Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: РассказАвтор: Афанасий Шипунов
Объем: 11848 [ символов ]
Алешкино детство
…Дети войны…
АЛЁШКИНО ДЕТСТВО
(Рассказ)
 
…Это сегодня его называют по имени отчеству, потому как уже в почтенном возрасте да при почётном звании «Ветеран труда»… А тогда, когда-то давным-давно, он был обыкно-венным, как и все, деревенским парнишкой. А, может быть, и не как все, необыкновенным. .. Необыкновенность его заключалась в том, что он, не по годам, рано вступил в самостоя-тельную жизнь. Ну как в самостоятельную?... Да вот тогда, наверное, все деревенские ребятишки, как теперь принято называть – «Дети войны», рано вступали в самостоятельность по своему бытию. Отцы-то все на фронтах, а матери с раннего утра и до поздней ночи – кто в поле, кто на животноводческих фермах, в общем на колхозной работе весь световой день, тёмные утренние и вечерние часы до полуночи… А ребятишки предоставлены сами себе и приглядеть-то за ними некому. Старики, старухи, кто чуть в могуте – тоже в работу впрягались, а те, что совсем немощные – и за своими-то ребятишками не могли приглядеть, не то, что за соседскими. Вот и определялись парнишки, да девчонки в самостоятельность не по каким-то там канонам и наставлениям, а по жизненной необходимости бытия. Вот и «варилась» деревенская детвора в «общем котле». Слава Богу, что многочисленная и многоликая «детская армия» была дружная и доброжелательная друг к другу. Ну, может быть, и были там какие-то «стычки», бывало и нос друг другу разобьют, но не зло и раздоры быстро забывались по примирению сторон и через пятнадцать-двадцать минут снова общие дружественные деяния. А что делить-то было?! У всех одно – одёжка «на веретено стряхни…», обувка – летом … только «цыпушки» на ногах, а зимой – на печке сиди, а в школу идти – обмотки из ветхих тряпок, если находились, а нет так и тоже сиди на печи, хоть и печь-то чуть тёплая… дров-то…
Алёшка смышленым парнишкой был, да с какой-нибудь выдумкой. Вот придумал же: Нашёл где-то досточки, вырезал их по своей ноге, как подошву к обувке, а сверху шкурки от пойманных кротов – вот и «знаменитые» ботинки получились...
Хоть и тепла-то… А всё одно чуток теплее, чем совсем босому.
Жили-то на самом краю деревни. До школы, пожалуй километра два, а то и три. А учиться, ох как охото! Ну как тут быть? Ведь никто силком не гнал – некогда было матерям-то. Самим самостоятельно надо было решать «ходить-не ходить»… А как не ходить?! Ведь останешься «тупым, да неграмотным», а это не в характере Алёшки. Да ишшо и мечты всякие… «Вот выучиться да стать исследователем подземных ископаемых… Коих называют, как это(?) – геологами… А, может быть и на лётчика выучиться… А нет – так хотя бы на танкиста, или шофёра… Но, если повезёт – так на доктора – и лечить бы своих деревенских, а то вон болеют, а доктора в округе «днём с огнём не сыщешь». Вон баушка чахнет , а помочь некому… Уж чуть жива… А может, она и не от болезни вовсе, а от голода…Её бы покормить – выздоровеет… А чем? Только крапива, да и то по меже-то всю вырвали уже. Вот как пучки пойдут – тогда «пиканов» нарвём да наварим, а там – ягоды… Оживём…». И учились самостоятельно без погонялки какой, и пропитание с весны всё лето добывали сами ребятишки. С весны-то – вшивик, репки, кандык, саранки, барашки, а там крапива пойдёт, пучки, ягоды всякие, корни трав…
А тут Алёшку в компании ребятишек на «крамольные дела «потянуло» - зорить сорочьи, воробьиные, да других птиц гнёзда. Свежие яйца варили и ели. А тут «пошла мода» кротов ловить и тоже в пищу употреблять… «А что?! – Они ведь только корнями питаются и вовсе даже не поганые. А вкус – ничем не отличается от зайцев, а то и на курятину похож. Хорошенько прожарить и прямо объеденье!...». И вот так кротов всех повыловили. Уж позднее после войны вновь стали размножаться… Летом-то благодать! В одних штанишках, сшитых матерью из самотканой холстины, можно обходиться и без обувки, и без рубахи. Шкура-то так загорит, задубеет за лето, что и не различить голенький ты или в рубахе коричневой.
Летом нет-нет, да побежит Алёшка, с кем-нибудь из парнишек, к дояркам на летнюю дойку. Там иногда «переподало» попить молоч-ка парного. Много-то не давали, да и не всегда можно было - доярки или бригадир могут и под суд попасть «за растранжиривание» продуктов животноводства, столь необходимых для страны в обеспечении солдат на фронтах, рабочих на заводах, производящих оружие … А зимой на ферму – ни ногой! Полуголодные коровушки мо-лока дают мало, а план-то выполнять надо. Вот тут уж ни единой капельки «посторонним». Да и сами-то доярки не могли попитаться молочком – «не дай Бог кто увидит! Не сдобровать…»
Это вот в годы войны так-то… Да оно и после войны ещё длительное время не сладко было. В деревне у кого в семьи возвратились с фронта, пусть и раненые, покалеченные, но всё-таки живые, то как-то, хоть морально, было полегче, а вот у кого не возвернулись… У Алёшки отец погиб. И стал он сызмальства «сам большой – сам маленький», а мама – и мать, и отец… и построжиться, и приласкать – всё одна…
Да и, опять же, некогда ей. Позднее Алёшка скажет: «У нас-то у мамы были я, да баушка на иждивении, а вон у Витькиной матери их, вместе со старой-престарой баушкой шестеро. Каково им-то?...»
Вот и у того же Витьки, у Алёшки, да у всех деревенских парнишек и девчонок детство рано закончилось, а может быть его и вовсе не было… Это когда ещё совсем маленькие в войну хоть в работу не впрягали, а всё одно - что это за детство в голоде да холоде. Когда постоянно мучил голод, когда, не только на улицу зимой, но и в избе-то холодино, не согреешься… А как чуть подросли – в детство поиграть некогда. Ну зимой, только как-то в школу попасть стремились, а летом опять не до игрушек - давай вместе со взрослыми на заготовку кормов. Вначале копновозами, а по мере подрастания – подскребальщиками, катавальщиками, гре-бельщиками, стогоправами, а там – уже и накладальщиками, косарями. Вот и Алёшка всякие работы поиспытал. Когда копновозом был, да и позднее – домой с поля не ездили. Всё лето на дальних стоянках, по логам с ночёвками. А ребятишки – есть ребятишки, всегда остаются не хныкающими. Вместе-то на покосе было даже интересно. Ну днём-то, понятно – не мёд… А ну-ка целый день на жаре, под палящим солнцем, когда «вёдренно», сено заготавливать… А как ненастье – «силос забивать», целый день под дождём… Ну а после работы – в речушке «харюзов» ловить, да в общее ведро уху варить – до чего же вкусно в компанье-то! И в деревне все ребятишки не мыслили, чтобы не участвовать в заготовке кормов. Если кого-то не записали в группу(звено) – тоска и слёзы неимоверные. Алёшка жил рядом с бригадой. Так что он первым узнавал о комплектовании групп(звеньев) и всегда успевал записаться копновозом, а дальше и гребельщиком и в другом качестве на заготовке кормов.
А тут, после войны-то, в поле стали общественные обеды готовить. Это тоже было не последним делом для ребятишек, не видавшим такого пропитания дома. Впоследствии это стало обычным делом, а вначале просто необыкновенно-привлекательным средством об-щественного питания. Тут ребятишки за лето «отъедались», крепли, «здоровели». И к началу учебного года становились «кругленькими», необыкновенно подвижными и жизнерадостны-ми, Она и учёба потом давалась, вроде бы, несколько легче. А учились-то ребята всяких возрастов, даже в одном и том же классе. В войну-то не всем была возможность «переходить из класса в класс». Вот и с «маленькими» в одном классе учились уже повзрослевшие, которые даже по вечёркам хаживали… Но это не вызывало ни каких недоразумений. «Взрослые» ребята не обижали маленьких, а наоборот, даже с какой-то особой заботой опекали их. Нередко и до дому кое-кого провожали, дабы «не покусал оторвавшийся с привязи пёс». Все, кто мог, поокончив свою деревенскую школу, отправлялись учиться дальше, а кто-то оставался в деревне с полученным здесь «багажом знаний».
Вот и Алёшка, хоть и мечтал выучиться на доктора, не смог, по домашнему достатку, продолжать учёбу, а по-настоящему , в свои четырнадцать «вклинился» в работу наравне со взрослыми…Лётчиком и танкистом он тоже не стал, хоть и отслужил в Армии сполна три года, а на шофера выучился, да и работал не малое время, вплоть до ухода на пенсию, шофёром.
Семья образовалась добрая. Девчонка, с которой дружил до Армии, дождалась его, как и обещала. Добрая семья вышла. Детей народили, теперь вот и внуки подрастают. Смотри, не успеешь оглянуться и правнуки пойдут… Да и в радость это Алёшке и верной его спутнице по жизни. Стараются, чем могут побаловать внуков.
«Нам самим детство не выдалось, да и детям своим большого-то счастья детского не могли выдать, так хоть бы внукам довелось пожить получше…Не дай Бог им испытать, что пришлось нам! Да и, с другой-то стороны, надо бы им к рассказам нашим прислушаться как следует, чтобы сравнивать нашу и свою жизню. Оно ведь всё познаётся в сравнении с чем-то ».
Алёшка вспоминает в детстве своём, хоть и неимоверно трудном, счастливые дни. А счастье, оно тоже во всякие времена разное. Вот он ещё мал для работы, да и забот взрослых не в состоянии понять. Он только постоянно хочет есть, в редких вечерах, когда видит мать, просит «Мама, а я ись хочу. Дай чё-нибудь.». И совсем даже непонятно ему почему это мама плачет…, почему это она ничего не даёт поесть, а уговаривает ложиться спать и расскажет сказку, или споёт песенку… Ему совсем непонятно, хоть и привык уже, почему мамы нет утром дома, когда он просыпается. «И вот теперь опять одному дома…» это зимой, или «Придётся с парнишками опять идти кандык копать, саранки, или рвать крапиву…» это по весне…
Но за то – как здорово летом! Это настоящее счастье – купаться в речке до посинения, бегать с парнишками где захочешь. А где хочешь-то? В листвяг, на косогор, на гору. Там ягод полно – наешься до сыта. Вот они, как стадо молодых теляток, «высыпали на косогор, щиплют клубнику, землянику… А вот «забрались» в малинник. Сами кусты-то намного выше их самих, а ягоды и снизу есть… Вот только страшновато – говорят если много малины есть, то можно уснуть. А уснуть в малиннике не входило в ребячьи планы – «можно проспать до темноты, а потом дорогу к дому не найдёшь…». Так-то ничего – гурьбой не страшно, но «ведь мама беспокоиться, искать будет и опять заплачет, даже если и ись не прошу…» Вот и поевши малины вволю, поспешали домой. И опять счастливые – и есть уже не хочется, и на опушку леса при солнышке спустились, да ещё и гадюку видели, но она не причинила вреда. «А то ведь беда – босиком-то!» Да они и змеи, видно, «сочувствовали» - ведь босичином по горам, по щебням, по лесам, а вот ни одного случая, чтобы ужалили. Ну шорстни, осы, там пауты – эти нещадили, кусали злюки, а змеи ни единого в те годы не укусили. Мама и баушка говорили, что «это Бог нас страждущих берегёт».
Это вот сегодня он – «Ветеран труда» уже не побежит босиком…без рубахи…в штаниш-ках, сшитых мамой из самотканой холстины, не побежит прудить пруды в речонке, не поедет в дальний лог на сенокос возить копны с ночёвкой с друзьми-копновозами, где уже не послушает всеразличных сказок-россказней, порой и страшненьких, от которых мороз по коже пробежит, не полезет дроздов, да сорок зорить, добывая их яйца для питания… Это он сегодня и уже никогда не вернётся в то прекрасное время, когда юношей кидался в омут любви.
Но он, всегда помнит всё своё, Алёшкино детство, годы юношества, годы нарождения детей, дарящих им сегодня внуков. И он с любовью смотрит сегодня на взрослых детей своих и внуков и с благодарностью помнит те дни знакомства с девчонкой, которая шагает большой жизненный путь вместе с ним, разделяя все радости и горести жизненного бытия…
***************************************
Copyright: Афанасий Шипунов, 2020
Свидетельство о публикации №388176
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 30.01.2020 16:48

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта