Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: ПрозаАвтор: Вадим Коломин
Объем: 11887 [ символов ]
Музыка оркестра эльфов
Мальчик проснулся от громкого выкрика кучера за окном. Небольшой каменный дом, в котором жил мальчик, находился на окраине Зальцбурга, где редко увидишь карету – одни лишь крестьянские повозки с сеном или углём, управляемые полуспящим усатым возницей, вяло держащим вожжи, и, вообще, имеющим вид унылый и апатичный, отчего и лошадь идёт медленно, чувствуя настроение хозяина и зная, что понукать её тот не будет – идёт и ладно. Вознице некуда торопиться, и удаль свою показывать некому; то ли дело кучер, которому доверена карета с тройкой красавцев-коней, статных и тонконогих, будто гордых оттого, что везут знатных господ и дам, чьи лорнеты нет-нет, да и покажутся из-за бархатной занавески и блеснут на солнце, на мгновение ослепив глаза любопытного зеваки, бросившего оценивающий взгляд на экипаж.
Мальчик спрыгнул с кровати и подбежал к окну в надежде увидеть карету, но опоздал, заметив только через миг скрывшуюся за углом её заднюю часть с плотно зашторенным окошком. Разочарованный, он отошёл от окна и стал одеваться, чтобы скорее позавтракать и заняться своим любимым делом – музыкой. Обычно с утра он брал в руки скрипку или садился за клавесин и разучивал лёгкие детские пьесы, специально для него придуманные отцом. Музыка давалась мальчику с трудом, но он не сдавался и проводил за инструментом долгое время, иногда засиживаясь до самого обеда.
Сегодня его больше тянуло к клавесину, и, быстро съев приготовленный кухаркой Анной завтрак – яичницу, заправленную укропом, мальчик сел за инструмент и поставил перед собой листок с нотами.
Эти ноты он видел впервые; он нашёл их лежащими на табурете возле кровати, видимо оставленные там поздно вечером отцом. Пьеса называлась «Музыка оркестра эльфов» и на первый взгляд казалась очень сложной: начинающаяся медленно, она постепенно превращалась в звонкую круговерть из быстрых высоких шестнадцатых нот, чуть сдерживаемых весомыми басами, впрочем, тоже готовыми вот-вот сорваться и прыгнуть вверх, чтобы там прозвенеть свою мелодию.
Как ни странно, в этот раз пальцы слушались пятилетнего хозяина и попадали на клавиши точно, рисуя музыкальную картину. Мальчику представился покрытый травой бугор на солнечной лесной опушке с сидящими на нём музыкантами-эльфами. Они водили смычками по струнам скрипок и виолончелей, дрожа в такт прозрачными стрекозиными крыльями. Постепенно музыканты начинали перебирать ногами; смычки двигались быстрее и быстрее, и вот уже играющие взрывались откровенной пляской, побросав инструменты на траву…
Мальчик удивлённо посмотрел на листок с нотами. Он сыграл всю пьесу без ошибок, даже не заметив, как она кончилась, и опомнился через некоторое время после того, как убрал руки с клавиш. Как у него, затрудняющегося исполнить даже более лёгкое произведение, это могло получиться, он не понял.
Мальчик более внимательно взглянул на ноты. Они были написаны не почерком отца: с затейливо изогнутыми хвостиками штилей, возглавляемые удивительной красоты линий скрипичными и басовыми ключами, ноты ярко выделялись на пожелтевшем листе; и всё же было ощущение, что написаны они были давно. Возможно, чернила были дорогими, поэтому и сохранилась запись хорошо и даже будто поблёскивала.
Но как неизвестно чьи ноты могли оказаться в спальне рядом с кроватью, мальчик не понимал. Может быть, Анна нашла их в чулане, среди старых отцовских бумаг, и принесла в комнату, надеясь, что мальчику они пригодятся. Анна любила своего маленького хозяина, когда он был совсем ещё младенцем, даже частенько нянчилась с ним; носила малыша к себе на кухню и показывала там ему шипящие сковороды и выплёвывающие струйки вкусно пахнущего пара кастрюли…
Впрочем, мальчика не слишком волновало происхождение нот, его больше занимала мелодия. Она не выходила из головы, звуча в мыслях снова и снова. Мальчик опять заиграл, уже не смотря в ноты, и сыграл всю пьесу… наизусть!
- Мама! Мама! – Закричал он, ошеломлённый своим успехом. – Иди, послушай!
Но матери не было дома, и никто не отозвался. Тогда мальчик бросился на кухню к Анне, но и она куда-то исчезла, возможно, ушла на рынок за продуктами. Не зная, с кем поделиться радостью, он подошел обратно к клавесину и от нечего делать стал перебирать лежащую на нём стопку старых нот.
Это были давно знакомые ему пьески, написанные отцом; некоторые из них мальчик уже успел подзабыть, хотя так и не доучил. Он вообще часто недоучивал музыкальные произведения, быстро ему надоедавшие от ежедневного над ними корпения. Это было естественно для ребенка его лет, и, конечно, простительно ему. Сейчас ему показалось, что в отцовских пьесах чего-то не хватает, какой-то детали, штриха, делающего мелодию и аккомпанемент единым, неотделимым друг от друга целым, как в «Музыке оркестра эльфов», только что сыгранной. Если б добавить эту малость, произведения стали бы совершенными. Нужно только правильно вставить две-три ноты, и получится музыка, достойная пера самого Баха.
Мальчик взял в руки первый попавшийся лист. На нём была записана пьеса с названием «Утро», сочиненная отцом пару месяцев назад. Она была коротка – двенадцать тактов – и очень простая. Внимательно посмотрев на нотный текст, мальчик подбежал к столу со стоящей на нём чернильницей и, схватив перо, сделал несколько исправлений. После этого он сел за клавесин и заиграл, погрузившись в мир звуков и почти не замечая окружающего.
- Что это ты играл, такое красивое?! – Вернул его на землю голос пришедшей с рынка Анны.
- Ты не узнаёшь? Это же «Утро», я его часто играю, - ответил мальчик, подумав, что сегодня впервые сыграл эту пьесу без ошибок.
- Нет, - настаивала Анна, - такого я ещё не слышала, сыграй ещё!
- Подожди минутку, - мальчик взял с крышки клавесина следующее произведение и побежал к чернильнице.
Зачёркивая одни и рисуя другие ноты, он посмотрел на название. Оно гласило: «Танец эльфов». Мальчик вспомнил, что отец, перед тем как дать ему ноты, рассказывал о лесном народце; о том, какие эльфы замечательные музыканты, и о том, что услышавший их музыку будет очень счастливым человеком, если никогда её не забудет. «Вот бы послушать их игру», - часто думал мальчик, с тоской глядя из окна на видневшийся вдали лес, в который его, такого маленького, конечно же, не отпускали.
- Ну же, поиграй! – Поторопила его Анна, и мальчик, закончив исправления, сел за клавесин.
Эта пьеса вышла у него даже лучше предыдущей, и Анна сидела на стуле, боясь вздохнуть, чтоб ненароком не нарушить единства тишины дома и мелодии, заставляющей слушать себя, казалось бы, не только ушами, но и всем своим существом.
Весь остаток дня они провели вместе: мальчик исправлял и играл, исправлял и играл, то на клавесине, то на скрипке, а Анна слушала, позабыв про обед и ужин. Плита в кухне остыла из-за того, что в печь не подбрасывались дрова, и весь дом будто замер, внемля неслыханным доселе созвучиям…
Вечером Анне досталось от пришедших домой отца и матери мальчика, за то, что она не приготовила ужин. Анна и сама удивлялась тому, что могла забыть про свои обязанности и не знала, что сказать в своё оправдание. Она поспешила на кухню, и не прошло и часа, как ужин был готов.
Когда все сели за стол, мальчику наконец-то удалось рассказать о своих успехах.
- Я научился играть музыку! – Объявил он отцу и матери.
Мать многозначительно подняла бровь и переглянулась с отцом.
- Неужели? – произнёс отец, - вчера, как я помню, ты играл весьма слабо и очень мало выучил.
Отец мальчика был довольно ироничным человеком, может быть оттого, что в жизни ему не очень везло. Он был талантливым музыкантом и неплохим композитором, но так случилось, что концертной деятельностью не занимался, а давал уроки игры на скрипке. Его школа игры пользовалась популярностью не только в Австрии, но и за границей, поэтому и учеников у него хватало, и зарабатывал он, в общем-то, неплохо; но, как и всякому другому музыканту, ему хотелось просто играть; ездить с концертами по городам, срывая аплодисменты восхищённой публики, совершенствовать технику, оттачивая её ежедневными упражнениями, одним словом, расти как музыканту, не стоять на месте. Он мог бы делать всё это, если б не преподавание. Но как часто бывает, люди не могут разрушить устоявшийся жизненный уклад и броситься очертя голову в манящую неизвестность! Отец мальчика был как раз из таких людей, и он не мог поменять образ жизни, находя какое-то утешение в сочинении музыки для сына. Он давно хотел написать произведение крупной формы, но не доходили руки, а может, ему было просто лень, кто знает.
- Я правда научился играть, - настаивал мальчик, - и даже поправил твои пьесы!
Теперь бровь поднялась у отца, и он потребовал принести ноты, как казалось ему, безнадёжно испорченные. Мальчик сбегал в комнату, и отец, взяв в руки первый попавшийся лист, пробежал нотный текст глазами.
- Не может быть!.. – бормотал он. – Как я не мог до этого додуматься сам?!
Он схватил следующие ноты, посмотрел, отбросил в сторону, протянул руку к другим…
В пьесах всё было просто, ведь это были детские пьесы, и в то же время… как они были красивы! Да они были просто совершенны! Отец мальчика побежал к клавесину, второпях поскользнувшись и выронив часть листов, но, даже не заметив этого. Как любой хороший музыкант, он умел проигрывать написанный на бумаге нотный текст в уме (что, впрочем, и сделал), но не смог удержаться, чтоб не услышать прекрасные гармонии слухом и не продемонстрировать их окружающим. И вот он заиграл, и в комнате воцарилась музыка. Мальчик был уже знаком с ней, поэтому не слишком удивился, чего нельзя было сказать о его матери, она стояла широко раскрыв глаза, прижав руки к груди и, казалось, застыв, только румянец на щеках, вспыхивая сильнее и сильнее, говорил о том, что его обладательница – живой человек, а не изваяние…
- Ты правил ноты сам?! – спросил отец, проиграв все пьесы, а некоторые даже по нескольку раз.
- Да, я… - начал было мальчик, но в это время со стороны кухни донесся крик кучера и стук колёс кареты по булыжной мостовой, и мальчик бросился смотреть.
И снова не успел. Карета опять заворачивала за угол, только в этот раз окошко не было задёрнуто шторой, и мальчику на миг показалось, что он увидел блеснувшие в темноте салона два крыла наподобие стрекозиных.
Когда он вернулся обратно в комнату, то застал там отца снова играющим, а мать слушающей.
- Постой, - сказал он отцу, - я хочу сыграть музыку, которая красивей всей звучащей сегодня вечером. Конечно, он имел в виду «Музыку оркестра эльфов» и уже предвкушал, как вновь попадет под её чары, когда обнаружил, что пожелтевшего листка с нотами нигде нет. Он посмотрел на клавесине и под ним, на подоконнике, под столом, сбегал в свою спальню и поискал там, но листок исчез бесследно. Мальчик не отчаялся и решил исполнить произведение наизусть, ведь он выучил его утром, но смог вспомнить лишь начальные такты.
- Сейчас, сейчас! – возбуждённо шептал он, подбирая забытую гармонию, но вышла почему-то совсем другая музыка, правда, чем-то, какими-то небольшими деталями похожая на желаемую.
- Когда ты сочинил её? – заинтересовался отец.
- Только что, - ответил мальчик.
Он и не подозревал в тот момент, что сочинит в своей жизни ещё огромное количество пьес, концертов, опер и симфоний, и во всех них будет некая искра, делающая музыку сказочной, что-то от некогда сыгранной им «Музыкой оркестра эльфов», за что его и полюбят многие поколения людей, и назовут величайшим из композиторов, хотя он и не станет таким уж счастливым…
Этим вечером семья засиделась далеко за полночь. Только во втором часу ночи мать спохватилась и повела мальчика спать.
- Приятных снов, Амадей!.. – сказала она, целуя сына, и ещё долго смотрела на него, думая о чём-то, доступном лишь матерям имеющим маленьких детей, а за стеной её муж, Леопольд Моцарт, ворочался на кровати, пытаясь заснуть, но не мог – из головы не выходила мелодия пьесы, сочинённой сыном сегодня вечером.
Она была прекрасна как… музыка эльфов. Потому что ею изначально и была.
Copyright: Вадим Коломин, 2005
Свидетельство о публикации №51430
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 22.09.2005 06:02

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта