Обзоры и итоги конкурсов | Обзор в номинации «Литературоведение» представляют члены жюри конкурса «О Альпы и Рейн и Дунай голубой» в составе: ведущий обозреватель - Ирина Шухаева, члены жюри: Михаил Козловский, Наталья Шауберт. Всего на конкурс было представлено девятнадцать произведений, одно – вне конкурса. Итогом нашей работы стал шорт-лист, составленный из трех произведений: Валентин Алексеев http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=17&luid=7675 «Опыт дискурсивного осмысления одного стихотворения» http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=126937 Инга Пидевич http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=17&luid=5466 «К вопросу о возможности изменения порядка рифмовки в пределах стихотворения» http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=128716 Красотка http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=17&luid=9566 «Аполлон и Артемида, или гомосексуализм в античном мифе» http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=129895 Предлагаем вниманию читателей компилятивный обзор, составленный из высказываний членов жюри номинации. Думаю, что отсутствие первого места на пьедестале объяснит цитата из переписки ведущей этой номинации Ирины Шухаевой с членами жюри. Мнение было принято и поддержано безоговорочно. «...номинация слабая, но я против конкурсной номинации без итогов, только с дипломами... Надо поощрять стремление к литературоведению и усердие авторов.» Действительно, не отметить авторов, написавших работы с попыткой литературного анализа, было бы непростительно В работе портала безусловно нужны не только авторы, но и литературные критики. Учитывая мнения жюри и качество представленных работ, был составлен небольшой, но справедливый список победителей. Итак, «Опыт дискурсивного осмысления одного стихотворения» Ирина Шухаева: «Обидно. Ну, зачем надо было брать стихотворение, как повод для такой перегрузки цитатами и мыслями? Налицо победа материала над автором. Сама мысль (с третьего прочтения я ее достала, а я не тупая, честное слово, и в терминах я сильна) – яркая и интересная. Есть схожесть, можно было этим поиграть в исследовании. Но, на мой взгляд, самое главное достоинство критика или литературоведа – это ясность изложения… Михаил Козловский: «Прекрасная статья, соединяющая в себе академический анализ и здоровую риторику. На мой взгляд, кандидат в лауреаты.» Наталья Шауберт: «Хороший пример добротного литературного анализа на примере небольшого произведения. Заслуживает хорошей оценки». «К вопросу о возможности изменения порядка рифмовки в пределах стихотворения» Ирина Шухаева: «Это – удовольствие. Крепкая, продуманная работа. Прочувствованная. Словом – для меня лучшая.» Михаил Козловский: « Добротная, убедительная статья.» Наталья Шауберт: «Замечательная работа. Автор при этом оговорился в самом начале – я не филолог... «ЦВЕТАЕВА переходит на смесь перекрёстных, охватных и парных рифм в наполненном тревогой, криком души стихотворении «Библейский мотив»» Эта «нотная грамота» для поэтов совершенно незнакома мне, было очень интересно узнать, как не только «из сора» рождаются стихи, но возникают, подчиняются строгим правилам гармонии, узнать об этом на прекрасных примерах! Это действительно вЕдение. » «Аполлон и Артемида, или гомосексуализм в античном мифе» Ирина Шухаева: «Крепкая работа. Тема ясна, раскрыта, без всяких-яких и без спекуляций. Вторая лучшая работа. ( по очередности прочтения).» Михаил Козловский: «Крепкое исследование в области литературы мифа.» Наталья Шауберт: «Не берусь комментировать, тема для меня совершенно новая, но работа, несомненно, яркая, интересная, достойная прочтения и анализа. Достойная, на мой взгляд, быть первой.» Итогом нашей работы явился список наград, представленный на форуме жюри конкурса. Поздравляем победителей и благодарим всех участников этой номинации конкурса за труд, творческое мужество и доверие. Успехов всем в развитии столь сложной и необходимой области знаний, как «Литературоведение». С глубоким уважением, члены жюри: Ирина Шухаева Михаил Козловский Наталья Шауберт |
| Уважаемые Ирина, Наталья и Михаил! Выражаю Вам глубокую и самую искреннюю признательность за самоотверженное выполнение большой и сложной работы в Жюри ОТКРЫТОГО литературного конкурса «О, Альпы и Рейн, и Дунай голубой!» Здоровья, Счастья, Успехов и Удач! С уважением, благодарный Лео |
| Хотел бы высказать несколько слов! Разумеется, работу жюри всегда можно сравнить с Сизифовым трудом, а уж в номинации "Литературоведение" - тем более. :) Это не значит, что оценивать художественную литературу - прозу ли, поэзию ли - проще. Но в этом случае можно полагаться на свое врожденное эстетическое чувство. Литературоведение же в силу хотя бы самой своей сути предполагает еще и необходимость широких и глубоких знаний. И поэтому я хотел бы выразить благодарность инициаторам конкурса за саму идею этой номинации, а жюри - за то, что номинация была все-таки определенным образом оценена. В принципиальном появлении этой номинации и в надежде на то, что она займет достойное место в других конкурсах, как мне кажется, и заключается основной позитивный итог данного конкурса в данной номинации. Разумеется, не все прошло гладко. Сказать честно, уже сами итоги конкурса в этой номинации вызвали мое большое удивление, которое после прочтения обзора, особенно некоторых цитат из отзывов, переросло в глубочайшее изумление и недоумение! :) Впрочем, я не собираюсь оспаривать решение жюри и РК Портала. Полагаю, тем не менее, что как для авторов возможность сравнить свои взгляды была весьма поучительна, так и жюри, вероятно, сможет судить в дальнейшем подобные номинации, основываясь на своем первом, возможно, не во всем удачном, опыте. Поэтому хотел бы выразить еще раз признательность за возможность высказать свои мысли по такому интересному предмету, как литературоведение. Очень надеюсь, что данная номинация и в будущем займет достойное место на конкурсах этого Портала, на что дает надежду состав номинаций нового конкурса - IV Конкурса ВКР! С уважением, |
| Да не имеет исследование про Аполлона и Артемиду никакого отношения к литературоведению! Его задача: на основе древнегреческих мифов попытаться объяснить феномен древнегреческого гомосексуализма. Причем здесь литература? И как можно этот "герменевтический анализ" называть "крепкой работой", когда остров Кос именуется "фракийским", а Пелопс, оказывается, "основал" Пелопоннес? Понимает ли г-н Козловский, о чем он читал? |
| Уважаемый Аксель, работа "Опыт осмысления одного стихотворения", по большому счету, тоже имеет слабое отношение к литературоведению. |
| Дорогой Валентин! Если я правильно понимаю, г-н Аксель имеет претензии ко мне лично, а "Литературоведение" - лишь повод их высказать. |
| Михаил, я стараюсь воздерживаться от какого-либо участия во всеобщей сваре. И я понимаю, что нездоровая ситуация вокруг конкурса (о которой я лично весьма сожалею), мешает воспринимать некоторые другие замечания. Но я, как человек, получающий философское образование, хотел бы предложить прислушаться к словам Акселя. Упомянутая Акселем работа действительно не имеет отношения к литературоведению. В философии есть такое направление, как аналитика чувственности, в рамках которой разрабатываются в том числе многочисленные теории любви. В особенности же широкое поле открывается при использовании герменевтического анализа. Диву даешься, как иногда можно прочитать содержание того или иного произведения, например, такого платоновского диалога, как "Федон". Об этом Аксель, собственно, и сказал. Быть может, его слова и язвительны, но я могу засвидетельствовать, что принимать во внимание их смысл стоит, поскольку Аксель известен мне как специалист по античности, человек энциклопедических познаний, которыми славились ранее выпускники советских вузов. Энциклопедических не по принципу "обо всем понемногу", а глубочайших. Я, например, являясь не худшим, наверное, специалистом в ряде областей, по сравнению с Акселем - просто неуч. :) Само по себе данное исследование феномена сексуальности на примере греческой мифологии заслуживает серьезного внимания. Мне работа интересна с философской точки зрения, потому что я придерживаюсь иных методологических принципов. И я бы с автором крепко и с удовольствием поспорил. Но при чем здесь все-таки литературоведение? Ну и другая работа, мной упомянутая, по чести, должна была быть снята с конкурса - за несоответствие тематике, ибо она написана с позиций философа для профессиональных философов, а не литературоведов. Промашка вышла у автора... :) С уважением к участникам дискуссии, Валентин. |
| Спасибо, Валентин, за лестное мнение о моих познаниях. Хотел бы всё-таки отметить, что они вовсе не так широки и страдают зияющими пробелами. К сожалению, я не могу обосновать свою точку зрения о наукообразности статьи об Аполлоне... (статья слишком специальна), но не могу себе представить, как специалист по античности может допустить ляпы вроде "основания Пелопсом Пелопоннеса" и отнесения Коса к Фракии. У меня лишь смутные догадки о том, что дело здесь не чисто. Что касается Михаила Козловского, то к этому бывшему вундеркинду у меня недобрые чувства главным образом потому, что судит он, не удосуживаясь привести хоть какие-то аргументы в пользу своего суждения. Тем более по данному исследованию, о котором вправе судить только специалисты по мифологии, к коим, полагаю, г-н Козловский не принадлежит. |
| Кстати говоря, я бы не сказал, что статья наукообразна. Она вполне научна, если только к современной философии можно применить эпитет "наука". Другое дело, что в науке, равно как и в философии могут быть избраны ложные пути познания, что и произошло, на мой взгляд. Полагаю, сам Ганс-Георг Гадамер отнесся бы к этой работе скорее с доброй иронией. Именно поэтому я бы поспорил, думаю, что моей компетенции хватило бы, так как издавна в круг моих интересов наряду с философией (специализация - онтология и теория познания) и герменевтикой входит эпосоведение и теории мифов (помимо некоторых других литературоведческих дисциплин). Я специально не поленился и нашел полный текст этой статьи в интернете (в единственном экземпляре) - я не думаю, что с ней что-то нечисто, кроме того, что писал все-таки не специалист по истории античности. Но это все сугубо частные вопросы философов. Мой же главный тезис здесь - это не литературоведение. С уважением, Валентин. |
|
|