Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Конкурс/проект

Все произведения

Произведение
Жанр: Литературно-критические статьи и обзорыАвтор: И. А. Шевченко
Объем: 10212 [ символов ]
Спектральный анализ хайку(части 1и2) из книги "Опоры моста"
Перво-наперво зададим себе вопрос: а что же такое хайку? В русских литературных кругах не один год идут дискуссии по этому вопросу, и до сих пор хайдзины не пришли (а, возможно, и не придут никогда) к однозначному выводу. Одни авторы, тяготеющие к западной вольнице, зачастую имеют в виду под хайку любое трехстишие. Другие, воспитанные в духе японской классики, определяют хайку скорее как фотоснимки окружающего мира, где автор нажатием на кнопку просто фиксирует вдохновившее его мгновение, не прибегая к ретуши картинки метафорами, олицетворениями и прочими атрибутами западной поэзии. А отдельные специалисты-востоковеды и вовсе говорят о невозможности переноса японской поэтической эстетики на русскую почву.
Так что же такое хайку?
Мы для себя определили таким образом: хайку - это трехстишия, вызывающие у читателя эмоциональный резонанс. Это передача ощущений, эмоционального состояния, осознания сопричастности человека окружающему миру. Возможны ли здесь бесстрастные зарисовки в акын-стиле: что вижу - то пою? Разумеется: ведь хайку - это прежде всего картина окружающего пространства. А передача авторских ощущений прямым текстом, явно вводя в кадр себя любимого? И это возможно: Басё, к примеру, так и поступал, не делая принципиального различия между собой и природой. А разумное насыщение ткани стиха олицетворениями и метафорами?.. Вот тут "классики" могут возразить, что подобные приемы принижают высокую поэзию хайку и допустимы лишь в иронических сэнрюшках. Но многие японские трехстишия содержат игру слов, характерную для высокоомонимичного языка, а бедность русской омонимии в разумных пределах может компенсироваться метафорами. А что касается олицетворений, так сами японцы в рамках религии синто олицетворяли деревья, горы, стихии - как средоточия богов-"ками" - т.ч. и это не будет большим грехом.
При таком неоднозначном подходе к жанру, возникает необходимость системы классификации трехстиший разных стилей. И классификации не по внешним признакам (пейзажные, городские, человеческие, иронические и т.п.), а по внутреннему строению: параметризовать их, поверить алгеброй гармонию. В качестве базовых мы выбрали два параметра: вещественная картина окружающего мира и авторское отношение к ней, и попытались расположить все хайку на одной параметрической прямой. Как в периодах таблицы Менделеева, с увеличением номера ослабевают металлические свойства элементов и, напротив, усиливаются неметаллические, так и, продвигаясь по этой прямой от одного конца к другому, хайку постепенно меняют свою внутреннюю структуру. В бытность свою обозревателями восточных поэтических форм на сайте , исследуя присланные на конкурс трехстишия, мы обнаружили 6 основных классов. Теоретизируя далее, как менделеевцы, мы нашли ещё два класса, впоследствии тоже заполненные материалом. Подобную разбивку мы сопоставили с разложением белого света призмой на 7 цветов радуги - и назвали классы соответственно этим цветам: от красного до фиолетового. Последний класс, имеющий черты внутреннего совершенства, мы ассоциируем с белым цветом.
Итак, что же представляют собой классы?
 
I. Красные хайку.
Ключевая фраза - "чистая вещественная картина без авторского присутствия". В основе хайку лежит зарисовка с натуры окружающего мира, автор ничем не выдает свое отношение к происходящему. Свобода автора лишь в выборе предметов. Как правило, в красных хайку картинка отражает конкретный момент во времени. Формальной характеристикой может служить обилие существительных, а прилагательные или наречия носят сугубо объективный характер.
 
Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.
(Мацуо Басё, перевод В.Н.Марковой)
 
Грузный колокол.
А на самом его краю
дремлет бабочка.
(Ёса Бусон, перевод В.Н.Марковой)
 
У дороги - крест,
у креста - скамья и стол,
на столе - стакан.
(Игорь Шевченко)
 
сухие травы
на кухонном столе
шелест чаинок
(Михаил Кожин)
 
II. Оранжевые хайку.
Ключевая фраза - "вещественная картина, обозначено авторское присутствие". В основе - та же зарисовка, что и в 1 классе, но появляется намёк на эмоциональность. Автор едва заметно, кивком головы, движением глаз намекает на эмоциональную окраску. Автор даже сам может появиться в хайку, но лишь в роли стороннего наблюдателя. В "оранжевых" хайку проявляется авторское видение не только в выборе предметов для картинки, но и в лёгком налёте эмоций прилагательных или наречий.
 
Лампу зажгли в потемках...
Вдруг потеряли свой цвет
желтые хризантемы.
(Ёса Бусон, перевод В.Н.Марковой)
 
Со мной под одной кровлей
две девушки... Ветки хаги в цвету
и одинокий месяц.
(Мацуо Басё, перевод В.Н.Марковой)
 
Весенней ночью
у деревьев под луной
растут побеги.
(Игорь Шевченко)
 
Играет в прятки
в молодом березняке
далматин-щенок.
(Михаил Кожин)
 
III. Жёлтые хайку.
Ключевая фраза - "вещественная картина, явное присутствие автора". Вещественная картина подаётся в авторской интерпретации. Наличие метафор становится
ощутимым. Автор явным образом обозначает отношение к ситуации, а иногда и сам является главным героем. В картинку включаются метафоры, олицетворения, традиционно сочетаемые, органично присущие предметам и явлениям (пассивные олицетворения).
 
Плотно закрыла рот
раковина морская.
Невыносимый зной!
(Мацуо Басё, перевод В.Н.Марковой)
 
Ночью под снегом
Спят, прижавшись друг к другу,
Горы Синано.
(Кобаяси Исса, перевод Т.А. Соколовой-Делюсиной)
 
Камнем спит гора,
а вокруг камней горы
камни спят горой.
(Игорь Шевченко)
 
Конец гастролей.
Смывает октябрьский дождь
ненужные краски.
(Михаил Кожин)
 
IY. Зелёные хайку.
Ключевая фраза - "активное вмешательство автора в вещественную картину". Автор вторгается в ситуацию и лепит из неё картинку по своему усмотрению, заставляя читателя идти жёстко заданным путём. Сильная метафоричность, активные олицетворения, каламбуры. Однако, реальная картина ещё первична, хотя уже начинает прогибаться под наслоением личных эмоций. Сюда можно отнести большинство произведений в стиле сэнрю. Хотя отдельные сэнрю вроде бы могут формально тяготеть к "красной" области, но сознательная компоновка элементов, придающая им явственный иронический характер, может классифицироваться как сильное авторское вмешательство.
 
Осенняя луна
сосну рисует тушью
на синих небесах.
(Хаттори Рансэцу, перевод В.Н.Марковой)
 
Крыльями бьет мотылек,
хочет их белому маку
оставить в прощальный дар.
(Мацуо Басё, перевод В.Н.Марковой)
 
В кольце облаков
Забился солнечный мяч!
Горы обнялись.
(Игорь Шевченко)
 
Черный "Ягуар"
обнюхивает фарами
лабиринт двора.
(Михаил Кожин)
 
Первые четыре класса содержат, на наш взгляд, классические хайку, так как основой для них является вещественная картина.
 
Y. Голубые хайку.
Ключевая фраза - "авторские эмоции первичны, вещественная картина как их следствие". Первичной становится эмоция, из которой материализуется (визуализируется)
вещественная картина. Часты сравнения, для лучшей передачи чувства. Вещественная картина в "голубых" хайку всё более размывается.
 
Холод пробрал в пути.
У птичьего пугала, что ли,
В долг попросить рукава?
(Мацуо Басё, перевод В.Н.Марковой)
 
Больше некому стало
делать дырки в бумаге окон.
Но как холодно в доме!
(Фукуда Тиё, перевод В.Н.Марковой)
 
Стрелкой компаса
взгляд следит за солнцем
в девственном лесу.
(Игорь Шевченко)
 
Март, голову запрокинув,
по капле выдавливая из себя
снега...
(Алексей Грохотов)
 
YI. Синие хайку.
Ключевая фраза - "авторская символика и отражения". И снова первично авторское внутреннее состояние, но с реальной картиной оно уже не ассоциируется и вплетается в ткань в виде символических образов. Мир в синих хайку предстает отражением в зеркале авторских чувств и представлений.
 
Наша жизнь - росинка.
Пусть лишь капелька росы
наша жизнь - и все же...
(Кобаяси Исса, перевод В.Н.Марковой)
 
Движение душ
в локомотиве жизни
на рессорах сна.
(Игорь Шевченко)
 
Пересыхают к окраинам
разноцветные реки
метро.
(Михаил Кожин)
 
Зима на все руки:
и прошлого нет как нет,
и под ногами небо.
(Алексей Грохотов)
 
YII. Фиолетовые хайку.
Ключевая фраза - "авторские эмоции не выстраиваются ни в вещественную
картину, ни в отражения, ни в символику, а существуют лишь в чистом виде". Картинка исчезает, чисто авторское видение, одни эмоции. Этот класс зеркально симметричен первому: картина здесь рисуется эмоциями.
 
Слушал соловья.
Опоздал на автобус
счастливым.
(Игорь Шевченко)
 
Смертельна
открытая рана
между касанием и ладонью.
(Алексей Грохотов)
 
Будто бы ветер весенний...
А Бог знает куда
занесло, словно снегом...
(Алексей Грохотов)
 
YIII. Белые хайку.
Ключевая фраза - "нет вещественной картины, нет картины отражения, исчезают
авторские эмоции, доминирует область невещественного и безлично-интуитивного, производя эффект коана".
 
Осенью
где
настоящее время
(Алексей Грохотов)
 
Немного позднее мы попытались разложить спектр хайку по трем базисным векторам. В качестве нового базиса были выбраны:
1) вещественная картина окружающего мира;
2) авторская идея, попытка понять связь вещей и событий;
3) эмоциональный настрой автора, его внутреннее состояние.
Рассмотренные ранее 8 классов органично вписались в новый базис, результат представлен в таблице:
картина идея настроение
1. красный 1 0 0
2. оранжевый 1 0 1
3. желтый 1 1 0
4. зеленый 1 1 1
5. голубой 0 1 1
6. синий 0 1 0
7. фиолетовый 0 0 1
8. белый 0 0 0
 
Итак, мы слегка приоткрыли дверь в лабораторию спектрального анализа хайку. Наш опыт говорит, что европейскому хайдзину писать "зелёные" трёхстишия привычнее всего, но зато гораздо труднее выйти на приемлемый уровень качества: велик соблазн переборщить с "украшательствами", которые могут вытеснить дух хайку из узких рамок столь лаконичной формы. Поэтому большое значение приобретает эстетическое чувство дозволенного. В то же время, японцам традиционно более близки трехстишия, тяготеющие к "желто-оранжевой" области. А "фиолетовые" и особенно "белые" хайку вообще очень редки: настоящая terra incognita. У каждого свой путь, поэтому мы решили высветить все цвета спектра, чтобы показать, что все стили хороши, если они находят отзвук в сердцах читателей.
 
Михаил Кожин,
Игорь Шевченко.
Copyright: И. А. Шевченко, 2005
Свидетельство о публикации №45817
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 14.07.2005 11:37

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта