Информация и новости Поэтического турнира «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой | Друзья!! Зимний Турнир благополучно подошел к концу. Несмотря на различия во мнениях и взаимные комплексы («Ну почему я думаю иначе?»), результаты не разочаровали. Победили достойные, сильные авторы. Вы только посмотрите, сколько наград на их страницах. Значит, их талант оценен не только нами. Что еще сказать вам? Сделано главное: у нас состоялась именно КОМАНДА, а не просто набор разных личностей. Мы славно потрудились, выработали основные принципы работы. Да, было всякое, но это и есть работа. Любой из нас чувствовал, что его идеи-мнения будут спокойно и вдумчиво восприняты, рассмотрены. Были локальные конфликты. Не все были разрешены благополучно, но мы старались не дать им разгореться до масштабов вселенских катастроф. Нам показалось, что Хит в этот раз протекал немного суховато, но и в этом мы видим свои положительные моменты – в отсутствие чересчур пылких страстей на трибунах команда больше времени уделяла собственно разборам работ и разработке заданий. Да и нельзя сказать, что интерес к Хиту был недостаточен. Турнир длился почти полтора месяца, а если учесть время, отведенное на прием заявок и длинный-длинный период послетурнирных мероприятий, то и все два… За это время просмотров тем Хита в сумме было около 12 тысяч, а отзывов в них – больше полутора сотен! А сейчас, возможно, и того больше, потому что Угадайку и последующие темы мы просто не считали. На конкурс было подано в общей сложности 128 работ, да и внеконкурсных было предостаточно – 73. Такое огромное количество работ сделало бы честь любому «большому» конкурсу. Надо сказать и о качестве самих работ. Откровенно слабых, как порой бывает в конкурсах ЧХА, в Хите не было. Все же сражаться в Хите идут уверенные в своих силах авторы. Процент работ, не соответствующих условиям заданий, был не выше, чем в «больших» конкурсах. Даже меньше, потому что в Хите хочешь не хочешь, а задания как раз читаются очень внимательно. Другое дело – не все запоминаются. )) Везде и всюду большую роль играл пресловутый человеческий фактор. Вот что написал в письме Эльдар Ахадов (публикация им разрешена): - Я больше думал над причинами своего проигрыша в полуфинале... Человеческий фактор: 1. Когда я прошляпил условие конкурса (про первое-последнее слово), я обозлился на себя и заторопился исправить положение, в результате чего - отошел от темы. 2. Я приложил процентов на 20 больше усилий на решение проблемы лесенки из-за того, что посчитал обязательным условием, чтобы не было слога из одной буквы, а визави ими спокойно пользовался, пока я по-глупому упирался нараскоряку там, где упираться не надо было вообще... Вывод: условия конкурсов лично мне надо читать и заучивать наизусть. Вывод стопроцентный, наверняка не я один такой. Условия были довольно жесткие - крупные, и при этом «мелочевка» часто ускользала от внимания, когда человек сосредоточен на одном, а писать ещё ой-ёй-ёй сколько строк, «прошляпить» нюанс концовки можно запросто. Кстати, с переменой слов в строке-ключе у меня было то же самое, ведь я не подумал о том, что нужно менять ОДИН раз и в дальнейшем измененное уже не трогать, потому я и менял спокойно все измененные слова. Прочитал, но воспринял только первую часть фразы... как бы мозг, оказывается, читает и воспринимает только начало фразы, а завершает фразу автоматически, не предполагая того, что реальная концовка предложения выглядит совсем не так. То есть я читал не то, что написано, а то, что мне казалось там написанным! Психологический казус. Уверен, что, если бы все воспринимали условия буквально, то результат БЫЛ БЫ СОВСЕМ ИНЫМ. Разрешите сказать пару слов о работах Хита? Точнее, нам хочется остановиться на основных ошибках Рыцарей. Есть несколько общих замечаний, равно относящихся к любому туру. Первое – невнимательное прочтение Задания. Одно требование запомнили, на другие внимания не обратили… Второе – перегибы в одну или другую сторону: то писали от души, забывая о спецусловиях, то составляли «конструктор»… гармонии того и другого было не так уж и много. Начнем с первого тура… С чем мы столкнулись в первом туре? Различное толкование оксюморонов. Иногда Рыцари пытались выдать за оксюморон нечто, им не являющееся, не сочетание противоположного, несочетаемого в одном понятии или объекте, а последовательное изменение свойств этого объекта: было таким - стало таким, вполне естественный процесс («Краснеет бледное лицо»). Иногда это была, скорее, метафора («живой свинец», «дождь огней»), иногда – антитеза («В толпе друзей я никому не нужен!», «Я в будущем году вчерашний день нашёл», «В который раз навек и безвозвратно»), иногда – гипербола(«слезы рекою»), частенько – просто эпитеты («золотые нити мишуры»,«недобрые песни»). «Летний лед»- просто обычное сочетание (например, из холодильника, либо ледник в горах, либо на Южном полюсе. :) Нарушения схемы рифмовки тоже были)) Но наибольшие споры вызвали именно оксюмороны. Были в их применении две крайности – Тамплиер увлекся раскрытием темы, поведал о находках и потерях всей своей жизни, начиная с детства, а оксюморон применил только в названии, где он как раз был необязателен. Стихотворение получилось замечательное, но, увы, проиграло сопернику, также раскрывшему тему, но с применением вполне удачных оксюморонов. Другая крайность - создание стихотворения, просто нашпигованного оксюморонами (что мешало целостному восприятию текста), зачастую смотревшимися как вставные номера. А вообще, несмотря на разночтения в определении оксюморонов, Рыцари свою задачу выполнили – было написано множество хороших стихов… Думается нам, после некоторых доработок многие из них станут победителями «больших» конкурсов ЧХА и других ресурсов. А некоторые стихи можно и без доработок выпускать в большое плавание. ) Второй отборочный тур Этот тур стал едва ли не самым сложным во всем зимнем Турнире, мы этого даже не ожидали. Основные ошибки во втором туре: 1. По формированию ключей 2. По соответствию смысла стиха девизу 3. По сохранению сквозной рифмовки 4. По сохранению ритма в девизах 5 Наличие зимнего сезона Кто-то, не читая текста, писал так, как показано в примере, уповая на то, что уж там-то все правильно и хорошо. Но – пример не писался специально для этого задания, а был подобран подходящий, поэтому руководствоваться только им – подход неправильный. И писали Рыцари, в основном обращая внимание совсем не на те моменты, что были оговорены в тексте задания. Во многих работах начисто отсутствовал зимний сезон, хотя в задании это требование было. Четверо Рыцарей не увидели требования о сквозной рифмовке, о которой очень четко написано в Задании: «Рифмический рисунок каждой строфы строгий: abaab. Последовательность расположения рифм во всех последующих строфах - abaab cbccb dbddb ebeeb fbffb. Просим обратить внимание на сквозную рифму b, проходящую через все стихотворение!» Изменили по ходу стихотворения ритм в девизе трое Рыцарей. Это же не только нарушение спецусловий, но и техническая погрешность. Рассмотрим основные претензии к формированию ключей-девизов. О повторе девиза во второй строке никаких специальных указаний не было. Повторили - молодцы, не повторили- некритично. Речь о расстановке ключей. Что было написано в задании? «Последняя строка первого пятистишия - это выбранный вами ключ ко всему стихотворению, повторяющийся с изменениями в последних строчках каждой строфы. В последней строке второй строфы изменяется первое слово ключа, в последней строке третьей - повторяется ключ из второй с изменением второго слова, в четвертой - ключ из третьей с изменением еще одного слова и так далее, пока в последней - ключ не изменится до неузнаваемости.» Каждый последующий ключ изменяет ПРЕДЫДУЩИЙ (а не первоначальный) всего на одно слово. Так и написано в задании черным по белому. Смотрим образец. Воздух, Земля, Вода, Огонь! Силы – Земля, Вода, Огонь! Силы дают Вода, Огонь! Силы дают сохранить Огонь! Силы дают сохранить Покон. Видите? Везде на одно слово последовательно изменяется предыдущий ключ. А как у вас? Ошибка номер один – оставляли конец первого ключа, а начало менялось бессистемно: Нет драгоценней сокровищ души. Всё ж - драгоценней сокровищ души? Вместо нетленных сокровищ души. Купит прощенья для грешной; души В небе полночном сияла звезда. Ошибка номер два – сил выполнить задание по ключам до конца задания не хватило Доблесть, решимость, отвага! Вера, решимость, отвага! Вера, Надежда, Отвага!» Рыцарский подвиг – во благо! В самом последнем ключе последовательная смена слов нарушена. Ошибка номер три – смена ритма при изменении ключа Если двусложное слово заменить на трехсложное, далее менять уже приходится относительно него. А ритм-то сменился! «Верность, Доблесть, Честь». «Исправность, Доблесть, Честь»». Исправность, прыть и Честь. Исправность, прыть и… лесть. Были и другие нюансы… Но все, что не оговаривалось в задании напрямую, трактовалось в пользу Рыцарей. Хотим сказать, что если на техническую сторону задания внимания не обращать, а просто оценивать поэтичность, то во втором туре найдется немало весьма удачных произведений, а некоторые стихи могут в будущем стать и песнями, настолько они мелодичны. Спасибо Рыцарям! Третий тур… Детский. Самый «урожайный» по количеству полюбившихся судьям и зрителям стихотворений. Самую главную ошибку конкурса на детское стихотворение, увы, можно обозначить как «недетскость». Было бы странным увидеть некоторые из стихов в детском сборнике. «Все взрослые когда-то были детьми, но не все из них об этом помнят». А не помнят о том, как они были детьми, Звездный корсар, Тыгдым-Тыгдым, граф де Лорш, Святозар, Эфес, Карлсон, Белый Кролик, Хорен Катренович Виршинский… Этот этап «Хита» наглядно демонстрирует, что писать для детей гораздо сложнее, чем для взрослых. Среди прочих ошибок - сбой ритма (Луна, Мегаджайв, Герда Стальная Душа), алогичность содержания (Бригантина), бедные рифмы. Однако они не выглядят столь грубыми по сравнению с первой ошибкой. Одним из условий конкурсного задания было применение звукописи в стихотворении. В среднем рыцари справлялись неплохо, хотя в некоторых стихах наличие звукописи было несколько сомнительным, по крайней мере для членов жюри... Теперь - 1/8 финала. Требовалось прослушать звуковой файл и написать стихотворение, максимально приближенное к оригиналу по строению и смыслу. Мы также просили Рыцарей угадать автора приведенного в задании подстрочника, почему-то нам казалось, что мы отлично спрятали концы в воду и мало кто его узнает :) Однако то ли поиск в сети работает отлично, то ли Рыцари у нас такие эрудированные, но отгадали имя таинственного незнакомца очень и очень многие. Таинственный незнакомец, бельгийский поэт Эмиль Верхарн, прочел свое стихотворение «Когда мои глаза закроешь ты навек». Думаем, с классическим переводом А. Гатова рыцари давно ознакомились, но на всякий случай приводим его здесь: Когда мои глаза закроешь ты навек, Коснись их долгим-долгим поцелуем - Тебе расскажет взгляд последний, чем волнуем Безмерно любящий пред смертью человек. И светит надо мной пусть факел гробовой. Склони твои черты печальные. Нет силы, Чтоб их стереть во мне. И в сумраке могилы Я в сердце сохраню прекрасный образ твой. И я хочу пред тем, как заколотят гроб, С тобою быть, клонясь к подушкам белым. И ты в последний раз прильнешь ко мне всем телом И поцелуешь мой усталый лоб. И после, отойдя в далекие концы, Я унесу с собой любовь живую, И даже через лед, через кору земную Почувствуют огонь другие мертвецы. Самой частой ошибкой (Романов, Тыгдым, Звёздный Корсар, Норд) стало нарушение схемы рифмовки. В оригинале: АББА. Один из авторов (Рыцарь ЛучЪ) нарушил форму и представил на суд зрителей сонет. Кто-то слишком вольно обошелся со смыслом (Аметист), некоторые нарушили ритмику (Путник). В целом же читалось с любопытством, радовали авторские находки, оттенки чувства. Качественная работа, уважаемые рыцари! Думаем, на будущее Хит учтет пожелания ряда авторов насчет полного чтения оригинала и … большего соответствия примера ситуации))) А то у нас отважный незнакомец, раскидав всех противников, вместо стихов о любви к прекрасной даме вдруг о смерти заговорил. ))) Четвертьфинал В четвертьфинале, напоминаю, было задание «Казнить нельзя помиловать». К сожалению, не все авторы выстроили свои тексты в соответствии с заданием. Основные ошибки: - отсутствие явно выраженных противоположных точек зрения на один и тот же объект (событие); - отсутствие четкого структурирования стихотворения – наличия двух монологов и резюме; - явное превышение объема и попытка сокрытия этого искусственным удлинением строк (Тамплиер, это, увы, о вас). Но сколько интересных работ подарил нам этот тур, если рассматривать их только с точки зрения поэтичности, а не вместе с выполнением спецусловий! Полуфинал. Поэтическая интерпертация картины Эшера. Тут на первое место выходит трансформация эмоционального посыла картины в поэтическом тексте. Парадоксальный мир, в котором не применяются законы реальности, в «Относительности», требует определенной философии и высокого литературного мастерства. И тут с трибун раздаются крики «Браво!», и только правила требовали, что два рыцаря должны покинуть поле боя. В примечаниях добавим, что один из свидетелей рыцарских поединков, не имея возможности пройти по ссылке и увидеть картину Эшера, угадал картину по строкам. Это определенный плюс Вам, дорогие рыцари!! Финал: И, наконец - финал. Сошлись достойнейшие. Любое из финальных стихотворений могло стать победителем, но лавры достались лишь одному. Так распорядилась судьба. Правда, не всем судьям показалось, что финальные стихотворения – верх возможностей их авторов в том же Хите. Одни судьи их оценили, других оба текста сильно разочаровали. И те, и другие – правы. Правы в том смысле, что у всех своё видение, своя оценка, свои собственные критерии - равно как и у других. И это абсолютно правильно и естественно. Вот что по этому поводу сказал в форуме жюри Андрей Леонтьев: «Вообще хочу высказать личное мнение, граничащее с убеждённостью: РАЗНОгласия, РАЗНОчтения и РАЗНОмнения среди членов жюри - это логичный и естественный показатель необходимости этого самого жюри как такового. Оценка произведений с точки зрения личностного восприятия, знаний, опыта - литературного и жизненного, собственных критериев КАЖДОГО из судей (людей по определению разных) как раз и даёт возможность остальным увидеть эти произведения одновременно с разных сторон (как термин в спорте - саммари - суммирование показателей - в нашем случае суммирование всех возможных взглядов и мнений). Более того, если бы этого не было, если бы все всегда воспринимали любую работу одинаково (как, скажем, какую-нибудь сухую и объективную категорию: вес, допустим, гири равен 16 кг - так он и для спокойного флегматика, и для взрывного холерика 16-ю килограммами и останется независимо от их характера или темперамента и жизненного опыта) - так вот, если бы так было, то понятие «жюри» было бы совершенно излишним. Зачем? Назначил человека - счётчика показателей, и все дела. Поэзия, как и любой другой вид творчества, - субстанция не количественная: неустойчивая, «сомнительная» и крайне «зависимая» - и от автора, и от читателя... Каждый, кто хочет видеть, видит в ней своё, кто хочет понимать - понимает по-своему. Человеческая, короче, штука. От слова «субъект» :). Ведь гармония - тоже понятие относительное и неоднозначное. Чья-то душа вошла в резонанс с конкретным набором слов или звуков - и получила что хотела, и испытала наслаждение. Чья-то - нет, но получила то же самое совсем от другой комбинации. Можно возразить, что есть классика, которая - на все времена. Согласен, но здесь тоже не так всё однозначно. Классика - это, по большому счёту, творения авторов, в резонанс с которыми входит большее число душ человеческих по сравнению с творениями других авторов, - но не все! И даже если посмотреть на одного отдельно взятого читателя, любителя поэзии, у него будут свои пристрастия и понятия, кого считать классиком, а кого нет. И этот отдельно взятый читатель убеждён, что, допустим, Тютчев - это да, гений, а вот, например, Жуковский - «отстой». И будет иметь на это полное право: так говорит ему его внутреннее «я»... А для доблестных рыцарей впереди еще много сражений. И Вы еще не знаете, чем они закончатся, победой или поражением... «...эти высокие слова лишены всякого смысла. Жизнь не парит в таких высотах; она... рождает новые образы. Победа ослабляет народ: поражение пробуждает в нем новые силы... Лишь одно следует принимать в расчет: ход событий». (А. де Сент-Экзюпери). По Хиту прогулялись и поделились впечатлениями Мария Ионина и Татьяна Кунилова |
| Читая Ваши аналитические разборы, а до того - произведения Рыцарей, чувствую себя приготовишкой, но в Литературной академии. Молодцы! |
| Сейчас попробую поучаствовать в «выяснении», Миша: однако, «Спокойно, Ипполит, спокойно!»:) Прошу прощения: пока писала - тут уже все объяснились! Ладно, вставлю и своё: не пропадать же текту:) 1. Андрей Леонтьев, думаю, имел в виду следующее: каждый из 5 судей высказывал независимо! свои. естественно, субъективные оценки, а вот общий итог давал некую псевдообъективную оценку, то есть прямой подсчет всех судейских «1» и «0». 2. Про «16 кг». Мне показалось, что если на помосте два даже физически (лирически:)) разных человека поднимают одинаковые пудовые гири, то как раз этот человек-счётчик, один!, может просто считать, сколько разиков поднял гирю один и сколько второй. Для таких соревнований все симпатии-пристрастия этого счётчика не играют. Потому у нас и судей аж 5 штук, можно и больше сажать – результат всё равно общий итог, подсчитанный на основе высказывания каждого из них. 3. Галя Пиастро:) на Хите занималась только своими личными выкладками. Просто «раскрывала кухню» своих умозаключений – всё как обычно:). Все же учились в школе, видели свои дневники, Аттестаты зрелости, Дипломы даже: там везде стоят цифирные оценки, даже за святое: сочинение по литературе. Ну, это так, к слову. 4. А вот итоги по парам каждого Тура подсчитывали публично! Координаторы. По-моему всё так же, как всегда, только намного лучше и прозрачнее для авторов при полном затемнении:) для судей. |
| Первым "хитовым" победителем был Игорь Северянин. Весной 1918 г. его избрали "Королем поэтов". Он радовался, как ребенок: Рескрипт короля Отныне плащ мой фиолетов, Берета бархат в серебре: Я избран королём поэтов На зависть нудной мошкаре. Меня не любят корифеи - Им неудобен мой талант: Им изменили лесофеи И больше не плетут гирлянд. Лишь мне восторг и поклоненье И славы пряный фимиам, Моим - любовь и песнопенья! - Недосягаемым стихам. Я так велик и так уверен В себе, настолько убеждён, Что всех прощу и каждой вере Отдам почтительный поклон. В душе - порывистых приветов Неисчислимое число. Я избран королём поэтов. - Да будет подданным светло! |
|
|