Читаем Литературную газету | Ни один даже самый смелый писатель-фантаст не додумался до идеи виртуальной реальности. Прочёсывали космические пространства в поисках высочайшей цивилизации и не заметили, как рядом, на исхоженном вдоль и поперёк «шарике», сплелось нечто не подходящее под стандарты ни одной утопической концепции. Как я люблю Интернет! С каким нетерпением жду, когда загрузится Яндекс, мой верный и услужливый друг, который с усердием выполнит мои самые заковыристые прихоти и капризы и домчит письмо на другой край света за пять секунд. С неохотой выбираюсь из его длинных расцвеченных анфилад и отмахиваюсь от его приманок и фокусов, как от сказочной «тринадцатой комнаты», куда заповедано ни в коем случае не заглядывать: иначе намертво там застрянешь! Тех, кто уже попал в чёртову комнату Интернета и не выбрался из неё, вы правы («Компьютер и литература – кто кого», «ЛГ», 2004, № 44), довольно много. В основном это люди совсем молодые. Те, кто заходит туда, чтобы поиграть в компьютерные игры или посидеть в чате. Кто не читает ни книг, ни журналов и с трудом представляет себе, что творится в окружающем мире. Это и есть группа риска, именно её представители чаще всего попадают в болото интернет-зависимости. НА ЭЛЕКТРОННОЙ ИГЛЕ Комитет общественных связей столицы и правительственный портал mosportal.ru каждый месяц проводят в Московском Доме общественных организаций интерактивные молодёжные интернет-эфиры под общим названием «Общество и власть – открытый диалог». В студию приглашают учёных, педагогов, психологов, представителей власти, и любой подросток вправе позвонить или прийти, чтобы рассказать о своей сложной жизненной ситуации, поделиться тревогами, задать вопросы. Один из таких эфиров назывался «Интернет: окно в мир или уход из реальности?» Вопрос оказался риторическим, поскольку в нём уже содержался ответ – и то, и другое. Или, как выразился один из участников, окно, из которого можно вывалиться в виртуальный мир. «Интернет – это территория свободы, – заявила другая юная участница эфира. – Это страна, где каждый живёт по своим правилам. Этим-то она и привлекает нас, потому что мы устали от бесконечных ограничений и запретов, висящих на ногах, как гири. В виртуале всё позволено!» Ей в ответ – крик души обеспокоенной матери: «Купили сыну компьютер на свою беду. Теперь он как придёт из школы, так сразу включает его и сидит играет, пока мы не приходим с работы. Уроки, домашние дела – всё забыто, съехал на «тройки», стал дерзить. Серьёзно подумываем отдать или продать кому-нибудь этот свой «подарочек»… – Зависимость может вызвать любое явление, приносящее радость и временное забвение от реальных проблем: алкоголь, наркотики, чтение и даже вязание, – считает психолог 12-го наркологического диспансера Юго-Западного административного округа Москвы Елена Голованова. – Интернет сам по себе не виноват. Он сродни любому изобретению, например топору: можно им дом построить, а можно и человека убить. Просто есть понятие «зависимая личность», это человек с запутанным клубком внутренних и внешних конфликтов и противоречий, не способный его размотать. Чтобы читать – нужно думать, чтобы заниматься спортом – нужно напрягать мышцы, а тут щёлкнул мышкой – и вот тебе и друзья, и любовь. Придуманная жизнь… Елена Голованова рассказала историю 14-летнего подростка, поступившего к ним в стационарное детско-подростковое наркологическое отделение. Он увлекался компьютерными играми, мог несколько суток пропадать в клубе, потребляя немереное количество пива. Родители привели его в диспансер, испугавшись, что он станет пивным алкоголиком. Оказалось, лечить нужно не только сына, но и неуравновешенную, всегда раздражённую мать и отчима, воспитывающего отрока по старинке, ремнём. По словам мальчика, по дому ежедневно «летала битая посуда», завязывались бурные скандалы и даже драки. От них он и пытался убежать на «территорию свободы». – Человек, заболевший Интернетом, меняется, становится замкнутым, неразговорчивым, – говорит Елена Голованова. – Реальная жизнь привлекает его всё меньше, он теряет интерес к нормальному общению, черствеет, менее бережно относится к близким. Довольно жестокие компьютерные игры воспитывают нервозность, раздражительность. И попробуйте отнять любимую «игрушку» – увидите агрессивного волчонка. – А я не думаю, что Интернет представляет опасность для неокрепшей души, – спорит Сергей Цымбаленко, кандидат философских наук, президент творческого объединения «Юнпресс». – Просто ребят нужно учить правильно пользоваться этим полезным средством получения информации. Убеждён, что компьютерные игры со временем надоедают и на смену им приходят другие увлечения. ЖИЗНЬ ON-LINE Когда-то детское информационное агентство «Юнпресс» издавало газету для подростков силами самих же подростков. В конце 90-х годов печатать её традиционным способом стало невыгодно. Пришлось «переселиться» в Интернет, и это открыло новые горизонты для юных журналистов – появился социально ориентированный портал, объединяющий тысячи ребят из разных регионов России. Они присылают статьи, письма, рисунки, плакаты, делятся мнениями о прочитанных книгах и увиденных фильмах, дают друг другу советы, где и как найти работу на время каникул. Есть на портале спортивная рубрика «Внимание, на старт», есть раздел «Недоросль», посвящённый школе, и раздел «Жизнь не по учебнику», где ребята обсуждают трудные конфликтные ситуации и ищут пути их решения. Делают подростки и 40-минутную новостную программу. Им интересно знать, что происходит рядом, в их городе, селе. – К нам в «Юнпресс» тоже как-то пришёл мальчик, помешанный на играх, правда, теперь ему жаль тратить на них время, – рассказывает Сергей Цымбаленко. – Ребята показали ему, что такое настоящий Интернет, и он увлёкся рассылкой писем в регионы, у него появился круг друзей. Вы знаете, благодаря Интернету возрождается эпистолярный жанр, и это здорово. Интернет может быть не только средством общения, но и «коллективным агитатором и организатором». Наши литературные и художественные журналы потеряли тиражи и стали недоступными широкому читателю. Но есть сайт Федерации интернет-образования, где даются ссылки на множество электронных версий. Тут и просветительские средства массовой информации, и методическая литература, и адреса сайтов по самообразованию, и просто советы, лекции, консультации по различным проблемам воспитания. Кстати, на том же сайте был проведён опрос родителей: как ваш ребёнок относится к чтению? И выяснилось вот что: читают запоем почти 17% детей, любят читать около 20%, читают иногда – 13,6%, не любят читать и предпочитают добывать информацию из других источников – 16,3%, любят, когда им читают вслух, но сами это делать не хотят – 23%, вообще не любят книги всего 10%. Так что не так уж всё и страшно. Никакой Интернет не станет конкурентом хорошей книге, так же как телевидение не вытеснило из нашего обихода радио. Напротив, назревает обратная тенденция – люди, устав от зубодробительного ТВ, возвращаются к радиоприёмникам. Да вы посмотрите вокруг, когда едете в метро: мы по-прежнему читающая страна! Примерно половина пассажиров читает. И отнюдь не только Донцову. А среди них, я уверена, немалая часть – пользователи Интернета. Времена интернет-наркомании когда-нибудь пройдут, как прошла в свое время мода на видеосалоны и электронные игрушки-тамагочи. Интернет уже перестал быть диковинкой, и в скором времени к нему все привыкнут и начнут наконец использовать по назначению – для поиска нужной информации, а не для бегства от нерешённых вопросов бытия. Людмила ПОЛОНСКАЯ http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg092005/Polosy/4_3.htm Литературная газета, № 9 (6012) 2 - 8 марта 2005 г. |
|
|