. Такую, кроме меня, никто не делает здесь. А чем же она знаменита? - поинтересовался Сергей.
- Градусом и целебными свойствами.
- А что Вы туда добавляете, - поморщился Сергей, допивая свой стакан.
- Различные травы, омолаживающие организм: чистотел, донник, немного перетертой ромашки...
- А разве эти травы омолаживают?
- Еще как! Они на вкус, конечно, горькие и неприятные, но польза от них, несомненно, есть.
Так, за разговорами, Сергей с Георгием просидели до ночи. Лешка опять спал, а котел начал остывать и необходимо было немного подтопить.
- Как бы Ивановна не пришла, - посетовал Георгий, - она долго не ложится, очень беспокойная женщина, до всего ей дело есть.
- Ладно, Георгиевич, пошел я до дому. Как я в темноте буду по грязи шлепать?!
- А ты погоди, Сергей я тебе из дому сапоги принесу.
Сергей сидел на лавке, весь грязный, но счастливо улыбался, думая: «Какие все-таки, иногда, люди хорошие у нас в стране попадаются…Не думаешь и не гадаешь, а вдруг встретишь неожиданно».
 
4. Новый дом
 
Проснулся Сергей от громкого стука в дверь, а затем в окно. Он оттянул на себя занавеску и увидел смеющееся лицо Галины.
- Вставай, соня, уже утро давно. Я принесла тебе чистые, глаженые брюки. Еле отчистила их от угольной пыли, чем рассчитываться-то будешь, школьный кочегар?
- Спасибо, - пробурчал Сергей, еле вставая с постели и открывая дверь. Все кости ныли после вчерашнего «Стахановского» труда и совсем не хотелось идти, в таком разбитом состоянии, на занятия.
- И как это тебя угораздило в кочегарку забрести? – поинтересовалась сестра, входя в прихожую.
- Меня Раиса Ивановна попросила помочь в кочегарке, - ответил Сергей.
- А почему она мне-то ничего не сказала, - удивилась Галина, ставя чайник на плиту.
- Не знаю. Это мне не ведомо, - улыбнулся Сергей, - это Ваши женские секреты.
- Ладно, умывайся и садись к столу. Чай попьем и в школу, сегодня суббота, уроков мало. Вечером что-нибудь приготовим вместе. Погода сегодня славная, так и хочется куда-нибудь сходить на природу.
Напившись горячего чаю и превозмогая боль во всех суставах, Сергей оделся и отправился вслед за Галиной в школу. Он плохо помнил в каких классах сегодня предстояли первые уроки, поэтому и зашел сначала в учительскую, чтобы посмотреть расписание уроков, а затем - пошел в 7а класс.
День прошел незаметно, если не вспоминать, что руки и ноги продолжали побаливать весь день, а под вечер почтальон принесла, прямо в школу, телеграмму на его имя. Телеграмма была от жены Надежды.
- Сергей, жду от тебя письма, но его все нет и нет… Напиши, как устроился, и когда нам с сыном выезжать. Надежда.
Прочитав телеграмму, Сергей сидел в школьной столовой, рассуждая, как же быть дальше.
«Писать письмо – это долго: пока напишешь, пока отправишь, пока дойдет… Лучше самому поехать, помочь сложить вещи, проститься с тещей и многочисленными родственниками, а после, уже всем вместе, и выезжать в Александровку. А если, Надежда захочет взять с собой какие-то серьезные вещи – для обустройства их нового дома? Тогда, вообще, необходимо машину искать в совхозе, благо до города, где жил раньше Сергей, не так далеко – за день можно смотаться: туда и обратно.»
Но тут рассуждения Сергея прервала Галина, вошедшая в столовую, в окружении других молодых учителей.
- Привет, Сережа! Чего опять такой хмурый?
- Да, вот телеграмму от жены получил, не знаю что и делать!
- А что пишет твоя первая женушка? – засмеялась Галина.
- А почему первая, - вопросом на вопрос, ответил Сергей.
- Да, мне, почему-то, кажется, что она у тебя не последняя, - парировала Галина, - так она за тебя уцепилась, не оторвать.
- Может быть, может быть… жизнь длинная, время покажет, - согласился с ней Сергей.
- А в чем, вообще, проблема, - поинтересовалась Галина, переходя на миролюбивый тон.
- Видимо, машину искать в совхозе придется и ехать, за семьей, самому. А то без меня они там не справятся, да и проститься с родственниками надо, как положено, чтобы не поминали плохим словом.
- Я согласна с тобой, - поддержала его Галина, - сходи к Раисе, она поможет тебе с машиной и о днях пропуска договоритесь. Кто-то тебя должен будет заменять, если это будет учебный день.
Следуя совету Галины, Сергей пошел к директрисе, которая, конечно, должна ему помочь, после вчерашнего. Раиса Ивановна была у себя. Поздоровавшись, Сергей спросил:
- Раиса Ивановна, мне от жены телеграмма пришла, и я не знаю, как быть? Видимо, машина от совхоза потребуется на переезд, куда мне лучше сходить, насчет машины?
- Сережа, Вы не переживайте, сейчас позвоним и все узнаем.
Директриса сняла трубку телефона и быстро набрала какой-то номер.
- Мне, пожалуйста, Иван Павловича дайте.
В трубке послышалось:
- А кто его спрашивает?
- Это Раиса Ивановна.
- А, Раиса Ивановна, поняла…
- Добрый день, Рая, - теперь уже в трубке слышался усталый, мужской баритон.
- Что ты хотела, у меня совещание идет, но я тебя обязательно выслушаю.
- Машина нужна, Иван Павлович, только на один день.
- Грузовая?
- Какую дашь! Легковой, конечно, мало будет. Для переезда нового учителя нужно, у него семья в городе.
- Хорошо, пусть зайдет ко мне сам в контору, ближе к вечеру. Найдем ему что-нибудь.
Раиса Ивановна, удовлетворенно, положила трубку и взглянула на Сергея, как бы, говоря:
- За добро, я тоже, всегда плачу, только добром…
Затем она объяснила, как найти контору управляющего совхозом и как он выглядит.
- Мужчина лет 45-ти, среднего роста, седой…зовут, сам знаешь, как - по телефону слышал.
- Я понял, Раиса Ивановна. А день какой выбирать? На какой машину выделят, тот и дадим тебе на обустройство, можешь еще пару дней прихватить, когда уже приедешь на место.
Вечером, того же дня, Сергей уже входил в кабинет Иван Павловича, так как, благодаря Раисе Ивановне, они уже имели заочное знакомство. Людей в кабинете управляющего хватало (несмотря на субботний вечер), но, тем не менее, он сразу встал из-за стола и подошел к Сергею, протянув сильную «стальную» ладонь.
- Здравствуйте, Сергей Владимирович! Значит, на жительство к нам решили? А жена кто по специальности?
- Строитель, - ответил Сергей рукопожатием, слегка поморщившись от боли.
- А что за строитель?
- ПГС, техникум строительный закончила. Работала мастером на стройке.
- Хорошо, приедет, обязательно встретимся, поговорим. Строек у нас пока нет, но, в перспективе, обязательно будут.
- А машину бери грузовую, она сподручнее, при перевозках. А, заодно, и Храмкову поможете бак для бани перетащить.
- Миша, ты где? Крикнул Иван Павлович, - и в дверях показался молодой парень, а за ним вошел высокий Гоергиевич и со всеми поздоровался, одной ладошкой. Сергей обратил внимание, как управляющий и все окружающие, почтительно и с уважением, поздоровались с Храмковым. Вчерашняя беседа в кочегарке так и не раскрыла тайны этого человека, для Сергея, но то, что дружба, между ними, началась именно вчера – было ясно и без объяснений.
- Маша! Оформи путевой лист и съезди с Сергеем Владимировичем за его семьей и вещами в город, а по приезду Храмкову поможете бак перевезти от конторы до его бани, возле школы.
- Хорошо, Иван Павлович, - радостно проговорил шофер и хлопнул по плечу Сергея, - пошли мужики, - махнул он Георгиевичу. И они, все втроем, направились куда-то вглубь конторы.
- Путевку на когда будем оформлять, на понедельник?
- А Вам когда лучше? - поинтересовался Сергей.
- Поеду завтра, значит, в понедельник отдыхать буду.
- Хотя, в понедельник, все равно, лучше… начало недели, приеду – никто дергать не будет до вторника, пока машину не осмотрю, как следует.
- Тогда оформляй на понедельник, - согласился Сергей, подмигнув Храмкову.
День на сборы, три часа езды, по асфальту и разбитым проселочным дорогам, и Сергей с водителем Мишей, весьма разговорчивым и добродушным парнем, уже въезжали во двор тещиного дома на новенькой совхозной полуторке. Увидев в окно Сергея, Надежда выскочила во двор счастливая от того, что муж так быстро прореагировал на ее срочную телеграмму. Она поздоровалась с Михаилом и обняла Сергея.
- Ждем, ждем, с Сашкой, папу, а он уже здесь! Какой ты молодец, Сережка, машина к подъезду… А мы, с мамой, уже почти все сложили. Представляешь, Людка с Лешей, нам свой шкаф отдают, заживем! Ну, пошли покушаем, мама вон в окно машет.
- Миша, пойдемте с нами, перекусите с дороги, отдохнете немного и поедем назад, - обратилась Надежда к Михаилу, улыбаясь.
Миша, для приличия, «поломался немного», а потом утвердительно кивнул, что сейчас придет, только газировки купит в магазине, за углом. Надежда назвала ему номер их квартиры и он ушел.
Стол был накрыт основательно, как на свадьбу. Родственники, почти все в сборе, были, несмотря на рабочий день. «И как они догадались, что Сергей приедет именно сегодня», - это было загадкой для него. Подошел Миша и, как говорят: «отвальной пир» начался. Говорили и за здравие, и за счастье на новом месте, процветание их семьи, желали новых общих детей, кроме Сашки… Не обошлось и без криков «Горько» - в общем, все как на свадьбе, только по-второму разу. Миша, конечно, не пил, но закусил хорошо и остался доволен приемом. Ему, даже, с собой дали припасов и выпить дома за благополучие новой семьи. Затем, все дружно, скидали нехитрые котомки молодоженов в кузов, погрузили обещанный шкаф и началось прощание: со слезами и смехом, наполовину. Надежда с Сашкой уселись в кабину к Мише, а Сергей, на этот раз, полез в кузов и укрылся брезентом, приготовленным Мишей заранее, чтобы Сергея не увидели Гаишники.
Обратная дорога, для Сергея, прошла в полусне, так как после выпитого и теплого весеннего ветерка, его так разморило, что он проспал до самой Александровки и проснулся только тогда, когда уже Мишина полуторка въезжала в Александровку. Сергей пояснил Мише, как лучше подъехать к их дому и они опять тронулись, скользя по непролазной грязи улицы, ведущей прямо к дому. Проезжая мимо Храмкова, Сергей из кузова помахал ему, указывая, что они с Мишей уже прибыли. Георгиевич, что-то крикнул вслед, Но Сергей не расслышал что, показывая ему на свои уши.
Выгрузка уже шла полным ходом, даже сосед – Виктор Кудинов решил помочь им, без особого приглашения, как явился еще один помощник, да не один – это были Храмков с сыном Андреем (15 лет), который учился в 9а классе Александровской школы. Последним выгружали шкаф. Сергей попытался подхватить его сам, но сильный Храмков легко подхватил его и понес, практически, один (только сын придерживал сзади). «Да, сильный, все-таки, мужик этот Георгиевич?» - в очередной раз удивился Сергей. Затем вся бригада грузчиков, кроме женщин, пошла помогать Храмкову перевозить водогрейный бак для бани, который сварили, из «нержавейки», совхозные сварщики, по просьбе и чертежам Храмкова. Бак был большой и тяжелый, а точнее, это был целый титан: печка и водогрейный бак вместе, но с такими грузчиками и это мероприятие прошло легко и быстро. Сергею понравилась конструкция титана и добротность его изготовления. Они, даже, с Георгиевичем обсудили некоторые детали его продуктивной работы. Храмков, прощаясь, пожал крепко руку Сергея и пригласил его, с семьей, приходить в баню. Сергей поблагодарил его за приглашение и убежал быстрее домой, потому что уже было совсем темно и дома его, наверняка, заждались…
Свой новый дом Сергей с Надеждой обустраивали все 2,5 года, которые прожили в Александровке. Только за один год Сергей купил всю обстановку в свой новый дом, работая в Александровке и нескольких школах Заозерного, а по ночам в школьной кочегарке. Он даже новый спортивный мотоцикл купил «ИЖ Планета-спорт», чтобы ездить по школам, а не тратить время на рейсовые автобусы. Но жизнь в семье Богатыревых, так и не сложилась в этом новом доме и они разъехались, в последствии, каждый в свою сторону…
 
5. Школа
 
Начиная работать в Александровской школе, Сергей совсем не предполагал, что благодатная почва, созданная директором этой школы – Базилевской Раисой Ивановной, в маленьком учительском коллективе, поможет ему раскрыть все скрытые возможности его творческой натуры, что так немаловажно для учителя, который каждый день находится под внимательным, изучающим взором своих учеников. Разочаровать подростков – несложно! А вот завоевать и покорить их сердца, очень непросто, а - архисложно… Часто, только личный пример - этому подмога и других вариантов нет!
Сергей начал с простого: приручения… Сергей старался, всеми силами, доказать этим девчонкам и мальчишкам, что он такой же как они и знает не больше их. Просто ему эта жизнь, как более старшему по возрасту, доверила уже некоторые секреты, а им пока нет, но он им, эти секреты, тоже объяснит, только более доступно. Надо, лишь, немножко постараться и запомнить некоторые азы, без которых секреты не покоряются. Он совсем не преподавал материал им из учебника физики и математики, а рассказывал этот материал на интересных примерах: из окружающей жизни, часто их сельской жизни, того, что показывали по телевизору или рассказывали по радио… У него были «любимчики», но он их никогда не выделял, а наоборот, поручал им самые сложные задания и спрашивал с них строже, чем со всех остальных. Это «окрыляло» таких мальчишек и девчонок, так как они начинали считать, что им что-то серьезное доверно, чего нельзя доверить остальным, что они уже на голову старше своих сверстников – и это давало свои ощутимые плоды… Сергей всегда им мог доверить свой кабинет, в его отсутствие, и не бояться, что там, что-то произойдет неординарное. Мог доверить проведение, каких-либо, демонстрационных опытов, во время его урока. Мог доверить показ учебного кинофильма. Всегда мог рассчитывать на их экстренную и, вполне профессиональную, помощь в случае необходимости. Уже в первый год Сергей начал строительство универсального, по тем временам, кабинета физики, где все включалось, открывалось и выезжало только одним нажатием кнопки. И все для того, чтобы последний двоечник в школе – сын какого-нибудь скотника, не думал, что ему в жизни уготова только участь его отца, а не что-то светлое, о чем мечтают все дети этой страны… Сергей со старшеклассниками создал в школе электромузыкальный ансамбль, радиоузел, который играл современную музыку на переменах. А старшеклассники, из особоодаренных, сами проводили кружки, по интересам, для младшеклассников. Если Сергею было совсем некогда, дети сами изъявляли желание сбегать, за него, в кочегарку и подкинуть угля в топки водогрейного котла, зимой – такие были доверительные отношения…
Почувствовав в Сергее своего соратника и настоящего мужика (так как Майсурадзе Валерий Михайлович был, скорей, «подкаблучником» и женским угодником, но не мужиком, так как простого гвоздя в стену вбить не мог, без того, чтобы не «расквасить» себе руку…), Храмков, тоже, часто приходил в школу к Сергею, либо за помощью, либо с предложением своих услуг. Корысти в этих услугах никогда не было. Сергей это чувствовал…
Но не все радовались успехам Сергея и его сестры Галины, которые уже через год стали явными учителями-новаторами, не только Александровской школы, но и всего Рыбинского районо… На августовских совещаниях и праздниках учителей всегда слышалась фамилия Богатыревых – брата и сестры из Александровской школы, но при этом, за спиной, слышались шепотки завистников-учителей, которые по много лет отработали в школе, но никогда не были отмечены руководством Рыбинского районо. По школе распространялись слухи, что одни дети учат только физику и математику Сергея Владимировича, а другие – только английский и немецкий языки Галины Владимировны. Другие предметы дети учить не желают… Много комиссий различного ранга приезжало посмотреть на новый, усовершенствованный кабинет физики Александровской школы. Все это не создавало благоприятной обстановки для дальнейшей, перспективной работы. Тиражирование опыта и многочисленная реклама стали, в конце концов, поводом для последующего ограбления кабинета физики учениками из соседнего села (а точнее бывшими выпускниками). Надо сказать, что Сергей и этот вариант предусмотрел, так как вся система питания «навороченного кабинета» закрывалась в столе кафедры, о чем знал только он и приближенные его ученики. А грабителям пришлось жечь спички, дверь в лаборантскую комнату, в такой обстановке, они, вообще, не смогли вскрыть и поэтому, мало чем «поживились». Одной из причин дальнейшего отъезда Сергея из Александровки и был этот факт – зависти и не понимания со стороны более инертных и нетворческих коллег по школе…
 
6. Жена
 
Свою первую жену Надежду Сергей встретил совершенно случайно, когда проживал еще в общежитии города, в котором работал учителем, после распределения. Точнее он, наверняка, встречал ее раньше, но не обращал серьезного внимания на нее. Может быть потому, что она была не так привлекательна, как все молодые девушки, а, может быть, и по другим причинам… Но, тем не менее, всю осень и зиму он ее не замечал и только весна «открыла ему глаза»… Они встретились на лестнице и он помог донести сумки до дверей ее комнаты. Так он узнал, где она живет, а затем узнал, что у нее есть сын, от первого брака. Это, конечно, смутило его немного, но не надолго. Была весна, праздники… Мальчишка показался ему неплохим, даже очень сговорчивым и управляемым (когда, по просьбе Надежды, он оставался с ним, один на один). Надежда, внешне, была вполне миловидной и стройной девушкой, но очень маленького роста (примерно 1,65). Как к этому относиться, Сергей пока не знал… У него, совершенно, не было опыта обращения с женщинами, да еще побывавшими уже замужем, имеющими детей. Поэтому старшая сестра Галина и считала, что Надежда, просто-напросто, его (Сергея) женила на себе и тащит, как «телка на веревочке», за собой. Но обвинить Надежду в, каких-либо, похождениях или дурной славе по общежитию, было невозможно. Все знакомые, в один голос, утверждали, что это честнейшая женщина и хорошая мать, потому Сергей согласился на брак с ней. Тем более, что человек имел техническое образование.
После приезда в Александровку, как и договаривались с управляющим, Надежда, наведя порядок в доме, отправилась к Иван Павловичу на аудиенцию. Он посмотрел ее документы, поговорили о перспективах хозяйства и Надежда стала ждать обещанной им ставки техника-строителя, для будущей планировки совхозных земель под строительство домов и новой молочной фермы. Ожидание продлилось более полугода, но и за эти полгода жена успела 3 раза съездить к своей маме, оставляя сына на Сергея, так как Сашка уже учился в первом классе Александровской школы. Каждая поездка Надежды длилась, как минимум, месяц… Но данное обстоятельство, почему-то, не смущало Надежду. Сергей очень был загружен работой и выяснять отношения с женой ему просто было некогда, но косые взгляды соседей по дому, сестры, школьных учителей и, даже, Георгиевич (излишне тактичный и молчаливый всегда) однажды, после бани, заметил:
- Сергей, а тебе не кажется, что Надю надо дома больше держать, а не отпускать в такие длительные поездки?! Если заняться нечем, пусть к нам приходит, я научу ее, как свиней выращивать, кроликов – все доход в хозяйстве. А то ты один пашешь, пашешь, а она прохлаждается!
- Ты прав, Георгиевич, - согласился Сергей с Храмковым, - приедет я с ней поговорю.
Частые отъезды Надежды и длительное отсутствие ее, очень сблизили Сергея и Гошу Храмкова, и даже большая разница в возрасте не была тому помехой. Сашка приходил к Храмковым, вместе с Сергеем, и в то время, пока Сергей беседовал с Георгиевичем или они уходили работать в кочегарку, был занят с сыном Храмкова Андреем. Андрей был значительно старше Сашки, но «нос никогда не задирал» и всегда, с удовольствием, играл с младшим мальчишкой… За долгими посиделками и длительными беседами «по душам» (иногда до самого утра) Георгий рассказал Сергею всю свою жизнь, до мелочей. Рассказал о войне и о том, как он стал инвалидом уже в самом конце войны. Все рассказанное и увиденное не просто поразило Сергея, а затронуло его до самой глубины души… Заставило поверить в силу русского духа не на словах, а на деле. То, что Храмков сильный и благородный человек, Сергей понял, едва увидев его несколько раз, но что Георгиевич настолько силен духом и физически, он не предполагал… Оказывается, кроме увечий обеих кистей рук и лица, у Храмкова не было обоих ног (выше колена) и он ходил на протезах, испытывая постоянную боль при физических нагрузках. Сергей замечал, иногда, некоторое поскрипывание, при ходьбе Гоши, но не придавал этому значения. И надо представить каково было его удивление, когда они пошли, вместе с Храмковым, в баню и там это открылось… Сергей был в шоковом состоянии, первые минут десять, после того как вошел и увидел Храмкова на полке с веником, но без ног.
Недюжинная физическая сила Гоши Храмкова и сохранившаяся, до сих пор, мускулатура, как поведал, после бани Храмков Сергею, была результатом длительных, многолетних тренировок его, как водолаза. В конце войны его призвали служить на подводной лодке и он принимал участие в войне с японцами. Подводную лодку подбили и она затонула. В живых остался только водолаз Храмков, но покалеченный. Будучи уже инвалидом он еще служил 15 лет в морфлоте: сначала механиком плавал на различных судах, а затем работал штатным корреспондентом одного из военно-морских журналов. Много в жизни повидал Георгий Храмков, но всегда оставался человеком с большой буквы…
Очередной приезд Надежды закончился скандалом, который уже давно назревал. Сергей потребовал от нее найти себе работу и заняться полезным, для дома, делом. После этого она устроилась заведующей сельским клубом, где и стала пропадать по вечерам. Сначала ей это нравилось. Различные кружки, танцы – 3 раза в неделю, но и это тоже вскоре надоело. Ей, частенько, лень даже было сходить закрыть клуб, не говоря о том, чтобы находиться на рабочем месте до закрытия. И клуб ходил закрывать Сергей или, по его просьбе, Храмков. Надежда опять стала проситься съездить к маме, якобы туда должна была приехать, с Севера, ее старшая сестра, и хотелось с ней встретиться, поговорить. Сергей возражал, но она, все равно, уехала к маме и явилась только через 3 месяца, а точнее – они приехали все вместе: Надежда, ее мама и старшая сестра Вера, которая с семьей уже больше 10 лет проживала и работала в Усть-Куте. Все втроем они весь вечер «жужжали» как хорошо живется в Усть-Куте, какие там огромные заработки и что необходимо перебираться туда. У Веры уже 3 норковых шубы и 2 дубленки есть, а что есть у них?! Это продолжалось несколько дней, подряд. Сергей послал их к черту с их шубами, говоря, что он и здесь неплохо зарабатывает, и они снова, все вместе, уехали. Это уже переходило всякие границы…
Сергей «наплевал» на жену и соблюдение верности, по отношению к ней, и стал возить на своем «Спорте» всех девчонок подряд, назревал развод и только мысли о Сашке останавливали и заставляли задуматься Сергея, иногда. В сущности неродной ему мальчишка, стал близок ему и он всегда заботился о нем, как о родном сыне. В школе никто не догадывался, что Сашка ему неродной сын. Они даже, внешне, были похожи…
 
7. Сын Сашка
 
По приезду в Александровку Сашка еще полгода бегал и играл с местными детьми. Мальчик он был подвижный, но бандитом никогда не был. Однако, школьные учителя начальных классов с первого дня начали жаловаться на сына о его плохом поведении на уроках. Учился и соображал Сашка хорошо, а вот сидеть спокойно у него никак не получалось. Мать постоянно отсутствовала и с сыном вынужден был заниматься Сергей, несмотря на его огромную занятость на трех работах и в кочегарке. Старшая сестра Галина, скрепя сердцем от недовольства на жену брата, оказывала всяческую помощь Сергею в воспитании сына. Иногда приходил Гоша Храмков или отправлял Андрея к Сергею на помощь. Так все дружно Сашку и воспитывали. Плохому его никто не учил, поблажек особых ему не оказывали, поэтому Сашка рос самостоятельным и неплохим мальчишкой… Видимо, эти годы надолго отпечатались в памяти пацана, как самые хорошие в его жизни, а иначе, чем можно объяснить его приезд к Сергею в Красноярск, через много лет, уже после службы в армии…
 
8. Отъезд и прощание
 
За 2,5 года проживания Сергея в Александровке много вопросов и жизненных ситуаций обсудили они с Георгием Храмковым – мудрым и грамотным человеком. Он стал для Сергея не только старшим наставником, с которого нужно было брать пример, но и, практически, вторым отцом, способным придти на помощь в любую минуту. Они изъездили на инвалидной мотоциклетке вместе не одну сотню километров по лесам и полям Рыбинского района. Бывали вместе на рыбалке и охоте. Косили траву и копали картошку. Строили погреба, сараи, гаражи, бани и прочие сельские сооружения (включая знаменитый кабинет физики в Александровской школе) – это были замечательные, незабываемые дни их жизни… Но настал час расставания. Надежда собралась ехать к ее сестре на Север, а Сергей решил уезжать назад в Красноярск. Положенные 3 года, после окончания, он отработал, даже более того – 4,5 года, значит, можно было свободно распоряжаться своим дипломом…
Надежда все вещи «запихнула» в свой контейнер, не вошли только холодильник и мотоцикл, хотя, лично она, ничего не заработала сама. Но Сергей сказал, что ему ничего не надо, и она решила воспользоваться моментом… Больше Сергей ее не видел. Она, правда, долго еще не давала ему развод, когда он уже жил в Красноярске и работал в Академии наук. Но через суд их, все-таки, развели, заставив ее выплатить штраф.
Прощание с Сашкой и Храмковым было «скомканным», так как было много посторонних людей.
Позже Сергей еще раз приезжал в Александровку, года через 2, за мотоциклом и заходил к Храмковым, но встреча была недолгой – ждала машина.
Об этом сильном и мужественном человеке у Сергея на всю жизнь остались самые светлые воспоминания…
 
21.02.2011 года. г. Норильск
Copyright: Александр Богайчук, 2011
Свидетельство о публикации №258977
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02.05.2011 23:09

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта