Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Игорь Бураков
Объем: 5405 [ символов ]
Рецензия на рассказ Рустама Карапетьяна "Фотограф" ВКР-10 Э-2
"Сосед внушает наивной Амели, что стоит нажать на кнопку её фотоаппарата, как случаются катастрофы. Весь день она фотографировала и к вечеру начинает беспокоиться. Перед экраном телевизора она понимает, что должна нести ответственность за гигантский пожар, столкновение двух поездов и падение «Боинга-747». Через пару дней, сообразив, что сосед посмеялся над ней, Амели решает отомстить."
Амели, романтическая комедия Жан-Пьера Жёне.
 
В связи с тем, что я пообещал написать рецензию на каждый рассказ второго этапа ВКР-10, у меня возникли некоторые трудности. Обычно я не имею проблем с высказыванием собственного мнения и даже умудряюсь подойти творчески к этому... роду деятельности. Однако в связи с этим я обнаружил, что воспринимаю хорошие работы хороших авторов как некую преграду. Ведь вон они маячат — более слабые работы или просто недоделанные (чтобы сделать из поезда вертолет, необходимо до готовности обработать напильником). Сейчас все (кому надо и кому не надо) узнают мою точку зрения! Ан нет! У нас на повестке дня «Фотограф» Рустама Карапетьяна.
 
Вообще, особенность второго этапа состоит в том, что многие авторы отнеслись к нему менее ответственно. Далеко не все выставили работы, созданные специально для него (а есть вообще такие?), многие рассказы имеют очевидные огрехи и недоработки. Поэтому, когда читаешь работу автора-участника второго этапа, трудно избежать сравнений с его (ее) творением из первого. Рассказ «Ульма» Карапетьяна отличался жутковатой пронзительностью, болью, которая возникала при прочтении. При этом имелся мистический мотив, демонстрирующий незримую астральную фигуру, которая безучастно наблюдает за счастьем и горем героини (вспоминаем группу Аквариум: «Кто-то хитрый и большой наблюдает за тобой»). Слабая привязка к номинации компенсировалась качеством и эффективностью произведения — оно вызывало вполне реальные чувства.
 
Теперь перед нами «Фотограф», и я ожидал очередного болезненного укола в сердце. Может и к счастью, что не дождался. Рассказ все еще хорош, но в нем стали проявляться некие особенности творчества Рустама, о которых трудно судить, если не изучить несколько работ автора. Таких особенностей две:
 
Во-первых, Рустам Карапетьян — успешный, опытный поэт, и прозаиком является в наименьшей степени (я говорю про количество, а не качество). На один рассказ приходится не менее двадцати стихотворений. И посмотрите какую структуру имеют рассказы:
1) четкое разделение на небольшие отрывки (четыре их);
2) законченные и обособленные образы в каждом из них (четыре различных ситуаций, каждая из которых как маленькая история);
3) эмоциональное доминирование над логическим построением (парень ждет девушку, она опаздывает. Так и непонятно первое ли это свидание, почему парень думает, что девушка была рада сбежать, если свидание назначено, почему девушка так сюсюкается с ним, если это первое свидание... или не первое? А если бы не пришла — парень бы в бандиты пошел?);
4) крайняя образность («мир начинает трещать и рушиться» — не пояснение чувств мальчи ка, а конкретный образ. Мать не зовет ребенка, не берет за плечо, она налетает на его и сразу запускает в воздух — яркий образ, но сомнительный жизненный момент — ребенок и так в ужасе, а тут его еще кто-то хватает).
 
Во-вторых, Рустам предпочитает философствовать, а не разводить мистицизм. Поэтому его рассказы больше вписываются в категорию «просто о жизни», однако поместить их туда означает приравнять к бытовушным рассказикам и мемуарным запискам, которых в той номинации ВОТ СТОЛЬКО (пытается обхватить руками земной шар). Тем более ТАМ легко получить обвинение в том, что рассказ опять ошибся номинацией (некоторые понимают название номинации слишком буквально — «просто о жизни» не означает, что будет просто, или буквально, или реалистично...). Я начинаю подозревать, что творчество Рустама (и еще ряда авторов) заслуживало бы некой особой номинации, но она будет настолько нишевой, что нормальной явки в ней не добиться. Произведения Рустама все еще можно назвать мистическими, но, скорее всего, из категории «мистический опыт» или «мистическое озарение».
 
Так что это нам говорит о «Фотографе»? Рассказ хороший? Хороший! Имеется эмоциональная нагрузка, образность, общность сюжетов, философская подоплека... А может плохой? Плохой конечно! Истории типичные, образ странного созерцателя вызывает неприятные ассоциации... А еще вот это:
 
«Я ложусь спать. Завтра долгий день и мне надо перезарядиться.
Старушка растерянно шарит по карманам в поисках кошелька с пенсией...»
 
В этом месте не смог сдержать улыбку. Опыт мне говорит, что это просто начало еще одного отрывка, чтобы продемонстрировать динамику (только снежинки забыли добавить для сходства). Но чертик внутри уже подначивает: Так вот как он подзаряжается — пенсии ворует! Или пока он спит, хозяйка квартиры пенсию найти не может? Или это такой сюрреалистичный момент — он спит и ему снится обеспенсенная бабушка... Честное слово — выглядит ни к селу ни к городу. Лучше добавить снежинки разделители главы и фразу из разряда предыдущих: я навожу объектив и... (ИМХО).
 
В итоге: у меня рука не поднимется поставить оценку ниже четверки (пускай я и видел огрехи, но они не сильно портят ощущения). Но магии чувств я отчего-то не почувствовал (может все от тех же огрехов), а когда перестаешь восхищаться, начинаешь задумываться — а что этот рассказ вообще здесь делает?
Copyright: Игорь Бураков, 2013
Свидетельство о публикации №310834
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 11.10.2013 17:41

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Игорь Бураков[ 11.10.2013 ]
   Досадная ошибка - упомянутая песня исполнена группой Чайф, а не
   Аквариум*

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта