Галина Пиастро РЕЦЕНЗИЯ на стихотворение «Она». Автор: Инга Сташевска Это стихотворение мне понравилось сразу, с первого прочтения. Оно дало мне пищу для размышлений и доставило удовольствие самим текстом. Мне кажется, что я хорошо знаю героиню: это не юная неопытная девушка, наивно взирающая на окружающий её мир. Героиня хорошо образованна, умна, интеллигентна, иронична, даже самоиронична, и вполне реалистична. В её судьбе (о, как я развернулась в анализе) не было крупных жизненных катастроф, но достаточно и обычных житейских неурядиц, и некоторого непонимания окружающими её – скажу тривиально – мятущейся души. Она живёт в известном материальном благополучии. Но, что называется, это не основная категория её удовлетворения жизнью. Если ей и приходится играть «в поддавки», то это только в области бытия, но никак не в духовной сфере. Её внутренний мир – её крепость. Вряд ли кто-то туда свободно допущен. Но сама ЛГ, хотя и не отгородилась от реального мира, с достаточной осторожностью, насколько это возможно, конечно, соприкасается с ним, частенько обжигаясь и всё время анализируя: почему так? Несколько слов о названии. Хотя идёт повествование от первого лица, но стихотворение названо «Она». ЛГ как бы наблюдает за собой – метод отстранения. Вижу в этом названии хороший, в моём понимании, вкус. Теперь об авторской речи. Очень сдержанно о переживаниях. Совсем немного эпитетов. И уж тем более нет громких, возвышенных, стихотворение камерное. Вот ведь: идёт общий анализ своего настоящего жизненного положения, при которых женщина могла бы впасть в слезливость. Но здесь – я уже говорила – очень сдержанно, тактично. Ах, хорошо: «Снимает перчатки, тщательно мелит кий, Невероятно точен удар, другому вот так - слабо!» Необычна её молитва: «Господи, благодарствую за Всё что есть, а втрое - за то, чего нет!» Кстати, мне кажется, что ЛГ, взывая к Богу, обращается к судьбе (в самом реалистичном понимании этого слова). Молитва. Примечательно, как выстроен по нарастающей перечень благ, к которым равнодушна героиня: «( слава, деньги, сказочных королев Платья, и - ослепительная красота"). И какой приятный юмор! Вот ещё мудрое: «Как выбирать из всевозможных зол Самую незначительную беду?...» Тут по-разному можно толковать (здесь мне это интересно). Можно: столько всяких неприятностей, что и не знаешь, какое посчитать незначительным. Можно: если уж свалились напасти, то избрать для переживаний самую мелкую из них и всласть напереживаться:) по этому поводу: ведь всё равно удары судьбы ни отклонить, ни исправить нельзя. Я не настаиваю на правильности толкования – думаю, что и мне, и автору важнее, что я, читатель, размышляю над строками (на основе своего жизненного опыта и уровня восприятия). А вот это из области высшей жизненной мудрости – заключительные строки, являющиеся продолжением первого катрена, где был сделан «удар по бильярдному шару». «Невероятно точен удар, другому вот так - слабо!» Нет. Эта женщина не хочет быть жертвой обстоятельств – она пытается «нанести удар»: ответный ли, защитный ли. И финал этой сцены: «В такт пульсации вен, тяжело дыша - Господи, воля твоя, ну ещё чуток - И замирает, не докатившись, шар. Ведь никогда не спрашивала - за что?» Нет. Опять не получилось. Но это нельзя назвать смирением: были, были уже попытки. Неудачные. Но вот заставить смириться (с чем-то), прекратить все попытки – нет, не для неё. Достаточно много удалось вместить автору в это небольшое стихотворение: нарисован достаточно чёткий образ героини, показаны её эмоции. А теперь я хочу поговорить об эпиграфе. Вернее, несколько слов о так называемой женской поэзии, современной женской сетевой поэзии. И тут же оговорю: я с ней очень мало знакома. Мало знакома потому, что она мне не очень интересна – прочитанное почти вся на одно лицо (простите смелость такого заявления – субъективизм, чистой воды:)). И тут я обращаюсь уже к Вам, Инга. Вот Вы приводите строчку из стихотворения автора Чёрная лиса. Это очень хорошая строчка. И само стихотворение «Шашки» тоже. Но я посмотрела ещё стихи этой поэтессы: общий поэтический голос (общесетевой женский:)). Общий, например, с (наугад из инета): Линора Горалик /поэтесса/: «Никакого бодрячества - просто несильный толчок В приоткрытую дверь. И услышав, как брякнет крючок - Переход за порог, за которым мой путь будет прост. Безусловно, не подвиг, но все же - поход через мост». Посмотрите: чуть-чуть схожи идеи в Вашем и её стихотворении. Немного близок стиль: достаточно свободная лексика, современный, несколько вольный слог. У Вас: «Узнику – недосягаемый горизонт». Одна единственная тематика: попытки вырваться из некой «клетки», одиночество, непонимание окружающими, ну и, конечно, «Я и ОН». Да, весьма часто элементы личного общения со Всевышним. А вот знаменитая Вера Полозкова /поэтесса/, её стихотворение (не очень и выбирала я): Надо бы поостеречься.. «Надо было поостеречься. Надо было предвидеть сбой. Просто Отче хотел развлечься И проверить меня тобой. Я ждала от Него подвоха – Он решил не терять ни дня. Что же, бинго. Мне правда плохо. Он опять обыграл меня». Я это вот к чему. У Вас, Инга, превосходное чутьё на СЛОВО, на образ. И не приведи Вас (Господи, Отче…) слиться с однообразным хором женской сетературы. Галина Пиастро, /член Когорты Критиков проекта «Платон мне друг…»/ |