Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Елена Самкова (Попкова)
Объем: 9705 [ символов ]
С. Есенин: лестница в рай или каторжная дорога? (Идея пути в поэзии С.А. Есенина)
Творческий пусть Есенина был не простым. Автор стал достойным продолжателем фольклорно-песенной традиции поэтов 19 века, проявившейся в творчестве А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Кольцова, А. Мерзлякова и др. К наследию же Есенина обращались впоследствии Н. Рубцов, Н. Рыленков и Н. Тряпкин. В их стихах можно было наблюдать ритмику народных песен, тематику деревенского быта и традиций.
Наставником Сергея Александровича стал известный в начале 20 века новокрестьянский поэт Николай Клюев. Непосредственно связанный со старым укладом, он горько оплакивал уничтожение крестьянских общин. Его заветы Есенин сохранил в своем сердце навсегда, сделав любовь к избяной Руси и ее природным красотам лейтмотивом всего своего творчества.
К идее пути поэт обращался неоднократно. Дорога-пейзаж, дорога-странничество, дорога-каторга, дорога-путешествие — всем этим образам свойственна тема пути-движения, и если Есенин делал акцент на странничестве, путь часто становился бесконечным.
Сергей Александрович продолжил некрасовскую традицию странствия в поисках истины. Вслед за тютчевским Христом он отправляет в путь близкого русскому сердцу святого – Миколу. Сюжет этого одноименного стихотворения, написанного в 1915 году, подсказала поэту его религиозная бабушка Наталья Евтихиевна, любившая привечать и слушать перехожих каликов. Юный Сережа, неоднократно ходивший с ней на богомолье, постепенно проникся миром духовных песен, узнал фольклорные сюжеты о Лазаре и таинственном граде Китеже. Его манила старина, воспевание характера русского мужика, созданного на контрастах духовности и мятежа. Неудивительно, что много позже в своих разговорах с В. Розановым поэт выразил желание передать в стихах сюжет о любимом народном святом. Стихотворение длинное, поэтому мы остановимся только на самых важных моментах:
 
Говорит Господь с престола,
Приоткрыв окно за рай:
«О Мой верный раб, Микола,
Обойди ты русский край.
Защити там в черных бедах
Скорбью вытерзанный люд.
Помолись с ним о победах
И за нищий их уют.
 
Рассказ здесь ведется от третьего лица. Лирический герой выступает только очевидцем событий. Господь, смилостившись над тяжелой крестьянской долей, посылает людям в образе странника святителя Николая, «Миколу», как по-деревенски называет его автор. «В шапке облачного скола,/В лапоточках, словно тень», — странствует по русским селам божий угодник.
 
На плечах его котомка,
Стягловица в две тесьмы,
Он идет, поет негромко
Иорданские псалмы.
 
Настоящее добро и милосердие входят в жизнь простого народа тихо, но зримо. Даже плакучие ивы, встретив на дороге святителя, кротко склоняют перед ним свой «лик». Для Есенина природа непорочна, в ней отсутствует злое начало, поэтому она равнозначна святости Миколы. Чудотворец понимает это, он ласков с природой и разговаривает с ней на равных: «Ой ты, лес мой хороводник,/Прибаюкай пришлеца». Между тем Микола не забывает о своей спасительной миссии, выбирает только те дороги, «где зовут его в беде». Помогает не только людям, но и животным:
 
Горек запах черной гари,
Осень рощи подожгла.
Собирает странник тварей,
Кормит просом с подола.
 
Ну а после пожарищ Микола вымаливает у Божьей Матери благословение на рожь из райского сада, чтобы та послала простому народу богатый урожай. И Пресвятая Дева выполняет просимое:
 
И, как по траве окосья
В вечереющий покос,
На снегу звенят колосья
Под косницами берез.
 
Есенинский Микола в своей любви идет дальше тютчевского Христа. Если у поэта 19 века Христос, увидев «бедные селенья» и «скудную природу», из сострадания благословляет «край долготерпенья», то у поэта века 20 природа выступает другом святителя, она принимает его ласково и радушно. Завершаются стихи симфонией любви небесных и земных сил:
 
Кроют зори райский терем,
У окошка Божья Мать
Голубей сзывает к дверям
Рожь зернистую клевать.
 
«Клюйте, ангельские птицы:
Колос — жизненный полет».
Ароматней медуницы
Пахнет жней веселых пот.
……………………………
И, как по траве окосья
В вечереющий покос,
На снегу звенят колосья
Под косницами берез.
 
Важно, что есенинский Микола отправлен Господом на землю для помощи «скорбному» крестьянскому «люду», самому незащищенному классу царской России. Поэт знал о всех тяготах той доли. Сам, будучи выходцем из крестьянской семьи, неоднократно испытывал и нужду безденежья, и изматывающую усталость физического труда.
Очередная тема дороги-каторги просматривается в фольклорно-философском стихотворении:
 
***
В том краю, где желтая крапива
И сухой плетень,
Приютились к вербам сиротливо
Избы деревень.
 
Там в полях, за синей гущей лога,
В зелени озер,
Пролегла песчаная дорога
До сибирских гор.
 
Затерялась Русь в Мордве и Чуди,
Нипочем ей страх.
И идут по той дороге люди,
Люди в кандалах.
 
Все они убийцы или воры,
Как судил им рок.
Полюбил я грустные их взоры
С впадинами щек.
 
Много зла от радости в убийцах,
Их сердца просты,
Но кривятся в почернелых лицах
Голубые рты.
 
Я одну мечту, скрывая, нежу,
Что я сердцем чист.
Но и я кого-нибудь зарежу
Под осенний свист.
 
И меня по ветряному свею,
По тому ль песку,
Поведут с веревкою на шее
Полюбить тоску.
 
И когда с улыбкой мимоходом
Распрямлю я грудь,
Языком залижет непогода
Прожитой мой путь.
1915 г.
 
Здесь уже Русь представляется сказочной странницей, затерянной в Мордве и Чуди. Ее жребий горек — стать страной страдания, злого рока и тоски. Дорога символизирует наказание, по ней проходит путь каторжных, но ЛГ по-христиански сострадает им. Видит в них не злодеев и убийц, а людей, идущих в кандалах по воле рока. Он подспудно чувствует и свою несчастливую участь, ведь также может кого-нибудь зарезать под осенний свист, и уже путь его самого станет грязным и размытым, как каторжная дорога.
Но самым ярким и необычным циклом стихов последних лет стали «Персидские мотивы» (1924-1925). Их поэт создавал вдохновившись поездкой по Азербайджану и Грузии. В тот же период Есенин увлекся восточной философией, читал Саади и Хайяма.
Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»(1924) поэт посвятил скромной, но потрясающе красивой учительнице литературы Шаганэ Тальян армянского происхождения. С ней он познакомился в Батуми и на память подарил свой сборник стихов с надписью: «Дорогая моя Шаганэ,/Вы приятны и милы мне».
Весь цикл «Персидских мотивов» объединен не только лирической героиней Шаганэ, но самой темой противопоставлений Востока и России. Стихотворение написано в жанре элегии – любовного послания. Антитеза лежит не только в основе сюжета, но и передана автором технически в каждой строфе. Каждое пятистишие кольцевое, в результате – кольцевая композиция. В первой строфе обращение к Шаганэ плавно перетекает в мысли о родном Севере:
 
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
 
Во второй поэт продолжает тему Родины и прибегает к гиперболе:
 
Потому что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому что я с севера, что ли?
 
Так же исследователи творчества Есенина отмечали, что центром всего стихотворения является одна мощная метафора, в которой лирический герой сравнивает свои кудри с «волнистой рожью при луне». Третья строфа становится кульминацией произведения:
 
Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи —
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.
 
Лирический герой, похожий на самого Есенина, максимально приближается к миру природы, объединяется с ней, что свойственно всей лирике поэта.
Предпоследняя строфа, в которой слышится мотив грусти по Родине, объединяет стихотворение с общим циклом «Персидских мотивов»:
 
Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.
 
К тому же здесь скрыта реминисценция из стихотворения Пушкина «Не пой красавица при мне»:
 
Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальный.
 
Несмотря на всю магию путешествий и красоту заморских стран, сердца двух героев — пушкинского и есенинского — зовут их в родные края, к любимым «северянкам»:
 
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне…
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
 
Поэт сократил форму венка сонетов до одного стихотворения. В стандартной форме пятнадцатый сонет служит магистралом, вбирая в себя смыслы всех предыдущих. В «Шаганэ» пять строф, роль же магистрала выполняет первая, при этом в стихотворении мы встречаем отголоски рондо, где строки начальной строфы заключают все последующие, и романса с его кольцевой композицией. Стихотворение написано трехстопным анапестом – излюбленным размером Есенина. Средства художественной выразительности скромны. Герой прост в своей сердечной искренности.
Мы привели в пример только самые известные стихи поэта, он же продолжал развивать идею пути на протяжении всего своего творчества. Подытоживая этот разговор, можно сказать следующее: герои поэта и тематика воплощения замысла всегда различны. Герой-богомолец, герой-разбойник, герой-путешественник. Есенин был очевидцем гибели и рождения двух государств: аграрной, лапотной, молитвенной Руси и рвущегося в бой, революционно-индустриального СССР. На протяжении всего 20 века его творчество восхваляли и запрещали, любили и ненавидели. Поэт в России больше чем поэт и меньше, чем единица, но главное: он просто человек, который уходя, оставляет для вечности строки:
 
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Copyright: Елена Самкова (Попкова), 2020
Свидетельство о публикации №393175
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05.11.2020 23:28

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Елена Самкова (Попкова)[ 23.11.2020 ]
   Здравствуйте, коллеги!
   
    Наверное, вам покажется немного неожиданным обсуждать вместо
   художественной прозы литературную критику, но так вышло, что с
   прозой, увы, не сложилось. Пришлось реализовываться как поэт и
   критик. Была очень рада, когда пригласили участвовать в зале поэзии,
   но интерес к обсуждению своих критических работ не пропадал. Анна
   Шеккер любезно согласилась принять меня в ряды Клуба, за что я
   очень благодарна. Не жду подробного анализа, просто выскажите
   мнение о прочитанном.
   
    С уважением, Елена С.
Ян Кауфман[ 25.11.2020 ]
   Уважаемая Елена С.!
   :)))
   Для того чтобы взяться обсуждать Вашу критическую статью о становлении творчества С. Есенина, надо быть досконально знакомым с его творчеством и быть на голову выше самого критика-автора. Это всё равно, что взяться критиковать известных пушкиноведов.
   Лично для меня Ваше критическое эссе интересно, но и только.
   Однако признаюсь, что весьма редко использую чужие идеи, перевернув их с ног на голову. :)
   С уважением Ян К.
 
Елена Самкова (Попкова)[ 01.12.2020 ]
   Благодарю за отзыв, Ян. А вот про чужие идеи не поняла.
Ян Кауфман[ 02.12.2020 ]
   Я о том, что Вы и отметили:
   "К тому же здесь скрыта реминисценция из стихотворения Пушкина «Не пой красавица при мне».
   У многих поэтов (не только у Есенина) часто обыгрывается в сюжетах произведений отдалённая схожесть (напоминание) с сюжетами предшественников.
Елена Самкова (Попкова)[ 02.12.2020 ]
   Да, Вы правы Ян. Спасибо, что подметили.

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта