Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Алексей Хазар
Объем: 8008 [ символов ]
Мир Пернатого Змея (Читая «Три дня перед вечностью» Д.Сахранова.)
Прочитав «Три дня перед вечностью», я остался в
некотором
недоумении – слишком много загадок загадал автор. Потребовалось
несколько недель на осмысление и разгадывание затейливой символики
повести. Благо пребывал я в отпуске, досуг и соответствующее ему
состояние духа располагали к этому занятию.
Поверхностный читатель может и не увидеть в ней ничего, кроме
фэнтези с элементом приключений. Требуется определенная
искушенность и работа ума, чтобы разглядеть сложную и зачастую
нетривиальную философию этого произведения. Не знаю, насколько я
проник в замысел автора. Возможно именно сомнения вызывают
потребность высказаться в форме критической статьи.
Прежде всего, мне показалось, что «Три дня перед вечностью»
написаны под сильным влиянием (осознанным или подспудным)
произведений братьев Стругацких. К этому тезису я буду возвращаться
по ходу дела. Само по себе это не хорошо и не плохо, ибо любое
литературное произведение – отклик автора, в том числе и на то, что
он прочел.
В современной литературе вообще процветает постмодернизм,
возведший вторичность в основной принцип. Итак, сюжет
разворачивается в странном мире – странный город (точнее паршивый
городишко а-ля «дикий запад») посреди бесконечной (в прямом смысле)
Пустыни. И тут сразу вспоминается «Град обреченный» Стругацких -
декорации очень похожи. В этом странном мире, над которым
непрерывно сияет неподвижное солнце, господствует зло во
всевозможных воплощениях: предательство, жестокость,
корыстолюбие, продажность, лицемерие. Люди или целиком
принадлежат этому злу (таких большинство) или мечутся в
бессмысленных попытках исхода. Один лишает себя зрения, дабы не
видеть, что происходит вокруг, другой занят поискам дороги к
несуществующему Океану, упорно пытаясь преодолеть пустыню (тот же
лейтмотив в финале и у Стругацких!). Главный герой тоже мечется в
поисках выхода, безуспешно пробуя разные способы, примеряя на себя
различные социальные (и асоциальные) роли. Вспомним еще один
роман Стругацких – «Обитаемый остров», в котором герой, попавший в
чуждый и враждебный мир проходит, по существу, те же круги ада.
Герой Сахранова (которого, кстати, зовут Скиталец – явная параллель
с «космическим» циклом Стругацких, где фигурируют Странники - та же
семантика… или все же случайное совпадение?), подобен Иисус в
пустыне или св. Антонию искушаемому дьяволом, но в отличие от них не
преодолевает искушения, а изживает их, последовательно поддаваясь
и разочаровываясь.
Начинается с банальной попытки найти мир и покой в богатстве и
женской любви, но все очень быстро обращается в прах. Сокровище
украдено, возлюбленная изменила. Затем следует амплуа террориста и
политического авантюриста. Здесь тоже все быстро кончается
предательством и крахом. Далее – тщетная попытка уничтожения
Города, этого вместилища зла, и следующая ипостась – мистик-
мечтатель, ищущий дорогу к Океану…
Тема поиска своего места в мире в борьбе с обстоятельствами обычно
разрешается в литературе одним из трех способов:
1) герой в конце концов в результате своих исканий находит мир и
успокоение (характерный пример: Дж. Лондон «Лунная долина»,
«Время-не-ждет»).
2) Герой погибает физически или морально, утратив силы и надежду
(Лермонтов «Мцыри»).
3) Произведение оканчивается неопределенно с некоторой долей
надежды на успех героя, продолжающего свои поиски («Град
обреченный» Стругацких).
Интересно, что Д.Сахранов предлагает четвертый парадоксальный
вариант: герой обретает власть над Пустыней, перешагнув грань
полного отчаяния, утратив надежду на успех своих исканий. Однако
нет ничего нового под луной, и этот неожиданный вариант
представляет собой лишь выражение известной философской системы.
Чтобы понять, о чем речь, давайте посмотрим внимательнее на
кошмарный мир, созданный загадочным Пернатым Змеем. В этом мире,
отягощенным злом, мечутся искры живых душ, ищущие пути к добру.
Для чего и почему он создан? На этот вопрос ответа нет. Пернатый
Змей, как и положено богу, недоступен людям, цели его непонятны.
Очевидно, что это не всеблагой бог Нового Завета и не грозный, но
справедливый бог завета Ветхого. Это типичный демиург - бог-
создатель у гностиков. Божество если не злое, то безразличное к людям.
Значит, мы имеем дело с гностической системой, и тут невозможно не
вспомнить роман Стругацких, название которого уже подспудно
прозвучало в тексте: «Отягощенные злом». Это произведение тоже
использует гностическую философскую систему. Еще один штрих и
философская «система координат» повести определяется предельно
точно. В этом мире нет смерти. Люди испытывают бесконечную
последовательность перерождений. Избавление смертью – самое
простое и очевидное - невозможно. Это философия манихейства –
религии, причудливым образом объединившей в себе индуистское
учение о реинкарнации с зороастрийским дуализмом и атрибутикой
гностического христианства. Манихейство в свое время было очень
широко распространено в мире – от уйгурских степей до юга Франции.
Самой известной манихейской общиной были, наверное, катары
Прованса. Тем не менее, оно не стало мировой религией и, по-видимому,
не могло стать. Манихейство, в сущности, это философия
самоуничтожения. Суть его, кстати, хорошо выражена в стихотворении
М.Мельникова (Хмельникова) «Квазиманихейство». Цель манихейской
религиозной практики состоит в освобождении духа от материи,
являющейся воплощением зла. Повторюсь, что добиться этого простым
самоубийством невозможно – дух, не достигший совершенства, будет
тут же воплощен в другом теле. Важно путем изнурительных духовных и
физических ритуалов добиться особого состояния свободы духа, изжить
его зависимость от материи. По существу те же идеи и та же практика
исповедуются и используются индуистскими йогами и буддистами
(вероятно заимствование манихеями, как и учение о реинкарнации).
Все это сказано лишь для того, чтобы, вернувшись к герою повести,
обнаружить, что он проходит точно такой же путь, добиваясь, в
сущности, такого же результата. Последовательно проживая несколько
жизней и, изживая одно за другим искушения мира Пернатого Змея, он
становится все менее и менее от него зависимым. Каждая жизнь – новая
попытка найти свое место в новом качестве. Каждый раз она кончается
крахом, смертью и очередным мучительным рождением в пустыне
(аллегория мучительного расставания с изжитыми иллюзиями для того,
чтобы в очередной раз начать все сначала.). И вот, наконец, последняя
мечта самая глубокая и красивая – мечта об Океане – превращается в
прах. Полное отчаяние – та грань, за которой нет больше зависимости
от мира. Мир Пернатого Змея теперь для Скитальца что-то внешнее не
имеющее к нему отношения. Скиталец даже перестает оставлять следы
на песке Пустыни, как не оставляет их Смеющийся человек –
загадочный герой, символ совершенного духа. Скиталец свободен от
необходимости жить в этом мире, он теперь независим от него и
поэтому неподвижное ранее солнце Пустыни вдруг склоняется к
закату… Стоп! Вот она ловушка манихейства! Он не живет в этом мире,
но разве есть другой мир? Значит это смерть? Оказывается, есть другой
мир! Он внутри Скитальца и теперь становится реальностью.
«Мир, насквозь прозрачный и светящийся, заключенный внутри меня,
отчаянно требовал освобождения, а я, неверно истолковав это
глубокое внутреннее намерение, направлял всю светящуюся силу на
борьбу с демонами, которых сам же и создавал.»
Так все-таки это «виртуальное манихейство»! Мир Пернатого Змея - не
объективная реальность, а страшная иллюзия, внутренний ад
Скитальца, от которого он, в конце концов, освобождается, но, ведь, и
светлый мир тоже внутри Скитальца. И тут мы приходим к идее, которая
мне лично очень нравится, поскольку позволяет ощутить себя Пернатым
Змеем творцом миров: каждый из нас живет в том мире, который сам
себе придумал…
Copyright: Алексей Хазар, 2014
Свидетельство о публикации №53051
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 17.10.2014 14:59

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

 1   2 

Рецензии
Дмитрий Сахранов[ 09.10.2005 ]
   Алексей, я потрясен! И бесконечно благодарен за эту глубокую и конструктивную статью. Вынужден признаться, что к своему стыду ни одной из указанных вещей Стругацких я не читал. Три дня - это первый роман трилогии Мистерий. С удовольствием вышлю тебе книгу, чтобы ты прочел все три романа. Напиши мне, пожалуйста, свой почтовый адрес.
   Спасибо.
   С уважением и признательностью,
   Дмитрий.
 
Алексей Хазар[ 09.10.2005 ]
   Да! А вот теперь я потрясен! Мне аллюзии со Стругацкими представились совершенно очевидными! Есть у меня старый приятель - мистик по натуре - он любит порассуждать о том, что идеи, стихи и т.п. не создаются разумом, а витают в эфире и просто черпаются оттуда. Вот тепрь я ему почти верю... :)))
   Высылаю свой адрес. Романы прочту с удовольствием. Спасибо!
Лара Галль[ 09.10.2005 ]
   какое совпадение, Алексей! У меня тоже есть такой приятель, немножко мёртвый, правда. Платон. Слышали?:)
Алексей Хазар[ 09.10.2005 ]
   Было дело! Даже изучал мало-мало, но тот, о котором я говорю, ну, очень живой. Даже иногда достает своей мистической хренью.
Синельников Алексей Павлович (Такой-то-Сякой)[ 09.10.2005 ]
   Алексей бдестяще написанная статья о замечательной книге!
   
   Вы меня поразил тем, что практически слово в слово повторили вывод моего друга - большого специалиста в области фантастики. он сказал, что если бы Дмитрий начал писать с середины семидесятых, то у нас бы кроме Стругацких был бы еще и Сахранов.
   
   Поразительно, то детско-юношеское восприятие романа сохранилось и по сей день в восприятии нового поколения. Адресность романа размыта. Он одинаково с интересом читается и детьми и взрослыми. У Дмитрия действительно поразительное чувство слова и выстраивания сюжета. Он интересен всем.
   
   А я рад, что у Вас помимо писательского дара, и дара поэта есть незаурядные способности критика! Можно было бы написать, что талантливый человек талантливый во всем (что может быть справедливо по отношннию Вас и Димы), но к сожалению это бывает крайне редко.
   
   У нас на портале есть талантливешая критик - я зачитываюсь ее рецензиями и восхищаюсь ими, но читать ее прозу - одно наказание, а читать стихи - уже другое. Я с нетерпением жду, когда она напишет хоть что нибудь маломальски приличное, что бы высказать ей какая она умница и как не хватает на портале ее критических статей. Но она упорно хрень всякую лепит, а написать ей это рука не поднимается. (да и черт его знает, как отреагирует - мне лишние скандалы не нужны).
   
   Очень рад был прочитать Вашу статью. Я неустаю повторять, что обожаю постоять рядом с умными людьми и насладиться их разговором!
   
   Удачи Вам и всех благ!!!!
 
Лара Галль[ 09.10.2005 ]
   Я эту критик кацца знаю.
   хотя может и нет.
   но если это моя любимая критик, то Вы Такося еще въедете во все очарование ее прозы и стихии:)
   время всякой вещи в свое время:)
Лара Галль[ 09.10.2005 ]
   это я тоже типа постоять пришла рядом с умняком:)
   бум два на два с Вами.
Синельников Алексей Павлович (Такой-то-Сякой)[ 09.10.2005 ]
   Бум! Но тогда нам третий нужен, чтобы стоялось правильно и устойчиво!
Лара Галль[ 09.10.2005 ]
   Выбираю третьим - Сахра. Или Хазара? Или Сахра? Или уйти, и вас трое останется. Неустойчивых...
   я не знаю...
Синельников Алексей Павлович (Такой-то-Сякой)[ 09.10.2005 ]
   Ну в данном случае ни Алексей ни Дима нам не подходя в качестве соб... третьего. Так ка они выступают в роли мудрецов, коих мы и слушаем, вот если бы подтянулись Олдбой или Сол, а то и оба сразу, вот это я понимаю!!! Но их порцайку, сама понимаешь мы будем делить на двоих, что бы устойчивость не нарушать!
Алексей Хазар[ 09.10.2005 ]
   Уф! Вот и я после трудного воскресенья добрался до инета... У вас тут толковище образовалось - обожаю, когда эта компания вместе собирается! Олдбой тоже должен подтянуться полагаю - я ему свой труд на днях приватно анонсировал. Надеюсь, что заинтриговал.
   Алексей! Очень Вам благодарен за такую оценку моей скромной попытки стать критиком! :))) Я уже почти чувствую себя Белинским (или Писаревым - пока не решил) после такого отзыва. Того и гляди от чувства собственной значимости начну всякую хрень лепить и вешать на портал. Надо поостеречься...
   Пойду к Ларе, раскланяюсь.
Синельников Алексей Павлович (Такой-то-Сякой)[ 09.10.2005 ]
   Не волнуйся, Алексей, за хрень как все получишь - расценки для всех одинаковые, а за тебя очень рад!!!!!
   
   Удачи!!!
Алексей Хазар[ 09.10.2005 ]
   Я знал, что всегда могу на тебя рассчитывать! Спасибо!
Лара Галль[ 09.10.2005 ]
   Классная статья. я читала Мистерии змея целиком прямо из кгижки. Мэтр не велел читать с экрана, стеснялся ошибок. :)
   тоже не удержалась и написала статейку. в жанре "женской прозы", как водится:)
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=39764&pid=49
   аллюзии - да... при всем пиетете к прайваси, постмодерн обобществляет аллюзии. Видимо человеки все ближе и ближе к пределу несобственности...
 
Алексей Хазар[ 09.10.2005 ]
   Спасибо, Лара! Сейчас пойду почитаю вашу "женскую прозу" - очень любопытно. Насчет "обобществления аллюзий" и "предела несобственности" мне очень понравилось! Сочно сказано!
Алексей Хазар[ 09.10.2005 ]
   Всем, ознакомившимся с данным опусом, с прискорбием сообщаю, что я так увлекся параллелями со Стругацкими, что ненароком перепутал имя героя романа Д.Сахранова. Он не "Странник", а "Скиталец". Ошибка эта мало что меняет по-существу. Тем не менее приношу Дмитрию мои глубочайшие извинения и вношу соответствующую коррекцию в текст.
   
   Хазар, посыпающий голову пеплом.
ljiv1[ 09.10.2005 ]
   Расскажу-ка я Вам быль!
   Хотите верьте, хотите нет, но я с обеда пятницы по вечер субботы, с перерывами на забвение, перечитывала книгу Сахранова. Мне было столь хреново( извините за непарламентское выражение, но другого слова для определения своего физического состояния сейчас просто нет), что я знала, что из имеющихся в наличии книг, меня сможет утешить только Сахранов!
   Прочитала, зашла вечером на портал, смотрю - статья Алексея Хазара! Полное совпадение во мнении с моим! И ни одного комментария!Но написать что-то сил не было, отделаться же одним словом сочла неприличным. Ну, думаю, к вечеру воскресенья оклемаюсь, обязательно напишу, надо, чтобы ЭТО читали, и надо бы Алексею напомнить, что Лара Галль чУдно писала о Сахранове, может быть Алексею это будет интересно.
   Захожу сегодня - и вижу, что все, что я хотела написать, уже написали!
   И я этому рада, как дитя!
   Спасибо Алексею Хазару - за то, что сказал о Диме то, что мы думали, но не сказали!
   Спасибо Диме за то, что его миры помогают жить!
   Спасибо Солу, Ларе и А.П. за то, что они есть! Что читают друг друга внимательно; что у них есть, что читать;что радуются успехам друг друга!
   В общем, удовольствие полученное мною от всей этой ситуации, полностью перекрыло впрыснутый в меня яд!
   Всем спасибо!
 
Алексей Хазар[ 09.10.2005 ]
   Валентина! Спасибо большое за внимание к моей работе.
   Дай Вам бог мужества, сил, веры, стойкости и самого главного - здоровья!
Дмитрий Сахранов[ 09.10.2005 ]
   Валентина, представить себе не можете, как я счастлив от того, что способен своей книгой сделать кого-то более счастливым, более добрым, более чистым. Это совершенно искренне. Спасибо вам всем, друзья, за то, что вы есть!
 
Илья Славицкий (Oldboy)[ 10.10.2005 ]
   Вот вот, мне тоже нравится что меня есть!
Лара Галль[ 10.10.2005 ]
   ЭТА, ТИПА, "КАК ЗДОРОВО, ЧТО ВСЕ МЫ ЗДЕСЬ СЕГОДНЯ СОБРАЛИСь!"
   :)
   Этот Сахр вечно по всем феншуйным законом себе место выбирает, и всех к мальчику нашему тянет. Особенно в Хазарской панировке, то есть обработке.
   Нет ли тут НЛПишных формул каких?!:)
   Такося щас начнет в янедксе набирать поиск, да?:)
Лара Галль[ 10.10.2005 ]
   Сахранова надо обобществить, как все аллюзии со Стругацкими...
   не думайте, что я пьяна.
 
Алексей Хазар[ 10.10.2005 ]
   Э-э-э-э! Лара! А это уже из Булгакова. Помните: "А взять все и поделить!"?
Лара Галль[ 10.10.2005 ]
   "И тут мы приходим к идее, которая мне лично очень нравится, ... каждый из нас живет в том мире, который сам себе придумал…"
   опоздали, голубчик... Иммануил (не путать с Эмануэль!:)) Кант это первый сказал. но все эти миры не расползаются как тараканы, благодаря трансцендентальному единству апперцепций, да-с.
 
Алексей Хазар[ 10.10.2005 ]
   Э-э-э! Опоздала голубушка! Я же оговорился: "Нет ничего нового под луной". Опять же цитата (это для любителей поискать плагиат) из Экклкзиаста. Да-с.
Синельников Алексей Павлович (Такой-то-Сякой)[ 10.10.2005 ]
   Ребята! А не пора ли Сахранову Памятник (как мне) поставить на заметном месте портала! А то он, бедолага со своими не бритыми слонами очень скромно смотрится! А жрут эти сволочи сколько!!!! - не приведи господи, уж я-то эту живность знаю.
 
Алексей Хазар[ 10.10.2005 ]
   По случаю открытия памятника предлагаю устроить банкет. Слонов побреем и пустим на горячее (не все ИМ жрать!). Такося сбегает в "Круиз" за напитками.
Синельников Алексей Павлович (Такой-то-Сякой)[ 10.10.2005 ]
   Нет проблем! Я уже на низком старте!
   
   И деде Мазая б/з позвать тоже надо это он про зайцев хорошо говорил, а про слонов ни слова, вот пусть и бреет!

 1   2 

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта