Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Ольга Немежикова
Объем: 16752 [ символов ]
А судьи кто?
Вызываю огонь на себя. Всегда. Не знаю, почему это делаю. Что-то внутри имеет голос сильнее инстинкта самосохранения. И голос этот требует говорить. Пока есть кому говорить и о чем. Хотя чисто по-человечески этого мне не хочется. Да только никто уже и не спрашивает. Встала и пиши.
Недавно жизнь моя сделала очередной кульбит, и вот я среди вас, на портале ЧХА! Всего-то с 08.06.2014! Быстро, однако же, летит время! Обычно нигде я не задерживаюсь: осмотрелась, суть уловила, да полетела в синие дали, потому что нового хочется, еще неведомого, и запросто этот приход мог для меня самой оказаться привычным явлением кометы. Ведь она по определению летит по уникальной своей орбите. И всегда так приятно любоваться собою со стороны!
Любоваться кометами мы стали сравнительно недавно: когда закончилось мракобесие и наука потеснила косность. Хотя бы вне себя. Понятно, что внутри «победительницы» свои законы и сила инерции их велика. Но наука рано или поздно оказалась сильнее догм, пришло время, и вот мы уже наслаждаемся ее плодами: кометы ожидаются с интересом и восхищением. Комета Галлея в свой приход долго висела в форточке моей кухни. И всякий погожий вечер я любовалась этим чудом с четырьмя хвостами, а Валерий Леонтьев пел: «Комета Галлея». В моем поколении песня в исполнении Леонтьева и четыреххвостая комета спаяны воедино. Но комета Галлея не просто стала символом нашего поколения: прошлась-таки по судьбе. Потому что каждые примерно семьдесят лет что-то значимое, да случается в социальной жизни, и комета Галлея с появлением не запоздает — Нострадамус знал законы звезд. Однако благодаря прогрессу, в моем сознании явлению кометы есть место для восхищения чудом природы. И есть место для понимания законов развития социума. Но я все равно вызываю огонь на себя. Быть может, чтобы дополнительно развлечься?
Оглядев любопытным взглядом портал, этот день и ночь кишащий муравейник, интуитиция привела меня к Клубу Английскому. Одна красота названия чего стоит — так и манит! Ибо всегда хочется быть леди и встретить джентльменов! Удалось не только это! Здесь, именно здесь я нашла тех, кто рвет и мечет: пишет и рвет, а кто-то пишет и выкладывает, и опять очень много пишет. Тоже хорошо — растет муравейник. И куда лесу, порталу, то есть сообществу людей, объединенных заявленной целью - литература, без муравейника? Совершенно невозможно. Хотя в случае пожара муравейники гибнут первыми. Они тоже вызывают огонь на себя — кучка просушенных, прекрасно вентилируемых хвоинок, сгорает, как Танцовщица из «Стойкого оловянного солдатика» - факелом. Она сгорела, а сказочка жива. И мы тоже пишем свои сказочки, и хотим, чтобы они жили. Для этого в них кто-то должен гореть, для начала — автор. Будет тлеть — не сказка получится, а макулатура. И потому Клуб усиленно разжигает пламя творчества в душах авторов. Но, к нашим муравейникам! Оживает лес, и первыми в привычном объеме обустраиваются, опять же, муравейники: всегда придерживаюсь оптимистического настроя! Это тоже внутри меня и оно, таки, задает музыку определенной тональности. Наверное, это оптимистический драматизм.
Интересной, насыщенной жизнью живет наш Клуб, но речь не только о нем. А о том, кто же судит и на каких принципах, литературные конкурсы? Казалось бы, все просто как выеденное яйцо: литературные конкурсы должны судиться по законам литературы. Однако как в бородатом анекдоте: есть, сынок, такое понятие — Родина. И черви живут не только в яблочках, персиках и дыньках. Они еще и в навозе живут. Разная у каждого родина. С другой стороны, навозный червяк, вполне возможно, в яблочке не достигнет славы своей жизни. Как и яблочный — в навозе. Кто-то в вечном живет, а кто-то — в себе, любимом. Но мы — не червяки. Нам выбор доступен. Как и любимые песни. «С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре». То есть, с книжки она начинается. И все мы здесь у истоков, у самых, что ни на есть. И неплохо бы соответствовать, стараться, усилия прилагать. И кто какие книжки читал — не отменяется.
Но, как бы то ни было, а Английский Клуб, детище Александра Сороковика, есть место встречи на портале, изменить которое нельзя. Здесь я встретила Игоря Буракова, Джона Маверика, далее — см. «наши авторы». И далее по карте портала. Но у меня интуитивно она началась именно с Клуба.
И здесь впервые я вполне ангажировано столкнулась с оценкой произведений, потому как именно с этой целью Клуб и был создан! Как хроническая отличница, потому как мне всегда хватает любопытства и сил освоить предмет в объеме курса учебного заведения, а в направлении, что вызвало интерес, продвинуться и много дальше, тут же взялась я за учебники. Ведь надо же в тему войти! И вошла, лукаво не мудрствуя. Даже написала вызывающе на своей страничке: литературный критик! Ведь корабль как назовешь, так он и поплывет! Наверное, наш большой корабль чихает оччень громко! Потому как здоровый организм, он, если чихает, то от самых пяток! И поперхнуться ему не страшно — чихнул и вновь здоров. Есть, чем чихать! Видно, в том промысел Божий.
Святая простота! Критиковать для меня ответственность не детская. Потому как — ответственность. И за свои слова надо отвечать. Тем более, оценки. И не просто отвечать, а аргументировать. А чтобы аргументировать, хоть немного надо в предмете разбираться. Нам повезло - живем в благословенное время интернета - открыл поисковик, и все как на ладони. Я открыла поисковик и на тарелочке с голубой каемочкой нарисовался доступный грамоте разумеющих лаконичный труд: Есин А. Б. «Принципы и приемы анализа литературного произведения». Список можно продолжать бесконечно, но эта работа позволяет вполне уверенно расставить точки над «и» в свете современного литературоведения. Тем более, что и не читая ученых трудов, всегда подсознательно понимала: не может быть, чтобы произведения искусства оценивались профессионалами на уровне «нравится — не нравится, понимаю — не понимаю». Критерии всегда есть, они общие, и они выше эмоций и личных предпочтений. Так врагом любоваться можно запросто. Да, он враг. Но — прекрасен! Эмоция полагает врага уничтожить, а здравый смысл — у него учиться и говорить спасибо за красоту, что отвлекла внимание, на дав разыграться бешенству в порыве истребления. А через некоторое время уже и враг тобою любуется. Всем хорошо, прогресс налицо, движемся дальше.
Понятно, не буду утомлять конспектом полезнейшего труда, довольно тоненького, всего-то менее двухсот страниц, написанного исключительно толковым и обстоятельным языком. Во всяком случае, мои знания в области начитки очень даже структурировались в область оценки. Есть слой содержания (тема, проблематика, идейный мир), есть формальный слой (изображенный мир, художественная речь, композиция) — не так и много, разобраться и выучить очень легко и приятно. Ценность литературного произведения образуется неразрывной связью одного и другого, но в отдельности они очень даже анализу подлежат. Иначе как бы наши судьи могли оценивать то, что им оценивать по благородному долгу приходится?! По «нра - не нра»? Нисколько! Есть совершенно четкие литературоведческие критерии, позволяющие без личных эмоций определить и доказать, насколько одно произведение выше по литературной ценности другого. Ибо в данном случае мы видим перед собой не просто Судью, а явление гражданского и человеческого долга, не менее. Разве что по выбору души и задаром. Но это не только не умаляет высоты поступка быть Судьей, но поднимает, на мой взгляд, на высоту необыкновенную. Склоняю голову пред взвалившими на себя сию, обывателю, точно, непосильную ношу. Судьи от бога, по определению, уже в бытии, а не около. И на поле боя идти им не надо, они уже там, а оттуда лишь в рай напрямую.
 
Не могу удержаться, чтобы не назвать в свободном своем эссе, но применительно к теме, хотя бы еще парочку приятных мне из Клуба имен: оба живые и разные. Джон Маверик и Бураков Игорь. Рецензии Джона точны и лаконичны, рецензии Игоря — философский полет в Галактику Литература. Игорь у всех на слуху как дерзкий критик, что невзирая на лица имеет мнение свое и лучше не стоять у него на дороге — пусть пробежит, а мы полюбуемся аллюром и вдохнем аромат страстного восприятия так разогнавшего текста! Ибо как автор Игорь еще не дал порталу как следует и надолго остолбенеть. Джон как раз из оперы с непосредственным участием чар Ее Величества Литературы. Красота, пронзительность и чистота творчества Джона Маверика сомнению не подлежат. Но это вовсе не значит, что Джон — наше Солнце, хотя рост в свете его произведений благодатен любому автору портала. Чтение его трудов не утомит и не наскучит, но дарует много мыслей и удовольствия их читающему. Нет никаких сомнений, что «всё наше» у нас один, им он всегда в России и останется. Казалось бы, как судить авторов, «подобных» Маверику, в одном месте собравшихся? Когда речь идет о «равных» по художественному уровню произведениях во всех их слоях? По личной симпатии? Сей путь легкий, всегда открытый. Но для Мастеров своего дела, которые знают, что истина глубже, красота непостижима и всегда есть, куда податься, в дело вступает тяжелая артиллерия — идея и тема. А темы, как известно, бывают конкретно-исторические и вечные. Вся классика растет из вечного корня. Идея у каждого автора своя. Обычно она не формулируется топорно, а пропитывает собою весь текст. Но в любом случае, читая произведение, мы интуитивно должны бы прийти к вопросу: что же заставило-то автора взяться за перо? Или он от нечего делать, из привычки к релаксации именно таким образом топит нас песней акына, пока косая не избавит еще живущих от нудных его излияний? Но не будем о грустном, ввергающем в грех пожелания дурного. Представим, что мы в блаженном краю Мастеров, вседостигших нирваны. Ведь именно в этом месте для любого судьи наступает нелегкий труд чтения и перечитывания конкурирующих произведений или опуса под нож и лупу рецензента. Поскольку у Мастеров и приемы умолчания, и риторика нередко достигают столь высоты небывалой, что за гармонией немногих слов не так и просто разглядеть, что же писал художник. Ведь истинная, божественная цель его творчества — послевкусие-сон, который мы, пока не забыли, пытаемся вспомнить. А вспомнить можно, лишь полностью проснувшись, заново в себе этот сон восстановив созданием произведения, а возможно, и не одной его версии. Фактически, судьи занимаются этим самым созиданием-сотворчеством. Склоняю голову, поскольку труд небывалый: думать, мыслить и верить, что ищешь то, что мало кто различает всуе, обычно все «просто читают». Ибо произведение выворачивается наизнанку. И ты вместе с ним туда же. Процесс не всегда эстетичен. То, что продолжителен и сосредоточения требует не детского, просто умалчиваю.
Естественно, не удержалась, чтобы не сверить свое мнение критика с судейским, тем более что критик — лицо от судей независимое. Однако, совпадает не со всеми и не всегда. С другой стороны, так было, есть и будет. Это нормально и неизбежно. И свидетельствует лишь об одном — жизнь продолжается! И все мы занимаемся делом одним, произведения оцениваем, в меру сил по пути стараясь извлечь ни с чем не сравнимое удовольствие жизни внутри литературы! Только от оценки судей зависит судьба авторов напрямую, а оценка критиков еще неясно где прорастет, и когда, и, вообще, случится ли это чудо. Критик «для себя» оценивает, разве что имея страсть оценку для всех оглашать. А кому-то потом читать его творения и любопытно. На самом деле, даже не ожидала, что рецензии читаются с не меньшим интересом, чем прочие произведения. Так что странички критиков, судя по моему скромному опыту, места не менее посещаемые, чем эдемы поэтов и кузницы суровой прозы жизни. И всякому, кто увлечется литературной критикой, рейтинг посещаемости будет интересом авторов обеспечен! Даже странно, что критиков на портале не так и много! Неужели ничтожно мало здесь собралось людей, желающих привлечь внимание??? И очень скоро! Авторы, становитесь критиками! Вы сразу обнаружите нешуточный интерес к своим трудам! Тем более, что все значимые писатели и поэты России критикой не только не пренебрегали, но считали ее занятием необыкновенно релаксирующим и дидактическим! То есть пользу обществу напрямую приносящим. В этом смысле Игорь Бураков, не иначе — наш ориентир, чем интересен необыкновенно! Он запросто мог по собственному почину написать критику, параллельную всей судейской коллегии, вместе взятой. Подозреваю, не один автор полил его текстуальным бальзамом истерзанную душу или не послал куда подальше. Но тут уж что есть, то есть. Никто же не просил! Сам напросился!
Пока я в начале пути. И только-только начинаю знакомство с конкурсами портала. И первое, что должна отметить: «верховные» судьи наши — очень даже на должном уровне! Что испытала, недолго сомневаясь и откладывая, на собственном опыте. Одно и то же произведение - «Звездная любовь» - получило в двух конкурсах чуть не диаметрально противоположную оценку. Тайна сия велика есть? Да нет, просто в одном случае судили любители, а в другом — профессионалы. И как хорошо, что дождалась я оценки профессионалов, а то чуть кометой прочь не улетела искать другие пенаты. Поскольку невооруженным глазом различаю уровень «ценности» литературной по квалификации своей начитанной. И как-то до боли обидно видеть кондовое несоответствие. А ведь и «судьи» книжки умные почитать могли бы тоже. Наверное, некогда. А жаль, если честно.
Риторический вопрос: «А судьи кто?» Да мы же с вами и судьи! Автор — судья номер один, что отбирает свое детище на заклание. В ту же Гостиную Клуба. Казалось бы, по итогам рецензирования автор остался доволен: всем понравилось, только почему же на конкурсе вне своей вотчины произведение не отмечено? Да потому, что мало кто из рецензентов пытается понять: почему же понравилось? Не скучно читать было? Представим, что я люблю котиков и не люблю собачек. И про собачек мне скучно. А потому нравится только про котиков! И тот, кто нарисует мне в рассказе своем самого распрекрасного Марсика - окажется победителем моего шоу!
Наверное, тому, кто хочет расти, пора кончать игру в песочнице. А то пройдет еще лет десять, все будут друг друга хвалить, рассматривать куличики, но никто ничего не добьется, кроме как в «круге своем». А если изучить труд того же Есина А. Б. и рецензировать своих товарищей, исходя из посылов литературоведения, то не только рецензировать, но и читать тексты станет интересней! Поскольку начнешь, таки, понимать, почему один рассказ нравится, а другой — не очень. И почему «настоящие» судьи не отметили рассказ, что понравился всем! Вот только, будучи вооружен различительным знанием, когда-то любимый рассказ тоже начнет сомнения вызывать, незаметно так, но наверняка. Понятно, до тяги ли тут к умным книжкам? Ведь эта зараза вроде пожара! И тогда конец муравейнику! Драма. Но оптимистическая: на очищенном огнем месте вырастет новый муравейник! Впрочем, до следующего пожара. Диалектика и жизнь.
 
Уходят с литературного портала авторы. Почему они уходят? Казалось бы, это их дом. Когда-то ушел Маверик. А... все прочие тысячи авторов остались, и — ничего! Живы-здоровы. Конечно, счастье, что с ними жив литературный портал. Не на Маверике он держится, а на неведомых любителях литературы. Чужая душа — потемки. На моих глазах неожиданно ушел Игорь Бураков. Мне неведомо, почему он ушел. Ведь еще недавно рвал и метал, и от искр его разгоралось пламя. Мое - как минимум. Возможно, что-то в пылу страстей критиканских (да простит коллега неловкое слово, все мы люди и свойственны нам ошибки, но лучше пусть будут живые эмоции, чем мертвый менторский тон, ведь истина есть ее поиск) он нещадно топтал, но еще Куинджи говорил ученикам, среди которых был Рерих, что искусству нужны не оранжерейные цветы. Наверное, потому Маверик и вернулся. Он — не оранжерейный цветок, он — живое явление жизни, которая нуждается в себе самой. И будет расти, пока жива. Потому что потребность роста выше закона самосохранения. Ведь рядом с его произведениями не слепой различает макулатуру! И я совершенно уверена, наше поколение — поколение ЧХА - будет говорить: «Мы писали рядом с Мавериком!»
Быть может, и Игорь к нам возвратится. Во всяком случае, я его очень жду! Маверик вернулся. Потому что все, рано или поздно, возвращается в свой дом. С которым совпадает.
А может, мы все-таки, совпадаем? Может, портал ЧХА и есть та самая комета, с которой таким, как Джон Маверик, как раз по пути? Потому что этот литературный портал вовремя чихает и именно потому не вечно простужен, а как раз здоров?! Может, только здесь и встречаются одиночества, чтобы обрести вдохновение? Потому что счастье, оно, не иначе - комета, что движется по уникальной орбите, которую, если не нашел, то навсегда потерял. А потому лучше, раз повстречав, больше уже не терять, если это — оно, счастье! Литература!!!
Copyright: Ольга Немежикова, 2015
Свидетельство о публикации №335562
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 27.01.2015 18:48

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Виктор Федоров[ 27.01.2015 ]
   После инцидента в 3-й гостиной мне было очень интересно понять Вас, вашу логику, ваши мотивации. Эта Ваша статья о том, как Вы стали критиком, очень помогла в этом.
   Вы надели мантию судьи, и это Вас заводит, кружит голову. И Вы летите, Вы над миром, Вы все поняли и показываете всем истинный путь... Никто Вас не разубедит, потому что Вы прочли книгу Есина А.Б. и постигли истину! Литература - это так понятно, это так ясно, что вы готовы всем преподать уроки, чтобы все было как надо, по правилам и по канонам!
   Ура! Вы в литературе! Вы купаетесь в ней, вы воюете со всем белым светом за нее и никакие литературно ничтожные произведения не пройдут, если Вы ими занимаетесь. Интересно, А.П.Чехов выдержал бы Ваш натиск?
   
   Однако очень советую прочитать начало первой главы "Трое в лодке, не считая собаки" Джерома К.Джерома. Очень полезно для всех.
   Вот ссылка на текст:
    http://www.lib.ru/JEROM/troe_w_lodke.txt
 
Ольга Немежикова[ 27.01.2015 ]
   Уважаемый Виктор! Конечно же, я люблю Джерома-Джерома! Спасибо за прочтение моей статьи! Я ищу в литературе вечное и ради него лишь пишу рецензии и занимаюсь в Гостиных. Пустые тексты без усилий автора к вечному мне откровенно тоскливы. Ничего в этом месте поделать с собой не могу. Ваш рассказ "Умка" мне очень понравился! Остальное (читала еще несколько рассказов) не вдохновило. Но это, конечно, дело вкуса. Да, с графоманией я воюю. Там, где ее чувствую. И содержание в литературе - прежде всего! А форму рано или поздно автор найдет, мастерство придет непременно, если над ним работать! Думаю, нам не стоит ссориться. Обиды - пустое. С уважением, Ольга.

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта