Информация проекта «Платон мне друг…» | Портрет героя в интерьере Ланковской тундры Некоторое время назад мы провели презентацию-анонс о выходе в свет книги (романа) «Десятая вечность» Сергея Малашко http://www.litkonkurs.com/?pc=forum&m=3&vid=588972&project=691 Напомним, что там указаны адреса интернет-магазинов, через которые можно (и стОит!) приобрести эту книгу: https://mdk-arbat.ru/book/6625717 https://www.labirint.ru/books/849122/ Преамбула Две идеи, связанные с появлением этого материала, сначала жили-были порознь, но потом сплелись воедино. Поясню. - Первая идея: организовать развёрнутую презентацию книги, кратко о которой было сообщено ранее. Для этого всё было готово: я держала в руках 319-ти страничный том, с обложки которого на меня смотрел рисунок охотника, правда, только похожего на Сергея (думаю, что лучше бы реальное фото). Я начала, продолжала и почти заканчивала чтение этого увлекательного произведения. - Вторая идея: взять интервью у автора, чтобы он сам рассказал и о себе, и об этой своей последней из вышедших книг. Но вот с этим оказались проблемы: Сергей то уезжал на гусиную охоту – весна, однако; то отправлялся на рыбалку – камбала пошла. Но, главное, он всячески отнекивался, можно сказать, улепётывал от моих настойчивых предложений. Да я и так знала, что про друзей-товарищей он может много и охотно рассказывать, но про себя не очень-то. Знала, что будет лёгкое ёрничание, похохатывание с его стороны, потом он немного заразит и меня, и мы оба начнём… Так, стоп! К делу. Но вот в преамбуле к роману написано же: «Совпадение с реальными событиями и их участниками совершенно не случайно». Не случайно! Не случайно! Главного героя книги зовут Сергей, он из Магадана… Короче, ясно. Тогда и пришла мысль: взять интервью у… того Сергея, из книги – там же есть готовые ответы на ряд вопросов, с которыми я собиралась пристать к моему другу. Частичное представление о личности Сергея Малашко у меня сложилось и на основе давнего знакомства, хотя и не вживую, так сказать, зато обильного аудиообщения, частичное от прочтения многих его произведений, из нашей переписки. Потому и решилась я на этот коллаж. В названии я размахнулась: «Портрет…». Нет. На полный портрет я не претендую – только отдельные черты, конечно. Вводное Это где-то из середины книги, из подзаголовка к одной из глав: «– Серёга, чего тебе в жизни не хватало, что ты спросонья вылетаешь из домика с рюкзаком на ноге? – вполне резонный вопрос Андрея С.». А поначалу идут сборы на гусиную охоту в Ланковской тундре. «Всего должно быть двенадцать человек в четырех командах. Случайных людей здесь не было – каждый отдал тундре не одну весну и переживал вместе с ней всякое». В команде Сергея двое: он и его новый напарник Андрей, новичок в деле тундровой охоты. /Я не собираюсь пересказывать содержание – только вводные сведения, чтобы были по возможности понятны приводимые мной цитаты/ «На лицах мужиков всё больше заметно нетерпение. Всем на волю хочется, в тундру!!» Я вспоминаю Даниэля Дефо В детстве я много раз перечитывала «Робинзона Крузо». Особенно мне нравилось перечисление всех предметов, которые удалось спасти Робинзону со своего корабля, все эти бечёвки, бочонки, сундуки, куски каната… И ещё подробности обустройства быта – обстоятельные, важные. /Ну, скажете, и сравнила. Ну, вот уж так./ Конечно, здесь многое наоборот: все привезённые вещи и предметы вовсе не случайны – их необходимость была, что называется, проверена временем, опытом. И мне чрезвычайно интересно было читать об этом! Один из многих примеров: «…в рюкзак уложил туго свернутое полотнище скрадка, пару молотков, гвозди, футляр с иглами, липучками и нитками, ввертыши, веревку, топорик». «Ввертыши с хрустом входили в лед и давали возможность веревкой закрепить за него каждый из углов скрадка. Мне придется потом неоднократно пересверливаться, так как они будут вытаивать изо льда». Везде обстоятельно. А для меня интересно и познавательно. Не думаю, что автор решил учить читателей премудростям обустройства охотничьего быта, но подобные описания дали мне возможность понять, насколько непросто вернуться потом с трофеями. И такие описания не являются вставками, заполняющими паузы между очередными вскидками ружья – это неизбежная часть всего времени охоты. Баня посреди тундры. Ну и ну Это ещё одна немаловажная деталь быта, описанная в книге очень и очень вкусно – впрочем, как и всё остальное. И очень часто в текст вкраплен бодрый юморок. У меня сложилось ощущение, что таким образом Сергей поддерживал не только Андрея, но и нас, читателей. При чтении я точно получала порции оптимизма, идущие от… героя книги)). …Из предполагаемого диалога: – Сергей. Ну, про вашу с друзьями традицию встреч-посиделок в городской, так сказать, бане ты мне рассказывал. Но ты, оказывается, потащил эту традицию и в тундру. – Хорошо, если бы так. Но наша палаточная банька, увы, одноместная. Так что посиделки вдвоём были только в домике. «Восемь кубометров тундрового кайфа уместились в небольшой мешок». /Это уже отъезд/ «“ Баня в тундре это больше чем баня…“ – Откровение от моего напарника Андрея С. после первой помывки». «…я с наслаждением, приоткрыв вход в предбанник, пил пиво. Порыв ветерка обдал меня, по коже пробежались мурашки и я начал покрываться гусиной кожей. Какой еще можно покрыться на гусиной охоте? Не крокодиловой же». Здесь и везде любое описание это не взгляд стороннего наблюдателя – это самое непосредственное участие Сергея в происходящем, даже если описывается полёт в стратосфере гусиной стаи. /Откровение от Галины П.))/ ПРИМЕЧАНИЕ. Я со всей тщательностью перепечатывала цитаты из книги. Но если кто-то заметит огрехи в правописании – это только моя невнимательность, ведь текст книги выверял издательский редактор. Друзья, друг, дружище, напарник Эти слова очень часто встречаются и в живой речи Сергея Малашко, и в речи Сергея из книги. Меня даже поражало, как радовался соиздатель газеты «Интеллигент Магадана» Сергей Малашко, когда ему удавалось содействовать магаданским авторам, напечатать их произведения. А уж открыть для читателей молодых… Это он подавал мне всегда как наиприятнейшие новости! Умение радоваться за других – это нечастое свойство характера. А вот Сергей об Андрее, о напарнике: «Меня радовало, что Андрей понемногу, но уверенно и с интересом вникает во все тонкости быта, подготовки к охоте…» «Мне очень хотелось, чтобы он самостоятельно добыл гусака и вкусил в полном объеме прелесть ощущения добычи». «Очень скоро послышался дуплет Андрея. Он был не торопливым, а точно выверенным. – Дедушка, пусть ему повезет, – мысленно обратился я к нему /к Духу Охоты – Г.П./ с предчувствием, что сегодня в охотничьей судьбе Андрея может произойти эпохальное событие». «Как здорово, что Андрюха вопреки всему все же честно и влет взял своего гусака». «Мне очень хочется повторить странствие в следующей вечности в этом составе». /А ведь они были только вдвоём, можно сказать, с глазу на глаз и днём и ночью более двух недель. И ни намёка хоть на какой-то разлад. Если он был бы – Сергей бы упомянул об этом. Вот о своих некоторых проблемах со зрением он честно написал./ Гуси-гуси, га-га-га Книга «Десятая вечность» отнесена издательством к жанру приключенческих романов. На обложке нарисован охотник. Начав читать, можно с большой долей уверенности ожидать, что вот-вот пойдут сплошные “пиф-паф” и подстреленные гуси-утки пачками начнут охотно валиться к ногам охотника. Но вот и нет. Но всё не так просто. …Из предполагаемого диалога: – Сергей. Только к середине повествования появляется первый трофей. Что это? Такой приём, чтобы держать как можно дольше читателя в предвкушении, или реальность, частенько случающаяся на охоте? Сама отвечу: – Уверена, что последнее. Но и это даёт возможность читателю ощутить, понять, что такое охотничья удача, сколь непростой она бывает. Скажу: – Сергей, но ведь всё это требует огромного терпения, выдержки. И это при твоём явно не меланхоличном характере!)) Сергей расскажет: «…Неспешно вошел в скрадок, занял свое место в кресле, разместил все необходимое по местам. Как только липучки с характерным звуком застегнули полог, я вновь оказался в параллельном мире, ограниченном стеками скрадка и льдом. Находиться в нем я буду до темноты в ожидании Его Величества налета». Но зато, какие восхитительные моменты случаются – у наших героев случились. С трудом заставлю себя не цитировать все великолепно описанные – и нигде не повторённые по текстам моменты удачи. «Возможно посостязаться в хитрости с великими мастерами маскировки, осторожными, умными, недоверчивыми гусями. Если окажешься умнее, хитрее и удачливее, ты будешь вознагражден Дедом, местным духом Охоты, честным даром добычи – краснолапым красавцем-гусаком». «Эффект получаемого удовольствия усиливался и оттенялся вбросом полученного адреналина от лежащего на льду трофея. В нем материализовалось многое – часы, проведенные в скрадках, вся суета и проблемы предшествующие вылету из города, кропотливая работа по устройству лагеря и озер, и томительное ожидание милости Деда. Как много, оказывается, может быть вложено в добытого гусака». «Кулинар!» – восклицание Маргариты Павловны)) Но здесь это было бы произнесено с огромным уважением и настоящим признанием. Это ещё одна, но не менее пламенная страсть Сергея, о которой знаю давненько. Можно вспомнить хотя бы его рассказ «Отломить икры на бутерброд». Все тексты Сергея исполнены, я бы сказала, с любовью к словам и образам. Они, тексты, и красочны, и строги. Через них ощущается душа и характер автора. Потому и его изложение процесса приготовления разных блюд очень живописно, “вкусно”, а результаты напоминают…рубенсовские натюрморты)). «Можно по-разному относиться к питанию в лесу – от не разогретой тушенки из банки, с хлебом, и ежедневного Доширака до окрошки и гусака в сметано-брусничном соусе, усложненных блинами с икрой. Мы выбрали усложненный вариант уже лет так десять и нисколько об этом не жалеем». Художественное приготовление пищи. Если нет такого выражения, то я его ввожу применительно к процессам, описываемым Сергеем. Только пару фразочек приведу: «…по моим расчетам тушиться гусачку придется не менее часа. Ну а затем будет таинство приготовления сметано-брусничного соуса». «Выдавленный сок вместе с ягодой отправился в котел, окрашивая гусиный бульон в светло-бордовый цвет. Попробовал его на вкус – он сразу же поменялся после добавки брусники. Кислинка была умеренной, оттеняющей вкус и аромат дичи… /Опускаю… Опускаю…/ …Я знал, что после того как в котел попадет сметана и наступит финишная стадия приготовления, мне предстоит добавить еще пару мелко порезанных небольших луковиц, соли и специй. Это уже будет своего рода шлифовка вкуса». Короче: очень даже стоит прочитать это со вниманием. Книжный дефицит во время охоты «Небо не баловало гусиными голосами, и я решил открыть самый экзотический читальный зал. Мы всегда брали с собой легкие одноразовые боевики, которые позволяли коротать время в скрадке. В этот раз Андрюха взял нечто заумное, с элементами фэнтези и мистики. Читать такие вещи мог только он, поэтому у меня возник некий книжный дефицит. Достойно восполнить его удалось, начав читать роман Пикуля…» …Из предполагаемого диалога: – Сергей. В контексте про роман В. Пикуля ты бегло упомянул, что там о мурманских событиях. Прости, но лень искать точную цитату. Это «Из тупика», исторический роман-хроника? Предполагаемый ответ: – Да. – Сергей. А ты знаешь, что я… как бы это сказать… вижу некоторые параллели стиля твоих текстов со стилем Пикуля? – М-м-м… Я очень люблю перечитывать В. Пикуля. Особенно его «Крейсера», «Реквием каравану PQ-17». И вот какие особенности прозы обоих авторов мне необычайно интересны: • явно профессиональные знания, которые там отражаются; • частое олицетворение объектов и предметов живой и неживой природы, рукотворных изделий, их вовлечение в действие, что придаёт своеобразный “аромат” описываемым событиям; • очень живой, сочный, оригинальный язык и особое, иногда как бы инверсное, построение фраз; • хрипловатый юморок. Почти не выбирала цитаты от двух мастеров: Это В. Пикуль: «Вот этим затупленным ножом форштевня распороты страницы двух великих океанов; воющие за кормою винты накрутили на счетчиках сотни боевых дней». Это С. Малашко: «Этот ствол уже забыл, когда бывал на охоте, и теперь у него появился шанс вспомнить это». «Я увидел, как метрах в ста пятидесяти на высоте метров около тридцати шла тройка белолобиков, доворачивая на мою присаду. Они запрашивали разрешение на посадку у сидящей на льду стаи чучел. Я в манок подал такой сигнал, и с короткого круга эта троица присела на лед». Ни о каком подражании и речи быть не может. А возможно, я просто пытаюсь понять, почему так любимы мной эти два замечательных писателя. И опять совет: читайте «Десятую вечность»!! Любимый сериал «Опять про озеро» “Тундра – безлесное пространство приполярных областей, в зоне вечной мерзлоты, обычно болотистое, мшистое, каменистое или покрытое мелкой растительностью”. Толковый словарь Ушакова. …Из предполагаемого диалога: – Сергей. Со школы у меня сохранилось впечатление, что тундра это нечто серое и унылое. А ты что скажешь? Опущу междометия в мой адрес, которые, он еле удержал. Из вежливости. /Сергей необычайно вежлив и деликатен – в этом можно убедиться, читая его ответы критикам в проекте «Платон…». Ну, если иногда и выдаст… словесный тумак, то исключительно в ответ на бесцеремонный наезд. Зуб даю, что это так))./ Вот что он мне ответил (бы): «Всем на волю хочется, в тундру!» /ставлю смайлик – Г.П./ «Здесь можно насладиться тишиной, состоящей из первозданных звуков, издаваемых всеми, кто в ней живет или находится. Это звуки ласкового ветра, вой взбесившейся пурги, возмущенное кряхтение домика, борющегося с её натиском». «Радуют слух трубные звуки проходящей лебединой стаи и пронзительные крики гусей, стаями и стайками летящих на Север для продолжения рода». Продолжу я, цитируя: «Возможно, Закат – имя собственное, хотя бы потому, что у него есть брат-близнец по имени Восход… …Утром уставший Закат, передает Землю Восходу, словно эстафетную палочку в их бесконечном забеге по небосклону». «Гуси появились сразу же с двух направлений. Пара стай двигалась слева от скрадка , одна справа. Шли высоко и далеко, явно вне выстрела. Шли правильными маршевыми клиньями, вожаки вели свои стаи уверенно, не подвергая их опасности». «…Картина на фоне голубого неба – из области зрелища для избранных». Да, а почему такой заголовок этого раздела, можно понять из книги (он тоже цитата). “Вы видите, кАк он видит!” (это о режиссёре, герое к/ф «Весна», его помощница). А я так дополню о Сергее Малашко: …видит, слышит, воспринимает и пишет!! Не могу не привести это, пусть и не совсем к месту: «Валявшиеся везде банки, бутылки, сигаретные пачки, полиэтиленовые пакеты красноречиво говорили только об одном: не все попадающие в тундру являются людьми и охотниками. Увы, многих можно назвать просто свиньями…». Вот пример проявления Сергеем неравнодушия к окружающему, к природе. Десятая вечность. Что это? На обложке книги значится: «Десятая вечность». Название странное, кажущееся дерзким, даже несколько провокативным. «Когда устаешь от бесконечной, ежедневной, угнетающей человека суеты и на секунду задумываешься о величии, глубине, многогранности такого известного понятия как вечность, вначале впадаешь в легкий ступор. Первая реакция бывает такой: кто ты, пылинка в Галактике, по сравнению с Вечностью? …» « …Могу предположить, что вечность многолика, многогранна и в то же время очень индивидуальна. Есть великая, монументальная, неподвластная никому, кроме воли Бога, вечность Его бытия. Но вечностью можно назвать и…» Я обрываю на полуслове, так сказать, цитирование этих необычных и очень-очень интересных, на мой взгляд, размышлений автора. Читайте и размышляйте сами. Нет, ещё чуть-чуть: «В этой вечности тебя лечит все: воздух, вода, тишина, чай, общение с близкими тебе людьми, с которыми ты уже многократно пребывал в ней. Вечность подарит тебе безумные по своей красоте и неповторимые, как золотые самородки, закаты солнца. Она же подарит тебе счастье – в ночной тиши увидеть яркий и холодный свет. Его дарят уснувшей Земле далекие девственно чистые звезды». Завершение-закругление Я очень надеюсь, что хоть немного познакомила вас с содержанием романа «Десятая вечность» Сергея Малашко, дала хотя бы общее представление о героях, их жизни, описанной в 17-ти главах (формальная ассоциация: семнадцать мгновений весны:)), и о том, что назвала интерьером Ланковской тундры. Для меня оказалось очень интересным узнать (и совсем не важно, что я никогда этими знаниями не воспользуюсь): • что нужно для счастья на весенней Ланковской тундре человеку с охотничьей душой, • как и почему нужно соблюдать традицию – обращаться с поклоном к местному Духу Охоты, как и чем кормить его, • что такое муляжно-скрадковое хозяйство, • что такое «свой налёт» и почему важна вера в него, • насколько важно или нет значение количества добытого, • как играть с гусями в прятки, • почему пролетающие гуси отзывались об охотнике «с изрядной долей сарказма», • во всех или нет мужиках 21 века сохранился «первозданный охотничий инстинкт», • как это: «уронить гусака», • после чего «ты становишься похожим на чудо в перьях», • в чём «небольшая изюминка окрошки по-ланковски» и «таинство приготовления сметано-брусничного соуса», • что здесь значит «брать Казань», • кто(что) был молчаливым и верным союзником в гусиной охоте, • кто такие гумеши, белогвардейцы, • о чём это: «Это особое время и место в странствии в десятой вечности» • и многое-многое другое. Спасибо тебе, Сергей! Спасибо твоей "Десятой вечности"!! |
| Галина, день добрый. Прочел виртуально интервью несколько раз.Когда писал, даже не мог предположить , что работа может вызвать такую бурю эмоций и аналогий. Такие эмоции и аналогии от тебя- для меня очень приятны и ценны.Во многом неожиданны. Пожелания новой книги принимаю и уже работаю над этим.С огромнейшей благодарностью и теплом Сергей |
| Можно поздравить автора с новым романом! * * * Но и эссеисту Галине Пиастро - браво! После такого отзыва-интервью просто неймется бежать по указанным адресам и купить книгу. Лечу, обгоняя гуменников и "белогвардейцев". |
| Николай. Я очень и очень буду рада, если ты тоже сможешь прочитать эту удивительную книгу. Если презентация не показалась тебе скучно-нудно-напрасной, то мне это весьма приятно слышать -- а от тебя, Редактора, особенно. |
|
|