Круглый стол | Вот и закончился прием работ на конкурс пьес для «МУЗЕЙНОГО ТЕАТРА». Благодарим всех авторов, приславших свои произведения. Всего на конкурс поступило 54 работы. Задача была поставлена перед авторами очень не простая: узкие рамки темы, ограничение в количестве актеров-исполнителей. Особенно сложно написать пьесу для одного актера, такая задача не всегда под силу и профессиональным опытным драматургам. Не удивительно, что по этой номинации прислано всего 10 работ. В связи с чем, предлагаю не рассматривать их отдельно, а объединить со второй номинацией конкурса. Работа авторов закончена, пришло время работы жюри. Обращаемся с просьбой высказываться всем. Будут приняты во внимание все точки зрения. Присылайте их на адрес litteatr@rambler.ru, пишите рецензии и комментарии непосредственно после конкурсных работ, помещайте обзорные статьи в соответствующем разделе портала. Пока еще рано говорить об итогах, но некоторые общие мысли по поводу все же хотелось бы озвучить. Очень много интересных работ, к сожалению, не соответствуют положению о конкурсе. Некоторые просто не являются пьесами. Рассказ, статья, очерк, монолог – не могут рассматриваться в «конкурсе пьес». Более сложно решить вопрос с киносценариями и сценическими зарисовками. И здесь нужно коллективное решение членов жюри. Многие работы, являясь пьесами по форме (расписаны по ролям, сопровождаются ремарками), очень далеки от драматургии по сути. Основное «действие» сводится к рассуждениям и спорам о литературе, жизни, одиночестве и т.д. Такая пьеса напоминает развернутое эссе. В театре же самые важные мысли прямым текстом говорятся крайне редко, они выражаются через действия и поступки героев, просматриваются в подтексте. Часть работ, при всем желании, невозможно отнести к «музейной тематике». Позволю себе напомнить тематику конкурса: «Творческая биография (фрагмент из жизни) выдающейся личности прошлого. События с человеком, изучающим творчество избранного героя. Фантастическое переплетение прошлого и настоящего. Спорные версии известного биографического факта. Внутренние переживания героя в процессе создания художественного произведения, научного открытия». В ближайшее время будет опубликован список работ, допущенных до участия в конкурсе. Многие авторы выбрали интересные темы, из текстов чувствуется их владение историческим материалом, но пьесы получились излишне литературными, не театральными, скорее для чтения, но не для игры, разве что для радиотеатра. Очень образно сказала об этом Ира Егорова в рецензии на пьесу Olirnы «Два лика Черубины де Габриак». Вот фрагмент этой рецензии: «Театр уникален тем, что это – искусство, создаваемое в реальном времени, и зрители могут сию минуту сопереживать свершающимся у них на глазах событиям, наблюдать столкновение жизненно важных интересов, позиций, желаний героев. Поэтому основные инструменты театра – это действие и драматический конфликт. Даже если пьеса мозаична, то внутри каждой сцены взаимодействие героев друг с другом, сиюминутная схватка, развивающаяся и доводящая накал страстей до кульминации, обязательны. У вас есть такой отрывочек, когда Волошин убеждает Цветаеву взять псевдоним. Вот тут начинается театр. Но, к сожалению, он довольно быстро заканчивается. Остальное – это скорее литературный монтаж, оживший урок, иллюстрированная лекция. Герои повествования замечательно, образно и талантливо излагают события и свои осмысления уже свершившихся фактов. Это равносильно тому, чтобы вместо обещанного горячего обеда, угостить человека рассказом о том, каким вкусным было угощение». Хочу напомнить также, что «Параллельно с основным конкурсом проводится конкурс на лучшую рецензию. Каждый автор, публикующий свою работу, обязуется написать не менее двух рецензий. Приветствуются развернутые рецензии с анализом достоинств и недостатков пьес ». По итогам голосования будет определен избранник «читательских симпатий». Пьесы, принимающие участие в конкурсе, будут читаться актерами, мнение «актерского жюри» также будет учитываться. |
| Алена, спасибо, очень интересно. Я бы сказала, что это не информационное сообщение, а часть статьи или обзора. Надеюсь все это увидеть там вместе с комментариями по отбору. Для меня театральная драматургия самая интересная и сложная, многое прозой и киносценариями взято от древнего театра, все так переплетено и местами перепутано. Думаю, что благодаря состоявшемуся конкурсу Вы прольете немного света и это будет весьма здорово и познавательно. С уважением, Ирина |
| Здравствуйте, Алена! В ответ на Ваш призыв к высказываниям - высказываюсь, а высказываюсь о том, что «действие» не есть главный признак драматургии. Дабы не растекаться по древу, привожу ниже одно из своих высказываний, оставленных уже на портале к теме «пьес для чтения», с небольшими изменениями для контекста данного: «Думаю, однако, что по вопросам постановки обращаться нужно скорее к режиссеру (это у него зритель, а не читатель) - ведь, как показывает давняя уже практика, режиссер из века в век становится только смелее (ему тоже автор как таковой почти без надобности, и к таким откровенно глупым штукам, как ремарки автора, что должен делать герой и в какое время ему, например, следует выстрелить себе в голову, он относится - и, возможно, даже должен относиться если не презрительно, то скептически точно)». «Да и потом за 20 век бессюжетных пьес, пьес без действия написано было больше, чем необходимо для каких-либо доказательств их права называться драмами - берите любого, не ошибетесь - Беккета, Саррот, Виткевича, Дюрренматта… Мой тезис еще и в том, что ставить откровенно нетеатральную пьесу должно быть только интересней. Не умаляя Шекспира и не в ущерб почитаемой мной высокой театральности, - театр все же должен развиваться и в других направлениях. Пусть и в сторону - все-таки мне кажется, мнимой - «нетеатральности». Возьмите Беккета - это и есть один полилог, не монолог, и тем более не монолог драматический, а, пользуясь, Вашей же, Алена, терминологией - именно «рассуждения», обретшие словесную форму, даже больше - это есть поток сознания. Ставить на сцене Островского - в ключе настоящего послания - намного проще, чем, к слову, Чехова, ведь уже в «Вишневом саде» (а это только начало!) много меньше «действия», чем, скажем, в «Последней жертве». И именно век двадцатый с неопровержимой уверенностью показал, каким образом сюжет и «действие» могут отвлекать от сути, порой подменяя ее на ловкие сюжетные ухищрения, которые, конечно же, намного легче для понимания (чем, к примеру, понимание Авиньонских девиц), особенно в случае невзыскательного упора на известные всем эмоции (предостаточно в галерее Шилова) - которые даже интертекстуальностью названы быть не могут. Выражать идеи так, как есть, рисовать не картины, а женщин, переворачивать писсуары и называть это искусством, называть трубку не трубкой - вот, что такое век двадцатый, искусство века двадцатого. Являясь большим почитателем драматургии классической, с «действием», переживаниями и прочими атрибутами, я все же против сознательных ограничений, ибо, как говорил Тригорин в «Чайке», в двадцатом веке всему место найдется. Подводя итог: неразумное должно быть наравне с разумным, классический балет не имеет права говорить, что современный танец не есть танец (хотя бы и человеку, знающему определение слова «танец» из словаря, действо, названное «танцем», таковым совсем не покажется). То же - применительно и к драматургии. С уважением, Алексей |
| Бегло пробежался по некоторым конкурсным работам... Полностью согласен с мнением Алексея Мозака... в частности: «Думаю, однако, что по вопросам постановки обращаться нужно скорее к режиссеру (это у него зритель, а не читатель) - ведь, как показывает давняя уже практика, режиссер из века в век становится только смелее (ему тоже автор как таковой почти без надобности, и к таким откровенно глупым штукам, как ремарки автора, что должен делать герой и в какое время ему, например, следует выстрелить себе в голову, он относится - и, возможно, даже должен относиться если не презрительно, то скептически точно)». Сожалею, но очень слаба современная драматургия... хотелось бы видеть новые, свежие идеи в рамках - "неразумное должно быть наравне с разумным". И еще - не хватает интриги и эмоций - одних из составляющих драматургии. Вместе с этим хотелось бы выделить три работы - Автор: Андрей Широглазов Антипушкин (опыт постмодернизма) Автор: Ольга Зверлина Трепет или Сны памяти Автор: Николай Хлебников (X-nick) ПОЭТ И БЕСЫ. Трагедия-фарс Из них можно получить, естевственно после глубочайшей проработки, интересные постановки... Так же выделю Пьесу, самого, А.Мозака. С уважением, В.Юз (режиссер) |
| Алена, просто удивительно, Вам удалось воодушевить авторов и организовать специфический, редкостный конкурс. Это очевидная Ваша заслуга перед читателями, авторами и порталом "Что хочет автор". В положении о конкурсе Вы упоминаете об альтернативе и современных тенденциях. Естетсвенно, что уместно подводить итоги в двух номинациях. Например: - победители, и анализ пьес для основного репертуара "Музейного театра" - победители и анализ пьес в "альтернативном" или репертуаре "Квази-Музейного театра". Было бы здорово, если бы появилась возможность для приглашения, даже в состав жюри, заинтересованных лиц, которые могли бы высказать свое мнение в плане "альтернативного" репертуара. С уважением и благодарностями, Ольга |
|
|