Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Публицистика и мемуарыАвтор: Сергей Земцов
Объем: 28405 [ символов ]
Наше последнее “ура”.
Наше последнее «ура»
 
-1-
 
Наши так называемые «здоровые инстинкты» аморальны и безнравственны. В то же время, мораль, добродетель, нравственность, религия насаждаются в течение столетий, двух последних тысячелетий. Существует теория, что безнравственными методами, и только с помощью таких методов, данной формы морального Зла, цивилизация борется с культурой, управляет стадом. Стадо желает попов, продовольственную программу, положительные и нормальные науки, бесплатные институты – и данные структуры того стоят; стоят того, чтобы кучка Наполеонов организовала их. Существующая теория власти и нигилизма вопрошает: так какой же ВРЕД мораль, добродетель, нравственность и религия принесли человечеству как виду животных, населяющих планету Земля, как форме жизни, которая может быть слабее, или сильнее – в зависимости от того, что там устраивают между собой господа и рабы? То, что жизнь человечества вредна – не вызывает сомнения, если посмотреть на масштабы современных концлагерей, гетто, если задуматься с какой лёгкостью стали «работать» политтехнологии, революции и насколько зияют противоречия. «Она одна из тех 50 миллионов, которые помогают нам быть свободными». Бомжи, живущие под мостом в Сан-Франциско, ведут свои блоги во всемирной Сети. Да и в России хватает писателей, живущих непонятно где, и непонятно как оплачивающих спутниковые каналы связи.
Впрочем, оказалось мои здоровые инстинкты работают на меня – я лечу осматривать город Рим. Мы летим вдвоём с женой над Альпами, «через которые перелезал Суворов». Алина, где-то пролетая над Гренландией, видела не то метеорит, не то НЛО – сидела у окошка в этом идиотском «пепелаце», и при взлёте и посадке что-то в нём дребезжало. Перед экскурсией в Италию я прочитал три биографии Гоголя: психиатра Чижа (примерно 1910), советского литератора Александра Воронского (1934), и Игоря Золотусского (1979). Конечно, брал в русской библиотеке также «Рим» и «Выбранные места из переписки». Но на улицу Sistine добрался только на второй день. Кафе «Греко» оказалось закрыто, не повезло. В двух комнатах, в которых Николай Гоголь, или, как пишет посольство Украины в Италии, Микола Гоголь, писал первый том «Мёртвых душ», – живут современные итальянцы. На стене всё же висит мемориальная табличка – а под ней бизнес, кафе «Gogol» с русскоговорящей официанткой, но кушать пельмени нам было некогда. Выходит, я летел из Торонто, чтобы посмотреть на мемориальную табличку. Впрочем, в Иерусалиме я был в церквушке на холме, в той самой, которую посещал Гоголь – ему, в 19 веке, показывали то же, что и мне в 21 веке – отпечаток ног Иисуса Христа в гипсовой плите. Накануне, в Риме, в церквушке «Domine, Quo Vadis» на античной аппиевой дороге мы увидели точно такой же слепок ног Иисуса Христа – но тут он являлся будущему апостолу Петру. Похоже, и в Иерусалиме, и на аппиевой дороге – плитка с отпечатком ног – сделана одинаково, где-то в Ватикане. Мы также осмотрели катакомбы первых христиан.
Также мы попали на официальную экскурсию в собор святого Петра. Cтарый итальянец, рассказывающий про Ватикан, оказался одним из лучших гидов, которых я слушал за последние 12 лет. Алина утверждает, что он специально выключил мобильный девайс и сказал следующее: «Eсли из английской, французской, немецкой, итальянской церкви и религии выбросить национальные черты – то что останется? Останется ислам, и мусульмане». В храме Агриппы я увидел в центральном положении греческую икону, подозрительно православную, и спросил его, что это такое – оказалось, это «русская икона», и католики выставляют её по случаю. На всех античных домах – figurines of the Virgin Mary. Через три дня мы уже сами добрались до Sistine Chapel, или Сикстинской Часовни, и прошли через палаты «канделябров», «древних карт». Ах да – я сфотографировался рядом с бюстом Сократа. Внутри Sistine Chapel – не разрешали фотографировать и снимать на видео, но все туристы только это и делали. У меня, к сожалению, вся съёмка получилось размытая, там ещё темно для фотографирования без вспышки. А за вспышку убивают на месте. Точно также без вспышки не получились фотографии «Трансфигурации Рафаэля», тайной вечери и разного рода ангелов небесных.
Больше всего нам с женой понравилась Венеция. Мы поехали на европоезде на магнитной подушке – поезд, кажется, на самом деле «взлетал» – вечером Алина нашла в интернете этот поезд, и, оказалось, это правда, нам не мерещилось. В Венеции на железнодорожном вокзале я не нашёл наземных такси, только water taxi. Канал начинается от вокзала, по берегам канала – музеи современного искусства. Накануне я дозвонился до маленького туристского агентства. Но оказалось, попробуй это агентство найди! – в паутине средневековых переулков, с фантастическими венецианскими масками в мелких витринах сувениров. Я думал – опоздаем, но успели, попали на катание на гондоле. Почти час плыли по улочкам, которые вдохновляли Шекспира и Байрона.
Также мы заплатили за 14-часовой тур из Рима в Неаполь и Помпеи. Это в программу не входило, подвернулось неожиданно. Но в детстве у меня был буклет с фотографиями раскопок в Помпеях. Этот буклет привезла в 20-х годах моя бабушка, которая в те времена ещё ухитрилась «выехать за рубеж» – училась на журналиста. Удивительно, что в Помпеях, в 2011 году, я нашёл в стеклянной витрине собаку, которую залила лава Везувия – в точности ту, что я видел в буклете моей бабушки. Впрочем, это сентиментальная деталь. Видели раскопки арены гладиаторов, храм Аполлона – со скульптурами Аполлона и Дианы. Видели дом и фреску «осторожно, злая собака». Но, кажется, все известные фрески наш экскурсовод нам не показала – она на английском, испанском и итальянском комментировала античную «попсу». Таблицу, свидетельствующую о началах политической коррупции: «Я заплатил здесь за всё, теперь попрошу голосовать за меня на выборах». Для мужчин на стенах античного города – указатели в виде фаллосов, как короче пройти к проституткам в лупанарий. В самом лупанарии – фрески, меню эротических поз – но, видимо «Камасутра» более продвинута.
Целый день мы потратили на самостоятельную прогулку по Римскому форуму, причём стояли в очереди, чтобы зайти в Колизей – не стали платить за быстрый вход с группой. Когда-то в Париже мы не поднялись на Эйфелеву башню, чтобы час не стоять в очереди. Из Колизея вышли в античные развалины – в направлении Капитолийского холма. И цель была – найти форум Юлия Цезаря. Мы его искали 4 часа. Хорошо, в фонтанах Рима – питьевая вода, по вкусу неплохая и, кажется, чистая. Правда, потом заплатили немного city taxes, рассчитываясь с гостиницей.
Впрочем, вернёмся к нашим баранам. Когда читаешь «Волю к власти» – ощущение, что писал сумасшедший. И, на самом деле, Ницше умер в застенках госпиталя. Впрочем, в мемуарах Сальвадора Дали – тоже мегаломания. Или, мне довелось перелистывать избранные философские произведения Чарльза Сандерса Пирса – рекомендую. Xотя непонятно кому… Tаким же сумасшедшим? Чтиво для стада известно – рекомендую – «Маськин» Бориса Кригера, переведённый на 40 языков, откомментированный рецензиями профессиональных филологов.
Всё же чрезвычайно забавны наезды на Николая Васильевича Гоголя: сделанные и профессиональным психиатром Чижом, и повторяемые Александром Воронским, казалось бы, честный советский писатель, но прямо называет диагнозы из специального медицинского досье – шизоидность, шизофрения. Видимо, тут была корреляция с задачами советской литературы. Игорь Золотусский, другой биограф Гоголя, нигде мастурбацию и медицинские диагнозы не упоминает и интересно рассказывает об отношениях Гоголя с Белинским, и об отношениях Гоголя с женщинами из высшего общества. Мне довелось читать также и третий том «Капитала» Карла Маркса – очень болезненное впечатление от пассажей в духе Гегеля на полстраницы. И хотя шизофреником Маркса психиатры не квалифицируют – всё же бедняга изводил себя табаком: головные боли и никотиновая интоксикация чувствуются, как и паранойя Ницше в исследованиях морали.
Существует теория вредных последствий морали и нравственности, которая включает также и «преступления психологии» – это то, что очевидно абсолютно, но стадо «верит врачам». Ведь на самом деле – зачем Ницше нужно было изучать Ренессанс, Вольтера и Руссо, и зачем Эдуард Лимонов объездил все моря и побратался со всеми бандитами? Это излишества. А также пресыщенные писатели золотого миллиарда – тратят деньги на путешествия к йогам в Индию, на шатания по всем алтарям всех существующих религий и сомнительных сект... Зачем тратить деньги и зачем доводить себя до паранойи? Цивилизация позаботилась, добродетели торжествуют – и нужно верить врачам! Врачи говорят: не открывайте чакры, скрывайте сидхи, для этого есть антидепрессанты, разнообразный ассортимент мягких нейролептиков, простые коробки валиума, которые можно купить вместе c таблетками weight loss – от переедания в McDonalds. Всё для человека, в ущерб человечеству. «Мы – наследники совершавшихся в течение двух тысячелетий вивисекции совести и самораспятия». (Ф.Ницше)
А вот утверждения Ницше, что души не существует, что истина – капюшон женщины... Животное лучше человека, разменивающего инстинкты на умственные теории... Есть такие парадоксы, первое впечатление от которых – игра ума, метафизика. Цезарь, Наполеон и, конечно же, Гитлер. Великие ряды великих реформаторов, и совсем забыли – кто такой был император Нерон, и кто были первые христиане в катакомбах. Воистину всё движется по кругу, хотя и пытаются соорудить «диалектическую» спираль. Нерон сжигал христиан, христиане сжигали Коперника. Заманчиво было бы считать, что пришло время интегральной религии – но нечистая совесть тянет на исповедь, грехи замаливать, и даже покупать индульгенции. Далее, Цезарь и Наполеон вдохновляют, но и герой «Иванова Детства» Тарковского заставляет подумать: так ли необходимо командовать полками, чтобы достичь предельной полноты жизни. Счастливы бывают сжигающие себя маленькие люди.
 
-2-
 
Впрочем, почему великие учителя человечества лгут? Это замечал и Ницше, но впрочем, это легко заметит кто угодно. Потому что мышление часто приходит к нежелательным выводам. Если тотально избегать негативныx результатoв мышления – будет сплошь и рядом истерическое вытеснение, свойственное женщинам. Думать нужно обо всём: и о смерти, и о проигранной войне, и о бессмысленных жертвах... В голову приходят очень плохие мысли... Прятаться от них можно, но в таком случае можно просто подавлять – и мысли, и творчество. Обратитесь за консультацией к вашему терапевту, к вашему попу.
Критика капитализма фильммейкером Мишелем Муром – остроумный перформанс – capitalism: love story. Интересно, что фильм сделан после всего, что вытворяли в 20-м веке Сталин, Мао, Че Гевара. Оказывается, есть ещё что добавить. Оказывается, Рузвельт был пророк, и его ещё не оценили. А капитализм – плохой общественный строй, потому что коллективист лучше эгоиста.
Плохие ночные мысли подливают маслa в огонь... А может быть, нет в космосе никакого разума, кроме математической синергетики, от которой никогда нам не будет никакой ни пользы, ни любви? А может быть, Гитлер в своём виртуальном гробу сейчас совершенно счастлив: с тем что СССР прекратил существование – никакой Победы не было, и в Рейхе 6 миллионов евреев сожгли за дело – ещё мало им. А вот ещё «научные определения предательства», которые даёт методолог Александр Зиновьев. Видимо, методология и наука как алхимия и химия. Методолог пролезет в любую щель. Так вот, «пятая колонна» в СССР предала Западу «великую страну». Хорошо, а кто же предал пятую колонну? Как же так Зиновьев нигде не упоминает евреев, только Запад и Америку... Это что, истерическое вытеснение?
А впрочем, вернёмся к нашим путешествиям. До кукурузно-свиной Айовы я не доехал по мелким техническим причинам, но понаведался в город Амхёрст в штате Нью-Йорк. Интересно, что за мотель заплатил в 4 раза дешевле, чем в случае заказа по интернету. Пресловутый comparative shopping. Я уже знаю, что какой попало fast food в Пиндосии покупать нельзя, но всё-таки что-то свежее продают, хотя и ждёшь 10 минут, пока пожарят. Мороженое, впрочем, второй раз продали кошмарное – какой-то жирный крем, а не мороженое. Сразу вспоминаешь счастливое детство и пломбир за 19 копеек. Всё ещё вспоминаем с Алиной столовые – коржик молочный за 9 копеек, пирожные по 22 копейки. Всё это в Торонто продают и сейчас в русских специализированных магазинах для эмигрантов, а также сталинские подстаканники с Марксом и Энгельсом, почему-то со Звездой Давида... Вроде как магазины с атрибутикой хиппи, которые критиковал советский журнал Крокодил, преображённые в магазины с атрибутикой СССР. Но а в Амхёрсте сохранились ещё старые бутики с постерами и маечками – t-shirts – времён Джимми Хендрикса и Фрэнка Заппы. Я, впрочем, постеры не покупаю – покупал и вешал 30 лет назад – надоело. Но вот в отдел с дисками СD и DVD наведываюсь. В Амхёрсте антологию Битлз – можно купить за 30 долларов, когда в Канаде за 150. Кроме того, практически отдел дисков букинистический – продают second hand диски. Я тоже хочу продать свою коллекцию – так как все рипы сделаны – но только оптом, какому-нибудь богачу-celebrity, или новому русскому. А впрочем, можно и в печку, после моей смерти. Хотел купить диски к 40-летнему юбилею King Crimson – но из трёх купил только один, новый – «Дефицит Чудес». Алина предлагала вернуться и купить остальные – добрая женщина, понимает мой западный менталитет – но что-то было жарко возвращаться по лабиринтам витрин... Она купила какие-то кеды в клеточку, а я просто выпил минеральной водички и вернулся в машину... Потом заехали в Американскую Ниагару и обнаружили там памятник Николe Тесле, изобретателю электрических машин. Как этот памятник там оказался – непонятно, кто-то ему благодарен за изобретение электрических машин. В Торонто приехали ещё засветло – пролетели по шоссе QEW. Алина что-то за руль не садилась, хотя права и собственная машина у неё уже есть. Видимо, кому-то и это интересно прочесть.
Я вчера раздобыл DVD с новым оркестром Питера Габриеля, и впечатление совершенно другое чем с живого концерта. К сожалению, DVD производит худшее впечатление. Например, эта реклама, что не применяют guitars & drum kit... Разжился старик Питер Габриель деньгами, чтобы нанять оркестр с дирижёром, трубачами и скрипачами... Гитары и барабаны не нужны. Но, кажется, эти бедные музыканты во фраках, при прочих равных условиях, с большим бы удовольствием играли Бетховена, а не Габриеля.
Но есть ещё Electric Light Orchestra, Ayreon – далеко в стороне от гаражных направлений. Где авангард, и где эпигоны? А Вагнер почему-то не любил итальянский ренессанс... Обломки музыкальных кораблекрушений везде!
Но что действительно интересно – так это эволюционная война. Или мы сравниваем, или нам запрещено сравнивать. Если нам запрещено сравнивать пьющего Ивана Говнова с выпускником Гарварда – тогда и не будем пытаться. Иван может ни с того ни с сего подняться к звёздам. Теоретически это возможно. Выпускники Гарварда сидят на Уолл-Стрите и грабят Америку. Но, кто устанавливает запреты? Кант что ли пытался? Всё-таки я сравню. Будь что будет. Иван в России сидит, никуда оттуда не выезжая. И одна у него главная теория – как нам обустроить... Слава Богу, в супермаркет в России подвозят еду и одежду. И cлава Богу, хотя бы за «Жирика» можно сходить проголосовать. Разного рода саркастические дедукции не обязательно приводят к фрустрации и поводу мстить. Ведь это только логические редукции. Скажем, в теоремах Eвклида: мы от противного доказали А и не-А, получили противоречие. Что, это А и не-А – какое-то ужасное говно? Нет. Всего лишь результат редукции к абсурду. Так что не надо меня упрекать в непатриотической любви к Ивану. Я, может быть, и не против Ивана, и жалею его всей силой той памяти, которая осталась у меня после 40 лет жизни, когда Иван был моим соседом по лестничной площадке. Я через его бесчувственное пьяное тело перешагивал, когда пробирался в свою российскую квартиру.
Но вот, с точки зрения методологической алхимии, Александр Зиновьев и Егор Летов характеризовали Ивана Говнова, жителя Ибанска, обитателя зияющих пустот, как полное схематическое духовное ничтожество, а потом сделали реверансы – и поставили Ивану памятник. Это, видимо, в ходе эволюционной войны необходимо для какого-то «дела». В общем-то ясно – знаю я «ваши дела». Когда-то ехал я в поезде из Омска в Новосибирск в одном купе с полковником на пенсии. Выпили и закусили, и полковник стал читать свои стихи на тему, как он ненавидит Михаила Горбачёва. Очень хорошие искренние стихи. В Израиле я общался с неким воином, побывавшем в Афганистане. Он рассказывал мне, как в воинской части в Афганистане они в первый раз услышали речи Михаила Горбачёва на тему нового мышления, и все думали, кто это такой вылез к народам СССР с речами? Я лично припоминаю эти же речи Горбачёва и статьи в «Правде» – но я тогда был занят, как Хайдеггер, который во времена Гитлера изучал досократиков. Но и сейчас мне нет дела до личности Горбачёва, потому что не он развалил цивилизацию. Неважно, пигмей он или предатель – не он решал судьбы народов. Вспомним, что писал Лев Толстой про Наполеона. А вот обитатели Ибанска, перекочевавшие в Гайд-парк – это они предали Запад... Как-то слушали джаз и рок-н-ролл и мечтали о выезде за рубеж – а теперь только и делают, что смакуют дефолты.
 
-3-
 
Впрочем, мне приснился очень странный сон. Как будто сегодня у меня день рождения, и кажется, что спал soundly очень долго до 10-11 AM. Совершенно счастливое пробуждение. Но что-то заподозрил и позвал Алину – спросил: «Kоторый час?» Она ответила, что 7.40 АМ, и что она поехала на работу... Мне осталось 20 минут, чтобы собраться: душ, пять-шесть старческих таблеток от давления, почек и подагры. Жить хочется, хотя бы и на таблетках. И на работу, в офис. Днём я вспомнил, что сегодня за день – ровно 13 лет, как я улетел из Новосибирска в Тель-Авив. Кто-то или что-то считает за меня, посылает сны.
Хотя оставим сны и неврозы. В очередной trip я отправился один, без жены. У жены что-то там на работе нужно доделать и отчитаться. А я на работе заявил, что мне нужно отдохнуть. На этот раз поехал в сторону Чикаго. Между Чикаго и Айовой – городок Peoria. Как потом мне сказали, знаменитый тем, что он ничем не знаменит – famous of being nothing. Хотя как знать... В Earthbound можно найти песенку «Peoria»:
 
«Don’t make no difference what you think about me
But it makes a whole lot of difference what I think about you, yeah»
Boz Burrell
 
В Айове живёт некий Дэн Буски, который родился в Сан Франциско, в 1968-м был на фестивале Woodstock. Кроме того, говорит, что общался с Jefferson Airplane – ну совсем как Александр Рожков с «Гражданской обороной»... Тимоти Лири и Ричарда Алперта он зовёт просто – Тим и Боб. Я ему когда-то что-то писал про Маркузе... Он вспомнил. Спросил: «Что ты думаешь про него?» Я сказал, что я думаю. Сказал: «B 1973 году мы Маркузе не читали, только критические статьи о Маркузе. Но в 1990 году у меня был его «Одномерный человек»...» – «Ну знаешь, – сказал Дэн, – если бы ты осмотрелся в своей Сибири, то обнаружил бы там Одномерную Сибирь». Я долго смеялся, потом попросил: «Mожно я это процитирую в какой-нибудь статье?»
Ах да! Жена у Дэна русская, и более того – моя одноклассница из Сибири. Её зовут Ольга. Она написала в этом году и опубликовала учебник для вузов. Всё бы было хорошо, но она рвётся теперь в России преподавать курс по своему учебнику. Не то в Питере, не то в Волгограде – только её и ждут... российские студенты и советские доценты, коллеги по академии наук. Дэн, вообще-то, хочет, чтобы она в цветочном магазине в Айове продавала цветы. Но не давит. Уважает свободу воли и научные интересы. Мы с Ольгой пошли в местную филармонию в Айова-cити на джаз. Афро-американский. Но прогрессивный, что-то там как у Chick Corea, Miles Davis. А кубинский drummer даже немного потанцевал. Ольга тоже пританцовывала. Кроме науки она ещё очень любит танцы. Дома Дэн включил Dave Dudley, «Truck Drivin’ Man», и она тоже станцевала, правда одна, без партнёров:
 
Pour me another cup of coffee for it is the best in the land
I’ll put another quarter in the jukebox and play the Truck Drivin’ Man
 
В Айове есть университет, и на джазовом концерте в зале с нами рядом оказался китайский студент, который весьма чисто говорил по-русски. Он, видите ли, изучает в Айове русскую политику. Я спросил его, зачем он её изучает. «Да так просто. Вернусь в Китай, буду там профессором русской политики!»
Книжные магазины в Айове несколько отличаются от канадских – неуловимо другой ассортимент. Уложился ниже 150 долларов. Но всё, что хотел, не купил. Хотел купить книгу о нацистской медицине, экспериментах доктора Менгеле. Но уже на кассе мне предложили посмотреть другую книгу на эту тематику – «In the garden of beasts», Erik Larson. Я взял её, а про медицину поставил назад на полку. Впрочем, ещё две книги по нацизму я взял. Общий обзор про Аушвиц и книгy «Ordinary Germans and the Holocaust», Daniel Goldhagen. Буду читать и сравнивать Германию с СССР. В Германии я не жил. А СССР помню и наблюдаю за российскими трансформациями. Дэн говорит: слышал о книгах Larson и Goldhagen. Показал мне, что сам читает на эту тему. «Новелла Холокоста» из Франции – о «добрых людях»: «The kindly ones», Jonathan Littell. В Торонто, в Chapters, она продаётся. Ольга записала мне со своего лаптопа фильм «Подстрочник», биографию Лилианы Лунгиной, советской переводчицы. В 76 лет Лунгина очень ясно мыслит. Если бы мог себя прокормить переводами, пошёл бы в переводчики, но нет формального литературного образования. Не будут издавать.
Дэн посоветовал мне на обратном пути заехать в Кливленд. Там какой-то хороший музей Rock Fame. Но в Кливленде я уже был, когда ехал в Айову. Впрочем, по ошибке. Чёртов навигатор GPS потащил меня через пограничный док на Буффало. Впрочем, я сам виноват. Во-первых, я не поставил из лени транспондер на toll routes. Навигатор стал обходить платные шоссе. Во-вторых, я прекрасно знал, что навигатору доверять нельзя. Надо было съехать с шоссе и посмотреть карту. В доке меня спросили, почему это я говорю, что еду в Детройт, а нахожусь совсем в другом месте? Потом попросили открыть багажник и спросили: а где мой чемодан, если я еду «на неделю в Штаты»? Хотя я и объяснил, что у меня рубашки, трусы и зубная щётка лежат «вон в том мешке», за неадекватность меня сдали службе безопасности, но на это ушло минут 20. Нашли в Айове, в компьютере, Дэна и Ольгу, к которым я ехал – и отпустили. Молоденькие такие бдительные пограничники. Так что я от Буффало доехал уже в темноте до Кливленда и остановился в пригороде переночевать. На следующий день до Айовы я доехал примерно к 6 часам вечера, ещё засветло. Между Детройтом и Чикаго мощный highway, в Канаде такого нет: 360 километров перегон без остановок. Также в Америке у грузовиков и легковых автомобилей разный speed limit, 20 миль/час разница. Так что грузовики все конвенционально должны обгонять или уступать дорогу тем, кто обгоняет. Я это не сразу понял, и какой-то обшарпанный чёрный забрызганный автомобиль кое-как от меня добился понимания, а когда обогнал, показал из окошка левой рукой fuck. Я уловил ситуацию и, когда следующий мне дал сигнал фарами, стал ускоряться сам – он так ехал за мной минут 30. Потом он мне надоел, я свернул направо – вижу: да это полицейская машина! Он меня должен был остановить и оштрафовать за превышение скорости. Может быть, это не «гаишник», мигалки у него не было. После этого случая я стал нормально ехать, 160 километров в час... Правда, по окраине Чикаго были пробки – ползком ехал. Бак бензина сжёг от Кливленда, полбака долил. Домой, в Канаду, я уже ехал совершенно правильно. После тёплого Иллинойса в Индиане, впрочем, оказался снег и гололёд. Так что я оценил на перекрёстке время до Кливленда и до Детройта – и в Кливленд не поехал, перепрограммировал навигатор. Около Детройта навигатор опять потащил меня на юг, в объезд платных шоссе. Но я это быстро заметил. Далее был выбор: ехать через Ambassador Bridge или подземный туннель в районе Виндзора, но там платные шоссе – я поехал немного севернее, сразу на шоссе 401. По одометру до моего дома в Торонто – примерно 500 километров. На самом деле, Канада для меня – уже мой родной дом.
 
-4-
 
В Айове я сочинил стихотворениe «Кому мы нужны?». Стихотворение не то что «экспериментальное», а вообще ни в какие ворота номинаций не пролезающее. Ольга по-русски читает – сказала, что поток сознания Джойса. Но там были ещё импринты из Подсознания. Так что не разберёшь, что там за стихотворение. Впрочем, в Торонто я купил публицистические статьи Оруэлла – два эссе как раз про советскую литературу и союз писателей. Там Оруэлл утверждает, что прозаику труднее, чем стихотворцу, сохранить свою независимость и писать честно. Так что повторим в прозе вопрос «кому мы нужны?!».
То, что «свалив из России», мы, эмигранты, там никому не нужны, мне уже сообщали – в комментах. В определённом смысле, то есть, до некоторой степени свободы и «степени нужности» – это правда. Да и нам Россия не нужна. Как там в жизнеописании Бродского? Упоминается шутка – «хороша Москва, когда смотришь на неё из окна бомбардировщика». Но это всё здесь и сейчас. Для здоровья ностальгия вредна.
В то же время поток эмиграции из России никто не останавливал, у разных людей остались разные мотивы. Предположим, мотивы всякие, но неужели только отрицательные? Может быть, иногда разумно уехать, а не выбрасываться из окна или пожизненно пользоваться услугами психолога-терапевта. Если с этим согласиться, то «мы нужны», мир оказывается шире. И вообще, что это ещё за очередное «табу» – не думать, что где-то в мире не может быть лучше, чем «на родине»? «Лучше» в самом естественном, положительном и разумном значении слова. В таком случае, почему бы не поучиться на курсах межличностной коммуникации образца «золотого миллиарда»? Не нужно «Всё Понимать Буквально» – это не значит «Свалить». Изучение американской культуры и науки может способствовать лучшим патриотическим устремлениям.
Но вернёмся к нашим баранам – к Ницше и Сократу. Парадокс в том, что Ницше многое предвидел совершенно практически. Даром, что числился в сумасшедших. Посмотрите фильм «Триумф Воли» – это же триумф Ницше. Вся эта музыка, все эти цветы, речи бюрократов – это всё для маленьких людей. Это всё во имя социального прогресса. Это всё против элиты. Это всё прямая дорога в гестапо, в НКВД. Где Ницше ошибался, когда говорил, что «маленькие люди» представляются ему ненужными, бандерлогами эдакими? Маленьким людям нужен интернет и шоппинг. Мы не нужны.
 
-5-
 
Свобода, «которая встретит нас у входа», согласно лекции философа Дугина, поэтом Пушкиным выдумана, это симулякр, или копия, утратившая оригинал. Какая у меня свобода, если я вынужден работать на мелкий бизнес в Канаде, чтобы выплачивать кредит, взятый на 30 лет вперёд? На иллюзию такого рода свобод ещё указывал наш журнал «Крокодил», а газета «Правда» в шутки не шутила. То, что я катаюсь на автомобиле, так это не свобода – здесь этих автомобилей, как дерьма. Всё же важнее, в голове у меня что делается – какая там «свобода»? Самое печальное то, что когда-нибудь я умру, и печально то, что из, скажем, 70 лет я прожил 40 лет в России, на Родине. Я там каждый день ходил на работу, «хотя бы было лучше, если бы не ходил». Я бы хотел – да – дожить до 100 лет, но потому что езжу на автомобиле в Канаде, а в России и в 35, и в 40 лет я подумывал о смысле жизни негативно несколько, ну как Башлачёв. Но Пастернак – фигура более солидная, чем Башлачёв. Он-то как-то жил на свой даче среди членов Союза Писателей, а вроде бы человек хороший. Но был ли Пастернак свободен? Наверное, были такие рубежи свободы, которых он боялся. Что там за Париж такой?
Куда я в следующий раз поеду? Наверное, в Атланту, штат Джоржия. Далеко, но я понял, что доеду, даже зимой по ледяным мостикам. Впрочем, жену нужно свозить в Сан-Франциско и город ангелов, LA, тем более, что жена у меня – сама ангел. А там, может быть, из Калгари прилетит ещё товарищ, из этих, из белорусов, сваливших через Израиль. Я, конечно, умру и так и не пойму – почему это СССР развалился. Что за коллапс такой, и почему это кадры политические были разбазарены, если не считать московского методологического кружка, который играет в «игры и диалоги» на развалинах Империи. Воистину, доктор философии, он как таракан – стабилен, приспособлен, свободен.
Copyright: Сергей Земцов, 2012
Свидетельство о публикации №274845
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 30.10.2012 06:13

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Галина Пиастро[ 27.01.2012 ]
   Сложное и многогранное публицистическое произведение.
   Широк диапазон и «наземных» впечатлений от путешествий в разные уголки мира, даже в разные эпохи, и нравственных тем, занимающих автора. Последние, впрочем, легко соседствуют с приземленно-бытовыми­.­
   
   Неоднозначное впечатление у меня сложилось. С одной стороны, автора глубоко волнуют поднятые им проблемы, результаты сиюминутных наблюдений и анализа прошлого, прошедшего, камней истории и отпечатков, следов мыслителей, деятелей, от изуверов человечества до первооткрывателей в науке.
   С другой стороны, автор себя ощущает, позиционирует ВНЕ эпохи, может быть, мыслительно НАД, но в реалиях жизни где-то – простите – ПОД: несколько смущён ею, если не сказать – подавлен.
   Причем, как ни странно, это подавленность свободой. Какой-то её бессмысленностью в ощущении, в представлении автора.
   
   И всё время, подтекстово, звучит главный, как мне показалось, вопрос:
   «Что нашло человечество в процессе своего развития и что потеряло?»
   И, почти незаметно, личностный вопрос: «А что нашёл и что потерял я, соответственно, «здесь» и «там»?»
   
   Несомненно, что для меня это произведение – для повторного, даже для многократного прочтения и осмысления.
 
Сергей Земцов[ 28.01.2012 ]
   Интересное наблюдение, или постановка вопроса - кто, как и куда себя позиционирует?
   Вне какой эпохи, конкретно нашей 1960--2010? У меня фантазия разыгралась.
   
   Что касается моих отношений со свободой - может быть и "подавлен"­.­
   Это нужно обдумать - какие степени свободы, в каких системах координат.
   Если я чем-то подавлен, так это диссонансом между великими проектами, утопиями,
   замыслами и,с другой стороны, ложью, обманом и, простите, жульничеством.
   
   Так или иначе, рецензия понравилась.

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта