Читаем Литературную газету | Никогда не смотрю передач типа «Фабрики звёзд», «Супердиска» и так далее. Но тут как-то поздней ночью нажала, наверное, не ту кнопку и почему-то не выключила. И даже подумалось – а ведь как всё мило в этом «Народном артисте»! Действительно, симпатичный молодой парень – ведущий, этот ранее не ведомый мне Иван Ургант (кстати, с бабушкой его, Ниной Ургант, замечательной актрисой, я была знакома и даже писала о ней). И члены жюри, правда, иногда непомерно напыщенные и высокомерные, однако же всё скрашивалось лёгким, приятным юмором. И, наконец, сами конкурсанты – такие нелепые порой, лезущие из кожи вон, но трогательные и искренние. И вдруг задумалась: а что же мне эта вакханалия так смертельно напоминает? Ну конечно же! «Кордебалет»! Великий фильм великого Ричарда Аттенборо. Ну вот, могут сказать, сделали открытие, как будто не знаете, что всё на нашем ТВ, как бы это выразиться «нежнее», уволочено с проклятого Запада. И между прочим, та же мысль о «Кордебалете» приходила в голову на громогласном спектакле «Метро». А может быть, вообще наше время – время ремейков? Какое же, однако, нашли изящное слово. Нет, в искусстве кино, театра, даже литературы вполне законно существует – и будет существовать всегда – такой жанр. Делаются великие произведения. В своё время. А потом возникают как бы отголоски. Это отнюдь не подражания, но та же мелодия на другой голос. В голову приходит хотя бы такой пример. Когда-то Джульетта Мазина обессмертила себя и своего маэстро Федерико в фильме «Ночи Кабирии». Потом тоже талантливая американка Шерли Мак-Лейн попробовала и весьма удачно сделала свою версию «Милая Чарити». А сколько было версий «Пигмалиона», пьес Чехова («Ваня с Сорок второй»), и примеры можно длить до бесконечности. Не знаю, можно ли впрямую всё это назвать ремейками, но… Но вот то, как у нас на ТВ сегодня пытаются «ремейкировать», вызывает, честно говоря, дрожь. Напомним некоторые примеры. Итак, мы тоже пошли по пути ремейка – только взяли его в худшем варианте. Больше всего меня поразили – правда, было это летом, и мало кто заметил – прошедшие по Первому каналу новые слепки, осколки, назовите как хотите, любимых народом «Следствие ведут знатоки». Учитывая, что до сих пор с успехом крутят старые серии, тем не менее решили слепить (иначе не скажешь) некий вариант внедрения старых героев в новую криминальную ауру. Так что одна серия, помнится, называлась прямо и без затей – «Пуд золота», кушайте, мол. Взяли сильно постаревшего (так что снимают его не то что в профиль, но почти со спины) Мартынюка, неестественно бодрого, словно искусственно опластизированного Каневского. И очаровательную Вележеву, которая, увы, не может заменить нам отнюдь уж не такую элегантную и прочее, но такую привычную и родную Эльзу Леждей. Получилось нечто до такой степени странное, мягко говоря, что просто оторопь берёт. Кажется, там мелькают верные рыцари наших сериалов типа Щербакова и даже Куравлёва, а впрочем, нет, позвольте… Да. Куравлёв возникает в другом ремейке, если можно его так назвать. Это печально развалившиеся «Улицы разбитых фонарей». Драматическая история, когда от «ментов» Первого канала на НТВ перекочевали Половцев, Трухин, несколько юных волонтёров и вот как раз вышеупомянутый Куравлёв. И пока ошарашенный зритель пытался разобраться в этой актёрской склоке, руководители каналов (честное слово, даже не хочется употреблять здесь такое ответственное слово, стыдно!) всю эту лавочку прикрыли. Но ведь мы же всё-таки вынуждены были какое-то время «это» кушать… Есть ещё милейшее «Возвращение Мухтара». Наверное, даже его смотрят все. Хотя не мешало бы вспомнить создателям сериала, что с животными, со зверями, так уж принято, работают мастера высокого класса – Том Хэнкс, Джеймс Белуши. Наконец, наш Юрий Никулин, от которого и пошла вся эта катавасия. Что же касается, например, достопочтенного «комиссара Рекса», то вот на нём надо учиться, как разрабатывать важнейшую в данном случае линию, или, даже вернее сказать, соло собаки. Чтобы она не просто тявкала два или, где нужно, три раза. Даже если она очень красивая. И у неё «четыре лапы, влажный нос и очень умный взгляд». А когда вдруг на Первом канале возникла такая опытная, размышляющая и дотошная во всём псина Текила, то шансы Мухтара стали явно снижаться. А вот теперь от таких простых и явных примеров ремейкизации попробуем перейти к несколько более сложным. И посмотрим, что у нас здесь получается. Смешные примеры, но конкретные. Как вы думаете, сколько у нас за последнее время фильмов, телесериалов и т.д. под названием «Сёстры»? Лично я насчитала около трёх (один, правда, назывался «Наследницы», в нём играли, помнится, Ирина Скобцева и Вера Глаголева), но, в общем, он про то же самое. Про что, расскажем ниже. Как-то очень меня поразил прошедший с помпой по Российскому каналу очередной опус под вышепоименованным названием и с несколько назойливым и однородным присутствием старшего Александра Лазарева. Сначала подумалось – вот тенденция нынешнего телесериовидения: если уж начали кого-то снимать, так уж до упора. Ну, понятно, актёры жить хотят. Но ведь и о зрителе подумать надо, честное слово. Но дело даже совсем не в бедном-бедном Лазареве, который любит сниматься в дорогостоящих проектах. Нет! Лично меня в сём произведении поразили… вы не поверите… бретельки. Так как понять что-либо в сём абсолютно квентино-тарантиновском изделии исключено, я имею в виду по сюжету, то и обращаешь внимание на милые детали. Ну почему, скажите, женщина, занимающаяся криминальным бизнесом по перегонке автомобилей из-за границы, постоянно ходит, ездит, бегает в этих самых бретельках? Будучи и не молоденькой (отнюдь), и не худенькой (отнюдь). Кажется, мода нынче такая, но ведь не под дулом же пистолета! Остальные, впрочем, тоже ходят, к месту и не к месту, в бретельках. Жаль здесь хорошую актрису Галину Бокашевскую («Тоталитарный роман») с немыслимо запутанной судьбой, которую ей придумала сценаристка Зоя Кудря. Очень похож по внутреннему посылу – о бесконечном развале внутрисемейных ценностей – сериал «Наследницы», просто один к одному, только без бретелек и тарантиновского резания крупным планом по живому телу. Но ненависть родных по крови людей друг к другу и ненависть, я бы сказала, вообще всех ко всем просто вопиёт. И рядом с этими двумя опусами, сделанными с постановочным размахом, со звёздами и так далее, скромная, но такая за душу берущая лента недавно ушедшего от нас Сергея Бодрова. Тоже «Сёстры» называется. И тоже в ней свинцовые мерзости жизни. Не буду рассказывать перипетий существования двух обездоленных девчонок, живущих фактически в электричках (фильм не раз показывался по телевидению). Есть в этой ленте какая-то непридуманность, какая-то нота тревожной искренности – вот словно так и подсмотрели эту историю из окна поезда. Так они и останутся в нашей памяти – метания окаянных дней. За которые погиб расстрелянный по частям молоденький участковый. Нет, это вам не бретельки на меху. Не наследницы, подметающие полами горностаевых манто глянцевые паркеты артгалерей. То всё и есть ремейки. В отличие от честной бодровской картины. В последнее время у нас в нашем бывшем нищем кино пошли – на телевидении или совместно с телевидением – прямо-таки один за другим блокбастеры. Казалось бы, хорошо. Уж сколько лет твердили миру, что нам бы вот так, мол, как у американцев, и так далее и тому подобное. Дайте нам денег – и мы перевернём мир. Во всяком случае, мир кинематографа. Ну что ж, поживём – увидим. Мир нищеты и всяческого попрошайничества мы «перезимовали». Как-то мы переживём мир роскоши, спецэффектов и бронзоволиких героев… Валентина ИВАНОВА http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg022005/Polosy/art9_2.htm |
|
|