Святая связь времен утрачена Нас больше нету, господа, Плывем, распяты, расказачены Из ниоткуда в никуда. Из стихотворения Жданова-Луценко Предисловие Эх, Россия, ты Россия! Что с тобой случилось? Занедужила, хромаешь, вязнешь по колено в грязи. Что делать? Извечный вопрос. Одни, пожестче, поухватистее - на деньгу молятся, все готовы продать, все купить – лишь бы барыш получился. Только одного понять не могут, что как человек имеет деньги, так и деньги имеют человека. Другие, что душой помягче, но без деловой хватки – в рюмку заглядывают. Опустил нос чуть поглубже и вот она водочка, ухватила за обе ноздри – не вырваться. У третьих зараза пострашнее, новая – лет двадцать как появилась – наркомания, все больше и больше народа губит. Четвертые в разврате купаются, мужики бабам уподобляются, девки продажные почетным караулом вдоль дорог стоят. Ребятишек беспризорных столько в войну не было, сколько сейчас их бедует. И снова спрашиваешь: где выход и что делать? Так может, для начала вспомним кто мы и откуда? Как жили наши отцы, деды и прадеды; Что мы потеряли, не сумев сберечь. Мне довелось испытать многие беды - и нищету и предательство, но всегда для меня источником жизненных сил и примером для подражания был мой род. Это помогло выжить, не растерять себя. Я - малый осколок казачьего Оренбургского племени, земли которого раскинулись на территории современной Челябинской и Оренбургской областей и граничат с Казахстаном. Казахстан когда-то был лишь частью Российской империи. Его коренное население называли кыргыз-кайсаками.; Вели они кочевой образ жизни и часто совершали набеги на крестьянские села и казачьи станицы, угоняли скот, воровали девок. Это было настоящим бедствием, и боролись с ним казаки. Кто же такие казаки? Долгий спор ведут историки об их происхождении – одни считают, что это обрусевшие половцы, другие – что беглые каторжники и крепостные, сбивавшиеся в разбойничьи ватаги. Наверное, правы и те и другие. Казачество всегда было вольницей, жившей по своим законам – сами выбирали себе атаманов; а казачий круг был и правительством и судом и полицией одновременно. Казаки были первопроходцами, заселяли неосвоенные земли, строили там форпосты, потом станицы. Бок о бок с оренбургскими казаками жили татары и башкиры. Если они принимали крещение, их случалось тоже записывали в реестр казаков. Так, в нагайбакском полку служили крещенные татары - нагайбаки. Однако, существовало исключение – Табынский казачий полк состоял полностью из мусульман-башкир. Казачье войско было уникальным по своей сути, так как само себя кормило, одевало и вооружало. Екатерина II поняла всю бессмысленность борьбы с казачьей вольницей и даровала казакам в вечное пользование земли, освободив их от податей и налогов. Казаков обрядили в единую форму и обязали нести службу по защите рубежей от набегов кочевых соседей. С трех-пяти лет казачонка приучали к седлу, оружию. К 21 году, к призыву, это был настоящий воин, кавалерист хорошо стреляющий, владеющий холодным оружием. Ежегодно в казачьих войсках устраивали состязания по стрельбе, джигитовке, рукопашному бою – казачьему «прикладу». «Приклад» передавался от отца к сыну и в каждой семье были свои особые секреты. Нравы в казачестве были строгие: за пьянство и хулиганство по решению круга пороли нещадно, прилюдно, на площади. Казачки не знали вкуса спиртного, свято берегли девичью честь и достоинство. Особым почетом пользовались старики; Каждый воскресный день было принято посещать родителей. В любой станице обязательно имелась церковь, и казак должен был, хотя бы, раз в неделю посещать храм вместе с семьей, если конечно находился дома, а не в походе или на сборах-учениях. Но весь этот строгий и стройный жизненный уклад рухнул в одночасье в 1917 году. Казачье сословие было уничтожено юридически, а затем во время гражданской войны по тайному приказу Льва Троцкого – физически. Казаки лишились земель, оружия и исконных занятий. Рассеялись с обжитых мест, кто заграницей, кто по России. Сложно было приспосабливаться. В новой жизни казачество оказалось не нужным. Казак жил от природы, добывая свой хлеб насущный. Работать умел, а уж на гулянье душу отвести… Правду-матку в глаза резали, петли подковёрные не плели. Ссорились, бывало, до мордобоя, до рубки. Но и прощать умели и мириться. Шолохов воспел Донское казачество. Я же, попробую рассказать, как умею, об оренбургском, ( или как его раньше называли Яицком) на примере моего материнского рода казаков Печёркиных. Перескажу, ничего не придумывая, то, что слышала в детстве от деда моего любимого Алексея Николаевича, которому я и посвящаю свои записки, а также от матери и теток. Алексей Николаевич – последний казак в роду Печеркиных, а мы его дети, внуки и правнуки – осколки казачьего рода, разлетевшегося по всей земле. |