Рецензии и впечатления | Фоносемантический анализ стихотворения Ульяны Яворской "Любовь.Болезнь.Каблуки" http://www.litkonkurs.com/?dr=17&luid=19053 В данном исследовании мы использовали специальную программу В.И.Шалака "ВААЛ" разработанной на основе исследований калининградского линггвиста и кибернетика А.П.Журавлева. Кратко суть метода сводится к тому, что фонологическая составляющая текста является также носительницей и семантического смысла. Набор звуков и их сочетание подсознательно вызывает некую ассоциацию, которая может согласовываться со смыслом текста, быть к нему нейтральной или противоречить тексту (что в принципе - тоже может являться художественным приемом). Грубо говоря, фоносемантический анализ по Шалаку показывает какие ассоциации вызывал бы текст у носителя русского языка, если бы мы не могли распознать смысл слов. Общая характеристика текста дается на основе некоего набора заданных характеристик: хороший - плохой, красивый - отталкивающий и т.д. Данный набор был организован из бо'льшего набора путем откидывания близких рядов, то есть характеристик, отклонение которых друг от друга составляло лишь незначительную погрешность. В рамках данной статьи в нашу задачу не входит полное описание метода. Более подробную информацию можно легко отыскать в Интернете поискав книгу Журавлева "Звук и смысл" или сходив на сайт Шуляка http://www.vaal.ru/ Нашей задачей ставилось показать пример анализа с помощью данного метода (а точнее его интерпретации Шуляком) стихотворения известной ЧХАшной поэтессы Ульяны Яворской. Какие-то необходимые уточнения по методологии мы будем давать дать по ходу статьи. * * * Исследуемый автор: Ульяна Яворская http://www.litkonkurs.com/?dr=17&luid=19053 Исследуемый текст: Ульяна Яворская http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=259606&pid=0 'Любовь. Болезнь. Каблуки.' Как непонятно нам, живым, Что жизнь нелепо быстротечна: Дорожкой, в мир иной - предтечей - Мечтаний выдыхаем дым. Что рядом было, не сбылось. Болезни зверь на душных лапах. Ключицы хрупкие и запах, Как мякиш хлебный, от волос. Париж и туфель каблуки - Для Золушки заветный козырь, Но на ресницах темных слезы, И голубиные шажки Упрямой нежности, она - Трепещущим пером по коже. Как в жизни просто все и сложно. Париж во снах. И тишина. Общий анализ стихотворения показал, что "Данный текст производит впечатление ПЛОХОГО, ОТТАЛКИВАЮЩЕГО, СТРАШНОГО, СЛОЖНОГО, ШЕРОХОВАТОГО, УГЛОВАТОГО, ЗЛОГО, ТЕМНОГО, НИЗМЕННОГО, ТУСКЛОГО, ПЕЧАЛЬНОГО" Здесь, видимо, следует уточнить, что не следует думать, что к тексту реально относятся все характеристики. Программа действительно делает анализ по всем заложенным в нее характеристикам. Но при интерпретации, естественно берутся пары, относящиеся к контексту стихотворения. Например, в данном тексте, на наш взгляд нет координат КРАСИВЫЙ-ОТТАЛКИВАЮЩИЙ, и это пару можно смело выкинуть из анализа. С другой стороны, мы ведь знаем, что воприятие разных людей может быть совершенно разным и кому-то эта пара характеристик является значимой в контексте данного текста. * * * Попробуем теперь проанализировать стихотворение целиком, по накопительной схеме. Что это значит? То есть каждая строка анализируется вместе со всеми предыдущими. [1] Производим анализ строки 1 [2] Производим совокупный анализ строки 1,2 [3] Производим совокупный анализ строки 1,2,3 [4] Производим совокупный анализ строки 1,2,3,4 и т.д. Зачем мы это делаем? Дело в том, что фоносемантический смысл складывается не из суммы отдельных фоносемантических смыслов. Каждая следующая строчка уточняет весь предыдущий смысл целиком. Одной из причин этого является то, что "смыслы" могут гасить друг друга. То есть если в первой строке мы имели бы характеристику "светлое", во второй "темное". То в совокупности две строки не обладали бы ярко выраженной семантической характеристикой. В обычной речи так и просисходит. Более того, обычно так происходит и во многих художественных произведениях, что нисколько не уменьшает их художественность (которая определяется многими моментами), а просто говорит о том, что автор не воспользовался фоносемантической возможностью усиления смысла текста. Итак проводим "накопительный" фоносемантический анализ: Как непонятно нам, живым, не обладает выраженными фоносемантическими характеристиками Что жизнь нелепо быстротечна: не обладает выраженными фоносемантическими характеристиками Дорожкой, в мир иной - предтечей - [шероховатый] Мечтаний выдыхаем дым. не обладает выраженными фоносемантическими характеристиками Что рядом было, не сбылось. [сложный] Болезни зверь на душных лапах. [шероховатый] Ключицы хрупкие и запах, [шероховатый, темный, грубый] Как мякиш хлебный, от волос. [шероховатый, темный] Париж и туфель каблуки - [плохой, шероховатый, темный] Для Золушки заветный козырь, [страшный, шероховатый, темный] Но на ресницах темных слезы, [плохой, отталкивающий, страшный, сложный, шероховатый, угловатый, темный, низменный] И голубиные шажки [плохой, отталкивающий, страшный, сложный, шероховатый, угловатый, темный, низменный] Упрямой нежности, она - [плохого, отталкивающего, страшного,сложного, шероховатого,угловатого,злого, темного,низменного] Трепещущим пером по коже. [плохого, отталкивающего, страшного,сложного, шероховатого,угловатого,злого, темного,низменного, тусклого, печального] Как в жизни просто все и сложно. [плохого, отталкивающего, страшного,сложного, шероховатого,угловатого,злого, темного,низменного, тусклого, печального] Париж во снах. И тишина. [плохого, отталкивающего, страшного,сложного, шероховатого,угловатого,злого, темного,низменного, тусклого, печального] Как мы уже, в обычных текстах "смыслы" имеют свойства "гасить" друг друга. В данном случае мы видим нарастающее накопление, то есть можно сделать вывод, что автором подсознательно выбирались слова усиливающие фоносемантические характеристики текста. * * * Теперь попробуем проанализировать каждое четверостишие отдельно. Применение данного метода фоносемантического анализа к художественному тексту имеет ряд особенностей, в отличии от анализа слогана или речи для целевой аудитории. В частности, очевидно что художественная, а в особенности, стихотворная речь четка структурирована и состоит из вполне определенных частей. В процессе восприятия, эти небольшие отдельные части воспринимаются читателем, как правило единым полем, семой (существует, конечно более сложные варианты, переносы и т.д. но в данном случае мы взяли для анализа стихотворение со структурой попроще). Казалось бы что мы противоречим сами себе. Ведь до этого мы говорили что нужно анализировать "накопительно". Но это только кажущееся противоречие. Дело в том что стихотворение, состоя из элементарных частей (четверостиший) может имеет собственное сюжетное или смысловое движение. Можно получить в целом фоносемантически нейтральное стихотворение, а проанализировав по отдельности увидеть, что фоносемантика его отдельных частей соответствуют сюжетном и смысловому звучанию стихотворения. Дело в том, что автор подсознательно может стремиться к фоносемантической выраженности всего стиха или же к звучанию его отдельных частей. А может, к тому и другому одновременно. ТЧТобы выяснить это надо, проанализировать все возможные способы распределения фоносемантического смысла. Итак, что нам показал анализ стихотворения Яворской проведенный по четверостишиям? Каждое отдельное четверостишие анализировалось, естественно накопительно. Как непонятно нам, живым, [не обладает выраженными фоносемантическими характеристиками] Что жизнь нелепо быстротечна: [не обладает выраженными фоносемантическими характеристиками] Дорожкой, в мир иной - предтечей - [шероховатый] Мечтаний выдыхаем дым. [не обладает выраженными фоносемантическими характеристиками] Что рядом было, не сбылось. [не обладает выраженными фоносемантическими характеристиками] Болезни зверь на душных лапах. [не обладает выраженными фоносемантическими характеристиками] Ключицы хрупкие и запах, ]мужественный, холодный] Как мякиш хлебный, от волос. [не обладает выраженными фоносемантическими характеристиками] Париж и туфель каблуки - [сложный, шероховатый, низменный, слабый, тихий, маленький, тусклый] Для Золушки заветный козырь, [низменный, слабый, тихий, хилый, маленький] Но на ресницах темных слезы, [плохой, сложный, шероховатый, низменный, слабый, тихий, хилый, маленький, тусклый] И голубиные шажки [плохой, низменный, слабый, тихий, медлительный, тусклый] Упрямой нежности, она - [не обладает выраженными фоносемантическими характеристиками] Трепещущим пером по коже. [отталкивающий, сложный, шероховатый, угловатый, темный, низменный, слабый, тихий, тусклый, печальный] Как в жизни просто все и сложно. [не обладает выраженными фоносемантическими характеристиками] Париж во снах. И тишина. [не обладает выраженными фоносемантическими характеристиками] Напоминаем, что анализ идет по каждому четверостишию отдельно. Отсутствие фоносемантических характеристик - явление вполне нормальное, особенно на малых объемах текста. Тем удивительнее полученная нами картина. В первом четверостишии проблеск фоносемантического смысла имеет место быть в третьей строке. В втором четверостишии - в третьей. В третьем - в каждой строке В четвертом во второй. А теперь давайте вспомним к чему у нас может относится эта позиция 3/4? Ну конечно же - это золотое сечение (рассчитанное и округленное для 4 строк). То есть в первых двух четверостишиях фоносемантический смысл накапливается к моменту золотого сечения В третьем четверостишии, стоящем на золотом сечении по отношению ко всему стихотворению - взрыв смысла, кульминация. И в последнем мы имеем спад волны и расположение смысла в месте обратного золотого сечения. * * * Таким образом можно уверенно сказать, что в стихотворение Ульяны Яворской 'Любовь.Болезнь.Каблуки.' в полной мере используются фоносемантические свойства языка. Что и делает его таким замечательным. Очевидно, что такой анализ является может являться только кусочком мозаики. Но в данном случае этот кусочек мы уже поставили на свое место. |
| ру. Имей совесть. С телефона читала. Пока до конца дошла-чуть инфаркт не хватил. Думаю, зарубил за спиной мою Францию |
| Могла бы и до чьего-нить инета дотерпеть :) |
| -Литературный промискуитет!,-ужаснулся Илзе. |
| P.S. Слово "промискуитет" Илзе талдычит для развития артикуляции каждое утро и вечер, вот и вылетело ненароком в сообщении. Простите охальника. |
| Ага я и скороговорку от него слышал: "С помпой тискал комитет... Просто - промискуитет" |
| ах. Какая экспрессия! А новаторское исполнение! |
|
|