Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Финал (3 этап) Литературно-издательского
проекта «Пишущая Украина - 2009»
(участие авторов по приглашению)

Все произведения

Произведение
Жанр: РецензииАвтор: Надежда Коган
Объем: 66 [ строк ]
Два мифа (Рецензия на стихотворение "Возвращение на Итаку" Геннадия Ермошина")
Возвращение на Итаку
начерченный травинкой на песке,
мой мир дрожал на тонком волоске,
вот-вот готовый вдребезги разбиться…
день-лицедей в дурацком колпаке
шалтал-болтал на мёртвом языке
и всё никак не мог наговориться.
 
впивался в память острым коготком, -
скажи, по ком скорбишь ты, друг, по ком? -
как эскулап, мои тревожа раны…
вернись, Улисс!.. – шипел в камнях прибой,
кричала чайка в дымке голубой.
дышал причал макрелью и шафраном,
 
прогорклым маслом, хлебом и вином…
«Арго» спешил за золотым руном…
а здесь застыло в позе страусиной
пространство-время, шевелясь едва…
и за борт, за борт - бренные слова,
обёрнутые старой парусиной…
 
и скрыта суть под разным барахлом,
как Афродита - в девушке с веслом,
и нет проблем страшнее скарлатины…
а где-то там – среди немой толпы –
безмолвен сфинкс… остриженные лбы…
и фараон, и партия - едины…
 
страна войны, теплушек с кипятком,
по ком звонит твой колокол, по ком?
ты так давно больна невозвращеньем…
непокаяньем каинов своих…
быть может, я и сам - один из них,
и что твоё прощанье и прощенье?..
 
купаю деревянного коня…
песочный город, помнишь ли меня?..
то улыбнусь, то плачу неумело,
твой блудный сын, уставший от разлук…
и поднимаю свой истёртый лук…
и посылаю гибельные стрелы!..
 
Откуда и куда – возвращение для автора и его героя?
 
Вот он, мир откуда надо вернуться:
:
«начерченный травинкой на песке,….
….. дрожал на тонком волоске,
вот-вот готовый вдребезги разбиться…»
 
Этот хрупкий мир, мир нашего бегства, мир наших сновидений – Эллада, мифы, герои. В него так славно убегать и так не хочется возвращаться. Там ты – веселый Одиссей, затерявшийся в просторах ойкумены. И возвращение в этом мире – совсем другое возвращение.
 
- вернись, Улисс!.. – шипел в камнях прибой,
кричала чайка в дымке голубой.
дышал причал макрелью и шафраном,
прогорклым маслом, хлебом и вином…
«Арго» спешил за золотым руном…
 
Это праздничное возвращение Одиссея на родной, теплый остров из широкого мира, в мифический дом, куда всегда тянуло, без которого и от Полифема бы не сбежал, и у Цирцеи бы остался. ..
Но постепенно проявляются сквозь расходящийся туман черты уже не любимого эпоса, не мифа, а мира, в который герой возвращается по-настоящему:
Застывшее пространство-время, упрятавшее голову в песок от всех перемен и всех ойкумен, вместе взятых.
Слова, сброшенные за борт - точь-в-точь по манифесту футуристов: «Сбросим Пушкина с корабля современности!»
(Так и сбрасывали одно за другим: античность, Пушкина, Возрождение, культуру – все слова, завернутые в парусину, словно покойники…)
Суть, спрятанная в уродливую форму.
Немая толпа. Она же безмолвный сфинкс. Она же народ, который безмолвствует…
Но если у Пушкина безмолвствующий народ – судья, то в этом мире он просто немой калека.
. Потому что Пушкина, сами помните – с корабля современности…
А немой сфинкс только и может кивнуть в ответ на замечательный лозунг «фараон и партия – едины»
И вот мертвый язык дня-лицедея и речь колокола той страны, в которую, хочешь не хочешь, надо возвращаться, объединяются, как миф в мире, мир в мифе, а, может быть и два мира, два мифа, а между ними мечется и мается бесприютная душа. И возвращенье – боль. И невозвращенье, непокаянье – боль. И сливается «Купание красного коня» с деревянным троянским конем, и рассыпается город, построенный на песке, как рассыпался древний Илион, и вернувшийся Одиссей посылает гибельные стрелы. Куда?
В суконный миф, подменивший красочный мир?
В красочный миф, столько лет заслонявший необходимость выбора?
Нет ответа.
А впрочем, на то и талантливые стихи, чтобы не было однозначного ответа. Чтобы каждый решал сам.
В этих стихах содержание само определяет форму. Пятистопный ямб с пиррихием на предпоследней строфе, словно гекзаметр, набегает прибоем. Отсутствие прописных букв следует за слитностью и нерасторжимостью мира и мифа в душе героя, образный строй глубок и многозначен.
Серьезные размышления. Высокая поэзия.
Copyright: Надежда Коган, 2006
Свидетельство о публикации №68735
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 30.01.2006 15:46

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Николай Хлебников (X-nick)[ 30.01.2006 ]
   Да..
   Спасибо, Надежда. Именно так как Вы я и понял эти стихи.
   Да мне кажется, что иначе их и нельзя понимать.
   Одно не освещено в рецензии: куда посылает "гибельные стрелы" Одиссей? Да ещё с восклицательным знаком!
   Ответ - в мифологии: он посылает стрелы в негодяев.
   А, принимая во внимание его возвращение в реальный мир "союза нерушимого", это значит, что он сознательно (и восторженно!) выбрал смерть, ибо адаптироваться к этому реальному миру он не желает, да и не может,.. ибо стрелы его этому миру (в котором незаменимых, как известно, - нет) - что слону иголка...
   
   Вот такие еще у меня мрачные мысли по поводу финала этого прекрасного стихотворения.
   
   Искренне,
   Хэ-ник.
Аксель[ 23.06.2009 ]
   Одно замечание: сказание о странствиях Одиссея, как и Илиада, - не миф (хотя на мифы и персонажи мифов в троянском цикле масса ссылок). Поэтому считаю не всегда точными частые упоминания в Вашей рецензии мифов.
 
Надежда Коган[ 03.07.2009 ]
   Господи, ну что ж Вы так плоско принимаете определение "миф"! Это же очень сложное и широкое понятие. Не просто сказака. Современные философы считают, что мифологическим можно назвать восприятие, при котором субъективный образ, предназначенный для описания действительности, имеет статус объективного.
   Мифологическое мышление не исключает никакого содержания: ни религиозного, ни философского и научного....

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта