Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Ольга Немежикова
Объем: 9749 [ символов ]
Рецензия на рассказ Сола Кейсера «Здравствуйте, дяденьки и тетеньки!»
Начинается рассказ с бега, с бега по кругу... Бегу только по кругу. Символика во всем, и в форме героя-клоуна, и в содержании его бегства. Действие происходит в цирке и я, читатель, готова к любым фокусам - искрящийся шар в центре манежа сразу привлекает внимание. Что же из него покажется?
Вокруг свои в доску люди: директор цирка — Славик, а пузан, который смеется - Борька Каган, понятно, всех старинный друг.
Как и положено представлению в цирке, загадки бурно следуют чередой. ГГ у чмокнувшей его Валентины (полное имя...) прощупыва(ет) (...) сзади на пояснице, под трико металлическое кольцо - карабин. Все ясно, Валентина — гимнастка. Неясно только с шаром — он, фиолетовый, рядом, ГГ на него «косится», видимо, от этого шара можно ждать все, что угодно...
Отношения с шаром мистические: пройдя насквозь через шар, я проделываю это уже дней десять... Видимо, герой исследует различные взаимоотношения с загадочной сущностью.
Интрига нарастает. Из диалога с Борькой Каганом узнаю, что ГГ под куполом больше не работает. Вопрос товарища заставляет приостановить чтение и вернуться в начало, чтобы пройти текст внимательнее. Слушай, а ты почему в центре арены не работаешь? Удобней же, и зрителям лучше видно?
Прошла. И правильно сделала (и проходить буду неоднократно), потому что ГГ расчесал влажные волосы. Её расческой. В беломорину добавил марихуану.
Последующий напряженный диалог нисколько не страдает от отсутствия авторских комментариев. Обращает на себя внимание попутная фраза «о ней»: Она посмотрела на меня и, как всегда, сказала: «Лечу, прощай» и, подпрыгнув, ушла ВЛЕВО. (прописные буквы мои)
Далее диалог опосредованно подвигает мысль к загадочному шару и становится очевидно, что таинственная гибель воздушной гимнастки и шар как-то связаны.
Ничего не понимаю…
- Я – тоже. (Покосился на шар.) Послушай, ты здесь ничего не видишь? Необычного…
Борька покачал головой и повёл плечами.
(Замечание по ходу. Восклицание Борьки Это – цирк, паря! Кажется, по меньшей мере, пафосным.)
Далее друзья детства и цирковой юности идут (очень символично) по кругу к служебному входу и встречают у конюшни двух идилических лошадей. Когда шар докатился до них, те фыркнули, ноздри раздулись, глаза вылезли из орбит.
В «задушевной стремительной» беседе (мне как читателю в ней не хватило именно чувственного, психологически интенсивного погружения, но это, согласна, дело вкуса) узнаем кое-что:
Это я убил её: разговор у меня с ней был перед выходом. Не твоё дело, но рассказать больше некому. Я ей говорю: «Я знаю, что ты со Славкой была. Влюбилась, что ли?», понимаешь?  А она: «Нет,- говорит, - вовсе нет». «Тогда, зачем это тебе, и как же я?». «Вечером, - говорит, - отвечу». И ушла. Всё. Точка. Нет, погоди, не всё.
Оказывается, ГГ предполагал, что женщина была с тем самым Славкой, директором, который с ГГ — лучший друг... Классический треугольник?.. Но, похоже, сейчас ГГ тревожит другое.
- Она здесь, всё время рядом, ни на минуту не уходит. Ты, конечно, не видишь шар? Вот. Никто не видит, лошади только. И Славкина кошка. Я месяц после… ну, этого…  пластом лежал, так шар – рядом… А как клоуном заделался, в центре манежа стоит. Ничего не говорит. Смотрит только. Уверен – внутри она. А акробатом больше быть не хочу. Почему?  (Пауза) Да боюсь я, понял? Очень.
Действия в рассказе развиваются стремительно — событийно-сюжетное время сжато в предел. Видимо, это стилевая особенность, да и детективный жанр обязывает. Но упорно напоминает сводку с фронтов. Жаль... Хотелось бы узнать больше — войти в душу героев, впрочем, в такой подаче тоже много прелести на любителя. Эти герои в душу не впускают никого: они словно огорожены глухими стенами, а по отрывочным репликам — эскизу внутреннего мира героев, вырывающимся их-за этих стен, мы догадываемся, если на то хватает информации, о сути коллизий. Оказывается, ГГ и погибшая женщина очень дороги Борьке Кагану, и в том нет сомнений: потому он и хочет работать рядом с другом — с родной душой... И зря тот сказал, что не его дело... Явно, он знал больше, чем сам ГГ...
- Если ты еще когда скажешь, что убил её, я эту самую салфетку собственноручно в твой рот воткну. Понял меня? Никого у меня на свете нет, кроме мамы и вас двоих, теперь уже – одного.
Последующая фраза, похоже, проливает свет на реальные те события, которые лишь для ГГ — тьма... И не верю, что она тебе со Славкой. Понял меня? Болван такой, дурак. И нечего мне здесь с тобой рассиживаться. В Мельбурне встретимся, болван, дурак такой. Понял меня?
Он вытер смятой салфеткой слёзы и быстро ушел.
Из диалога ГГ со Славкой узнаем, что Валентина быстро, через полгода, «заменила» ГГ погибшую жену.
И еще вопрос Славки настораживает: - Что с Борькой-то? – Это голос Славки, подсевшего к столику. – На себя не похож…
По возвращению в гримуборную ГГ: Впервые за целую вечность поворачиваюсь к шару лицом: «Как жить дальше? Что будем делать?» Я закуриваю ПОСЛЕДНЮЮ папиросину. Перед выходом. Наконец ГГ ясно, что Славка здесь не при чем...
Перед самым выходом на сцену шар «заговорил».
«Это я, - говорит шар, - я карабин отстегнула. Разве смогли бы мы ту гадость забыть? Или – простить? И я искупила это. Как умела. Эх, жизнь наша бродячая»…
И тут меня как током ударило.
ГГ все понял. Он уже не боится влететь в шар — шар остался в гримерной. Чуть поправив катапульту ВЛЕВО (в сторону, куда «ушла» жена), он прыгает на самую середину манежа. Но это — только начало (чего? Конца?..)
И я срываю с себя пушистую куртку и начинаю взбираться по упавшему сверху канату, оставляя далеко внизу, на земле,  моих любимых зрителей, улыбающегося Славика и счастливого, заплаканного Борьку Кагана.
И тогда, держась за канат одними ногами, я широко развожу руки, как бы обнимая весь этот мир, и кричу:
«ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДЯДЕНЬКИ И ТЁТЕНЬКИ!»
 
Теперь время подумать над вопросом автора: изменила ли герою погибшая жена? Текст построен так, что прямых указаний на измену жены в тексте нет. А домыслы немногого стоят. Кто его знает, что имела ввиду под «гадостью» погибшая гимнастка. Все, что угодно — тут каждый читатель возьмет в свою меру. Какую-то «гадость» она искупила, и теперь ГГ счастлив — он свободен от бега по кругу, от сомнений в причине смерти жены — вину с него она сняла. Вверху, под куполом, на мостике Валечк(а) - жен(а) мо(я)...(погибшую женщину ...звали тоже Валентина?!) Тут же всплывают ее слова: «Эх, жизнь наша бродячая»... Внизу он видит счастливого, заплаканного Борьку Кагана.
Похоже, женщина разрубила ценой своей жизни многолетний узел сложных взаимоотношений бродячей жизни, освободила ГГ от угрызений совести за связь с Валентиной, которые он на нее (жену) сливал в припадках ревности, возможно, себя освободила от тоски по Борьке (впрочем, он давно уехал в свою Канаду) или умершему мужу Валентины... (дружили мы вчетвером много лет). Здесь много всего намешано, тем не менее, оба они — ГГ и его жена - символично уходили по действию рассказа ВЛЕВО. Смерть мужа Валентины также — слепая нить, кто его знает, не имела ли «гадость» здесь какие истоки... Ясно по содержанию одно — женщина сама свела счеты с жизнью, видимо, не по ней оказалась такая жизнь, да и кто-то искупать должен...
Финал открытый. До выхода – пятнадцать минут».
«Что за чушь, - подумал я, - мой аттракцион – первый». ГГ накурился плана, и пусть этот галлюциноген не обладает длительным действием, принимает он его, судя по всему, регулярно и длительно. Мы не знаем, что озарило ГГ, ясно одно - он остав(ил) далеко внизу, на земле ВСЕХ.
Однако рассказ полон умолчаний. Вспоминаются видения ГГ, о которых он поведал Борьке: Боря, понимаешь, лежу ночами, смотрю на потолок, а там две пары лучей пересекаются, крест – накрест. А потом появляются яркие подвижные полосы и, как ластик, стирают те, неподвижные. Как и не было их. Кто эти «две пары лучей» - погибшие муж Валентины и жена ГГ? Или он сам и его жена, которая не смогла бы забыть «гадости»? Потерю любимого человека? Его недоступность? Судя по рассказу, она сильно терзалась за содеянное, но сил жить с «гадостью» уже не было: Я месяц после… ну, этого…  пластом лежал, так шар – рядом… А как клоуном заделался, в центре манежа стоит. Ничего не говорит. Смотрит только. Уверен – внутри она.
Однозначного решения ситуации в рассказе нет. Если героиня действительно любила, почему она это чувство назвала «гадостью»? Не зная, что для нее есть «гадость», принять какую-то точку зрения невозможно. Лично мне как читателю очень интересно — что для таинственной женщины есть любовь и что - «гадость», явно же, замес из одного источника... Слишком мало о разбившейся гимнастке информации, чтобы делать выводы. Возможно, рассказ был бы прозрачным, прочитай я роман «Все что мне надо», возможно. Но любовные коллизии героев остаются поверхностными, открытыми, разве что пафосным восклицание о цирке уже не кажется... Кто бы спорил, жизнь сложна... Поверхность может быть исписана и переписана многократно, однако мне интересно: а что там, в глубине... Но в глубину меня не позвали... Можно возразить, мол, ныряй в свою! А я так скажу: литературу читаю ради чужой глубины - тогда получается внутренний диалог, и мне нужна искренность, искренность и еще раз искренность - до крайнего отчаяния в непонимании - пусть... Искренность именно того, как чувствуют герои мир... А не как они лицедействуют. Пусть коллизии будут, но если перед глазами они и только они... времени, что ли, не на что потратить...
Рассказ написан мастерски. На любителя, конечно. Разбирать его было интересно - как упражнение в логике. Но не в чувствах...
Copyright: Ольга Немежикова, 2015
Свидетельство о публикации №348053
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 19.10.2015 21:12

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта