Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Моисей Бельферман
Объем: 14430 [ символов ]
Новоявленная "Макаренко". Ника - 2.
Новоявленная «Макаренко». Ника - 2
Нику пригласили работать старшей пионервожатой на будущий год: она согласилась. Уже подошло время ехать – собралась... она… Но! Не успела позвонить, договориться о дате выезда в знакомый лагерь: позвонили. У нас часто в сферах за людей думают: определяют судьбу! Неожиданно вызвали на беседу в комсомольский штаб. Настоятельно рекомендуют летом шефствовать над трудновоспитуемыми подростками. Имеются специальные летние лагеря. Это вовсе не колония. Собраны разные дети. Некоторые с наследственностью уже отягощенной, с преступными наклонностями. Дети из неблагополучных семейств: в своем большинстве. Ощутили тлетворное влияние улицы на себе, связались с городскими хулиганами, бандитами и даже убийцами. Находятся на учете в детских комнатах милиции. Ника пыталась отказаться. Убеждают: «У вас все получается! Контактируете легко с детьми. Окажите нам помощь! Опыт педагогический для себя обретете. Вы еще молодой, растущий специалист».
Уговорили! Самой захотелось узнать: «Смогу справиться?» Необычно задание. Даже не являлась мысль о сложностях, опасностях. В общении с «необычным материалом» испытывала прежнюю подготовку, жизненный принцип. Даже интересно это - с трудновоспитуемыми детьми работать. Многим обделены их большинство: прежде материнской лаской, человеческой добротой. Не знают родительской доброты. Даже страшно встречаться со страдающими детьми.
Лагерь расположен в живописном месте. В лесу, близко от реки - в трех километрах. Несколько ошарашили слухи - не испугали. Вся округа полна слухами о воровстве, разбое ребят. Об устраиваемых в лагере диких оргиях.
«Розбишаки! - Высказаны опасения испуганными местными жителями: -
Спалять лис! Увесь лагер! Доберутся до нас! Выбыраться трэба: залышать хату, садыбу…»
Действительно, лагерь - закрытая зона. Обнесен колючей проволокой. Охрана военизированная с собаками. Очень строго проверяют пропуска. Дополнительно устанавливает режим начальник лагеря: попытался строже контролировать, дисциплинировать. Мало подействовали окрики, угрозы, карцер... Все дело пустил на самотек: посчитал лучшим выходом. С детьми труднее ладить. Нужно жить нуждами, понять их психологию, интересы. В сокровенное проникнуть. Но прежде всего полюбить. Да, полюбить грязных, жутких и жестоких этих заморышей!
«С ними вы осторожнее! - Начальник предупредил. - Собрали такую публику: могут зарезать! - Жизнерадостная, молодая, несколько беспечная Ника не собирается осторожничать.
«Со мной ничего не случится!» - Она весело отшучивается. Подготовиться к встрече специально Отказалась. Скучно заниматься руководствами. В школе надоело! Действовать самостоятельно она решила. Знакомство с личными делами оставила на потом: все на месте определится - при встрече. Уверена: сумеет собраться, единственно верно поступить. Как того требует момент. Надеется на интуицию. Решения воли возникают экспромтом. Никогда не медлит. Все нужное осуществит.
Служащие лагеря сочувствуют, понимающе головами качают:
«Ну, как справитесь с ними? Такие отъявленные хулиганы. Преступники будущие, даже убийцы!» - Некоторые посмеиваются: «Только культуры нам не хватало!» - Засомневалась она в какой-то момент в правильности решения своего. Быстро собралась: мыслью включила волю. Взяла себя в руки. Интересны новые занятия. Всякие неожиданности, непредвиденные обстоятельства в ней стимулируют энергию, кровотоком - умственную деятельность. Обнажают творческие способности.
Лагерь открыли недавно. Строители оставили массу недостатков. Мусор в нескольких местах громоздится грудой. Возведенное здание кажется ветхим: тенденция разрушиться - на глазах. Ника быстро поняла: в заведении вся обстановка доброжелательства, веры, заботливости отсутствует. Ребятам этим в тягость само пребывание в режимном заведении. Исковеркано все детство! Заключение! Здешние условия назвать как? Это еще не трудовая колония: к ней этап! Учреждение испытательное.
Вскоре обед. Ника возле столовой начала знакомство с подопечными своими: перед дверью ожидает. Отошел в сторону начальник лагеря: наблюдает за происходящим. Он позже удалился вовсе под благовидным предлогом. Зря! Мог увидеть поучительную картину для себя. Подростки набежали гурьбой: с воем, диким гиком. Копирующая во всем малышня их догоняет. Привыкли весело врываться в столовую. На пути оказалась Ника: требовательная, очень спокойная, Улыбкой она приветствует доброжелательно:
«Начнем знакомиться, ребята! Меня назначили комиссаром лагеря!» - Всех необычное удивило: на пути дикой толпы возник «живой шлагбаум». Нарушает привычные установки. Решительная девушка покушается на свободу действий. С разных сторон послышались реплики, недоуменные вопросы: «Вот это да!», «Девчонка?!», «Откуда выискали чистенькую кралю?»
Семнадцатилетний авторитет Сенька Коптеев, по кличке Кирюха – струей выбросил слюну сквозь зубы, загнул эффектно четырехэтажный матюг. Ника мгновенно сорвалась с места. Подбежала к дылде - по лицу нанесла легкую оплеуху: ее сопроводила поучением:
«- Конечно, ты можешь меня убить! Запомни: я Женщина - комиссар не простой! Не позволю никому в моем присутствии матерно выражаться. Запомните! Ребята, хорошо запомните! Пусть на всю жизнь окажется этот урок. - Ника спокойно от оглушенного подростка отошла. Увалень прийти в себя не смог сразу. Сорванцы начали посмеиваться: «слабак Кирюха» не дал сдачи! Не происходило такого прежде никогда: лидера щиплют колючими, издевательскими словами. Заняла она прежнее место возле двери столовой. Теперь взоры ребят к ней обращены. Поняла: совершила непедагогический поступок. Сквернословия не пресечь иначе в данном случае. Одним этим
поступком добилась признание своего авторитета. Послушания. Разбродной массой можно овладеть только особыми мерами. Пришлось опуститься на их уровень. Не хотела позаимствовать манеры, методы. Ника сумела верно сориентироваться в долю мгновения. Резко отрезала! Раз и навсегда! Без этого могло сразу не получиться - ей пришлось повозиться.
Собралась большая толпа ребят перед дверью столовой: эта шпана устрашающего вида! В невероятных, изорванных одеждах. Некоторые лица украшены кровоподтеками, ранами, царапинами, синяками. Грязные, оборванные, исхудавшие. Только огоньками светятся любопытные, злорадные и даже возмущенные глаза детей. Больше безразличных: кончится чем противостояние выжидают? Мигом
явилось другое понимание, словно это озарение. Нахождение детей в летнем лагере не является отдыхом. Тут они голодают: морят голодом! Издеваются над детьми другими способами. Есть дополнительно причина их пристрастия к опасным для здоровья озорствам. Для жизни вредное испытание. Постоянно дети копируют взрослых. Об уродствах слышала Ника по дороге в лагерь. Сама позже познакомилась с... Позаботилась исправить.
«Ну, разве можно в неряшливом таком виде появляться в столовой? - К детворе обратилась. - Общественное это место! Покажите-ка руки! О, вы даже не помыли руки! Разве так можно? Все марш бегом! Марш! Переодеться, мыть руки! Никто с грязными руками не сядет за стол».
Дети инстинктивно посмотрели на свои руки: убедились в правоте этого
замечания. Ника всех подопечных своих считает детьми. Находятся среди них переростки. Не малолетние пока они преступники: по разным причинам
способны на изуверскую жестокость. Еще дети! Воспитаны совсем плохо. С изломанными судьбами. Некоторые даже застыдились... Но масса требует: «Жрать хотим!» Довольно спокойно и тихо Ника заключила:
«Вижу: вы все голодные! Вот только в столовую нужно являться чистыми, опрятными. Как… Словно в ресторан! Вы раз в жизни посетили ресторан?» - Смешки! Каверзные вопросы: «Как кормить будете?! – Выкрикнул кто-то из толпы. - Как в ресторане?»
Доносятся уже голоса угрожающие: понятнее понятного! Ника пообещала:
«Будет как в ресторане: со временем - Заверение ее прозвучало твердо. Себя отдать полностью воспитанию детей -она тогда решила. Этих детей. Заботе о питании, их благополучии. Не поверили ей: совершившийся надлом настроения ощущается явственно. Единодушие она разорвала. Раздаются отдельные голоса с разных сторон:
«Ребята, мыться айда!»
«Действительно, что стоит вымыть руки вам, переодеться? - Настаивает
Ника. - Перед едой мыть руки нужно обязательно: ведь никто не хочет заболеть?!»
Кухня распространяет приятные запахи: распаляет у всех аппетит! Уже обещали приготовить обед сытный и вкусный. Перемену настроения Ника тонко ощутила.
«Ребята, поскорее переодеваться, мыться! - Требовательно снова их подкрутила: - Борщи остынут! Вам же хуже! - Заключила твердо: - В столовую не впущу никого с грязными руками! С сегодняшнего дня установлен такой порядок! Запомните и знайте!» - Ника преодолела мальчишеское упрямство. Дети поодиночке, стайками разбрелись по корпусам. Приводят себя в порядок. К столовой не все чистые, уже более опрятные они возвращаются. Ника нахваливает сдержано. Поощрительно смотрит в глаза других. Строгую заинтересованность почувствовали они все. Человеческое, сестринское, почти материнское отношение к себе. Этим обделила их именно сложная, угрюмая, жестокая судьба. Не сразу, постепенно начали размягчаться детские сердца, отзывчивые на добро и ласку. Подавать хлеб-соль, разносить тарелки не всегда успевают вовремя в столовой Концерт начинают нетерпеливые ребята, а то и всем столом гремят ложками. Дикую какофонию устраивают.
Не срывается на крик, но громко достаточно, властно Ника приказывает:
«Хватит: пока шумите, раздавать не будут обед!» Не сразу успокаивались: постепенно. Вскоре успокоились: тихо ожидают. Терпению научились. Голос комиссара услышали, почувствовали: не только властный. Ощутили заботу, ее заинтересованность в бытовом смысле, устройстве, судьбе. Произошло все не сразу: постепенно. Ника поговорила по душам с поварами. Предупредила:
«Смотрите! Дети должны получить полный рацион питания. Без жалоб и воровства. – Предупреждены дети: - Я слышала, бывают случаи жульничества. Отдельные дети остаются без порции - другие успевают слопать чужое. Такого быть больше не должно! Знайте: никто не станет вдаваться в детали. Сами вы
выясняйте свои проблемы. Воровства Не допускайте. Получит добавку: кто голоден останется. Не надо воровать: просите - не самоуправствуйте!» Наша педагогика запрещает силовые методы «самостоятельного выяснения». Главное в данном случае: доверить самим детям заботу друг о друге. Самоуправление она ввела. Риск оказался оправданным.
Ни одно новое дело не осуществить без поиска-риска. Постепенно наладили дело с питанием. Ника тихо явилась в самый сложный третий отряд в первую ночь пребывания в лагере. Приносят постоянно беспокойство, неприятности администрации. Ребята устраивают дичайшие развлечения по ночам. Спит: ему вставляют спички между пальцами ног: еще поджигают. «Развлечение» называют свечами. Поджигают иногда волосы. Творят жуткие вещи! Ника не побоялась: сама явилась перед самым отбоем. Сдвинула две свободные койки.
«Что за новость? - Ребята удивились. - Это еще что?»
«Разве меня не примете в компанию свою? - Ее глаза светятся. Еще полным веселья голосом поинтересовалась. Для полноты представлений - пояснила: - Я люблю спать широко. Я почти дома...»
«Неужели останетесь спать с нами?» - Ребята удивляются. Пришел черед удивляться Нике «Что тут такого? Я не храплю ночью. Чуть что: разбудите!» - Постелила. Расположилась. Несмотря на отбой, предложила: «Ребята, давайте о себе друг другу рассказывать. Все по очереди! Смешные запомнившиеся истории».
Начал рассказывать свою историю один, другой! Историй выслушали они
несколько. Так каждый вечер. Научила без пошлых развлечений, дурачеств засыпали: в спокойной обстановке. Их визги, оргии прекратились. Не поймут служащие лагеря: произошло с ними что? Любопытные наблюдают: по ночам к окнам корпусов прильнут... Комиссар дирижирует. Утвердили спокойствие, порядок в летнем лагере в короткое время. Появились разные занятия, развлечения, игры. Учит галантному обхождению, танцам, правилам хорошего тона. Многие дети стали послушными, добропорядочными. Считались прежде не воспитуемыми, обреченными для исправление на годы в колонии. Многих детей вытянули из заведения. Вытянули этих из трудовой колонии, спасли от жутких перспектив встречи с преступным миром.
Однажды заявилась комиссия в лагерь. Их первое удивление сменилось смятением: лагерь пустой.
«Что такое?!» - Члены комиссии испуганно вопрошают. Успокаивают.
«Комиссар вывела на реку всех наших воспитанников». – Пояснили.
Контролирующие сразу не поняли, задвигались:
«Как, что? Разрешил кто?! А если разбегутся? Кто ответит? Комиссар?!»
«У нас такой комиссар! Детям здесь весело, интересно: не разбегутся!» - Их успокаивает, убеждает начальник лагеря. Действительно, возвратились все вскоре. Строем. Под барабанный бой. Пионеры с галстуками. Старшие ребята опрятно одеты. Повзрослели. Загорели. Удивленные члены комиссии констатируют:
«Работа культурно-воспитательная в летнем трудовом лагере поставлена на должном уровне».
Нику на следующий год пригласили поработать лето в лагере. Согласилась. Начались занятия в школе... Вызвали в управление милиции Нику. Еще не явилась - поняла: совершил уголовное деяние бывший воспитанник. Уже ее вызывали дважды по таким случаям. Попросили подождать в отделе кадров. Начальник отдела извлек из сейфа довольно объемистую папку, начал ее листать. Вскоре появился еще один высокопоставленный офицер. Вместе документы они читают. Свое чтение сопровождают специально различными междометиями:
«Вот это да! Угу! Что-то тут? Такое неужели?!»
Бросают на нее взгляды. Интригуют. Пытаются заворожить. Заранее ничего конкретно не объясняют. Испытывают ее на выдержку. Ника не знает за собой никаких порочащих дел. Держится спокойно. Мягко улыбается.
«Чего вы играете? - Спросила тихо - не выдержала. - Смогу я защититься!»
«Вот это хотели мы от вас услышать. - Начальник поднял глаза. Заявил ей: -
Читайте! - Передал папку. Собраны вместе характеристики, рекомендации, направления, многие документы. По запросу управления внутренних дел, ответили службы райисполкома, еще рядовые сотрудники и другие лица - рекомендовали ее на оперативную работу, даже инспектором детской комнаты милиции. Ника не согласилась с назначением. Ей более мила работа в школе. Не жалеет!
Copyright: Моисей Бельферман, 2013
Свидетельство о публикации №295832
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 23.01.2013 00:29

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта