Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Обзоры и итоги конкурсов
Автор:Надежда Коган 
Тема:Конкурс "Детство, детство, ты куда ушло..." Обзор поэзииОтветить
   На мой взгляд, конкурс «Детство, детство...» в отношении представленных на него поэтических произведений удался. Особенно, если учесть различные виды трактовки заданной темы.
    А эти трактовки можно скомпоновать в три раздела.
    Первый — это «Детство, взгляд изнутри». В нем воспоминания лирических героев о собственном детстве, детские переживания, попытка возродить самые яркие эпизоды той ушедшей поры.
   
   
    В первом разделе, самом большом по количеству представленных стихов, перед глазами читателя разворачивается калейдоскоп ярких картин, так что поначалу даже теряешься в этом потоке воспоминаний и размышлений. Однако, если всмотреться внимательнее, то начинаешь понимать: для кого-то детство — это сложенные в альбом пожелтевшие фотографии, а для кого-то — абрис личности, либо только раскрывающейся миру, либо уже сформировавшейся, но глубоко спрятанной под взрослым жестким рационализмом нашего современника.
    Именно об этом говорится в стихотворении ПОДПИСЬ ПОД МОЕЙ ДЕТСКОЙ ФОТОГРАФИЕЙ (автор Minimorum). Автор тоскует по детской открытости, эмоциональности и сопереживанию. Наверное, это и есть счастье, которого так не хватает логичному, умному нашему веку. И тоска по этому счастью — быть самим собой — отзывается в душе читателя...
    А для Марка Луцкого и Эдуарда Караша ярчайшее воспоминание детства — это их духовные наставники: писатель Павел Бажов и школьный учитель Иван Осипович Серов.
    И, на мой взгляд, стихотворение о школьном учителе — представленном без прикрас, с некоторой долей мальчишеской иронии: «Ванечка», плачущий над пушкинскими строками..., и с последующей взрослой оценкой — одно из самых сильных на конкурсе. Ведь наше детство — это не только беззаботная пора, это еще и время формирования души. А как мы часто об этом забываем!
    Стихи Марка Луцкого все же слабее, им, на мой взгляд, не хватает самой элементарной доработки. Особенно не дотягивает финал стихотворения.
    У памяти, как и у творчества — свои законы. И когда автор пытается охватить мысленным взглядом всю панораму детства, получается слабая схематичная картинка, как в стихах у Евгения Михайлова, Татьяны Семеновой, Юрия Юрченко, Виттора Силье, Ирины Фаер.
    И даже если луч памяти выхватывает какой-то близкий сердцу уголок, это тоже не всегда ведет к художественному открытию. Обветшалый дом Натальи Радуги, тихий дворик Семена Венцимерова, Город Будущего Ирины Явчуновской, остаются картонными декорациями под транспарантом: «Здесь проходило мое детство». В этих декорациях мало живого чувства, мало личностного переживания...
    Ведь детство — это не географический пункт на карте, как, скажем, городок Белая Холунь или старая мельница. Это странное место, которое сохранилось до сих пор в глубине души, и, словно сказочный город Китеж, вдруг всплывает из темных вод памяти. Вот такое «всплытие», проявление старого дагерротипа есть в стихотворении «Ганса ждала бедная Гретель» автора Гордиевский. Ветхая книга сказок, которую перелистывает ветер, осенний парк, снегири, качели, застывшие «в объятиях сна и прохлады» и бедная Гретель из сказок братьев Гримм, которая до сих пор ждет Ганса...
    Наверное, все-таки детство — это не «когда» и не «где». Это - «как». Это свет из окон, делящий мир на свет и тень, острое ощущение жизни - онемевших от холода пальцев... горячей картошки в мундире... метели, пахнущие яблоком... как в чудесных отрывках «Детство послевоенное» Ефима Хайата.
    Путешествие в страну «как» совершается волшебно — у Сергея Ворошилова в стихотворении «Мать-и-мачеха» - через солнечные веснушки первых весенних цветов — и этот образ воскрешает давно забытый счастливый миг: веснушчатый мальчик за закорках у смеющегося отца. У Натальи Ланге (Пегас) в стихотворении «Детство» - автор погружается в созерцание своего старого дома, и вот уже проявляется картинка, как она неуклюже «топает по лужам навстречу маминым рукам». Ольга Уваркина наполняет стихотворение живыми и точными реалиями, движением, звуками, ощущениями, и –оживает прошлое, чуть печаля нежданной концовкой «И горя нет... покуда».
    Незамутненной радостью детских лет искрится стихотворение «Босиком по лужам» Лютэль. Звук, ритмика, пушистые лапы волшебных грез и покой насупленных дубов — все здесь работает на создание единого образа. И хотя автор смотрит в детство, словно в «светлый сон» из сегодняшнего дня, тем не менее стихотворение светится, словно летний день и дышит свежестью, как «слепой» дождик.
    Живое чувство есть и в стихотворении «Старая фотография» Люче. Ведь детство всегда живет ожиданием чуда. И обманом этого ожидания. В этих строчках есть и легкая ирония автора над собою, над обидой обманутого ребенка, которому сказали — вылетит птичка. И умудренный вывод о действительном месте обитания обещанных птиц. И не угасшее до нынешних дней детское ожидание — а может быть, чудо все-таки состоится?
    Говоря об уходящем детстве мы, наверное, подразумеваем какую-то границу, до которой была гармония, сказка, единение с миром, а вот перешли — и все... Как в «Детсадовской истории» Галины Мальцевой. Ведь не просто стеклянный шар отобрал мальчик у лирической героини, а дар тепла, дружбы, любви. И равнодушно отдал его в другие руки. И мы делаем первый шаг во взрослый мир, где такие черные анти-чудеса — сплошь и рядом....
    Так и уходит детство — вслед за утратами. И самая страшная утрата — это смерть близкого человека. Очень ярко и образно сказал об этом Дмитрий Шунин в стихотворении «Последний день детства» — словно по сверкающему зимнему дню провел невидимую границу. Здесь все работает на замысел — и пушистые елки, и почтовые марки, и холод предчувствия, и резкий обрыв стихотворения....
    А еще детство уходит не только от утрат, но и от приобретений. Как у Анны Бех «Еще спросонок» - пришли новые чувства: нежность, грусть, и вот:
   
   
    «Как доверчивый,
    Жалкий,
    Босой котенок...
    Потерялось
    И плакало, плакало
    Детство» ...
    А вот у Светланы Аркадьевой – детская любовь разбивается в осколки жесткой и горькой действительностью… И эти стихи – больше, чем о детстве, это трагедия людей, которых предает их собственная страна…
   
    И отдельно хочется сказать о стихотворении «Попытка к детству» Николая Хлебникова. На мой взгляд в нем органично соединились зрелое мастерство поэта, настолько уверенно владеющего формой, что он эту форму как будто вот только что создает — с великолепным озорством и озорным вдохновением. И получается то ли сказка, то ли притча, то ли песенка. И пусть чуть грустна история о забавных человечиках — но самобытна и художественна на все мои 10 баллов! И кстати, в этом произведении есть ответ на вопрос из из названия конкурса: «Детство, детство, куда ты ушло?». Да никуда оно не ушло. И не уходит, а остается с нами – способностью к творчеству, фантазией, игрой, озорством… Вся беда в том, что переходя в категорию «Взрослого», «Родителя»,
    мы начинаем смотреть на детство со стороны.
   
    Стихи такого направления я поместила в раздел: «Детство — взгляд извне»
    С этой точки зрения можно просто порассуждать, что такое детство, посмотреть на ребенка с умилением глазами взрослого дяди, или любящего родителя. Соответственно получаются слабые стихи, как у Сергея Соколова, Владимира Голубчикова, Светланы Тишкиной, Вир Вариуса, Nicol, Куликова, Светланы Симоновой, Карапетьяна Рустама, А. Невишневского, Натали Арцименюк. Несмотря на мощное сюсюканье читателей, увидевших в таком умилении самих себя, не могу в этом списке отметить ни одного достаточно сильного стиха. Даже сильный и серьезный поэт юлич, встав на такую позицию, написал бодрые стихи «к дате».
   
    Гораздо больше мне понравились те стихи, где авторы всерьез, по-настоящему стремятся понять маленького человека, а иногда и ощутить, что ребенок в чем-то выше и лучше тебя, взрослого… Вот, как, например Игорь Ильх в стихотворении «Айда». Он грустно признает, что детская фантазия, детская игра, могущество маленького волшебника ему уже недоступно. И оставляет сына одного в его волшебном мире.
    Та же ситуация описана в стихотворении Натальи Троицкой «Сынишке». Но она существенно мягче – мама смиряется с превосходством сына, и оценивает его уступки не как свою победу, а как его любовную бережность. Такое понимание дорогого стоит. Хотя и здесь речь идет о неизбежном отдалении друг от друга.
    В стихотворении «Детский мир» автор Готтрайх решает эту проблему мудро: перечислив множество детских вопросов, веселых и серьезных, неожиданных и каверзных, он приходит к выводу – ничего не поделаешь, надо заново открывать этот мир вместе с юными естествоиспытателями­…­
    А вот в стихотворении «Старая собака» автора Масленок описана настоящая трагедия – соприкосновение логичного, рационального мира взрослых и детское его восприятие. Ведь хозяин старой собаки не жесток, не монстр какой-нибудь. Он совершил обоснованный, даже в чем-то гуманный поступок: пристрелил старую собаку, чтоб «не мучилась потом». Отчего же «два пацана, как два кутенка, скулили тихо за кустом»?
    Никто не виноват, только отчего так больно?
    Оттого, наверное, что не всегда человек может встать на такую позицию, как автор стихотворения «Полосатая потеря». Конечно, это не стихи для детей. Это стихи для взрослых. Особенно для тех, которые полностью согласны, что от кота – блохи. И шерсть. И постоянное беспокойство. И вообще – конечно, без него лучше. Только вот почему мама сквозь слезы говорит дочке «Где-то ходит эта морда, позабыв, что мы – сиротки»? И в отличие от предыдущего стихотворения, где гибель собаки перечеркивает всякое взаимопонимание поколений, здесь все по-другому. Здесь тепло и ясно, несмотря на то, что грустно.
    Так же тепло в стихах Маши Дубиковской «Большой». Проблема, возникающая во многих семьях, там, где появляется второй малыш, и первый, старший, вдруг оказывается без внимания. Но как мягко, как любовно, как искренне решает ее героиня этого стихотворения! Самое главное, наверное, понять и почувствовать обиду и заброшенность своего «большого». А уж расцеловать малыша и объяснить маленькому человеку, что он – счастье! – для этого нужно не просто понять сынишку, а суметь вернуться в свое детство…
    Лукаво и нежно описана еще одна детская драма в стихотворении Дины Лебедевой «Она ушла»…
   
    И наконец, еще одна позиция «взгляда извне» - это гражданская лирика.
    Стихотворение Малыш автора kasatka .Сильные стихи, яркие, эмоциональные. Единственная претензия — почему только Кавказ? А что, во время наших зачисток дети не погибали? Гораздо сильнее и глубже бы звучали стихи, если бы упрек автора был адресован всем взрослым дядям, с упоением играющим в войну....
    Безусловно сильные стихи у Елены Шуваевой-Петросян – о горе матерей, потерявших детей в бессмысленной бойне. Их сила и мастерство не оставят равнодушным ни одного читателя.
    В стихотворении «Найди меня, мама» Надежды Цыплаковой – не менее сильно и глубоко раскрывается другая трагедия – одиноких, брошенных детей.
    В этих стихах авторы говорят с читателям напрямую, открыто выражаю горечь и боль.
    А вот в стихах Виктории Тищенко «Фейерверк» боль за бесприютных детей, которых воспитывает улица, спрятана под внешне бесстрастный монолог девочки, привыкшей к подобному существованию, и даже в этой беспросветной тьме умеющей радоваться своим праздникам.
    В стихах Светланы Громовой «Я никогда не смирюсь» свободный ритм придает повествованию достоверность, почти дневниковость. И простота изложения еще более подчеркивает трагизм произошедшего.
    К гражданской лирике я бы отнесла и стихотворение Юрия Юркого «Любви несчастной черепок» - Яростный монолог и концовка, от которой защемила сердце.
   
    И, наконец, стихи для детей.
    Из детских стихотворений мне понравились немногие.
    Доктор Лентяй Резина. Почти детское Понравилось — любимая детская игра в абсурд, причем по-настоящему весело, практически без взрослой натяжки. Перекличка с Хармсом, веселое отрицание официоза...
    Logic Amargo Дракон в ожидании Отличный юмор!
    В остальных детских стихах назидательность или заимствование… Не зря говорят, что писать для детей гораздо труднее, чем для взрослых.

 1   2 

Надежда Коган[12.09.2008 09:33:11]
   Я поняла, Ира. И это потрясение Вы сумели передать...
А. Невишневский[09.09.2008 09:52:51]
   "С этой точки зрения можно просто порассуждать, что такое детство, посмотреть на ребенка с умилением глазами взрослого дяди, или любящего родителя. Соответственно получаются слабые стихи, как у Сергея Соколова, Владимира Голубчикова, Светланы Тишкиной, Вир Вариуса, Nicol, Куликова, Светланы Симоновой, Карапетьяна Рустама, А. Невишневского, Натали Арцименюк. Несмотря на мощное сюсюканье читателей, увидевших в таком умилении самих себя, не могу в этом списке отметить ни одного достаточно сильного стиха. Даже сильный и серьезный поэт юлич, встав на такую позицию, написал бодрые стихи «к дате»."
   
    Одно и тоже произведение в разных конкурсах оценивается по разному. Уровень конкурса, уровень рецензента, я это всё приемлю как должное. "...мощное сюсюканье читателей, ..." на свой счёт не отношу, поскольку нет ни единой рецензии на моё стихотворение. Вами не рассматривается техника, размер, ритм, и т.д. Только содержание. Не оспариваю Ваше суждение, но полагаясь на отзывы тех, для кого стихотворение написано ("Чудесная картина утра, правдивая жизненная история, выполненная несколькими штрихами и т.д."), я не склонен спешить отнести стихотворение к "слабым". Спасибо за обзор, с уважением к Вам, автор.
Надежда Коган[12.09.2008 09:56:09]
   Вы знаете, с точки зрения ремесла, стихотворение тоже далеко не шедевр. Все-таки рифма силки-поспит, да еще в последней, ударной строфе отнюдь не украшает стихотворение. Конечно, картинка жизненная, но хотелось бы большей точности. Вот смотрите -
   
   "Заиндевелое подворье,
   собака лает на цепи,
   в хозяйстве мужичку подспорье,
   а мужичок в сарае спит.
   
   Стащила курицу, плутовка, "-
    Кто стащил? Собака? Других персонажей в стихе пока нет.
   Вы скажете, понятно, кто куриц таскает, но тем не менее уже невнятность.
   Пошли дальше - мужичок спит в сарае оттого что заварил некрепкий чай и, видимо, от этого не укараулил лису. Но ведь это можно было сказать и точнее, и ярче. Штрихи уж очень у Вас прерывистые получаются.
   
   И в кучу свален "лисий след", и отелившаяся корова. С временами в стихе тоже разброд - о корове сказано в настоящем времени, следом идут действия мужичка. И получается, что мужикок в одно и то же время спит в сарае и перевязывает пуповину. И улыбается деду Прокопу, и учится делать силки.
   И почему ожОг может произойти от поглаживания бока и спины у коровы?
   Словом, подробности подробностями, а несуразности в стихотворении на каждом шагу.
   Спросите об этом у Ваших доброжелателей, я думаю, что они это тоже видели...
А. Невишневский[18.09.2008 09:50:55]
   Я не отношу своё стихотворение к шедеврам. Но причём здесь ordnunq (порядок!). Кому может прийти в голову, что собака стащила курицу. Такую собаку в хозяйстве не держат!
    Я Вам признателен, что Вы для меня нашли время. Возможно я вернусь к этому стихотворению, но не сейчас. С уважением автор.
Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН[17.09.2008 17:02:02]
   Надежда, сердечно благодарю за внимание к моему стихотворению и отзыв.
   Спасибо! И так жаль, что Слово утратило силу...
   Взываем, взываем, а мир превращается в жесть...

 1   2 

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта