Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Дмитрий Аркадин
Объем: 9037 [ символов ]
« ЗА ПОЛЧАСА ДО ВЕСНЫ»
Недавно, разбирая всякие свои бумаги, я случайно наткнулся на 2-ой номер газеты «Единство», датированный июнем 1991 года. Точнее это был бюллетень, который выходил, а может быть, он выходит до сих пор при Гомельском обществе «Ахуд ». Я полистал уже пожелтевшие страницы. Стало интересно. Вот хотя бы это:
«Вы же никуда не собираетесь… Вам и здесь хорошо… А я устала гадать на еврейской ромашке». Это прямая речь героини из статьи тогдашнего депутата СССР, писателя Григория Кановича. Далее он вспоминал, как эти слова поразили его, и он спросил у молодой женщины, сказавшей про цветок: «Чем же еврейская ромашка отличается от обыкновенной?». И та ответила, что на обыкновенной обычно гадают: «Любит, не любит», а на еврейской гадают: «Ехать, не ехать».
Сегодня прошло уже, кажется, более десяти лет с той встречи, о которой вспоминал писатель. Сам он давно уже живет в Израиле. Чего не могу со всей уверенностью сказать о его собеседнице. Да это и не очень важно теперь для меня. С этим приходиться считаться: до сих пор оттуда, с конца годов восьмидесятых в день сегодняшний летят и летят белые лепестки человеческих сомнений оборванные чьей – то не уверенной, еврейской рукой. «Ехать или не ехать». Сейчас я хочу рассказать несколько о другом. Трудно сформулировать о чем же. Но мне кажется, что это «несколько о другом» будет интересно «Всей королевской рати».
В 1972 году из провинциального белорусского городка Лунинец приехал я учиться в Минский Театрально – Художественный институт. Это было счастливое время. Мы, поступившие, все такие разные, были всецело одинаково одержимы одной страстью – страстью к познаниям тайн искусств. Мы низвергали чужие авторитеты и возносили своих кумиров. Кумиром для нас был тогда наш первый педагог Борис Яковлевич Вишкарев. «Кого нет?»- обычно с этого вопроса начинал он занятия и, не дожидаясь ответа, привычным жестом сдергивал с переносицы очки и шел пересчитывать нас буквально по головам. Мы сидели вдоль стен аудитории, и нам всем было невдомек, что урок мастерства уже начался. Каким же не долгим он оказался, каким мгновенным? Потому что, поработав с нами более двух лет, Борис Яковлевич умер. Все знали, что был он тяжело болен, часто лежал в больнице, но каждый раз едва оправившись от болезни, он шел к нам всегда подтянутый высокий чуть ироничный. Мы обступали его плотным кольцом в коридоре института и он, не торопясь, разворачивая конфетку «Дюшес», отправляя ее в рот, говорил нам: «Не галдите! Не все сразу!», - и слушал, слегка наклонив голову. «Чтоб не курили мне!» - раздавая всем по карамельке на прощанье, Борис Яковлевич напускал на себя строгость и торопился на кафедру. Могли ли мы думать тогда, что всего этого очень скоро может не быть. Для нас беспечных и молодых сама его фигура, его неподдельное жизнелюбие заразительный смех и простые эти «Дюшески» никак не увязывались со смертью. И вот прощанье состоялось.
 
В памяти осталось заснеженное поле за каменным забором онкологической клиники, синее зимнее небо и пронзительное чувство сиротства.
Жаль, что ограничение в размерах текста не позволяют написать мне о всех, чьи имена помнит сердце.
Но разве я могу не вспомнить супругу Бориса Яковлевича Галину Петровну, которая поставила с нами дипломную работу - пьесу «Соломенная шляпка» французского драматурга Этьена Лабиша? В этой работе я исполнил главную роль Фадинара. Где вы, дорогая Галина Петровна? Живы ли? Как не вспомнить Сан Саныча (так мы его звали) Добротина? Он преподавал у нас актерское мастерство. Когда Сан Саныч обращался ко мне, а фамилия моя – Онгейберг, то он всегда медленно произносил: «Он…», а затем чтобы особенно не вчитываться в буквы и не утруждать себя тяжелым произношением моей фамилии быстро проговаривал «бр-бр-бр-бр». Тем самым он вызывал у однокурсников море смеха. Как не вспомнить их? Минчан Татьяну Агафонову, Валентину Крупень, Валеру Седренка, Петю Савича и многих, многих других, на чьи лица я часто смотрю, листая свой старый студенческий альбом. Где вы, друзья моей юности?
Прошло более двадцати пяти лет с той прекрасной поры, но и сегодня я вспоминаю все с какими – то благоговением и щемящим чувством безвозвратности такого короткого неповторимого праздника каким было для меня то время.
Я сейчас подумал: «Было ли это «бырканье» педагога проявлением антисемитизма ко мне?». Или особенно явно оно проявилось однажды, когда Сан Саныч, с присущим ему актерским темпераментом, стал гневно изобличать в нашей аудитории некого актера Блюменталь – Тамарина. Во время войны он, якобы, предал фашистам многих членов партизанского отряда.
Честно сказать каково подлинное отношение было тогда у педагога Добротина к евреям, меня теперь не очень заботит. Во всяком случае, уехал я не из – за Сан Саныча.
Позади остались годы службы в армии, затем мой переезд в Ленинград, работа в различных театральных студиях города и области, работа на киностудии «Леннаучфильм», а затем, особенно не дергая все те же лепестки ромашки, в 1990 году я семьей репатриировался в Израиль.
Сегодня, прожив в стране 12 лет, я почти ежедневно, что называется изнутри, наблюдаю, как набирает силу новый процесс, (но с обратным знаком минус) - процесс исхода евреев из страны обетованной. И люди, уезжающие из Израиля, ни на какой ромашке не гадают. У них все уже заранее расписано, все, как говорится, схвачено. Потому что процесс этот за последние пять, семь лет стал значительно транзитен. Транзитников я встречаю предостаточно. Воздержусь от избитых обвинений в их адрес по поводу не патриотизма. Сразу всплывает в голове чья – то очень хлесткая фраза. «Патриотизм – последнее пристанище подлецов». Круто сказано. Особенно если иметь в виду пристанищем Израиль. С этим выражением трудно не согласиться, держа в голове следующее совсем не веселое обстоятельство: погибает юноша в военных стычках с террористами, скажем, где – нибудь на севере Ливанской границы, а похоронить его в стране нельзя. Страна - то оказывается не совсем его потому как мама парня не еврейка.
Посылая же мальчишку защищать, якобы, чужое для него государство, некие люди, те, что пишут законы, менее всего интересуются какой национальности его мать. Но нюанс этот становится решающим и предопределяет все, когда убитые горем несчастные родители лишаются элементарного права достойно похоронить своего сына в землю, за которую он отдал жизнь.
Ну, не истинные ли «патриоты» эти люди, которые пишут подобные законы! Не надо такого патриотизма. Не надо и никакого другого. Просто хотелось, чтобы историческая родина относилась к возвращающимся сыновьям ее, как к гражданам, достойным лучшей участи. Без дискриминации на профессии, без жилищного кризиса, без протекционизма, без элементарного и изощренного надувательства, без силового влияния на светское, то есть, нормальное общество со стороны клерикалов – ортодоксов и, в конце концов, без разжигания ненависти меж различных этнических групп. Может тогда и улетающих безвозвратно будет значительно меньше. Грядет ли она когда – нибудь, эта «лучшая участь?». Кто знает? Будем ждать. Так и живем ожиданием Мессии или лучшей участи. Она явилась бы для нас, израильтян, бесконечными, счастливыми днями без единого выстрела на нашей горячей земле.
И в заключении. Недавно я тремпом возвращался домой. Взял меня в машину человек средних лет, говорящий по - русски. Толкнул пальцем кассету в приемнике и, господи, что я слышу! «Песняры» поют! «В мокром саду осень забыла рваный платок желтой травы…». Мы, два земляка, катили в машине и прекрасно себя чувствовали среди обволакивающего нас иврита и хамсина , слушая забытые тут родные мелодии.
«Видятся мне белые вербы,
слышится мне звон тишины.
Было бы все проще наверно,
за полчаса до весны».
 
-А вы знаете, - поймал я его улыбающийся взгляд в зеркальце заднего вида, - почему особенно дорога мне эта песня? Потому что в страну я репатриировался за полчаса до весны. Вот так вот! В последний день февраля 1988 года. И никакой ностальгии у меня нет ни по белой вербе, ни тем более по белой березе. - И потом вдруг после паузы.
– Вот только тишина у нас здесь бывает особенно звенящая. Вы не находите? - спросил он меня, когда я уже приехал и выходил, а он открывал дверку своей машины.
-Так бывает, - сказал я ему. Так всегда бывает за полчаса до весны. Обязательно весны, а не войны. Мы пожали друг другу руки, и машина с моим новым знакомым умчалась.
Вот собственно далеко не все о чем захотелось поведать мне читателям замечательного портала.
 
 
Copyright: Дмитрий Аркадин, 2004
Свидетельство о публикации №29864
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 11.09.2004 01:19

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта