Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Константин Евдокимов
Объем: 12880 [ символов ]
Ещё раз о поэзии.
Еще раз о поэзии.
 
Поэзия – едва ли не самое удивительное и необъяснимое явление
нашего бытия. Простые, а зачастую и обиходные слова, будучи
поставленными в определенном порядке, создают нечто новое, создают
чувство или образ, который трудно описать и невозможно объяснить
словами, которые были использованы поэтом. А, когда мы не можем
чего-то объяснить, мы говорим, что это – чудо.
Есть сила благодатная в
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная, святая прелесть в них. Так сказал по этому поводу
М. Ю Лермонтов в своем стихотворении «Молитва».
Осознав такое явление, люди до сих пор не могут успокоиться и всё
стремятся и стремятся его понять. Самые ранние, дошедшие до нас
попытки понять и изложить системно, что же это такое, поэзия, были
сделаны Горацием две тысячи лет назад.
В четырехстах семидесяти шести строчках трактата, названного
позднее «Наука поэзии», меня заинтересовали строчки о видах и
назначении поэзии. Дело в том, что в сегодняшнее время
стихотворного бума в России, когда только на одном из тридцати пяти
литературных сайтов, СТИХИ.РУ, числится более семисот пятидесяти
тысяч авторов, закономерно и остро встал вопрос о разграничении
понятий «поэзия» и «стихосложение», «поэт» и «стихотворец».
Преобладающим на сегодня мнением является то, в котором считается,
что у поэтов должен быть особый дар, этакая «искра Божия». При
этом подразумевается, что это дается человеку при рождении. Такая
вот альтернатива: есть искра – ты поэт, нет искры – ты только
стихотворец. Третьего не дано. Эта категоричность вызывала во мне
всегда протест, и я решил разобраться в этом в меру своих сил..
В интернете мне встретились рассуждения на эту тему Михаила
Коробова «О стихах и поэзии», https://www.kontinent.org/article.php?
aid=4 61ebebe75310 в которых он утверждает, что поэзия должна
«одновременно волновать, учить и услаждать» и ссылается при этом на
Горация. Открываю названный выше трактат в переводе Дмитриева М.
А. современника Пушкина, и читаю:
Строчка № 332 – «или полезными быть или пленять желают поэты
Строчка № 333 – или и то, и другое: полезное вместе с приятным». Не
видя здесь обязательной одновременности этих двух предназначений, я
всё-таки подумал, что возможно автор статьи обратился к Горацию в
каком-то другом переводе? Взял этот же трактат в переводе А. А. Фета,
более авторитетного поэта. В нём это требование звучит так: строчка
№ 333 «Доставлять наслаждение иль пользу желают поэты, иль
воспевать заодно отрадное в жизни с полезным». Здесь тоже, как
видим, возможны три варианта поэзии:
1.Полезность
2. Наслаждение
3.Совмещение полезности и наслаждения. Следовательно, автор
рассуждений, Коробов, здесь, в этом постулате з а б л у ж д е т с я.
Сочинения этого великого мудреца отвечают и на многие другие
стороны творческого процесса. Например, если встречается ситуация,
когда требования ясности мысли противоречат требованию рифмы, то
рифма должна уступить требованию смысла. Около трехсот лет назад
во Франции поэт Никола Буало сочинил трактат под названием
«Поэтическое искусство». В нём он изложил в стихотворной форме
основные требования классики в вопросах поэзии, которых
придерживаются до сих пор все, пишущие в классическом стиле поэты.
О взаимодействии рифмы и разума у него сказано так: «Меж ними ссоры
нет, и не идёт борьба
Он− властелин её, она − его раба».
А в России, примерно сто лет спустя, родился свой Буало, труды
которого во многом определили характер всей русской литературы, и
не теряют своего значения и в наши дни. Конечно, я имею в виду
Виссариона Григорьевича Белинского, литературного критика.
«Неистовый Виссарион» − так за глаза называли его современники, и
под таким именем он вошел в историю. Откройте его работу
«Разделение поэзии на роды и виды», и вы поразитесь тому, с какой
глубиной и как ярко и четко он отвечает на большинство вопросов с е
г о д н я ш н е г о литературного творчества. Приведу один пример.
Рассуждая о лирической поэзии, он отмечает, что зачастую она бывает
настолько музыкальной, что её трудно читать без некоего мотива, и
приводит пример из Гамлета. Сумасшедшая Офелия декламирует:
« Он во гробе лежал с непокрытым лицом,
С непокрытым, открытым лицом». И дальше Виссарион Григорьевич
подмечает: «Непокрытый есть то же, что открытый, а открытый то же,
что непокрытый, но какое глубокое впечатление производит на душу
это повторение одного и того же слова с незначительным
грамматическим изменением. И как чувствуется, что эти стихи должны
не читаться, а петься». А от себя мне хочется добавить, что в этом
переходе от « непокрытый» к слову «открытый» есть некоторая
динамика. Слово «открытый» ярче, сильнее, чем слово «непокрытый».
Вот в таких вроде мелочах и проявляется, видимо, поиск чувства или
образа в душе поэта. Конечно, при этом он не отдает себе отчет в том,
что он делает, и, как и почему он отвергает те или иные варианты,
пока не найдет искомое словосочетание. Здесь проявляются вся сила
поэтического таланта и мера его поэтического мастерства. Кстати,
сопоставление этих понятий – талант и мастерство является одной из
обширных тем споров и дискуссий, которые велись раньше и идут и
сейчас. Ведь стих всегда частица души человеческой, а людям
свойственно честолюбие в той или иной мере. Чей стих лучше, это
означает − кто из авторов талантливее.
Эти споры проявляются уже в низовых литературных обществах,
различных ЛИТО, но такое явление свойственно и корифеям
поэтического мира. Из Антологии русской поэзии, составленной
Евгением Евтушенко, я узнаю, что кроме известной всем антипатии
между Маяковским и Есениным, было много других непониманий и
неприятия себе подобных. Например: Маяковский – Гумилев, Бунин –
Блок, Адамович – Цветаева, Бродский – Аксенов и т. д. Это печальный
список Евтушенко завершает возгласом: « О, Господи!. . . когда мы
поймем, наконец, что все мы смертны, что нас не так уж много в
человечестве, и нам не может быть тесно на Земном Шаре. В первое
десятилетие Советской власти после бурных диспутов на эту тему было
провозглашено: « Пусть будет больше поэтов, хороших и разных!»
Что же касается низовых литературных сообществ, то в них из-за
нехватки хорошо подготовленных поэтов начинает, как правило,
доминировать один из них, вольно или невольно подавляя все другие
взгляды на то, как писать и что правильно, что не правильно. Для ЛИТО
это бич, особенно, если руководитель самоустраняется от
ответственности и пускает всё на самотёк. Приток свежих талантов
прекращается, а имеющиеся развиваются ущербно. Будущее у таких
ЛИТО, как правило, под постоянным вопросом и зачастую они умирают
естественной смертью.
А сейчас давайте вернёмся к теме – искра Божья. Подыскивая синонимы
к этому яркому, но туманному выражению я остановился на сочетании
слов : мера таланта; сила таланта; степень таланта. Это тоже не очень
конкретно, но хотя бы без Бога, без потустороннего. Хотя выражения
типа – это хирург, пианист, скрипач, разведчик и т. д. от Бога нам
понятны и звучат, как высшая похвала Мастеру своего дела. Итак, сила
таланта. Словом, близким к слову талант, но несколько приземленным,
является слово «способности».
Все мы при рождении обладаем определенным уровнем способностей к
любому виду деятельности. Это фундамент человека. Про человека с
низким уровнем фундамента говорят, что он слаб в коленках, а про того
у которого способности превышают обычный, средний уровень говорят,
что «он далеко пойдет» или «большому кораблю – большое плавание».
В детстве и юношестве человеку, как правило, удается попробовать
себя в различных ролях, и он обнаруживает, что одно ему дается легко,
другое не очень, а третье не дается вообще.
И вот, представьте себе, что обычный человек обнаружил вдруг, что
слова у него как-то уж очень легко рифмуются. Как он поступает? Тут
бывает по-разному. Он может отмахнуться и забыть об этом, а может,
начнет сочинять стихи и покажет опытному поэту. Если первый критик
оказался человеком тактичным и мягко указал на слабости, то будущий
поэт развивается. Но бывает и так, что с высоты своего величия критик
скажет, что это не поэзия, и тогда явление поэта не состоится. Но
бывает и так, что этот человек, будучи способным и волевым, станет
совершенствовать технику стихосложения. Для этого сейчас имеется
множество всяких советов и методик. Из стихов исчезнет корявость, они
станут благозвучными, но будут или не будут они поэзией, зависит от
того, в каком состоянии души писались они.
Если автор, к примеру, говоря об измене любимым человеком, сам при
этом пишет сквозь слёзы, горько переживая, то, при определенном
уровне мастерства, его строчки найдут отклик у читателя, и это станет
поэзией, потому, что это волнует. Помните у Пушкина: « Над вымыслом
слезами обольюсь . . .» Но, если при сочинении автор не чувствует того,
о чем он пишет, то, как бы красивы и благозвучны не были его стихи,
они не тронут читателя и, значит, поэзией не станут. Так, упомянутый
выше Коробов, приводит стих о том, как один автор описал
отправление поезда от перрона вокзала. В стихе этом много тонких
наблюдений, красивых и даже изящных метафор и сравнений, но, читая
его, ты как бы видишь словесную фотографию явлений за окном. Автор
является простым наблюдателем, человеком посторонним.
Соответственно и читатель, прочитав его творение, остается
равнодушным. Он готов задать вопрос автору: «Ну и что дальше?»
Автор стиха самокритично говорит, что это − не поэзия. Автор стиха
Роман Спивак, живет в США, выпустил несколько сборников стихов.
Пока я писал эту статью, у меня родилось четыре строчки об этом
явлении:
Мы дарим всем волнение души,
Созвучьем слов его отображая.
И, коль слова точны и хороши,
Волнение живет, не умирает.
Как тут не вспомнить опять пушкинское «Нет весь я не умру . . .»
Рассуждая о стихосложении, я применил термин « волнение души», но
можно было бы сказать «сила чувства», степень переживания и ещё
как-то, но в моем варианте я так и вижу мысленно, как от автора в
момент творческого напряжения исходит некоторое излучение, как бы
волны души. Если признать этот образ удачным, то открывается
возможность использовать ещё несколько терминов из области
радиотехники, такие как «сила импульса» то есть мощность
передатчика и это будет означать силу таланта поэта. А также можно
применить понятие « длина волны» излучения, которой может
соответствовать характерность, узнаваемость творческого почерка
поэта. Но вернемся к автору, которого я не решаюсь пока назвать
поэтом и называю стихотворцем.
Что выйдет из-под пера стихотворца определяется следующими
качествами::
1. Масштабом личности, её кругозором, глубиной и широтой культуры.
Эти понятия можно, думаю, определить словом – интеллект.
2. Характером поэта, его жизненной установкой.
3. Мастерством стихосложения.
4. Степенью таланта поэта.
Как известно, в мире нет, и не было двух одинаковых личностей, все мы
индивидуальны. Значит, неповторимы и волнения наших душ. А как
передать свою неповторимость словами, которые миллион раз были
сказаны? ! Всё дело, оказывается в их расстановке. Приведу такой
пример. Возьмём всем известные, берущие за душу три слова: «белеет
парус одинокий» и попробуем их переставить местами. Всё сразу куда-
то улетучилось. Это и есть тайна поэзии, её необъяснимость и причина
её бессмертия.
Поэзия обладает ещё одним замечательным свойством, благодаря
которому она живет – свойством самоочищения. Стихи, не волнующие
никого, не запоминаются, и не читаются повторно. Всевозможный
рифмованный шлак в виде «роза- мимоза» или «любовь-кровь»
отмирают сами. Логичное и понятное, вроде, стремление критиков
оградить людей от подобного мусора не являются, на мой взгляд,
необходимыми, ибо, что не волнует, то – не живет. Более того, анализ
стихотворения тем или иным ценителем всегда субъективен и он не
может быть иным. А раз так, то при этом может быть не замечена вовсе
или не оцененная по достоинству та особенность в стихе, которую не
смог воспринять или заметить критик, выносящий приговор стиху и
поэту. Фраза, которую мы часто слышим типа, что это не поэзия, не
объясняется ничем другим кроме желания оградить своё блистание на
Олимпе от конкурентов.
Замечательная поэтесса Анна Тарасова пишет:
«Поэты – те же на лугу цветы:
У всех оттенок, рост и аромат свой. . . .»
Этим образом «поэт – цветок» я хочу закончить свои рассуждения и
пожелать всем нам и будущим поколениям, чтобы в России и во всём
мире благоухали на лугах жизни и радовали собой поэты хорошие и
разные.
 
Константин Евдокимов
23 декабря 2019 г.
Copyright: Константин Евдокимов, 2020
Свидетельство о публикации №387968
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20.01.2020 20:24

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Жуковский Иван[ 07.03.2020 ]
   Спасибо. Заставило задуматься.
 
Жуковский Иван[ 07.03.2020 ]
   Нет плохих стихов. Есть недоработанные.
Константин Евдокимов[ 08.03.2020 ]
   Уважаемый Иван . Назовитесь по отчеству, прошу Вас. Мне как-то не нравится эта полу-фамильярное
   общение по имени.У русских это не в чести, я так полагаю..Я - Александрович, а Вы?. И теперь по
   делу. В вашем " есть стихи недоработанные"­ можно усмотреть разное. Я выступаю за приоритет
   содержания над формой. Если под словом "доработать&quo­t;­ подразумевается замена менее
   выразительного словосочетания на более выразительное, то - да! Разумеется, что сбой ритма, ,
   всякие "Уж", "Ах!" повторы без нужды одинаковых слов и прочие школярские ошибки здесь в виду не
   имеются. Если есть они, то стихотворение отклоняется без доработок. Написал, и сразу вижу, что
   исключения есть и здесь. А в целом остается признать, что поэзия - это тайна, и без Бога тут не
   обходится. Потому я верю, что когда-нибудь слова заветные для всего мира будут найдены именно
   поэтом.Об этом есть мой стих, Не упрощай перед собой задачу.http://www.litkonkurs.com/index.php?
   dr=17&luid=75716­.­ С уважением Константин Александрович.
Жуковский Иван[ 09.03.2020 ]
   Иванович я. Стесняюсь отчества, т. к. с 20 летнего возраста
   все жители в деревне величали.Я пацан, уже женатбыл, приехал в глухую большую деревню за 40 км. от района –
   Электромехаником с дипломом (жена фельшер-окушерка)
Константин Евдокимов[ 09.03.2020 ]
   Очень мило, уважаемый Иван Иванович. Будем знакомы!
Валентина Тимонина[ 21.03.2020 ]
   Уважаемый Константин Александрович! Спасибо Вам огромное за Ваш труд "Еще раз о поэзии". Вы написали настоящую аналитическую, изыскательскую работу. Этот Ваш большой труд дорогого стОит. Не ошибусь, если скажу, что такая работа - единственная на нашем Портале, да и не только на Портале. И мне очень жаль, что ее читали не многие наши авторы. Поэтому я осмелюсь ПРИЗВАТЬ НАШИХ КОЛЛЕГ ПОЧИТАТЬ "ЕЩЕ РАЗ О ПОЭЗИИ" и, возможно, выразить свою точку зрения.
    Свою позицию я, например, высказала давно в стихотворении "Стихи бывают разные". Разумеется, считаю, что содержание должно дружить с формой и присутствие хотя бы элементарной грамотности необходимо. И любая литературная работа должна о чем-то сообщать голове и волновать сердце. Свое мнение никому не навязываю, каждый вправе определиться сам.
    С Вами же, Константин Александрович, я полностью солидарна и еще раз искренне Вас благодарю за непростой труд. С уважением, Валентина Степановна.
 
Константин Евдокимов[ 21.03.2020 ]
   Спасибо, Валентина Степановна. Мы с вами - единомышленники. Труд мой был и правда не малый.
   Три последние года я изучал теорию стихосложения, пытаясь докопаться до истины. Толкала меня на
   это какая-то спортивная что-ли злость, рождаемая снисходительным отношением наших местных
    "корифеев"­ поэзии, к моим стихам. До истины я, конечно не докопался, но кое в чем стал
   разбираться. Во всяком случае один из главных моих критиков не дает свои стихи мне для разбора.
    Но я понимаю, что критика это одно, а творчество это гораздо важнее и труднее.
    Согласен, что эту тему надо бы хорошо проговорить на нашем портале. Я убежден, что поэзия -
   великая сила, и она должна служить людям в их стремлении остаться людьми, не смотря на программу
   расчеловечивания, которая включена кем-то и осуществляется всеми СМИ и многими работниками
   культуры, в том числе и и нашей российской.
Валентина Тимонина[ 21.03.2020 ]
   Да, Константин Александрович. Полностью разделяю Ваше мнение о так называемых "корифеях"­,­ пишущих пустые строки, но бьющих себя в грудь и отодвигающих на задворки талантливых людей. И поддерживаю Вас полностью в том, что поэзия - это великая сила. Я очень рада совпадению наших убеждений. И в силу своих возможностей и способностей мы будем противостоять, как Вы емко сказали, расчеловечиванию. С искренним уважением и добром. Вал. Степ.

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта