Рецензии и впечатления Автор: | Янис Илзе | | Тема: | Семантический экономизм Владимира Колодкина (по материалам обзора Турнира на Кубок МСП "НС") | Ответить |
| Прежде всего следует согласиться с мнением Н.Ивановой и В.Колодкина-мы, скорее, имеем дело с обзором, имеющим все признаки фундаментальной научной статьи. В ответном слове, адресованном Миладе Кондратьевой, я постараюсь коротЕнько, минут за 40, рассмотреть некоторые спорные методологические подходы и положения, использованные для оценки и анализа текстов на примере стихотворения "Побратимы", написанного известным вятским поэтом, получившим негласное звание семантического экономиста. Уж таял дым военных лет, Когда от вражьей стали Два друга-Пётр и Магомед В чужой земле остались Над шумной горною рекой. И время бессердечно Смешало медленной рукой Их кровь и прах навечно… А мир живёт.В родных краях Их корни не остыли И их родные сыновья Своих сынов взрастили И одарили их сполна Всем, что в отцовской власти. Им дали дедов имена И мир, раскрытый настежь. Но всё решил один момент – Над речкой быстротечной Столкнулись Пётр и Магомед Как два врага извечных. Внучата постаревших вдов Забыли страх и жалость И вновь живая дедов кровь В одну струю смешалась, Слилась в одной большой беде Как в том далёком мае. А по какой такой нужде – Того и Бог не знает! Лишь на местах былых боёв, По крови побратимы, Деревья шепчут про своё, Переживая зимы. 1.При всём уважении к вятскому фрукту В.Колодкину, необходимо отметить, что его работа, однозначно отвечающая всем мыслимым требованиям, предъявляемым к гражданской лирике, не относится к числу лучших текстов автора- пусть меня покусает его любимый пёс Фиджи. Вместе с тем, исходя из презумпции невиновности этого лирического рецидивиста, считаю нужным отвести обвинение в фактологической ошибке. Во-первых, стихотворение не исторический роман, который должен опираться на конкретные факты- в поэзии возможно всё. Во-вторых, на конкретных примерах, касающихся ситуации на Кавказе, мною показано, что Петр и Магомед вполне могли погибнуть на чужой земле и в конце войны, будучи в составе "ограниченного контингента" советских войск в том же Иране, даже если там и не велись масштабные боевые действия. По прихоти автора они могли погибнуть где угодно. Если Колодкин говорит, что на чужой земле и в конце войны, у меня нет оснований сомневаться в его показаниях. А вдруг, например, волею обстоятельств герои его стихотворения пели "Bella ciao" в Моденских горах вместе с бойцами итальянского сопротивления и закончили свою войну именно там? Здесь хочется процитировать слова песни Г.Сукачёва "Свободу Анжеле Дэвис": Свободу Анжеле Дэвис! От Вовы Колодкина руки! Дайте свободу Анжеле Дэвис! Дайте свободу (поэту), су..и! 2.Нельзя согласиться с тем, что чёткая гражданская позиция автора заключается в том, что он " не приемлет никаких войн".Такое суждение несколько прямолинейно, да и вообще озвучивание авторской концепции дело не вполне благодарное-кто знает, что на самом деле имел в виду автор-его точка зрения функция нелинейная. 3. Вопрос об "информационной недостаточности" Колодкина является весьма спорным. Вместо Гарика Сукачёва настало время процитировать Ю.Н.Жданова ("О понятии "информационная недостаточность текста" из сборника "Теоретическая и прикладная лингвистика. Выпуск 1. Проблемы философии языка и сопоставительной лингвистики". Воронеж: Изд-во ВГТУ, 1999. С.117-129.): "Итак, мы выяснили, что всякую реплику в дискурсе можно рассматривать как информационно-недостаточную лишь относительно данного конкретного Понимающего в данном контексте. Степень СИН (субъективной информационной недостаточности) текста в ходе его когнитивной достройки может быть проиллюстрирована с помощью градуального эталона. Основными факторами, предположительно, являются динамика вектора интенции Понимающего и динамика согласования тезаурусов Понимающего и Говорящего относительно данной реплики, причём зависимость между ними обратная. Нерешённым остался вопрос о критериях СИН – с помощью каких наблюдаемых признаков либо посредством какой процедуры можно определить реальную степень СИН данного текста для данного Понимающего в любых коммуникативных условиях." Как видим, "недостаточность" Колодкина факт далеко не доказанный-здесь нам потребовались бы дополнительные свидетели, а также калибровка (курсив мой) эталона.. Но, как сказал Аркадий Райкин :" и теперь не я ему, а оно мне, но я его прощаю..." В целом же использование некоторых методов теоретической и прикладной лингвистики для оценки гражданской лирики (весьма неоднозначное определение которой представлено во введении обзора), кажется не вполне правомерным. По крайней мере,результаты исследования пушкинской "Пиковой дамы" методами математической статистики многих могли бы повергнуть в изумление. 4. Что же касается непонимания образности В.Колодкина в части "побратимов по крови", то в комментариях к данному тексту я попытался на примерах проиллюстрировать, какие ассоциации возникают у других авторов, пытающихся воедино связать "почвенность" с метаморфозами человеческой души. Отдавая дань автору отчёта, хочется сказать, что, в данном конкретном случае его (отчёта), теоретически богатая оправа, имеет, несомненно гораздо более высокую историческую ценность, чем отдельные, обрамляемые ею произведения. http://www.litkonkurs.com/?pc=forum&m=3&vid=361820&project=88&seek=361904#361904 |
| Есть мнение, что Колодкиным был использован диссипативный механизм Бродского.В этом случае создание поэтического образа достигается за счёт рассеяния читательского внимания: перескока с одной мысли на другую, неоконченных мыслей и т.д. и т.п. Собственно образ создаётся на местах перескока за счёт инерции ассоциативного мышления. От себя же добавлю: за кажущейся простотой Колодкина скрывается опытный врач-паразитолог! |
| Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей, Не в землю нашу полегли когда-то, А превратились в белых журавлей. Р.Гамзатов |
| – Как больно, милая, как странно, Сроднясь в земле, сплетясь ветвями – Как больно, милая, как странно Раздваиваться под пилой. Не зарастет на сердце рана, Прольется чистыми слезами, Не зарастет на сердце рана – Прольется пламенной смолой. ................................................... С любимыми не расставайтесь, С любимыми не расставайтесь, С любимыми не расставайтесь, Всей кровью прорастайте в них, – И каждый раз навек прощайтесь, И каждый раз навек прощайтесь, И каждый раз навек прощайтесь, Когда уходите на миг! А.Кочетков |
|
|