Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Фантастика и приключенияАвтор: Михаил Бычков
Объем: 11949 [ символов ]
Ося
Короткое полярное лето. Немереные километры российского побережья
Северного Ледовитого Океана тяжёлою заботою обременяют Правительство
и местные власти. Полярный день – горячая страда доставки грузов во все
поселения Заполярья. На счету каждая минута, каждый человек, каждое
судно Морфлота. В это же время здесь работают все подразделения
Арктического Института, экспедиционные отряды которого высаживаются
на дрейфующий лёд. Здесь работают геологи, географы, биологи,
строители. И всё это обеспечивают авиаторы: лётные и технические
экипажи Полярной Авиации, работники многочисленных аэродромов и
посадочных площадок, разбросанных по всему побережью Ледовитого
океана. Задач громадьё, а времени мало.
Облегчило выполнение этих задач появление а Полярной Авиации тяжёлых
пассажирских и транспортных самолётов. Ещё в начале шестидесятых
пассажирский винтомоторный «лайнер» Ил-14 с сорока четырьмя
пассажирами на борту летел с промежуточными ночёвками из Москвы до
Певека на Чукотке и обратно пять суток. Летая штурманом в составе
пассажирских и экспедиционных экипажей, я побывал на всех площадках
и аэродромах Полярки (Полярной Авиации). Низко кланяюсь труженикам
этих небольших, иногда в несколько домиков, посёлков за их героический,
без всякого пафоса, труд по обеспечению полётов и живучести
инфраструктуры в суровых условиях.
Экипаж новенького Ил-18 выполняет пассажирский рейс Москва – Тикси.
Весь экипаж – бывалые полярные асы. Солидный, медлительный командир
Николай Иваныч. Шустрый, вездесущий помощник командира Виктор.
Весельчак, улыбчивый, приветливый, мастер анекдотов и розыгрышей
штурман Ося. Еврей по национальности, он с упоением рассказывает
анекдоты про евреев, практичных и рачительных, жаждущих «иметь» и не
приемлющих расточительство. Молчун, весь в заботах о вверенной ему
матчасти, бортинженер Василий Никифорыч. Неугомонный говорун и
соратник штурмана по розыгрышам, виртуоз морзянки, бортрадист Федя. И
новые для полярников члены экипажа: стюарды. На сей раз в рейс летели
старший стюард Серёжа и две миловидные красавицы стюардессы Ксюша и
Ириша.
После посадки в Тикси командир и штурман пошли в диспетчерскую
аэропорта оформлять заявку на обратный рейс, который должен состояться
завтра.
- Николай Иваныч, вам депеша из УПА (Управление Полярной Авиации,
Москва), - такими словами встретил их начальник аэропорта, - снять кресла
и выполнить несколько рейсов из Магадана во Владивосток для перевозки
оленины. На демонтаж кресел один день. Делайте заявку на послезавтра.
Полётные карты получите в штурманской дежурке аэропорта.
- Весело живём, - отвечает Николай Иванович, - вообще-то, чем больше
заданий, всяких и разных, тем интереснее нам живётся, летать – не сидеть,
штаны протирая. Но это задание внове.
- На Ли-2 много не привезёшь. А надо много и быстро. Продукт заморожен,
Ан-12 у нас пока только поступают, экипажи переучиваются. Давай,
Николай Иваныч, без раскачки.
- Есть. Доложите, приступаем к демонтажу. Подбросьте несколько
механиков, за день управимся.
- Полёт планируй по трассам Аэрофлота, - говорит дежурный штурман Осе,
выдавая карты.
- Сделаю заявку резервом и по кратчайшему маршруту, вне трассы, нам не
привыкать летать над морями-океанами. Штурман-то зачем? Секстант до сих
на борту имеется, не отвык ещё, к примеру, высоту альфы Кассиопеи взять.
С креслами уложились во время. Перелёт в Магадан. Загрузка
замороженных туш оленины.
Взлёт с полной загрузкой длинный, с вялым разбегом. С середины полосы
побежали шустрее.
- Отрыв, курс 225, - докладывает штурман, - набор эшелона по маршруту.
Поставить на высотомерах давление 760.
- Добро, - откликнулся командир. – давление 760 установил, Федя, радируй
в УПА: приступил к выполнению задания.
Бортинженер колдует РУДами (рукоятки управления двигателями),
выдерживая режим набора высоты. Неразговорчивый и в обычном своём
состоянии, сейчас Василий Никифорович хмур и насторожен. «Самолёт
тяжёлый, набирать высоту придётся дольше обычного, перегрузим движки»
- тревожно размышляет бортинженер, настраивая обороты турбины и шаг
винтов, вслушиваясь в мотив работающих двигателей. А их, турбин,
четыре, каждую услышать отдельно и все вместе - это, как оркестр,
дирижировать надо так, чтобы мелодия получилась ровная, и ни один бы из
движков не выделялся ни на пол тона.
Бортинженер весь во внимании, его не отвлечёт сейчас ничто, ни молния,
ни гром. Он и дирижёр, и настройщик, он и доктор, выслушивающий
сердце, и медсестра, скрупулёзно выполняющая назначения.
Командир, уловив тревогу бортинженера:
- Никифорыч, не нагружай особливо, наберём высоту полегоньку,
торопиться некуда. Идём вне трассы, ни встречных, ни попутных.
- Нормально, командир. Но что-то винты первой финтят, плохо слушаются,
люфт какой-то, запаздывают реагировать. Настрою сейчас.
- Кофе заваривать? – спрашивает стюард.
- Погодь малость, - отвечает помощник, - высоту наберём, автопилот
настроим, тогда и пельмешки можно, и кофейком побаловаться.
- На эшелоне, - докладывает штурман.
- Добро, - отвечает командир, - Федя, погоду Сов Гавани и Владивостока.
- Турбины в норме, винты на первой что-то не уверенно удерживают
шаг (угол наклона винта к набегающему потоку воздуха), - докладывает
борттехник, - настраивайте автопилот по высоте, теперь можно и
пельмешки пожевать.
- Перекус готов, девочки несут, - извещает стюард.
В кабине запахло специями, непременно сопровождающими пельмени.
- А где моя люля-ке-баб с чесночком? - Вопрошает Ося.
- Перезимуете, Иосиф Абрамович, а пока перекусите микояновскими
пельмешками и, персонально, к ним чесночный соус, пожалте.
- Евреи тебя не забудут, - отреагировал Ося, - но курочка - за тобой,
Ксюша.
- Питайся, питайся, будет тебе курочка, будет и чеснок, - встал на
защиту Ксюши Сергей, войдя в кабину пилотов с подносом чашек с кофе.
- Ося, дай сборник схем заходов на посадку, проштудируем с
помощником Владивосток, - обратился командир к штурману.
Ровно гудят турбины, умиротворяя разговорившихся после ароматного
и возбуждающего кофе членов экипажа. Безоблачное небо. Под крылом,
густо усеянное льдинами, Охотское море. Справа по борту, уходящие к
берегу, сплошные поля торосистого льда.
- Что-то нынче льда много, - осматриваясь, говорит помощник, - даже
посередине моря вон какие ледовые поля.
- Не привыкать, - отвечает командир, - со льдом нам, полярникам, как-
то спокойнее.
- Тут всё равно не сядешь, буль-буль, и к крабам на корм, - вставляет
штурман.
- Типун вам на ваши языки, - проворчал помощник, - накаркаете ещё…
Бортинженер не уходит со своего «седла», подвешенного на широком
ремне между сидениями пилотов. Он всё время прислушивается к гудению
турбин.
- Расслабьтесь, Никифорыч, - обращается к бортинженеру радист, - вам
не кофе, валерьянки бы сейчас.
- Не зубоскаль, Кренкель, позывные свои не проворонь, - отмахивается
от радиста бортинженер, всё ещё настороженно вслушиваясь в рокот
двигателей.
- Не нравишься ты мне первая барышня, - ворчит он, слегка
перемещая РУД первой силовой установки.
- Никифорыч, тяга первой и на самом деле падает,- обращается к
бортинженеру командир.
- Вижу, чиф (шеф), прибавлю-ка я шаг винта.
Бортинженер манипулирует органами управления двигателем,
настороженно и пристально вглядываясь в приборы контроля.
- Что с тягой?! – Взволнованный голос командира.
- Тенденция на самофлюгирование. Не реагирует. Становится во
флюгер. Швах, командир.
- Командир, держите курс, - голос штурмана, - ведёт вправо.
- Никифорыч, смотри вторую, что с ней?!
- Флюгируется вторая, едрит её в корень. Не реагирует.
- Курс, держите курс! – Взволнованный голос Оси.
- Видим, - отвечает помощник, - парирую триммером. Первая и вторая
не тянут.
- При такой-то загрузке! –рассуждает Ося, - на двух удержаться
проблематично. Командир, ближайшие запасные аэродромы Сов Гавань и
Комсомольск-на-Амуре, до каждого по часу полёта. Под нами море, боле-
мене сплошной лёд справа, у берегов, сорок минут полёта.
- Не каркай. Спасибо. Вижу, - отвечает командир, - Никифорыч, что у
тебя?
- Худо, командир. Из флюгера не выходят. Третья тоже на грани. Не
слушается.
- Теряем высоту, - голос штурмана, - прибавьте скорость, держите курс.
- Работаем, Ося. Потерпи.
И через время:
- Иду к берегу. Всем, кроме бортинженера, смотреть подходящий для
посадки лёд, выбираем место аварийной посадки! Первая и вторая не тянут,
самофлюгируется третья.
Самолёт быстро теряет высоту. Пилоты, отключив автопилот, стараются
управлять снижением, удерживая машину от сваливания в штопор,
нагружая работающую пока четвёртую силовую установку. Всё труднее
держать направление и управлять упорядоченным снижением.
- Прямо по курсу наблюдаю подходящее ледяное поле. Визуально и по
локатору – без разрывов. Если садиться, надо здесь, - последний доклад
штурмана.
- Командир, четвёртая не реагирует, трясти её в печень!
- Поздно, инженер, иди в хвост. Экипаж, выйти из кабины! Садимся.
На брюхо.
Картину посадки на лёд можно только представить. То, что увидели
спасатели после обнаружения места катастрофы и удивило мастерством
пилотов, а может везением, если это можно назвать везением, и ужаснуло
разыгравшейся трагедией.
На льду длинная полоса «приглаженного» самолётом льда,
перемолотых в крошку торосов. Лёд стал проваливаться только в конце
«пробега», когда перестала действовать инерция, и самолёт всей тяжестью
навалился на спасительную льдину. Винты погнуты, фюзеляж разрушен
только снизу, нос с кабиною смят и забит льдом. От места посадки следы
людей на заснеженном льду средь торосов в сторону берега.
Место падения искали в полосе авиационной трассы две недели, в
основном, на побережье. Но полярникам привычнее и надёжнее лёд.
Высадившиеся с вертолётов спасатели на месте крушения обнаружили тела
командира и помощника, запечатанных во чреве самолёта льдом. С воздуха
обнаружены тела остальных членов экипажа, последовательно, по пути к
берегу, по одному на разных расстояниях друг от друга.
Постепенно прояснилась картина трагедии. Экипаж, борясь с
последствиями произвольного самофлюгирования винтов в спешке не
включил аппаратуру подачи сигнала СОС. Пилоты мастерски спланировал и
посадили самолёт на лёд Охотского моря. Груз, сорванный инерцией с
креплений, смял переборку кабины, ранив стюарда и стюардессу. Видимо,
боясь провала самолёта под лёд, оставшиеся в живых члены экипажа
начали движение по льду в сторону берега. На месте первой ночёвки среди
торосов первым умер раненый стюард Сергей. Он просто замёрз. Нести его
тело, видимо, не решились: далеко и практически нереально из-за торосов
и встречающихся разводий. На второй ночёвке умерла раненая стюардесса
Ирина. Дальше обнаружили последовательно тела бортинженера и радиста.
Ближе всех к берегу нашли штурмана Осю и Ксюшу. Она сидела на спине
Оси, обхватив его руками. Их так и нашли, прислонившихся к торосу,
замёрзших, уже в видимости отрогов Прибрежного хребта.
Печально началась история освоения Полярной Авиацией тяжёлой
турбовинтовой авиатехники. Вскоре Полярную Авиацию и вовсе
расформировали, возложив задачи обеспечения нужд Севера страны на
территориальные управления Аэрофлота. Пришли в упадок и
многочисленные посадочные площадки по всему побережью Северного
Ледовитого. Стали легендами деяния мужественных и преданных своим
героическим профессиям и суровой Арктике людей. Но постепенно увядает
и память о них. Другие времена, другие приоритеты.
Copyright: Михаил Бычков, 2017
Свидетельство о публикации №345371
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 28.03.2017 17:09

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта