Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Конкурс/проект

Все произведения

Произведение
Жанр: Литературно-критические статьи и обзорыАвтор: Шухаева Ирина
Объем: 11014 [ символов ]
События, мотивы и образы в произведениях-финалистах конкурса "Остановись, мгновенье!" Часть первая.
Немного теории об используемых понятиях.
«В основе понятия сюжета лежит представление о событии. Так, Б. В. Томашевский в Теории Литературы» пишет «Фабулой называется совокупность событий, связанных между собой, о которой сообщается в произведении.
Фабуле противостоит сюжет: те же события, но в их изложении, в том порядке, в каком они сообщены в произведении, в той связи, в какой даны в произведении сообщения о них».
Событие принимается за мельчайшую нерасторжимую единицу сюжетного построения, которую А.Н. Веселовский определил как мотив».
… понятный сюжет не представляет собой нечто независимое, непосредственно взятое из быта или пассивно полученное из традиции. Сюжет органически связан с картиной мира, дающей масштабы того, что является событием, а что его вариантом, не сообщающим нам ничего нового.
Представим себе, что супруги поссорились, разойдясь в оценке абстрактного искусства, и обратились в органы милиции для составления протокола. Уполномоченный милиции, выяснив, что ни избиений, ни других нарушений гражданских и уголовных законов не произошло, откажется составлять протокол ввиду отсутствия событий. С его точки зрения ничего не произошло. Однако для психолога, моралиста, историка быта или, например, историка живописи приведенный факт будет представлять собой событие. Многократные споры о сравнительном достоинстве тех или иных сюжетов, имевшие место на протяжении всей истории искусства связаны с тем, что одно и то же событие представляется с одних позиций существенным, с других – незначительным, а с третьих вообще не существует».
(Ю. М. Лотман. «Структура художественного текста»)
 
«Слово «Образ» берется в том широком значении, в каком оно выступает в классическом определении искусства и поэзии как мышления образами.
Сущность же образа точнее схватывает восходящее еще к Планоту и Аристотелю термин «подражание». В классическом своем значении этот термин имеет в виду реальное, практическое подражание природе и жизни в их способности творить новые предметы. Образно говоря, художник творит не «как в жизни», а «как жизнь», подражая ее творчеству, создавшему бесконечное многообразие форм и вещей. Как прекрасно сказал Роден, «художник подражает природе, которая творит, а не анатомии, которая описывает».
Отражение мира в процессе практического созидания или действия – это самое существенное, всеопределяющее свойство образа. Уже отсюда вытекают другие его свойства – предметно-чувственный характер, индивидуализированность, целостность отражения, эмоциональность, «жизненность», особая роль творческого вымысла и т.п. Отражение и практическое созидание предмета выступают в образе в таком единстве, что было бы неточно говорить о них как о двух сторонах природы образа; вернее будет сказать, что при рассмотрении единой, целостной природы образа с различных сторон он предстает то как созидание, творение предмета, то как отражение мира.
Великие художники оставили немало замечательно точных формулировок, схватывающих цельное существо образа. Горький, желая дать высшую оценку писателю, сказал: «…действительность он знает, как будто сам ее делал».
… совершенное «подражание природе» в процессе созидания образа, способность творить, как сама жизнь, подразумевает проникновение в глубинные, субстанциональные силы и закономерности, которыми как бы руководствуется жизнь, создавая тех или иных реальных людей, вещи и события. Художник должен быть мудрым, как жизнь, знать не меньше, чем «знает сама жизнь». Но в то же время это особое знанье дается именно и только тому, кто может создавать, кто умеет делать вещи так, как созидает сама жизнь. Для того, чтобы знать столько же, сколько «знает» жизнь, нужно уметь столько же, сколько «умеет» она. Нужно обладать способностью создать в статуе, на полотне, в романе, на сцене подлинную, полнокровную жизнь в ее движении и одухотворенности. Не слепок, не снимок, не описание, но именно живую предметность, которая, может быть внешне и не похожа на те или иные реальные формы жизни, но в то же время будет дышать и трепетать жизнью».
(В.В. Кожинов. «Художественный образ и действительность». Теория Литературы. Основные проблемы в историческом освещении).
 
Ну что, господа творцы, посмотрим, что у нас создалось и затрепетало?
 
Начну с произведения Татьяны Ионовой «Нам не дано предугадать как слово наше отзовется» (Ах, великий Тютчев).
Происходят ли здесь события? Безусловно. Встреча художницы с натурщиками – событие, а уж для них-то какое! Рождение портретов – суперсобытие. Творит, как сама природа. Разбирая в уме по частям то, что природа уже натворила (как сумела).
И что же в итоге? Родился слепок? Не-е-ет! Подражание, творчество. Полнокровное и одухотворенное. Ибо каким еще словом назвать засиявшую Лизку? Увидевших ее по-другому одноклассников?
Творчество в творчестве, сомнение, решение, трепет – как сама жизнь!
Сюжетно и образно – художественное прозаическое произведение.
 
Продолжим об искусстве. Либидо ре минор. Пилипенко Александра.
Вот с распространенной точки зрения событий здесь нет.
А образ? Очень даже. Мыслящий, живущий в разных состояниях, которые ему дал автор:
- ожидание, томление
- встреча с ним, любителем ре минора,
- притирка во время настройки,
- единение во время игры,
- тревога, радость
С точки зрения созданного образа можно говорить, что для лирической героини – гитары – все эти состояния являются событиями, из которых состоит ее жизнь. Почти как наша жизнь людей.
 
От гитары перейдем к произведению Скрипка. Роман Литван.
Сверхсобытие – встреча с мечтой, обретение вожделенной скрипки. Ведь какие простые слова: Маленький Ленька мечтал о скрипке.
Не злился, не завидовал. Не смотрел на других. Он жил с ней в своей мечте. И у них был целый мир, целый образ.
Мотив – ожидания, трепета, вожделения. Он слышит мелодии, знает, что скрипка подарит ему дивные звуки.
И фоновое событие – Володя в отпуск с фронта приехал – отражает суровую действительность времени, в котором Ленька все равно мечтал о скрипке. Так кратко, как у Пушкина «В те поры война была»…
И отражение, и созидание.
Мгновение обретения. Нет, не скрипки – нового мира.
 
Раз уж мы заговорили о военных мотивах. Предчувствие. Наталья Бацанова.
События самые рядовые вроде бы: поездки, сборы, суета, встреча с детьми и с теми, кто с ними был.
Образ – поглощающий, всеобъемлющий – мать.
Мотив – нарастающая, необъяснимая тревога. Сильный мотив порождает темп, ритм, определенное дыхание, неподвластное времени. До последних строк неясно, в каком же времени разошлась эта тревога От этого дыхания запотевают детали на зеркале мира. Сейчас она протрет пелену тревоги и увидит – вот они люди, черешенки, маттиола, часы, кукушка, календарь…
Календарь с которого отрываются листки. 22 июня 1941 года.
Крушение довоенного мира. Событие. Образ.
«Ах война, что ж ты сделала подлая?»
 
Теперь о произведении Последний миг. Микаэл Абадяжнц.
Ключевое событие я бы сформулировала так: Некто Гриф остановил для себя миг смерти.
- он пытается вернуться домой
- несет цветок из умирающего леса
- встречается с Марией, она знает, что Грифу отрубили голову
- Гриф видит Марию той, какую помнит,
- Мария таковая, как и должна быть
Мотив – отвращение к смерти, страх неизбежности смерти.
Яркие образы, созданные автором – Умирающий лес, Порочный цветок, Гриф, Мария
Образы и события позволили автору создать мир, которого нет в реальной жизни, но как много мыслей и чувств отобразилось в нем.
 
8 секунд. Vasilisk.
Событие – вдох. Событие – выдох. Событие – размышление.
Мотив – непрерывность, ритм, закономерность. Закономерность дыхания и закономерность смерти.
Образ лирического героя. Событие – предположение последствий задержки вдоха.
Событие – задержка. Идем дальше, у нас мало времени.
Событие – явлением Музыканта и Дракона.
Событие – их диалог о курении и происхождении.
Образ – Дракон – ну, очень образ. Музыкант – фоновый образчик.
Но лирический герой выдохнул, и всем наступила хана.
 
А вот он смог. Эрнест Стефанович.
Событий целый ряд:
- изобретение аппарата «Остановись, мгновенье!»
- испытание аппарата
- разочарование в увиденном
- решение уничтожить аппарат
- уничтожение аппарата
- встреча Нового года с друзьями
Лейб-мотив – самообожание лирическим героем самого себя, возвышение себя, пренебрежение к окружающим – вот уж сотворено, как самой жизнью. Все могло быть так? Да запросто!
Важный мотив – стремление управлять временем и будущим.
Образ – молодой самодовольный ученый Герман.
Живенький такой мир получился у автора.
 
Темный угол. Быстрюков Александр.
События явные:
- старуху мучает бессонница
- старуха вспоминает любовь в молодости, рождение своей тайны
- готовность открыть тайну
- смерть мужа
- наступление утра и проникновение света
Главный образ – старуха, вобравшая в себя многие черты, так ярко присущие самой жизни.
Мотив – трепет обладания тайной, потрясение смертью.
 
Ты в меня веришь? Владимир Безладнов.
Вот события чрезвычайно просты:
- проснулся в болоте Леший
- разбудил Кикимору
- стали они друг в друга верить
Да и образы, прямо скажем, автор использовал известные. Разве что душевности вложил в них изрядно, будто у хороших людей брал, а не у сказочных героев. Так и сидят, хохочут, обнявшись.
Что держит этот придуманный мир? Мотив. Мотив веры, потребности веры, необходимости веры и силы ее животворящей.
В одном из отзывов написано было «разве это не про нас?»
А многоплановое прочтение возможно только при удачной работе автора-создателя.
 
И снова о вере. Теперь в произведении Галины Мальцевой «Наедине с собой (остановка)».
Ну, каковы же события? Лирическая героиня стоит на остановке и ждет автобуса. Размышляет. Потом автобус приходит, и она едет в магазин.
Вот мотив – размышление и держит нас крепко-крепко. Страх одиночества и страх познания себя, обращение к своей душе.
Лирическое отступление. Выражение «Свято место пусто не бывает» подразумевает под собой, что определенное место в душе человека должно быть занято Богом, и если оно Богом не занято, то устремляется туда всякая, извините, дрянь.
Посему размышления, записанные автором, как отражение происходящих сплошь и рядом мыслительных процессов – трудный путь сохранения в душе этого самого святого места, а это уже величайшее событие, которое на наших с вами глазах и свершилось.
 
И снова о вере. Я рада, что этому мотиву, или событию, или образу – понимайте как хотите, нашлось немало места в конкурсе.
Алена Чубарова. Еще одна молитва.
Что событийного происходит:
- старушка искренне, истово молится
- предположения, о чем она молится, заботят лирическую героиню и не только ее
- подает старушка записку за здравие
- становится известно, что молится она за Президента
- сочувствие старушки Президенту.
Что стоит за этими событиями?
Снова вечный мотив веры, глубинный, ментально свойственный нашему народу. И отдельно особенный мотив наш – это вера в хорошего царя.
Трепетно, душевно, подлинно созданный автором образ молящейся старухи вызывает сильное сочувствие всему народу в ее лице.
А это мощно.
Copyright: Шухаева Ирина, 2005
Свидетельство о публикации №54524
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 24.10.2005 13:19

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Татьяна Ионова[ 24.10.2005 ]
   Как Вы умеете читать вглубь. И вычитывать то, о чем, наверное, и автор не всегда подозревает. Спасибо!
 
Тамара Ростовская[ 24.10.2005 ]
   Да,Вы трудяга,Ирина.Значит­ так : общий обзор всех авторов,общий обзор финалистов,а потом , чего доброго , последует еще и обзор победителей.Шучу.Пер­вый­ раз я вижу на портале такое скрупулезное отношение к авторам.Честь и хвала Вам,Ирина.
Шухаева Ирина[ 24.10.2005 ]
   Татьяна, спасибо за теплые слова. Нельзя вычитать то, чего нет. Я лишь подчеркиваю наиболее, на мой взгляд, удачное в работе автора. И потенциальное, конечно.
   С уважением,
   Ирина
Шухаева Ирина[ 24.10.2005 ]
   Тамара, разбора победителей не будет. Будут предложены итоги на основании общего обзора и разбора финалистов. Спасибо за теплые слова. По поводу трудяги - я же это люблю, получаю удовольствие. Конкурс состоялся. На днях отдала финалистов бабушке (она всю жизнь работала редактором сначала на радио, потом в издательстве "Искусство"), так она прочитала и спросила меня: где ты в наше время взяла столько хороших и абсолютно разных авторов? Представляете, как я нами загордилась?
Галина Маркус[ 24.10.2005 ]
   Ирина, спасибо Вам за вдумчивый и глубокий обзор! С радостью вижу, как Вы точно понимаете авторов, умеете коротко и четко сформулировать основную предпосылку произведения.
 
Шухаева Ирина[ 24.10.2005 ]
   Спасибо на добром слове. Старалась.
   С уважением,
   Ирина
Катя Клюева (Цветок_елки)[ 24.10.2005 ]
   На самом деле глубоко, серьезно, подробно и разбор победителей тоже будут -думаю. Работа гигантская.
   
   Вот только мысль промелькнула - нужны ли поэтам/произаикам знания по теории литературы? нам когда-то говорили - хотите быть писателями - бегите с уроков теории литературы. Вы не согласны?
 
Шухаева Ирина[ 24.10.2005 ]
   Нет, не согласна. Я бы сказала, что не столько сами знания нужны, сколько общение с признанными литературоведами, где говорят они о творческом процессе глобально, серьезно, образно, с точки зрения истории, развития, психологии, приводя примеры классических произведений.
   Я сторонник того, что информация откладывается в подсознании и в нужный момент всплывает и помогает. А когда всплывать нечему?
   Люди редко признаются, что пытаются учиться литературному мастерству, но мне думается, что каждый хоть раз пробовал.
ljiv1[ 24.10.2005 ]
   Милая Ирина! С огромным удовольствием и интересом прочитала Ваш обзор! ТАКОГО на портале еще не писали! Спасибо!
   Я сегодня сочиняла справку для доцента филфака университета для подтверждения ею какой-то научной категории за рукопись, представленную в издательство. Если Вам потребуется нечто подобное - обращайтесь! Этот обзор однозначно свидетельствует о том, что Вам пора категорию повышать.
 
Шухаева Ирина[ 26.10.2005 ]
   Спасибо, Валентина.
   Я волновалась очень - нужны ли такие попытки разобрать что-то в произведении и очень рада, что работа полезна!
   Если понадобится бумага какая, обращусь.
   Буду и дальше стараться повышаться в мастерстве. Особенно в просто авторском, писательском.
   С уважением,
   Ирина

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта