Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Анонсы
Автор:Михаил Лезинский 
Тема:СЕГОДНЯ ИГОРЮ СЕВЕРЯНИНУ ИСПОЛНИЛОСЬ БЫ СТО ДВАДЦАТЬ ЛЕТОтветить
   Мой документальный рассказ " ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ , ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН , а между - ЖЕНЩИНА " читайте по этому адресу на ЧХА .
   
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=65635&pid=45
Григорьич[16.05.2007 22:41:50]
   Помянем-ко, брацы, Игоря-то, земляка нашева череповецкова.
   Стопочкой - за сто летие евонное!
Михаил Лезинский[17.05.2007 03:08:46]
   ИГОРЬ Северянин о Сергее ЕСЕНИНЕ .
   
   Он в жизнь вбегал рязанским простаком,
   Голубоглазым, кудреватым, русым,
   С задорным носом и веселым вкусом,
   К усладам жизни солнышком влеком.
   Но вскоре бунт швырнул свой грязный ком
   В сиянье глаз. Отравленный укусом
   Змей мятежа, злословил над Иисусом,
   Сдружиться постарался с кабаком...
   В кругу разбойников и проституток,
   Томясь от богохульных прибауток,
   Он понял, что кабак ему поган...
   И богу вновь раскрыл, раскаясь, сени
   Неистовой души своей Есенин,
   Благочестивый русский хулиган...
Инга Пидевич[17.05.2007 17:30:47]
   Эти строчки я сочинила 7 лет назад, когда только начинала писать стихи.
   Изложение слишком повествовательно, но стихи к дате уместны:
   
   ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН (СТИХИ И ЛЮБОВЬ)
   
   Роднёю он был сладкозвучному Фету,
   Почувствовал рано себя он поэтом,
   Творцом лёгкокрылых, хрустальных стихов,
   Шампански–бравурных искристых мазков.
   
   Он ткал кружева томных, нежных «поэз»,
   Воспеть мог фарфор и бисквит, и дюшес.
   Свои он «поэзы» читал вдохновенно,
   И барышни в транс погружались мгновенно.
   
   Нежданно в красавицу Женю влюбился,
   Взаимности полной он быстро добился.
   Её, златокудрую, Златой он звал,
   На лодке катал и в стихах воспевал.
   
   Но вдруг оказалось: ждёт Злата ребёнка…
   Так быстро, некстати! Заботы, пелёнки?!
   Ему восемнадцать! Какой он отец?
   Нет денег. Есть дар. Тут немыслим венец!
   
   Ах, Женечка – Злата!.. В родителях нет
   Опоры. Не в помощь и юный поэт.
   Ребёнка как вырастить сможет одна?
   И стать содержанкой решилась она.
   
   Поэт к пятилетию горькой разлуки
   Поведал в стихах о раскаянья муке.
   Писал, что он – слабый,а может быть, - гений…
   Последнее как понимать надо Жене?
   
   У гения – долг перед даром и миром.
   Другие долги спишет избранным лира.
   И Женя обиды в душе не держала,
   Но всё ж свою дочку другому вверяла.
   
   Меж тем, безотрадные шли времена.
   Страну сотрясла Мировая война.
   И думала Женя, погиб в ней поэт.
   Вдруг чудо: стихи на страницах газет!
   
   Он жив! Ему исповедь пишет она.
   Поэма «Стремнина» в ответ рождена.
   Он помнит, польщён, но…счастливо женат:
   Фелиссочка Круут - им найденный клад.
   
   Однажды всего лишь увидел поэт
   Прелестную дочку шестнадцати лет.
   В эстонской он Тойле с Фелиссою жил,
   Об «эсточке» дивной в стихах говорил.
   
   Писал о заливе, сосновых лесах,
   Убитых, загубленных близких друзьях,
   Отрыве от Родины, русском житье …
   Конфетные темы смело бытие.
   
   Расставшись с Фелиссой, он умер в нужде,
   В году сорок первом, в забвенья беде.
   Закончилась жизнь, но остались стихи
   И лучик надежды, что волей стихий
   
   Не прерванный род Северянина – Фета
   Подарит ещё раз большого поэта …
Михаил Лезинский[20.05.2007 01:58:21]
   ВОСПОМИНАНИЯ СОВРЕМЕННИКОВ О ИГОРЕ СЕВЕРЯНИНЕ ... Думаю , о бездарном поэте современники промолчали бы , - графоманов во все века было предостаточно !
   ++++++++++++++++
   
    Г. Иванов: настоящая слава пришла позже
   Игорь Северянин жил в квартире № 13... Поэтов вокруг Игоря группировалось довольно много Его книги имели небывалый для стихов тираж
   +++
   В.Я. Брюсов: Игорь-Северянин - истинный поэт . Северянин именовался «эгофутуристом»
   И ты стремишься ввысь, где солнце - вечно,...
   +++
   А.М. Арго: во имя благозвучия и напевности
   Большими аршинными шагами в ...
   внешнего блеска — не оберешься
   +++
   Вс. Рождественский: Поэт появлялся на сцене в длинном, узком в талии сюртуке
   Заунывно-пьянящая мелодия получтения-полураспе­ва­
   
   Кстати, обычный тираж поэтических сборников начала века — 1-2 тысячи экз. "Громокипящий кубок" выдержал 10 изданий общим тиражом 31 348 экз. и продавался даже в годы первой мировой и гражданской войн, когда страна голодала...
   +++
   Из мемуаров Георгия Иванова "Петербургские зимы":
   
   Принято думать, что всероссийская слава Игоря Северянина пошла со знаменитой обмолвки Толстого о ничтожестве русской поэзии. Действительно, в подтверждение своего мнения Толстой процитировал северянинское: «Вонзите штопор в упругость пробки, и взоры женщин не будут робки». Действительно, благодаря этому имя будущего (увы, недолговечного) кумира эстрад и редакций промелькнуло на страницах газет (до сих пор оно было лишь уделом почтовых ящиков: «к сожалению, не подошло»). Но настоящая слава пришла позже. И пришла она, в сущности, вполне «легально»: Игорем Северяниным заинтересовались Сологуб, позднее Брюсов и «лансировали» его.
   
   Была весна 1911 года. Мне было семнадцать лет. Я напечатал в двух-трех журналах несколько стихотворений, завел уже литературные знакомства с Кузминым, Городецким, Блоком, был полон литературой и стихами. Имени Северянина я до тех пор не слышал. Но, роясь однажды на «поэтическом» столике у Вольфа, я раскрыл брошюру страниц в шестнадцать (названия уже не помню), имевшую сложный подзаголовок: такая-то тетрадь, такого-то выпуска, такого-то тома. На задней стороне обложки было перечислено содержание всех томов и тетрадей, приготовленных к печати - что-то очень много. А также объявлялось, что Игорь Северянин, Подьяческая, дом такой-то, принимает молодых поэтов и поэтесс - по четвергам, издателей по средам, поклониц по вторникам и т. д. Все дни недели были распределены и часы точно указаны, как в лечебнице.
   
   Я прочел несколько стихотворений. Они меня «пронзили»... Чем, не знаю. Тем же, вероятно чем через год и, кажется, так же случайно, Сологуба. ... однако, я не сразу решился пойти на прием наПодьяческую улицу. Как держаться, что сказать? Идти в качестве молодого поэта? - в этом было что-то унизительное. Поклонника? - тоже, если даже забыть о своей мужской принадлежности, так как в объявлении значились только поклонницы. Я нашел выход: приняв солидный вид, я отправился к Игорю Северянину в часы, назначенные для издателей. В сущности, я и собирался в ближайшем будущем стать издателем... своей собственной книги (семьдесят пять рублей, выпрошенные у старшей сестры, я хранил в надежном месте). Еще одно обстоятельство смущало меня, пока я ехал с Каменноостровского на Подьяческую. Несомненно, человек, каждый день принимающий посетителей разных категорий, стихи которого полны омарами, автомобилями и французскими фразами,— человек блестящий и великосветский. Не растеряюсь ли я, когда подъеду на своем ваньке к дворцу на Подьяческой, когда надменный слуга в фиалковой ливрее проведет меня в ослепительный кабинет, когда появится сам Игорь Северянин и заговорит со мной по-французски с потрясающим выговором?.. Но жребий был брошен, извозчик нанят, отступать было поздно...
   
   Игорь Северянин жил в квартире № 13. Этот роковой номер был выбран помимо воли ее обитателя. Домовая администрация, по понятным соображениям, занумеровала так самую маленькую, самую сырую, самую грязную квартиру во всем доме. Ход был со двора, кошки шмыгали по обмызганной лестнице. На приколотой кнопками к входной двери визитной карточке было воспроизведено автографом с большим росчерком : Игорь Северянин. Я позвонил. Мне открыла маленькая старушка с руками в мыльной пене. «Вы к Игорю Васильевичу? Обождите, я сейчас им скажу»...Мы проговорили весь вечер, поочередно читая друг другу стихи. С этого дня началось наше знакомство.
   
   загадка квартиры № 13
   
   … Шумные поэзо-вечера и шумные попойки чередовались с "редакционными" собраниями в квартире Северянина. Поэтов вокруг Игоря группировалось довольно много. Трое удостоились высокой чести быть " директориатом" при нем. Это были - я, Константин Олимпов, сын Фофанова, явно сумасшедший, но не совсем бездарный мальчик лет шестнадцати, и Грааль Арельский, по паспорту Степан Степанович Петров, студент не первой молодости, вполне уравновешенный и вполне бесталанный. Моя дружба и Игорем Северяниным, и житейская, и литературная , продолжалась недолго. Я перешел в Цех Поэтов, завязал связи более "подходящие" и поэтому бесконечно более прочные. Но лично с Северяниным мне было жалко расставаться. Я даже пытался сблизить его с Гумилевым и ввести в цех, что, конечно, было нелепостью.
   
   Мы расстались, когда Северянин был в зените своей славы. Бюро газетных вырезок присылало ему по пятьдесят вырезок в день, сплошь и рядом целые фельетоны, полные восторгов или ярости (что, в сущности, все равно для "техники славы"). Его книги имели небывалый для стихов тираж, громадный зал городской Думы не вмещал всех желающих попасть на его "поэзо-вечера". Неожиданно сбылись все его мечты: тысячи поклонниц, цветы, автомобили, шампанское, триумфальные поездки по России … это была самая настоящая, несколько актерская, пожалуй, слава
   +++
   В.Я. Брюсов. Из статьи "Игорь Северянин" (1915 г.)
   
   Не думаю, чтобы надобно было доказывать, что Игорь-Северянин - истинный поэт. Это почувствует каждый, способный понимать поэзию, кто прочтет "Громокипящий кубок".
   
   Это - лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир и умеющий несколькими характерными чертами заставить видеть то, что он рисует.
   ...Это - художник, которому открылись тайны стиха...
   
   из "Вчера, сегодня и завтра русской поэзии":
   
   Тем не менее, уже в 1917 г. определенно наметились такие группы, прикрывавшиеся именем футуризма, которые явно выпадали из общего течения и, которые в дальнейшем, в пятилетке 17—22 гг., перестали играть сколько-нибудь видную роль. Мы говорим здесь не о разных мертворожденных «психофутуристах», членах «Вседури» и т. п., исчезнувших вместе с первым выпуском своих программных изданий, но об объединениях, некоторое время занимавших внимание критики. Такой была группа Игоря Северянина — поэта, деятельность которого начиналась с безусловно интересных, даже значительных созданий и который некоторое время имел самый шумный успех у читателей («Громокипящий кубок», стихи 1910—1912 гг.). Северянин чрезвычайно быстро «исписался», довел, постоянно повторяясь, своеобразие некоторых своих приемов до шаблона, развил, в позднейших стихах, недостаток своей поэзии до крайности, утратив ее достоинства, стал приторным и жеманным и сузил темы своих «поэз» до маленького круга, где господствовало «быстро-темпное упоение», восклицания «Вы такая эстетная» и т. д.,— салонный эротизм и чуждый жизни эстетизм. Приставка эго (Северянин именовался «эгофутуристом») мстила за себя. Все, что писал и печатал Игорь Северянин за годы революции, в Крыму и в Ревеле,— только перепевы худших элементов его ранних книг. Вместе с Северяниным сошли со сцены и его ученики ( были и таковые!).
   
   * * * (акростих)
   
   И ты стремишься ввысь, где солнце - вечно,
   Где неизменен гордый сон снегов,
   Откуда в дол спадают бесконечно
   Ручьи алмазов, струи жемчугов.
   
   Юдоль земная пройдена. Беспечно
   Свершай свой путь меж молний и громов!
   Ездок отважный! Слушай вихрей рев,
   Внимай с улыбкой гневам бури встречной!
   
   Еще грозят зазубрины высот,
   Расщелины, где тучи спят, но вот
   Яснее глубь в уступах синих бора.
   
   Назад не обращай тревожно взора
   И с жадной жаждой новой высоты
   Неутомимо правь конем, - и скоро
   У ног своих весь мир увидишь ты!
   
   1912 г.
   
   +++
   
   А.М. Арго. Из "Своими глазами: книга воспоминаний":
   
   Как правило, актерское чтение стихов существенно отличается от авторского. ...Поэты по большей части перегибают палку в сторону напевного произнесения, жертвуя смыслом, содержанием и сюжетом своих стихов во имя благозвучия и напевности. По свидетельству современников, именно так читал свои стихи Пушкин, а до него многие поэты, начиная с Горация и Овидия.
   
   Поэтов, которых я слышал, в этом смысле можно поделить на три категории. Большая часть читала стихи спокойным, размеренным голосом, выделяя ритм и рифму и предоставляя содержанию своими путями доходить до сознания слушающих. Что же касается успеха у аудитории, он зависел не только от качества исполнения, но и от степени популярности автора. Александр Блок читал не слишком выразительно, но публика видела его живого, и это уже доставляло ей наслаждение — велика была его популярность. Читал он известные, ставшие классическими при жизни его вещи: «Незнакомку», «В ресторане», «Девушка пела в церковном хоре», «О доблестях, о подвигах, о славе», и, если запинался в начале строфы, публика хором подсказывала ему забытое слово. Так же спокойно и четко, выразительно и бесстрастно читали Брюсов, Сологуб и многие другие, менее известные. У поэтов другой категории напевность вступала в состязание со смыслом стиха, форма бросала вызов содержанию и одолевала его. Поэт начинал шаманить, публика переставала его понимать. Осип Мандельштам, выдающийся русский лирик, человек маленького роста, невзрачной внешности (его в шутку называли «мраморная муха»), читал свои произведения необычно торжественно, напевно, священнодейственно, и несоответствие между внешностью автора и его исполнительской манерой приводило порой к досадным итогам. Он читал распевно, торжественно богослужебно-великол­епные­ свои пятистопные ямбы:
   
   Я опоздал на празднество Расина,
   Я не увижу знаменитой Федры...
   
   — и ни одна строфа, ни одна строка не доходили до аудитории. Публика сначала недоумевала, потом начинала улыбаться, и на пятой — седьмой минуте пробегал смешок, нередко переходивший в неудержимый хохот, ибо смех в зрительном зале эпидемически заразителен.
   
   Так же распевно, пренебрегая внутренним смыслом стиха, совершенно однотонно произносил свои произведения Игорь Северянин, но тут была другая подача и другой прием у публики. Большими аршинными шагами в длинном черном сюртуке выходил на эстраду высокий человек с лошадино-продолговат­ым­ лицом; заложив руки за спину, ножницами расставив ноги и крепко-накрепко упирая их в землю, он смотрел перед собою, никого не видя и не желая видеть, и приступал к скандированию своих распевно-цезурованны­х­ строф. Публики он не замечал, не уделял ей никакого внимания, и именно этот стиль исполнения приводил публику в восторг, вызывал определенную реакцию у контингента определенного типа. Все было задумано, подготовлено и выполнено. Начинал поэт нейтральным «голубым» звуком:
   
   Это было у мо-о-оря...
   
   В следующем полустишии он бравировал произнесением русских гласных на какой-то иностранный лад, а именно: «где ажурная пе-э-на»; затем шло третье полустишие: «где встречается ре-эдко», и заключалась полустрофа двусловием: «городской экипаж» — и тут можно было уловить щелканье щеколды садовой калитки, коротко, резко и четко звучала эта мужская зарифмовка. Так же распределялся материал второго двустишия:
   
   Королева игра-а-ала
   в башне замка Шопе-э-на,
   И, внимая Шопе-эпу,
   полюбил ее паж!
   
   Конечно, тут играла роль и шаманская подача текста, и подчеркнутое безразличие поэта, и самые зарифмовки, которым железная спорность сообщала гипнотическую силу: «пена — Шопена, паж — экипаж». Нужно отдать справедливость: с идейностью тут было небогато, содержание не больно глубокое, но внешнего блеска — не оберешься! Закончив чтение, последний раз хлопнув звонкой щеколдой опорной зарифмовки, Северянин удалялся все теми же аршинными шагами, не уделяя ни поклона, ни взгляда, ни улыбки публике, которая в известной своей части таяла, млела и истекала соками преклонения перед «настоящей», «чистой» поэзией.
   +++
   
   Вс. Рождественский (1895—1977) о поэзовечерах:
   
   Поэт появлялся на сцене в длинном, узком в талии сюртуке цвета воронова крыла. Держался он прямо, глядел в зал слегка свысока, изредка встряхивая нависающими на лоб черными, подвитыми кудряшками. Лицо узкое, по выражению Маяковского, вытянутое "ликерной рюмкой" ("Облако в штанах"). Заложив руки за спину или скрестив их на груди около пышной орхидеи в петлице, он начинал мертвенным голосом, все более и более нараспев, в особой, только ему одному присущей каденции с замираниями, повышениями и резким обрывом стихотворной строки разматывать клубок необычных, по-своему ярких, но очень часто и безвкусных словосочетаний. Через минуту он всецело овладевал настороженным вниманием публики. Из мерного полураспева выступал убаюкивающий, втягивающийся в себя мотив, близкий к привычным интонациям псевдоцыганского, салонно-мещанского романса. Не хватало только аккордов гитары. Заунывно-пьянящая мелодия получтения-полураспе­ва­ властно и гипнотизирующе захватывала слушателей. Она баюкала их внимание на ритмических волнах все время модулирующего голоса...
   +++
   НА ПОРТАЛЕ " ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН" есть и мой документальный рассказ . Тот самый , который на сайте ЧХА .
Михаил Лезинский[20.05.2007 02:25:46]
   В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ "Эксмо-Пресс" вышла в свет новая чудестная книга о Игоре-Северянине (стихи и проза), удобно оформленная именно для наиболее полного знакомства с жизнью и творчеством поэта.
   
   Ниже приводится полный текст предисловия от составителя книги Аллы Марченко:
   
    TO, ЧТО МЫ ПОТЕРЯЛИ
   
    Игорь Северянин почти не преувеличивал, когда писал о себе: «Я повсеградно оэкранен, я повсесердно утвержден». Такого невероятного успеха, какой выпал па долю автора «Мороженого из сирени» и «Ананасов в шампанском», в России не удостаивался никто. На его поэзоконцерты избалованная публика начала века, как столичная, так и провинциальная, «валом валила». Его книги расходились невиданными для тех лет тиражами. «Громокипящий кубок», издательство «Гриф», за два года (1913—1915) выдержал семь изданий! Все 10 тыс. экз. были так быстро распроданы, что предприимчивые издатели тут же сообразили: надо издавать собрание сочинений! Первый том собрания поэз вышел осенью того же 1915 года; часть тиража (500 нумерованных экз.) — на александрийской бумаге и в переплете из парчи! То же количество нумерованных, одетых в парчу книжек для богатых любителей отечественной словесности имели и остальные выпуски шеститомника. Северянин продолжал оставаться самым раскупаемым поэтом, несмотря на войну! Несмотря на то, что к концу 1916 года даже в Петербурге, при невероятной дороговизне, исчезли из открытой продажи не только продукты питания, но и предметы длительного пользования... А сборники Северянина, в том числе и парчовые, на александрийской бумаге, продолжали раскупаться. И это не случайность, не каприз переменчивой моды.
   
   Промышленный подъем конца девятнадцатого века и спровоцированный им железнодорожный и градостроительный бумы выдвигали Россию в семью великих держав, а это придавало новый, международный статус и ее столицам. Множилось число солидных банков и элегантных гостиниц; как грибы в сезон теплых дождей, росли огромные доходные дома с лифтами и паровым отоплением; расширялись и переоборудовались дорогие рестораны; на каждом шагу открывались иностранные магазины-люкс и маленькие общедоступные кафе. Всюду, даже на недавно тихих окраинах. В такие кафе, столь не похожие на традиционные трактиры, можно было заглянуть запросто, чтобы «за медную мелочь» выпить чашечку кофе с пухлой «кайзеркой» (род берлинского печенья) и даже рюмку модного ликера. Рекламировали все, от шоколада до духов, но главным образом автомобили: немецкие, американские... Мотор переставал быть экзотикой, вчерашние бородатые купцы пересаживались из щегольских колясок в роскошные «лимузины». Девушки, закончив разнообразные женские курсы, стали сами зарабатывать деньги, не продаваясь, а служа. И все как одна мечтали о красивой жизни и красивой свободной любви. Один из тогдашних популярных журналов «Столица и усадьба» имел подзаголовок: журнал красивой жизни. Красивую, а главное — изящную жизнь, в стиле «модерн» обставленную, в стиле «модерн» одетую и обутую, рекламировали и популярный «Огонек», и богато иллюстрированная «Нива». Этот краткий миг относительного и иллюзорного, кондитерско-галантер­ейного­ процветания между двумя войнами и революциями и выразил Игорь Северянин.
   
   В его поэзах даже вековечная русская сказка-мечта про сытый рай приобретала вид изящной кондитерской грезы о немецких «кайзерках» и английских бисквитах:
   
   Гувернантка-барышня
   Вносит в кабинет
   В чашечках фарфоровых
   Creme d'epine vinnette.
   
   Чашечки неполные
   Девственны на вид.
   В золотой печеннице
   Английский бисквит.
   
   Необычайную злободневность поэзии Игоря Северянина с одобрением отметил даже такой эстет, как Владислав Ходасевич, и не где-нибудь, а в рецензии на «Громокипящий кубок», опубликованной в 1914 году в одной из самых «буржуазных» газет столицы, в «Утре России»: «футурист» — слово это не идет к Игорю Северянину. Если нужно прозвище, то для Игоря Северянина лучше всего образовать его от слова «презан», настоящее. Его поэзия необычайно современна, и не только потому, что в ней говорится об аэропланах, кокотках и т. д., а потому, что чувства и мысли поэта суть чувства и мысли современного человека, душа — душа сегодняшнего дня».
   
   Между тем термин ФУТУРИЗМ ввел в русский литературный обиход именно Северянин, основав еще в 1911 году в Петербурге, до того, как московские левые крайние объявили себя кубофутуристами, «Академию эгофутуризма». Некоторое время московские авангардисты (группа, возглавляемая В. Маяковским и Д. Бурлюком) считали питерских эгофутуристов своими союзниками, но затем их пути разошлись. Впрочем, вскоре и сам Северянин объявил «Академию эгофутуризма» распущенной. Однако себя по-прежнему видел и утверждал «эгическим поэтом», посланцем Будущего, гостем из Будущего и даже олицетворением Будущего в Настоящем.
   
   В созданных в конце жизни воспоминаниях он так охарактеризовал программу своей поэтической группы и ее отличие от группы Маяковского — Бурлюка: «Москвичи... прежде всего требовали уничтожения всего старого искусства и сбрасывания «с парохода современности» (их выражение) Пушкина и др. Кроме того, они внешним видом отличались от «эгистов»: ходили в желтых кофтах, красных муаровых фраках и разрисовывали свои физиономии изображением балерин, птиц и проч. А. Крученых выступал с морковкой в петлице. Я люблю протест, но эта форма протеста мне чужда... Из эгофутуристов только один — И. В. Игнатьев — ходил иногда в золотой парчовой блузе с черным бархатным воротником, но это было даже почти красиво... Кубисты же в своих эксцессах дошли до того, что, давая в Одессе вечер, позолотили кассирше нос... Надо ли пояснять, что сбор был полный...»
   
   Маяковский видел свою миссию в том, чтобы до основанья разрушить старый мир. Сбросить с «корабля современности» не только Пушкина — идола «в шик распроборенных» аристократов, — но заодно с прочим литантиквариатом и всех, скопом, буржуев. Его знаменитая агитка: «Ешь ананасы, рябчиков жуй, час твой последний приходит, буржуй», — это ведь еще и продолжение давнего спора с автором «Ананасов в шампанском». Спор был идеологический, не бытовой, ибо и рябчиков, а особенно шампанское Маяковский любил ничуть не меньше, чем молодой Северянин, который, кстати, в быту даже в пору своей громоподобной славы не был ни снобом, ни гурманом.
   
   Друзья-враги («то ли дружий враг, то ли вражий друг», как горько шутил Северянин) расходились в главном. Они по-разному представляли себе будущее России. И в политическом, и в экономическом, и в культурном плане. Не случайна та поздняя оценка, какую дал Северянин переменам, принесенным в русский образ жизни (modus vivendi), в том числе и в жизнь литературную, сначала войной, а затем революцией: «Изысканность — это то, что мы потеряли навеки 19 июля 1914 года!.. Вернее: 25 октября 1917 г.»
   
   Фантастический успех Северянинских поэзоконцертов объясняется, конечно же, еще и гипнотической напевностью его стихов, которую стократно усиливала манера исполнения: «Заброс головы, полузакрытые глаза, дуга усмешки и напев... как цветок... нам... Хотите? Нате!» (Марина Цветаева).
   
   Напевность северянинской поэзии, или, как говорили тогда, — «певкость», первым отметил Корней Чуковский, в ту пору один из самых авторитетных литературных критиков: «Бог дал ему такую певучую силу, которая, словно река, подхватывает вас и несет куда хочет — величайший музыкально-лирически­й­ дар. У него не сердце, а флейта... Он из тех поэтов, для которых творить — это значило изливаться в напевах, плохих или хороших, все равно, которые не умели не петь, строки не написались бы без песни».
   
   Сам Северянин считал свой способ исполнения единственно возможным:
   
   Позовите меня, — я прочту вам себя,
   Я прочту вам себя, как никто не прочтет.
   Как никто не прочтет, даже нежно любя,
   Даже жарко любя... Ни при чем тут почет!
   
   Разумеется, для того чтобы отозваться на этот «напев», надо было чувствовать поэта своим, как чувствовала Северянина Марина Цветаева. Для человека со стороны, из другого мира он мог показаться старомодным, нелепым, претенциозным. Вот каким увидел автора «Мороженого из сирени» Константин Паустовский, случайно попавший на поэтический вечер Северянина уже во время войны, в 1915 или в 1916 году (в то время он был начинающим литератором, а на жизнь зарабатывал по-пролетарски: работал в трамвайном депо): «К ногам бросали цветы — темные розы... И я услышал чуть картавое пение очень салонных музыкальных стихов... Шампанского в лилию... В этом была своя магия, в этом пении стихов, где мелодия извлекалась из слов, не имеющих смысла. Человеческая мысль превращалась в поблескивание стекляруса, шуршание надушенного шелка, в страусовые перья вееров и пену шампанского. Было дико и странно слышать эти слова в те дни, когда тысячи русских крестьян лежали в залитых дождями окопах...»
   
   Неизвестно, были ли попытки записать хотя бы одно выступление Северянина, если и были, то запись не сохранилась. Но мы все-таки можем представить себе, пусть и приблизительно, состояние зала на его поэзоконцертах. В конце 1914-го или в самом начале 1915-го на женских Бестужевских курсах был устроен благотворительный вечер поэзии. Среди приглашенных: Блок и Северянин, среди организаторов мероприятия — Любовь Яковлевна Гуревич. Ее наблюдательности и незаурядному беллетристическому дару мы обязаны удивительным репортажем с этого вечера. Блок, как и было положено по его статусу, выступал первым. Затем на эстраду вышел Северянин. Любовь Яковлевна с удивлением увидела, что Александр Александрович, отчитав свое, не ушел: «Когда был, наконец, объявлен перерыв, я думала, что он уедет. Но он остался: его интересовал Игорь Северянин, которого он еще не слышал как чтеца. И вот Северянин выступил и запел об ананасах в шампанском и мороженом из сирени. Кое-кто нервически захохотал в зале, другие гневно зашикали, все как-то сдвинулись с мест, загрохотали по полу рядами связанных стульев, курсистки стали налегать друг на друга. А после первых двух-трех стихотворений в зале поднялся восторженно-истериче­ский­ рев и визг. Игорь Северянин продолжал петь, и в его почти одинаковом для всех стихотворений пении звучала и монотонность усталой уличной шарманки, и форсовство цыганских запевал, и что-то от пряных иностранных шансонеток, напеваемых в белую ночь в петроградском увеселительном саду. Я продолжала смотреть на публику из-за эстрады: лица раскраснелись, глаза горели, и — что меня совершенно поразило — у всех почти как-то по-животному были открыты рты. Блок сидел во втором ряду и серьезно смотрел в лицо исполнителю. Я не могла угадать его мыслей».
   
   Во время маленького перерыва, когда в зале опять поднялась оргия крикливых восторгов, Блок сказал Гуревич: «Сядьте на пустой стул в первом ряду, нужно видеть его лицо»... «И в самом деле стоило посмотреть в лицо Игорю Северянину в то время, когда он вновь запел, почти пьяный от своего успеха. «Вы узнаете его? Ведь это капитан Лебядкин? — шепнул мне Блок. — Новый талантливый капитан Лебядкин».
   
   В начале века столь странная зависимость стиха от исполнения — не классический романс, а именно «строки, которые не написались бы без песни», — казалась чем-то противозаконным. Сегодня, когда ни у кого уже не возникает сомнения, что стихи Б. Окуджавы или В. Высоцкого — особый вид поэзии, странность Северянина уже не кажется странной. Это и в самом деле было, как и предсказывал первый издатель его Иван Игнатьев, — «будущее в настоящем».
   
   
   
   
   Северянин, не окончивший даже провинциального реального училища, иностранными языками не владел. Как и многие новоиспеченные петербуржцы, выходцы из неблагополучных семей, Игорь Васильевич изучал и английский, и немецкий, и французский по букварю столичных вывесок и рекламных щитов.
   
   А сколько насмешек, к примеру, вызывало у обозревателей пристрастие И. Северянина к «паркетно-французско­му­ арго», тем более непонятное, что автор французского да и вообще никакого иного иностранного языка не знал!
   
   
   
   
   А вот К. Чуковский сразу понял, какое огромное количество неиспользованных рифм дает этот прежде употреблявшийся лишь в сатирической и пародийной поэзии прием! Больше того, разглядел в этом знак времени. Странная смесь французского с испанским, итальянского с нижегородским и английским окрашивала «грезо-фарсы» Северянина «в те пестрые международные краски, какими отличается речь метрдотелей, коммивояжеров, куаферов и гидов больших международных городов, на ярмарках, курортах, в казино и в кафе» (К. И. Чуковский. Из книги «Футуристы»).
   
   Казалось бы — триумф! Однако столичная толстожурнальная критика и писательская элита не торопились впускать Северянина в свой узкий круг. Несмотря на заинтересованность Блока и протекцию Федора Сологуба. Даже вмешательство Брюсова, Президента Республики Поэтов, не смогло изменить обидную для Северянина ситуацию. Во многом это объясняется, увы, элементарной завистью к шампанской его славе. Иногда зависть принимала форму обиды: это почему же, с какой такой стати русские красавицы и полукрасавицы — курсистки и модистки, телеграфные барышни и гувернантки, продавщицы из модных кондитерских и горничные в отелях — откладывают копейки, чтобы заплатить за входной билет на его поэзоконцерт, а потом провожают стайкой, вьются за своим кумиром звездным хвостом? Почему его угощают омарами и ананасами? Его, а не меня? Ведь я лучше: образованней, умнее и со вкусом полный ажур, а у этого «принца фиалок» — пошлость на пошлости, банальность на банальности! Но дело, конечно, было не только в зависти, а еще в том, что Северянин — чужой. Он был первой ласточкой с иного берега, с берега той литературы, которую в начале века называли бульварной, а ныне называют массовой, и при этом не стал ремесленником, а остался Поэтом с большой буквы.
   
   О том, что Северянин — поэт не просто талантливый, а ошеломляюще новый, небывалый, впервые, вслух и авторитетно, заявил Николай Гумилев в первом за 1914 год номере журнала «Аполлон»: «Уже давно русское общество разделилось на людей книги и людей газеты. Первые жили в мире 100-летних образов и идей, говорили мало, зная, какую ответственность приходится нести за каждое слово, проверяли свои чувства, боясь предать идею... Вторые, юркие и хлопотливые, врезались в самую гущу современной жизни, читали вечерние газеты, говорили о любви со своим парикмахером, о бриллиантине со своей возлюбленной, пользовались только готовыми фразами... И вдруг люди книги услышали юношески-звонкий и могучий голос настоящего поэта на воляпюке людей газет. Игорь Северянин действительно поэт и к тому же поэт новый. Но нов он тем, что первый из всех поэтов... настоял на праве поэта быть искренним до вульгарности».
   
   Алла МАРЧЕНКО
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта