Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Галина Пиастро
Объем: 12427 [ символов ]
Щенок. Автор Мария Гринберг
СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПРОКУРОРУ Алексу Минченко
"Щенок". Автор Мария Гринберг
_http://www.litkonkurs.com/?pc=forum&;m=3&vi d=300229&project=529
__________________
 
Ваша Честь. Господа присяжные!
 
Есть такой жанр: «Военная драма». Автор, который берётся писать в таком жанре, должен суметь создать соответствующую общую картину: цельность, единство сюжета и текста, его воспроизводящего, на фоне реальных или возможных событий, примет времени.
 
В рассказе «Щенок», в серенькой поселковой обстановке разыгрывается драма, происходят некие события изуверского толка.
 
Достаточно натурально описан ограниченный антураж посёлка, дом, где проживают герой и его мать, мебель, утварь.
 
Из слов мальчика, героя, от лица которого ведётся повествование, мы узнаём о какой-то войне, которая началась и идёт. Какие-то «вражеские войска двигались вперёд», где этот «перёд» – неизвестно. «Учителка» говорила, со слов мальчика, о «гениальном плане вождя» – мало ли о ком это. Понятие «сдали посёлок» должно быть связано хоть с каким-то внешним проявлением этого факта. Но опять ничего. «Мы уже на оккупированной территории…» – только слова.
 
Иначе говоря, автор на наших глазах расставляет картонные задники, размещает бутафорию, подбирает прямолинейные типажи актёров-героев, даёт им в руки заведомо эпатирующие тексты – всё готово для съёмок малобюджетного фильма-ужастика. Или для кукольного спектакля для взрослых. Мне показалось, что это – типичная чернуха. Зачернённая сказка, которая должная вызвать у читателя негодование от произошедшего и прошибить слезу, одновременно.
 
Кое-кто из присяжных увидел в фоне рассказа Великую Отечественную. Да и Автор, судя по его речи, подтверждает это мнение. Мне это не показалось.
Например, словами юного героя нам пересказывают историю о прошедших через посёлок танках.
«Сколько же их было? – пытался я считать, да бросил. День, другой, третий – всё шли и шли».
 
А давайте мы прикинем хотя бы, что нам хотел поведать автор и для чего.
Пугаться ли нам, что эта история могла произойти в том страшном 41-м? Или воспринять как сказку про осовремененную извращённую Снежную королеву, как фэнтэзи, притчу. Тем более что зло, как положено в сказках, наказано: девушку казнили, мальчик онемел.
 
Возьму приблизительные значения ряда характеристик, почерпнутых из военных справочников, даже округлю их, так сказать, в невыгодную для моего расчёта сторону.
 
«Сначала мы, мальчишки, только смотрели издалека, а потом догадались – стали выбегать на шоссе с вёдрами воды». «День, другой, третий – всё шли и шли».
Мальчишки ведь не в определённое время выбегали на шоссе, то есть выбегут – увидят. Танкисты только водичку выпивали, да конфетки раздавали – пренебрежём временем приостановки колонны, колонн.
 
Танки, к примеру, по шоссе шли с невысокой скоростью 20 км/час (300 м/мин, 5 м/сек).
Примем, что длина одного танка равна 10 м (очень грубо увеличу), расстояние между машинами в колонне 30 м (заведомо большое).
Тогда, появление перед стоящим на обочине наблюдателем второго танка после первого произойдёт через ( 40 м : 5 м/сек ) = 8 сек.
Итак, танки по шоссе шли три дня. Пусть только в светлое время суток. Средняя норма времени работы водительского состава (с сохранением боеспособности) в сутки составляет 10 часов – подходит для ранне-осеннего времени на Восточном фронте 2-й Мировой.
Тогда общее время прохода за 3 дня ( 10 * 3 * 3600 ) = 108000 сек.
За это время по шоссе пройдёт ( 108000 сек : 8 сек ) = 13500 танков.
Если бы мы даже взяли всего по 5 часов ежедневного хода, и то получили бы примерно 6700 танков, что тоже не мало.
 
Справка. «В действующей армии на Востоке на 22 июня 1941 года было всего танков (без огнеметных) 3332.» (Б. Мюллер-Гиллебранд. Справочник «Сухопутная армия Германии. 1933 –1945»).
Военно-исторический журнал: «Всего на Восточном фронте в летне-осеннюю кампанию 1941 года у Вермахта, в среднем, было 4300 танков».
 
Так что: три дня подряд…, да по одному шоссе… – явно фантастика. Это я спешу успокоить читателей: автор не вёл речь о немецко-фашистской армии, как бы ему ни хотелось так думать.
Ведь серьёзный автор, пишущий на реальном историческом фоне, обязательно ознакомится с официальной статистикой, проверит возможность описываемого. Проверит, например, мог ли военнослужащий быть одет в обтянутый, «сверкающей чёрной кожей» комбинезон.
А Мария Гринберг, несомненно, серьёзный автор. Потому это не жанр «Военная проза».
Это - фэнтэзи, притча.
 
Тогда о чьей армии идёт речь? Да не всё ли равно. Идёт некая обобщённая «война» между странами. Ведь автор пишет: «Иностранных солдат в нашем посёлке не было».
«…мать работала по-прежнему, на кирпичном заводе, откатчицей в формовочном».
Интересно, кстати, а готовую продукцию завод кому сдавал? А платил рабочим кто?
Но всё это неважно для «кукольного» фильма про не замеченную оккупацию.
 
Оказывается, что и соблюдение некоторой логики в речевых выражениях тоже не обязательно.
Потому мальчик, после перечисления «серебряные эмблемы, пуговицы, пряжки…», для чего-то говорит: «Да что описывать, слов таких я не знаю».
Герой, 12-13-тилетний подросток произносит: «оккупированные территории»», знает модификации личного оружия: именно «длинноствольный» люгер, отличает «браунинг»
 
«Вражеские войска двигались вперёд, один за другим брали наши города. Мать слушала сводки и снова ревела. Признаться, и я ничего не понимал» - неужели мальчик так глубоко задумывался над стратегией ведения войны? Хотя в ряде других случаев у него понятия примерно семилетнего ребёнка.
Не предполагаю даже, что задумкой автора было показать нам дебильность, состояние лёгкой олигофрении мальчика, то есть медицинскую клинику уровня его развития. Однако сплошь односложные ответы в беседе с гостьей и поведение с ней достаточно соответствуют уровню дебила:
«Хорошая механическая память, склонность к подражательности и повышенная внушаемость» (из мед. справочника).
 
Но вот что мне явно затруднило прочтение, так это достаточное количество фраз-штампов в тексте. Увидев такое стремление автора обязательно пристроить рассказ к унылому ряду произведений чернушных натурализмов, меня не слишком удивили и языковые штампы, пусть даже вложенные в уста подростка:
 
- ревела, как корова,
- парни в промасленных комбинезонах,
- жадно пили воду, … трепали нас за вихры,
- Мы, ребятишки… бегали в лес по ягоды, купались в речке,
- гремела чугунами у печки,
- поднял глаза, да так и остолбенел,
- в горле сразу пересохло,
- Низкий бархатный голос,
- девушка прочла ответ в моих глазах,
- растрёпанные волосы выбились из-под наспех повязанной косынки,
- в ноздри ударил резкий запах пороха,
- Фонтаном хлынула ярко-алая кровь.». Хотя здесь уже перебор: алый цвет - яркий оттенок красного. Пожалуй, хватит.
 
Не мог деревенский мальчишка использовать в своей речи штампы: ему неоткуда было набраться их. Это чисто писательские штампы, клише, надёрганные в память автора из проходной литературы.
Ну, вот ещё: «перекошен оскаленный рот». Хотя, ради справедливости, следует заметить, что есть и находки, например: «…рот, будто набитый густым бурым киселём».
 
Вот это, давнее, что, по свидетельству византийского историка, князя Игоря привязали к двум березам и разорвали надвое - здесь смотрится свежо: не всё же на торчащую из земли арматуру сбрасывать недругов, да расчленёнку сотворять.
 
Некоторые присяжные обвинили Марию Гринберг в излишнем показе извращённой жестокости.
На это возможны такие возражения почитателей творчества автора: многие люди и реальные ужасы происходящего воспринимают преспокойно, а иные и «делают» эти ужасы. Ну, побомбили страну, в которой плохой диктатор был. Показали подробно процесс его повешения. Ну, погибли там мирные жители, дети – ну и что? Мир же не содрогнулся. Не перестал общаться с циничными убийцами – борцами за свободу и демократию.
Сейчас бомбят другое государство также представители цивилизованных стран. Не захлебнулись же мы все в крике протеста.
Кто-то создаёт реальные зверства, кто-то сладострастно фантазирует и пишет про них – и всё это из лучших побуждений.
 
Может быть всё предопределено свыше?
Как недавно ответил один автор на вопрос « А почему бог допускает катаклизмы?»:
 
«Если замысел Бога – то это для нашего развития.
Трудности – всегда заставляли человека развиваться».
 
Так может быть, эта девушка, этот чёрный ангел с тёмно-синими глазами прислан для того чтобы мальчик, пройдя через испытания, самосовершенствовался? Удовлетворённо замечу, что никаких намёков на подобное в рассказе нет.
 
Также встаёт вопрос: а насколько взаимоувязаны страшные реалии происходящего и вымысел, фантазии авторов, насколько они влияют друг на друга?
 
Ежедневно крутят телефильмы, например, где мать «заказала» дочь, приревновав её к своему любовнику; где сын отравил престарелую мать, чтобы одному жить в квартире; где пытают, чтобы выведать, «где деньги лежат» и т.д.
И хрустят косточки, и задыхается некто под надетым на голову пластиком.
И брызжет-разливается кровь, простите, кетчуп, на экране.
Как говорится, кто круче придумает - выходи вперёд! Насытившаяся уже увиденными или прочитанными извращениями и изуверствами толпа потребителей такого искусства требует новых, всё более изощрённых зрелищ.
Знаем и обратное, когда художественные произведения провоцировали воспроизведение всякого рода насилия из их сюжетов. Неужели стоит создавать подобные пособия для начинающих изуверов?
 
Так что этот рассказ-сказка не выделяется среди массы осклизлых натуралистических продуктов современного искусства, сконструированных «леденящих душу» историй. Он даже несколько теряется среди подобных: бывает и больше… кетчупа.
 
Описывая героиню, автор явно находился под влиянием мыльных блокбастеров:
 
«Тоненькая, стройная, обтянута сверкающей чёрной кожей, беленькое личико, золотые волосы волной падают на плечо…».
«Девушка расстегнула молнию на комбинезоне, ударило в глаза белое тело».
«Нежная белая кожа и стальная тяжесть оружия, аромат духов и пороха, склонённое надо мной неземное лицо…» - прям, попытка дотянуть стиль внешнего образа девушки до уровня героинь блокбастеров, «Женщины-кошки», к примеру.
 
Обращусь теперь к эпиграфу и к словам Заратустры в конце рассказа.
Нужно отдать должное автору, он не возвеличивает эту ницшеанскую белокурую бестию, принципы и лозунги сверхчеловеков, что признаю достойным для автора.
 
И всё же, может быть, Мария Гринберг хотела нас призвать к тому, чтобы мы боролись со злом, увидев его во всей неприглядности? Но впечатление, что автор считает так: только растлив сознание читателя ошарашивающими картинами, это можно сделать. По-моему, это его большая ошибка.
Разве, прочитав рассказ «Щенок», другие подобные авторы скажут: «Да. Это - предел того ужаса в поведении героев, больше которого уже невозможно представить озвучиваемое, печатаемое»?
Увы, нет. Уже назавтра очередной «борец за правду» представит публике ещё более изощрённые пытки, методы растления и др., мотивируя той же благородной целью – борьба со злом.
 
Иногда слышим: «Нужно показывать правду жизни, даже если она не очень приглядна».
Хорошая идея, но только если у всякого такого автора достаточно чувства меры, чтобы вовремя остановиться, изображая развращение не только тела, но и духа, а также достаточно вкуса, чтобы не смаковать мерзости. В рассказе с этим явно не всё в порядке.
 
Учитывая всё вышесказанное, вот мой приговор: рассказ написан на потребу не слишком взыскательной публике. Ширпотреб называется.
 
Что касается эпиграфа, то, в первую очередь, его следует принять как призыв к самому автору, к авторам вообще, которые хотят «приручить», в хорошем смысле этого слова, своего читателя, беря при этом на себя ответственность за используемые литературные средства и результаты их воздействия, давая себе при этом клятву: «Не навреди!»
Сомневаюсь, что Мария Гринберг, обращая к нам прекрасные слова эпиграфа, давала себе подобную клятву.
 
Рассказ «Щенок» как литературное произведение считаю не состоявшимся.
 
Вердикт-Прокурор Алекс Минченко
Copyright: Галина Пиастро, 2012
Свидетельство о публикации №273510
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03.01.2012 11:27

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Николай Бурмистров[ 01.02.2016 ]
   Вспомнил, Галя, что ты делала рецензию на этот пасквиль
   Марии Гринберг.
   Большую и важную работу ты проделала. Убедительно
   развенчала поделку "мастерицы"­;.­ Умеет она стряпать
   провокационные тексты.
   И приговор ты вынесла правильный:
    "Рассказ написан на потребу не слишком взыскательной
   публике. Ширпотреб называется.
   Рассказ «Щенок» как литературное произведение считаю не
   состоявшимся."
   
   Времени, потраченного на обзор этой "клюквы" жалеть не
   надо. "Клюква" это ядовитая. И дело не только в стиле М.
   Гринберг. Дело в активизации русофобов и нацистов в
   литературе.
   Мы должны давать им отпор. На войне, как на войне!
   
   -----
   М. Гринберг даже не удосужилась откликнуться на рецензию. И
   этим всё сказано.
 
Галина Пиастро[ 01.02.2016 ]
   Николай.
   Да, в своё время мне было очень грустно читать этот рассказ. В первую очередь, именно из-за
   неинтересного исполнения: штамп на штампе. Содержание, как известно, весьма влияет на форму и
   наоборот. В этом рассказе качественное равновесие обеих составляющих успешно достигнуто))).
   
   Темы, в которых смакуется изощренное насилие над телом или душой, как правило, ориентированы на
   сверх невзыскательного читателя. Впрочем, бог им судья: и автору, и таким читателям-почитателя­м.­
   Оказывается, призыв "Забыть Герострата" и посейчас кое-кто использует для противоположного
   воздействия на умы.
   Спасибо, Николай, что вспомнил эту рецензию.

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта