Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Обзоры и итоги конкурсов
Автор:Инна Молчанова 
Тема:Обзор номинации «Верлибр» II этапа конкурса «Пишущая Украина»Ответить
   С большим удовольствием хочу констатировать, что качественный уровень произведений в данной номинации по сравнению с уровнем 1-го этапа значительно возрос. Хотя по-прежнему остается проблема вынесения отдельного жанра (да еще столь сложного с точки зрения ассиметричных взглядов и теорий на него) в отдельную номинацию. Весь конкурс построен на тематической парадигме (пейзажная, любовная, гражданская, религиозно-фолософск­ая­ и т.д.) и только ВЕРЛИБР, как жанр (способ версификации) представлен отдельной номинацией. К большому сожалению, это приводит к значительным качественным потерям – некоторые произведения просто-напросто не проходят отбор в связи с несоответствием или неточным соответствием номинации «Верлибр».
   
   1. Автор: Елена Снежина
   
   «ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ»
   
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=114331
   
   Серой картиной
   На старом холсте
   Раскинулась поздняя осень.
   Уже позабыты природой
   Рыжие листья,
   И только рябина --
   Последний, отчаянный всплеск
   Лета и красок --
   Призывно развесила
   Терпкие яркие гроздья.
   
   Дрожит невесомое небо
   В глянцевых лужах.
   Падают звёзды-дождинки
   Прямо на зонтики,
   Катятся каплями света
   С их гладкой поверхности
   На грязный асфальт.
   
   Застыли в преддверии белого сна --
   Деревья, дома, дороги.
   И это спокойствие
   Хрупкими, лёгкими бусами
   Нанизано ветром
   На звонкие нити дождя.
   
   Задумчиво глядя в окно,
   Стараюсь запомнить,
   Как серой картиной
   На старом холсте
   Раскинулась поздняя осень...
   
   Комментарий:
   
   Очень лиричная пейзажная прозаическая зарисовка. Не верлибр. Налицо – причинно-следственны­е­ связи, отсутствие эллиптичности в синтаксических и сюжетных компонентах. Это, скорее, пространство белостишия, с произвольной разбивкой на строки. Изменить построение не составит труда – смысловая ткань при этом не пострадает.
   
   Очаровательная картинка осени исполнена в классической манере. Сюжетная линия последовательна. В конструкции – великолепный рефренный финал. Думаю, такое произведение в пейзажной лирике не могло бы остаться незамеченным.
   
   2. Автор: Феликс Дробышев
   
   «Проснулся»
   
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=114411
   
   Проснулся.
   Неба сегодня не было.
   Земля была, а вот неба не было.
   Облака
   нелепо сидят на земле сиротами
   нагими, --
   у них больше нет неба.
   Быль или небыль, -- что его нету?
   Украли.
   Сыщик ищи вора!
   А как можно украсть его,
   собственно?
   Свидетели говорят:
   нужно держаться корней,
   быть приземленным,
   но
   стремиться в небо,
   как в «быть иль не быть?»
   стремление к «быть!»,
   стремление к небу, с небом, в небе…
   Я нашел преступника!
   Это он! – Потерявший стремление.
   …
   
   А может это только над ним нет неба?
   …
   
   Проснулся.
   Моря сегодня не было.
   
   Комментарий:
   
   Демонстративный отказ от рифмы, эллиптическая манерность. Произведение построено по принципам верлибристики, особенно кульминационная и финальная части, где причинно-следственны­е­ связи рвутся, давая волю пропуску смысловых звеньев, «кругообращая» мысль к несуществующему в завязке и развитии действия аргументу – «морю».
   
   Ткань рассуждений полупрозрачна, но натянута – семантическое напряжение усиливается экспрессией аллюзии и «игрой» с ее парадигмой «быть иль не быть». Широки ассоциативные цепочки, полисемичное пространство и открытый финал предоставляют достаточный простор для рецепции и внутри-читательских-­авторских­ философствований.
   
   В основе – фантастический сюжет, опосредованно, возможно, неумышленно ОТЧАСТИ литературно заимствованный. Сначала нет неба, потом нет моря… Где-то и у кого-то про украденное… Солнце было, не так ли?)) Повествование ведется от первого лица, представляет собой внутренний монолог Лиргероя. Композиционное решение содержит рамочное повествование (рассказ в рассказе), где речь идет уже о неком «расследовании» обстоятельств пропажи. Здесь-то и «вторгается» в контекст разностилица: от «высокого» до разговорно-простореч­ного­ «нетУ». Несколько «сбоят» временные глагольные формы: «проснулся – не было – сидят…».
   
   3. Автор: Вита Осинова
   
   «Плыву по жизни»
   
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=114842
   
   Плыву по жизни, как по течению очень быстрой и теплой реки
   И не имеет значения,
   Что все мы чем-то близки.
   И рядом проносятся с вихрями звонкие люди, как ветры холодные и вечно голодные по страстям людским.
   А я плыву по течению очень быстрой и мудрой реки и верю ей...
   И хочется так тишины, а они поют песни резкие звонкие…
   И смотрю я фильмы грубые черствые, созданные совсем не для этой реки.
   А я люблю эту реку и как поделить мне ее со всеми
   И понять их….
   
   Комментарий:
   
   Наличествуют элементы дольника с прибегновением к «призрачной» рифме: «реки-близки, холодные-голодные». Конструкционная разбивка на строки – произвольного плана, смещение которого не приведет к смысловым и даже экспрессивнно-эмоцио­нальным­ искажениям. Наблюдаются пропуски логических звеньев и сюжетные эллипсисы… Близко к верлибру.
   
   Произведение можно ассоциировать с японской мудростью о Желтой реке («сидеть на берегу Желтой реки и ждать, когда мимо проплывет труп твоего врага»). Но можно и не предполагать такого рода аллюзию. Это философское рассуждение об окружающем мире, переполненном как изначально прекрасным, так и нежелательно-злобным­.­ В общем ряду описаний-размышлений­ ассиметрично выделяется своеобразное «нравоучение»:
   
   «И смотрю я фильмы грубые черствые, созданные совсем не для этой реки…» Спорный момент и спорная параллель с «фильмами». Режет глаз такое очевидное «бытовое» отклонение от высоконравственного философско-пейзажног­о­ построения.
   
   4. Автор: А-лекс
   
   «ВСЕ, КАК У ЛЮДЕЙ»
   
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=115155
   
   ЭПИГРАФ:
   
   Что может быть страшнее,
   Чем жить с НЕлюбимым человеком?
   Только НЕ жить с любимым...
   
   ИТАК...
   
   ДИКТОР ПО ТЕЛЕКУ:
   
   Особым декретом Кабинета Министров
   Был сформирован
   Отдельный батальон конной гвардии
   Для отражения
   Возможного
   Нашествия
   Инопланетян.
   
   НА СТЕНЕ РЕПРОДУКЦИЯ:
   
   Иван Грозный
   Отпаивает сына Ивана
   Клюквенным морсом.
   
   МЛАДШЕНЬКИЙ С КРИКОМ:
   
   Папа, папа! А "...имел родственников за границей..."
   Это как?!
   
   РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА, ГОЛОС ЗА КАДРОМ:
   
   Эй, вы, тупые болваны,
   Замордованные работой и домашними.
   Слушайте меня!
   Сейчас я буду впаривать вам...
   
   НАД ДВЕРЬЮ В ПАПАДНОМ:
   
   Новый метод!
   Лечу от алкоголизма
   По фотографии ЖЕНЫ!
   
   КАК СТРАННО...
   
   Всю жизнь мы ревнуем, не к тем, к кому надо
   
   А ЭТО ВРЕМЯ...
   
   Нам,
   Без суеты и спешки
   Наставляют рога.
   
   И ТОТ-ЖЕ ДЕНЬ НА СЕМЕЙНОМ СОВЕТЕ:
   
   После долгих препирательств...
   Был избран
   Наиболее тяжелый и безрадостный
   ПУТЬ К СЧАСТЬЮ.
   
   Комментарий:
   
   Произведение, скорее, из разряда «околочерного» юмора либо откровенно саркастического плана выполнено в абсолютно прозаическом ключе (с использованием так называемой «постановочной» конструкции). К верлибру не имеет отношения, скорее – эстрадная прозаическая миниатюра. Имеет право на жизнь. Интересно. Но слегка небрежно в смысле пунктуации и орфографии.
   
   5. Автор: Katri Lomakinidi
   
   «Нежность скрипки»
   
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=116214
   
   Нежность скрипка извлекала протяжно
   Вздох.
   Растревоженность души накаляя --
   Стон.
   И она в ответ рвалась и тянулась --
   Взмах! --
   К каждой следующей ноте мгновенно --
   Ввысь.
   Но удерживал скрипач звук умело
   И...
   И неспешно отдавал ему волю...
   -- Бис!
   
   Комментарий:
   
   Достаточно интересная разработка. Пропуск смысловых звеньев умышлен, ритмика – чисто смыслового плана. Демонстративен отказ от рифмы. Сконструированное сюжетное пространство графически выверено, нарушение может повлечь за собой смещение логического и семантического планов, что свидетельствует о наличии верлибрической сюжетной эллиптичности.
   
   Пространство произведения, буквально, переполнено экспрессией. Редкий случай, когда звук становится «видимым», практически, без аллитерационных приемов.
   
   Немного смущает: «Нежность скрипка извлекала протяжно
   Вздох.» -- так ли задумано? Действительно ли «нежность-скрипка»? В данном случае не был бы излишним дефис. Посмотрите, как бережно обращается с пунктуацией король верлибра, Нобелевский лауреат Айги!
   
   6. Автор: Юрий Юркий
   
   «Первый снег»
   
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=116306
   
   На последние листья осени
   Падает первый снежок.
   Он чист и нежен,
   Как первая любовь.
   Это новое чувство,
   Как запах морозного листика –
   Благоговейно оно!
   
   Вот снежинка догнала листочек,
   Вместе с ним опустилась на землю –
   Это мысль догнала моя прошлое время…
   Белый снег лёг на жёлтые листья…
   Жёлтое –
   Это время.
   Белое –
   Это любовь.
   
   Белые пятна на жёлтом –
   Это зрелище было недолгим:
   Это всё,
   что осталось от первой любви.
   Точно также признания наши наивные
   Растаяли на листиках календаря.
   И первый снег,
   И первая любовь
   На долговечность тщетно уповают.
   
   Первая любовь –
   Благоговейное чувство!
   Волнительно вспомнить о нём!
   
   Ты тоже видишь первый снег…
   Наши встречи,
   Нашу любовь
   Вспомни и ты!
   
   Снежок,
   Полежи ещё немного!
   
   Комментарий:
   
   Белостишие, изредка перетекающее в дольник. Симпатичное, нежное, стройное пейзажно-любовное откровение, впечатление от которого, пожалуй, смазывается лишь множественностью уменьшительно-ласкат­ельных,­ не свойственных, как правило, мужскому стихосложению. Впрочем… речь, ведь, идет о любви…
   
   Смысловая гамма поддерживается цветовым воплощением «белый-желтый» -- вокруг него, собственно, внутренний монолог Лиргероя. Редкость: использование инверсии в качестве литературно-художест­венного­ приема. Инверсионные цепочки, пересекаясь с «высокоштилем», вызывают действительные чувства «благоговейности и волнительности» момента откровенности. Очень нежная работа! Спасибо!
   
   7. Автор: Лавиния
   
   «Киев начинается...»
   
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=116808
   
   Киев начинается с Нины,
   встретившей нас, студентов из Латвии –
   куда ни забросит судьба! –
   на перроне вокзала…
   
   …Киев начинается с тюльпанов,
   с Днепра и Владимира Мономаха,
   со сквера Славы и с Крещатика,
   с простора и широты проспектов,
   с цветения каштанов –
   опрокинуты стаканчиками в детство моё.
   
   Киев начинается с Кирилловской церкви,
   с иконостаса, расписанного Михаилом Врубелем,
   с его Богоматери с младенцем,-
   с этого комка эмоций в груди...
   
   Киев начинается с боли Бабьего Яра,
   с рассказа очевидца -
   посчастливилось спастись…
   Киев начинается с Лавры,
   С Киево-Печерской Лавры,
   прямо на улице и встречают нас
   лики святых.
   
   Комментарий:
   
   Трогательная прозаическая миниатюрка, построенная, в основном, на перечислении с использованием анафор. Великолепно использован прием коротких Авторских лирических отступлений, вводные: «Куда ни забросит судьба!», «опрокинуты стаканчиками в детство моё», «посчастливилось спастись…». Они, скорее, даже ближе к рамочному повествованию внутри самой ткани произведения. Образно представимое пространство, пропитанное нежностью и грустью, любовью и благодарностью. Замечательная, цельная, настроенческая лирическая разработка из области «гражданской» лирики, где она не могла бы остаться НЕЗАМЕЧЕННОЙ!.
   
   8. Автор: Семен Венцимеров
   
   «Запiзнiле кохання»
   
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=117016
   
   Песенный текст. К сожалению, ВНЕ нашей номинации.
   
   9. Автор: Алена Чубарова
   
   «ПАМЯТКА ОПТИМИСТКИ»
   
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=117554
   
   Если судьба не дает мне то,
   Чего давно и очень хочется,
   То она готовит для меня
   Нечто лучшее!
   
   Если судьба в очередной раз
   Бьет по лбу и не пускает туда,
   Куда давно и очень надо,
   Значит мне надо вовсе не туда!
   
   Если судьба совсем-совсем
   Ничего не дает и никуда не пускает,
   Значит у меня есть счастливый шанс
   Подумать о душе…
   
   Комментарий:
   
   Верлибрической основы данное произведение не содержит. Пропуска смысловых звеньев не имеет, эллиптической манерности ни в сюжетной канве, ни в стилистических построениях, ни в семантическом пространстве не отмечается. Ритмический рисунок прослеживается.
   
   Памятка – это своеобразный наказ самой себе, внутренняя установка на реакцию в определенных условиях. Все три сослагательных композиции содержат философскую подоплеку, своеобычны. Открытость финала позволяет предположить, что работа в данном ключе Автором может быть продолжена, чего и хотелось бы, поскольку это интересно, воспитующе, морально востребовано. Удач!
   
   10. Автор: Олег Коссовский (КОСС)
   
   «ЧЕЛОВЕК»
   
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=117839
   
   Наличие природного начала
   Даёт мне право зверем быть лесным,
   Даёт мне право рыбой плавать в море
   И птицей гордо над землёй парить.
   
   Наличие божественного духа
   Даёт возможность осознать всё это,
   Подняться над своей животной сутью,
   Всю охватить и подчинить себе.
   
   Граница между духом и природой,
   Известная в народе, как душа,
   Мне предлагает миллион рецептов,
   По ним я совершенствую любовь.
   
   Три мира, три могучих компонента,
   Сливаются во мне в своём экстазе.
   Наличие подобного процесса
   Даёт мне право зваться ЧЕЛОВЕКОМ.
   
   Комментарий:
   
   Великолепный ритмический (можно сказать, вольный) стих с использованием анафор («дает мне право») и катренных рефренов.
   
   Философское размышление о триединстве, о превосходстве Божественного духа над суетным и преходящим. В философской лирике произведение могло бы лидировать!!! Однако в верлибре… при всей красоте слога и ритмически-про-дольн­ого­ рисунка претендовать на первое место в жанре «верлибр» (как номинации) не может. Поскольку не содержит демонстративного отказа от сюжетной последовательности (не эллипсисы!), пронизано причинно-следственны­ми­ связями, сконструировано без потери логических звеньев, отличается последовательно-логи­ческим,­ связным повествованием. А жаль… что не в философской(((
   
   11. Автор: Игорь Балюк
   
   "Шел, шел человек..."
   
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=118057
   
   Шел, шел человек и умер.
   Хотя и внезапно.
   Вот и все.
   Чего тут скажешь?
   Чего только не скажешь.
   Хотя сказать больше нечего.
   Хотят сказать, а больше нечего.
   Хотят сказать и больше ничего.
   Хотят сказать чего-то и больше ничего почему-то.
   Потому что человек умер.
   Вот тут бы и все.
   Потому что человек умер и все тут.
   Потому что человек умер тут и все.
   Внезапно скончался.
   Вот и все тут.
   Чего тут еще скажешь?
   Шел человек, шел, хотя и умер.
   
   Комментарий:
   
   Собственно… возможно, верлибр (хотя ближе все-таки, к вольному стиху) с использованием рефренных конструкций и игровых семантических модуляций (как со словом, так и с лексическими звеньями). Наблюдается умышленное опущение логических звеньев при рваной (но все-таки присутствующей) сюжетной канве. Но причинно-следственна­я­ связь (в основном подчинительного свойства) не нарушена, что уводит от характерных для верлибра эллипсисов. В конструкции прослеживается ритмика «наращивания» долей, кульминационный (сюжетный) прорыв. Не лишним было бы строгое соблюдение пунктуации, так как игра смыслов была бы этим только подчеркнута.
   
   Смысловая канва – философского свойства. Разработка достаточно интересна и своеобычна.
   
   Немного смущает конструкция:
   
   «Шел, шел человек и умер.
   ХОТЯ (выд. И.М.) и внезапно» --
   
   Что подчеркивается этим сигнальным словом «хотя»?.. Разве КАЧЕСТВЕННЫЕ последствия смерти разнЯтся от того, внезапно, или не внезапно умирает человек? Верное ли это с точки зрения логики уточнение -- «хотя»? Есть, над чем поразмыслить…
   
   12. Автор: Leo Himmelsohn (Лео Гимельзон)
   
   "чиСЛОСЛОво СЛОвочиСЛО (АВТОПОРТРЕТ)"
   
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=118214
   
   чиСЛОСЛОво СЛОвочиСЛО
   чиво?
   чТиво
   в очи
   без них симметрия
   интегрирую
   синкретичны
   двуликий
   судьба
   астро-нумеро-логичес­ки­
   зарожденье 2.5.52
   дважды отлично
   двоеточие
   симметрия
   зазеркально
   двудесятичный
   система
   законодатель
   на лету
   обожаю
   билюбовь
   неСЛО
   трогательно
   не СЛОн
   нежно
   буриданов лев
   духовно
   счастье
   
   Комментарий:
   
   Верлибрическая разработка с соблюдением эллиптической сюжетной и семантической манерности, демонстративный отказ от рифмы и ритмики. Чистота жанра соблюдена с математической точностью.
   
   В основе философского построения, вероятно, некая система числоисчисления, называемая нумерологией (близко к Вронскому, но могу и ошибаться). При тщательном изучении прослеживается хронология, практически, заявленная в главном тезисе -- «автопортрет (биография?)». По всей видимости, это «засекреченное» Автором полисемическое откровение о себе и жизни, о себе в жизни, о жизни внутри себя. Умилительно семантическое смещение идиомы «БУРИДАНОВ ОСЕЛ» в сторону колеблющегося на неведомых нам «весах» Льва.)))
   
   Браво! Отличная работа!
Leo Himmelsohn (Лео Гимельзон)[05.12.2006 18:59:57]
   Глубокоуважаемая Инна!
   Вот это да! Ясно представляю себе редкую сложность стоявшей перед Вами задачи... И Вы так блестяще справились!!! Просто поразительные проникновенность и компетентность! Для столь многих других так часто непосильны даже куда более простые художественные образы в связном контексте... А Вы творите просто невероятные чудеса литературоведения! Это счастье УкрРО, нашего Союза и наше общее - Вы в роли Ведущего Обозревателя с прописных букв!
   С глубоким уважением и огромной признательностью,
   Лео
Феликс Дробышев[06.12.2006 17:56:12]
   Ирина. Спасибо за труд.
   Просьба, объяните, что такое "эллиптическая манерность". Уж очень много терминов с этим прилагательным. Галактика, кривая, уравнение, тренажер... Математическую составляющую я понимаю хорошо, а вот филологическую - только догадываюсь. Или ссылку. Думаю, многим полезно.
Инна Молчанова[06.12.2006 19:48:09]
   Феликс, спасибо за вопрос. ну вот я тут размещу одну из, на мой взгляд, интереснейших статей:
   
   
   ВЕРЛИБР
   
   (свободный стих)
   
   
   Верлибр (как и белый стих, если он возник на фоне развитой культуры рифмованного стиха) включает в себя эстетически значимый отказ от рифмы. Верлибр ассоциируется с безрифмием и отсутствием силлабо-тонической упорядоченности текста, претендующего, тем не менее, на статус текста поэтического. Ответ на вопрос, что такое верлибр (“свободный стих), обычно пытаются дать, ища все же в произведениях, им написанных, зачатки стихотворной внешней формы, некую стиховую “меру”. Но и беда и проблема в том, что верлибр вполне может никаких следов искомой “меры” не обнаруживать - такая его разновидность не только существует, но и получила название “прозовик”. Потому по-своему безукоризненно логично суждение М.Л. Гаспарова, что “свободный стих есть лишь записанная столбиком проза”, “единственное отличие свободного стиха от прозы - графическое членение”. В верлибр, полагает М.Л. Гаспаров, можно превратить любой текст, - что он в порядке эксперимента тут же и делает, трояким образом записывая “в столбик” фрагмент ученой статьи и получая то “нежный”, то “строгий”, то даже модернистский верлибр.
   Этим экспериментом убедительно доказано: верлибр не есть какая-либо особая внешняя форма и верлибр не есть, в частности, художественная форма стихотворного типа. В то же время вывод, что верлибр - это проза в столбик, столь же теоретически беззащитен, как теории, опровергнуть которые эксперимент, нас интересующий, предполагал. Попробуем судить “от противного”. Вот произведение современного поэта Геннадия Айги, написанное в типичном для него стилевом ключе:
   
   СНЕГА-ЗАСМАТРИВАЯСЬ
   
   а как же
   видение
   входит
   когда
   давно уж спит
   как будто
   лоб
   - два глаза - сон один
   рука
   записывая еле
   Лета
   (1985)
   
   Переписанное по чьей-то прихоти “в строку”, это превратится в бессвязный набор слов, их сочетаний, но не превратится в “прозу”. Прозы мы не получим, если попробуем вот так же экспериментировать и с иными верлибрами лирического и философского поэта Г. Айги. “Стиха”, то есть стихотворной конструкции, там нет. Но есть поэзия как особое семантическое явление, отличное от прозы как семантического явления.
   Метр, акцентно-слоговой ритм, звукопись - вот обычные системосозидающие факторы стиха. У Айги они отсутствуют, но зато взамен факторов внешней формы активизированы факторы смысловые. Миниатюрное произведение все насквозь пронизано эллипсисами. Эллиптичен речевой поток (между “снега” и “засматриваясь” чисто синтаксической связи попросту нет, дефис между ними намеренно “не на месте”; то же можно сказать про сочетания “два глаза - сон один рука записывая еле”, “записывая еле Лета” и т. д.). Но насквозь эллиптичен и сам сюжет произведения - от него остались лишь “клочки”, из которых, однако, читательское “сотворчество” может восстановить целостную картину несмотря на то, что разброс авторских ассоциаций от “снегов” до реки времен “Леты” грандиозен. Эти систематические эллипсисы даже создают в произведении особого рода ритм - чисто смысловой! Такие систематические эллипсисы в верлибре играют важную организующую роль. Верлибр сумел воспользоваться этой характерной чертой русской семасиологии.
   Г. Айги в своих произведениях то и дело “сливает” части предложений, сами предложения, а шире говоря - раздельные, очень разные, очень непохожие друг на друга мысли, сюжетные компоненты и т. п. В итоге порождается другая черта верлибра как семантического феномена - необыкновенное ассоциативное напряжение, ему присущее.
   Верлибр, как явствует из наблюдения его смысловой стороны, нет оснований отождествлять ни со стихами (как внешней формой), ни с прозой (как родом смысла). Впрочем, сказанное не касается ряда произведений, публикующихся повседневно и вполне подпадающих под характеристику М.Л. Гаспарова (проза в столбик). Это, собственно говоря, не верлибры, что бы ни думали их авторы. Уверенно относя к “настоящему верлибру” произведения Г. Айги, можно было бы указать еще на тексты некоторых поэтов “серебряного века”. Верлибр опробовала, например, Марина Цветаева (цикл стихотворений 1916 года - “Голуби реют серебряные”, “Приключилась с ним страшная хворь”, “На завитки ресниц” и др.). С другой стороны, если один из двух циклов Николая Гумилева, носящих название “Абиссинские песни”, написан силлабо-тоническими стихами и давно известен как исследователям, так и читателям, то другой, опубликованный недавно и малоизученный, написан как раз верлибром, в типичной для верлибра эллиптической манере*. Верлибр целиком основан на мыслях и их расположении, великую важность которого так хорошо понимала риторика. Это “оголенная” от привычных формальных стандартов художественная семантика, как бы семантика в чистом виде. Верлибр, возникающий как реакция обычное на поэтическое творчество, облеченное в рифмованные стихи, видимо, художественно жизнеспособен постольку, поскольку ощутим фон, его породивший. Тем самым безрифмие верлибра (как, впрочем, и безрифмие белого стиха) есть не что иное, как радикальный этап рифменной эволюции - значимый "отказ от рифмы" (как являются этапами отказ от глагольной, точной и т.п. рифмы).
   
   Юрий Минералов.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта