Обзоры и итоги конкурсов | Странное впечатление осталось после прочтения произведений выставленных в номинации «Научно-популярная и приключенческая литература» для детей. Тем более, что в Положении о конкурсе было уточнение, что номинация ориентирована на подростков. Такое чувство, что большинство авторов-участников в детстве не читали ни познавательные книжки, к примеру, Перельмана «Занимательная физика» или «Занимательная астрономия», ни приключения Майн Рида, Сеттона-Томпсона, Жюля Верна – список очень длинный. Иначе очень сложно объяснить, почему настоящие литературные сказки или вообще стихотворения для малышей оказались выставленными в этой номинации. Понять еще можно авторов фантастических и фэнтэзийных произведений – для них не было выделено отдельной номинации, и где-то их работы перекликаются с приключениями. Но с натяжкой. Потому как это совершенно самостоятельный жанр. Приключенческий жанр подразумевает возможные события и возможных героев в реально существующем земном мире. Согласитесь, что те же пираты и конкистадоры совершенно реальные люди, какими бы выдуманными они ни были, в сравнении с гномами, эльфами и говорящими котами… Исходя из вышесказанного, признаюсь, хотелось поддаться соблазну и сразу треть произведений просто не анализировать. Единственное, что остановило – небольшое количество номинантов. Итак, начнем помаленьку и по-порядку. http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=128664 КОНТРАСТЫ Что-то среднее между литературной сказкой, потому как присутствуют сказочные персонажи – говорящие коты, Черная и Белая королевы и фэнтэзи – героиня попадает в другой мир, в реальном мире время останавливается. Завязка сюжета напомнила историю с кляксой, которую сделали ребятишки в альбоме художника. И эту кляксу, то бишь, двух котят, необходимо найти, чтобы установить мир в сказочных королевствах. Видно как автор привнес свои собственные привязанности в выдуманные им миры – необычные цветы, лошади, любовь к живописи и необычному дизайну. Язык повествования светлый, но несколько наивный. Все это больше похоже на юношеские, даже детские мечтания. И в этом качестве они имеют право быть. Правда сказать, что это состоявшееся литературное произведение, не получается. http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=128744 Необычайные приключения Димки в стране Музыки Совершенно не для данной номинации творение, которое можно вообще не анализировать. Но возникает вопрос – а при чем тут Дима? Идея понятна, но не завершена, да и исполнение ее далеко не блестящее. Часто сбой по ритму, и это-то в произведении про музыку! Много совершенно грубых слов, недопустимых для детской аудитории. http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=128759 Про Сережку и про кошку Снова произведение не для этой номинации. Хотя само по себе стихотворение неплохое. http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=128820 Кто за мной, тот герой Первый возглас после прочтения «Ох, хорошо-то как!». Это добрые и смешные истории из детства с настоящими приключениями сразу же заставили вспомнить свои собственные детские проказы и фокусы. Уже с возрастом понимаешь, что именно они дарят в детстве ощущение счастья. Автору удалось очень точно передать эти чувства. Читается легко и с удовольствием. http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=129188 Златовласка и Боня В принципе, возраст поклонников жанра фэнтэзи не ограничен. Его читают как подростки, так и старики. И можно говорить, что это всевозростная литература. И представленное произведение можно было бы также отнести к данной номинации. Понятно, что это только начало большого приключенческого повествования. А дальнейшее развитие подразумевает взрослую жизнь героев с соответствующими темами и проблемами. Но, самое главное, так и не удалось выяснить, как автор воссоздаст исторические реалии 12 века в России, куда он посылает своих героев. Вопрос возник не случайно, потому как главный герой – историк, а вот создаваемая им фальсификация для путешествия совершенно не убедительна и безграмотна для историка, скорее присуща дилетанту: «Покупка дурацкого костюма сожрала почти всю мою наличность, но одно меня успокаивало - в двенадцатом веке, мне не пригодятся деньги семидесятых годов, двадцатого столетия. Дома, за своим любимым письменным столом, на куске отличного ватмана, я сочинил и выполнил тушью вполне съедобную (как мне казалось) по тем предполагаемым временам липу - что-то среднее между охранной и подорожной грамотами. Стилизованными под древнеславянскую вязь буквами, я вывел - Податель сей грамоты, Сидорин Владимир, является сокольничим княжича Всеволода. Препонов в продвижении коего не учинять, а напротив зело способствовать. Великий князь Юрий. На саму подпись князя Юрия, я накапал парафин с красной новогодней свечки и припечатал эту красную горячую лужицу большим царским пятаком за 1908 год, той стороной, где красовался ярко выраженный, выпуклый двуглавый орел. Грамота получилась очень внушительная, и настроение мое заметно улучшилось». http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=129279 И будет вечно длиться путь Когда начала читать сие творение, обрадовалась – наконец-то то, что полностью соответствует номинации, но чем дальше продвигалась по объемному тексту, тем больше возникало недоумения, вопросов и замечаний. Вот небольшой фрагментик текста с моментальными пометками в скобках: «Конечно, первое колесо даже в принципе имело не менее трех недостатков. Во-первых, оно было мало управляемым – катилось, куда само хотело. Правда, если его метко пустить с пригорка, то неслось на головы тех, кто был у подножия! Во-вторых, опережало скорость мысли тех, кто его катал – за ним было не угнаться, а, прибежав, наконец, туда, где оно наворочало, можно было оказаться в битых. Вот откуда еще пошли выражения – "набитый дурак", "круглый дурак" (а точная ли версия происхождения?)! Вот еще откуда пришли в Россию две беды – дураки и дороги! (притянуто за уши) И, в-третьих, колесо, давая возможность человеку передвигаться быстро и далеко, воленс-неволенс (волей-неволей) породило так называемую жажду странствий, охоту к перемене мест, которая уже граничила с бродяжничеством! (все-таки процесс был обратный – сначала странствия, а потом к этому делу приспособили колесо). А дальше пошло еще хуже. Началось такое невообразимое коверканье русского языка, а-ля русская речь 18-19 веков, что еле удалось сквозь него продраться. При этом автор умудрялся еще и странные политические и не совсем корректные шпильки вставить, видимо напрочь забыв, что рассматривается литература для детей и подростков. Несколько затянутыми и технически сложными являются статистические данные, не все «лучики истории», если ориентироваться на подростковую аудиторию, должны быть использованы. И в то же время, исторический материал о развитии железной дороги очень любопытен и наверняка будет интересен мальчишкам. Поэтому вывод один – автору нужно доработать свою повесть так, чтобы взрослым не было стыдно перед детьми. http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=129362 Стекляшкин учится смеяться Замечательная литературная сказка с нетривиальным героем. Просто и со вкусом. Но ее место не в этой номинации. http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=129843&pid=151 Про мамонтёнка Диму и его друга крокодила Женю Так и не осилила прочитать до конца сие творение. Во-первых, к номинации НПЛ оно никаким боком не относится, во-вторых, написано совершенно корявым языком без какого-либо выдержанного ритма, да и интонация слишком назидательна. http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=129848 Суперинсект Неплохая история, герой не заезжен, но требует доработки, особенно стихотворные вставки. Например: Стрясся в лесу том пожар, (Это как?) Огонь пожирал всё на свете. (Так огонь был в лесу или на всем белом свете?) На радость жестоким врагам, (Это какие враги у медведей в лесу?) В лес им нельзя возвратиться. Много по тексту стилистических погрешностей. Но главный вопрос – что такое суперинсет? Сколько ни искала в словарях, так и не нашла значение этого слова. Что ж тогда говорить о детях, как они поймут? http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=129921 Охотники за кошмарами Опять незаконченное произведение. Пока сложно судить о достоинствах и недостатках, разве кроме того, что начало сюжета банально. Есть проблемы с русским языком. Непонятно разбиение на столь маленькие главки. Все вместе может стать просто прологом к настоящим приключениям. http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=130342 Лютик-Хризантема Второй рассказ, который безоговорочно пришелся по душе. И сюжет, и идея, да и исполнение тоже. http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=130354 Как Бельчонок потерялся Вообще-то это стихотворение надо было разместить в номинации до 6 лет… http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=130506 Другой мир Хорошая сказочно-фэнтэзийная повесть. Хочется дочитать до конца. Правда немногочисленные авторские ремарки отдают назидательностью и выбиваются из общего повествования. http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=130641 ЛЕЙБ-ГВАРДИИ КОННОГО ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ПОЛКА… Самое большое произведение и, наверное, больше всего вызвало размышлений. Сказать просто – понравилось, очень мало. Вот где показана любовь к Родине, пусть она и далеко, и где-то недоступна. Она сквозит и в той скрупулезности, с которой собрана история одного полка, и в гордости от своего происхождения, и в том порыве объединения, который свел всех на причале в Вене. Но с другой стороны во всей этой истории чувствуется отстранение от сегодняшней, настоящей России. Здесь любовь живет в памяти потомков первой волны эмиграции. А потому несколько рафинированными и театральными выглядят удлиненные диалоги. Но в целом это добротное, качественное литературное произведение для детей и юношества, которых так сегодня не хватает. http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=130731 ТРИ БОГАТЫРЯ Сама по себе задумка переложить былины на более доступный детям современный язык прекрасна. Идея эта достойна поощрения. Но выполнение на очень низком уровне. Автор демонстрирует некоторое знание истории, но – далеко не полное. А уж из-за пренебрежительного отношения к словам (или все же стоит говорить о незнании языка?), которые он использует, эту поэму-сказку-быль детям читать вредно. Не в одном, и не в двух местах, а очень часто ударения в словах смещены, слова употребляются неверно. Из-за пренебрежительного отношения к историческим реалиям напоминает принятые в последнее время голливудские вариации на заданные темы (про того же Геракла). Есть понятие – амазонка (греч. мифология), есть понятие – поляница (русс. мифол). В рамках данной истории их соединение не уместно. Даже в вымышленной истории, особенно историческо-былинного характера автор должен придерживаться исторически точных деталей. Например: Днепровское левобережье вместе с Курском перешло под власть киевского князя в 1036 году, а княжил тогда уже Ярослав Мудрый. Византия Руси никогда не платила дань, были разовые выплаты после походов Олега, затем Игоря. Русь получала своего рода контрибуцию, русские купцы получили льготы при торговле, были и другие условия договоров (которые, кстати, Византия выполняла неохотно) Щит Олега, как утверждают, был сброшен с врат Константинополя, почти сразу после ухода Олеговой дружины, ко времени Владимира Святославовича об этом щите византийцы уже и думать забыли. После принятия Русью христианства императоры Константинополя смотрели на Русь как на своих подданных, руководство Русью осуществлялось через митрополитов, которых назначал император. Но следует оговориться, что сразу после крещения Руси из-за обиды на Константинополь Владимир просил о назначении митрополита болгарского императора. Фактически митрополит константинопольский впервые прибыл на Русь при Ярославе Мудром, после того, как Византия разгромила непокорных болгарских императоров. Вообще очень сложно отнести к разделу научно-позновательной литературы, да и к приключенческой можно отнести с большой натяжкой. http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=131387 Тайна речного водоворота Нет ни смыслового, логического, ни художественно оправданного перехода от истории мальчика к древне-исторической приключенческой части повествования. В исторической части, как и во всем остальном тексте, очень много совершенно безграмотных слов, неправильно используемых образов и фактов (не соответствующих времени повествования). Все это скорее похоже на схему будущей повести, но никак не на законченное литературное произведение. Мало придумать героев и сюжетную линию, из них надо соткать художественный текст. Здесь же его нет. Есть исторические неточности. Например: хазары сошли с исторической арены в 10 веке, печенеги растворились в болгарских степях в 11, половцы пришли позднее, затем, породнившись с русскими князьями, стали называть их братьями. Кстати, это и было причиной первого нападения на Русь орд Батыя. О викингах в 12 веке также не упоминают летописи, они властвовали до образования Руси. В двенадцатом веке еще не было большого разделения на виды рыб. Исключение разве что составляли осетровые. Есть и другие неточности, так в мае, даже в поволжье еще не цветет иван-чай, да еще и одновременно с земляникой, а дикие зерновые еще не созревали в начале июля. И так далее. В общем, автор сам в тексте дал заключение своему творению – псевдо-наука… Я бы добавила – псевдо-литература. http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=131533 Детективное агентство "Чибирь-розыск" Веселая история. Читается легко. Хороший юмор. Жаль только, что к традиционному жанру НПЛ и приключений отнести сложно. Это даже не фэнтэзи, а фантазии на сказочные темы в современных декорациях. Есть несколько смысловых запинок. Например: «Женьке весной исполнилось четырнадцать лет, и она чувствовала себя взрослой, много повидавшей женщиной». http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=132057 РЫЖАЯ ВЕРКА Похоже что повесть дана в сокращении. И видимо поэтому история главной героини выглядит несколько рваной, другие же герои, например, сводный брат Марик, вообще выглядит схематичным. При том, что это повесть о судьбе девочки, она выглядит далеко не детской и даже не подростковой. Над теми проблемами, которые пытается раскрыть автор, должны думать взрослые… Тематике номинации не отвечает. http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=132072 Летающий город Хорошо читаемая, совершенно детская фантастически-сказочная повесть, которую можно рекомендовать даже с пяти лет. Простой и ясный язык. Понятно, что уже написано столько, что любой идее можно найти аналог, здесь сработала ассоциация с Волшебником изумрудного города и его продолжениями. Но сюжет воспринимается совершенно самостоятельным и неплохо сделанным. http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=132405 МАШИНА ВРЕМЕНИ Все хорошо, только мама в этом рассказе выглядит уж совершенно не читающей и даже излишне простоватой. http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=132936 Колобкиниана (старая сказка в стиле поэтов Серебряного Века) Вот мне интересно, когда автор размещал свои эксперименты в этой номинации, он читал Положение о конкурсе? Или главное было просто разместить? http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=133011 Стойкий оловянный солдатик Немного схематично. Даже собственное обращение к сказке Андерсена автором, все-таки не позволяет использовать то же название. Но рассказ неплохой. Тем более, если учитывать, что наши дети сейчас читают мало. И вряд ли у них возникнет ситуация де жа вю. http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=133935 Иван - дырявый карман К научно-познавательной и приключенческой литературе это, увы, никак не отнесешь. http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=134632 ВИКТОРИЯ Очень романтическая история. Весьма в духе современных боевиков. Но ее очень сложно отнести к детской, подростковой литературе. http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=134726 Правда и Кривда Это сказка, притча относится к нравоучительной а не научно-познавательной литературе. http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=134891 Приключения Квазарика Автор сам назвал эту вещь повестью-сказкой. Это действительно замечательное произведение, одно из лучших, выставленных на этот конкурс. Простой и одновременно искусный язык повествования, интересные герои и достаточно неожиданный, но мудрый и глубокий финал. Такое редко встретишь. Очень жаль, что автор не в той номинации выставился. Эту бы повесть, да с замечательными иллюстрациями отдельной книжкой издать! http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=135052 ПРИКЛЮЧЕНИЯ ВЕТЕРКА Ну что сказать… По сюжету – вторично. Стоит только вспомнить маленького гнома Васю из мультика. К теме научно-популярной и приключенческой литературы не относится никак. Вот если бы в сказочной форме были раскрыты какие-то природные, физические законы из жизни ветров и ураганов, тогда был бы другой разговор. А так это ближе просто к литературной сказке. http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=135157 ЛЕСНЫЕ ИСТОРИИ Вот то, что требуется! И к теме номинации, и детям. Последнее – главное. Написано просто и ясно. Есть небольшие запинки по лексике. Но их немного. «Леса - большие союзы, конгломераты» Боюсь, что дети не знакомы с этим словом. «Вот суровый зимний лес с опавшей листвой…» Опавшие листья – осенью, а зимой лес вообще без листвы. Нужно поточнее. И вот что удивительно. Сколько бы ни писали о природе, начиная с миниатюр Пришвина, рассказиков Бианки или романов и повестей Кервуда, тема жизни природы никогда не окажется исчерпаемой. Главное суметь увидеть и точно и просто передать всю красоту и сложность взаимоотношения человека с природой. Автору это удается. http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=135426 Последний замок Князя Повесть-притча. С предсказуемым финалом, однако, это совершенно не остановило чтение. Наоборот, хотелось прочувствовать, КАК автор раскрывает всеми понимаемые и вроде бы принимаемые истины. Вкусно, интересно. http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=135462 Страна за облаками Второе, по-настоящему научно-фантастическое произведение, в котором главное – психология человеческих, подростковых!, взаимоотношений. Финал открыт, то ли потому что, это только фрагмент, то ли задумка автора. И в том, и в другом случае хорошо. Во-первых, потому что действительно хочется узнать, что же будет дальше, а, во-вторых, неплохо и самому читателю додумать. Что говорит о достаточном мастерстве автора. Одно из лучших произведений в данной номинации. |
| Уважаемый обозреватель, возможно, и силен в истории, но тоже допускает неточности. Иначе он не написал бы, что Византия осуществляла "руководство Русью через митрополитов". Никакого "руководства" в политическом смысле и в помине не было, а "смотреть" на русских как на своих подданных византийские императоры, конечно, могли (в чем я сомневаюсь), но смотреть - не править. Другое дело, что Византия нуждалась в Руси, как в союзнике против своих многочисленных врагов, старалась подчинить Русь своему идеологическому и культурному влиянию, и, через церковные дела, стремилась влиять на политику Руси. Термин "болгарские императоры" - неточный; болгарские вожди, приведшие "протоболгар" на Балканы, сначала именовались ханами, а после славянизации "протоболгар" - царями. Поправка по языку: русские добились от византийцев льгот не "при" торговле, а в торговле, или торговых льгот. |
|
|