Мнения, диалоги, интервью | Данные ВЦИОМ говорят о том, что мы наконец пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, - воспитали страну идиотов. Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то ещё лет через десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берёт в руки книгу. И будущего у такой страны нет! Именно эти слова я произносил пять лет назад на заседании правительства. Время идёт, а процессы, которые ведут к деградации нации, никто даже не пытается понять и приостановить. У нас происходит полный разрыв слов и дел. Все говорят об инновациях, но при этом не делается ничего, чтобы эти лозунги начали осуществляться. И объяснения «Я так много работаю. Когда же мне ещё и читать?» не могут служить извинением. Поверьте, наше поколение работало не меньше, но время для чтения при этом всегда находилось. А производительность труда в обществе несколько десятков лет назад была выше, чем сейчас. Сегодня же чуть ли не половина трудоспособной молодёжи работает в охранных организациях! Получается, что все эти молодые парни - тупые, ограниченные люди, способные лишь бить морду? Куда впадает Волга? Вы спрашиваете, зачем вообще человеку читать. Опять-таки приведу пример: организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек читает книги. Культура и разум - вот основное отличие человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией - именно книга. Раньше, начиная ещё со времён Гомера, существовала устная традиция: люди сидели и слушали старцев, которые в художественной форме, через сказания и легенды прошедших эпох, передавали накопленные поколением опыт и знания. Потом возникло письмо, и вместе с ним - чтение. Традиция устного сказа угасла, а теперь угасает и традиция чтения. Возьмите как-нибудь и хотя бы ради любопытства перелистайте переписку великих. Эпистолярное наследие Дарвина, которое сейчас издаётся, - 15 тыс. писем. Переписка Льва Толстого тоже занимает не один том. А что останется после нынешнего поколения? Их эсэмэски будут издавать в назидание потомкам? Я давно предлагал изменить критерии приёма в высшие учебные заведения. Не надо никаких экзаменов - пусть абитуриент напишет сочинение на пяти страницах, в котором объяснит, почему он хочет поступить на тот или иной факультет. Умение грамотно изложить свои мысли, суть проблемы демонстрирует интеллектуальный багаж человека, уровень его культуры, степень развития сознания. А ЕГЭ, который сегодня используют, не может дать объективной картины знаний школьника. Он построен лишь на знании или незнании фактов. Но факты далеко не всё! Впадает ли Волга в Каспийское море? Ответ на этот вопрос заслуживает не галочки в соответствующей клеточке, а отдельной серьёзной беседы. Потому что миллионы лет назад Волга впадала не в Каспийское, а в Азовское море, география Земли была другой. И вопрос из хрестоматийного превращается в интересную проблему. Чтобы решить её, как раз-то и требуется понимание, которого без чтения и образования добиться невозможно. Чувства вместо умов Вопрос потери интереса к чтению - это вопрос о том, что сейчас происходит с людьми. Мы упёрлись в очень сложный момент развития человечества в целом. Темпы развития техники сегодня очень высоки. А наша способность это всё осмыслить и разумно в этой технической и информационной среде жить от этих темпов отстаёт. Мир переживает сейчас очень глубокий кризис в сфере культуры. Так что ситуация в нашей стране довольно типична и для всего остального мира - в Америке и в Англии тоже мало читают. Да и такой крупной литературы, которая существовала в мире 30-40 лет назад, сегодня уже нет. Сейчас властителей умов вообще найти очень сложно. Возможно, потому, что никому не нужны умы - нужны ощущения. Нам сегодня не к чтению нужно отношение менять, а коренным образом поменять отношение к культуре в целом. Министерство культуры должно стать важнейшим из всех министерств. А первоочередная задача - перестать подчинять культуру коммерции. Деньги есть не цель существования общества, а всего лишь средство достижения тех или иных целей. Вы можете иметь армию, солдаты которой будут доблестно сражаться, не требуя вознаграждения, потому что верят в идеалы государства. А можно иметь на службе наёмников, которые с равным удовольствием будут убивать и своих, и чужих за одни и те же деньги. Но это будут разные армии! И в науке прорывы делаются не за деньги, а для интереса. Такой вот кошачий интерес! И с крупным искусством то же самое. Шедевры за деньги не рождаются. Если же всё подчинять деньгам, то деньгами всё и останется, не превратятся они ни в шедевр, ни в открытие. Чтобы дети вновь начали читать, в стране должна сложиться соответствующая культурная обстановка. А что сейчас определяет культуру? Когда-то тон задавала Церковь. Люди в выходной день шли в храм и вместо телевизора смотрели на фрески, иконы, витражи - на иллюстрацию жизни в образах. Великие мастера работали по заказу Церкви, большая традиция освещала всё это. Сегодня люди ходят в Церковь гораздо меньше, а обобщённую картину жизни даёт телевидение. Но никакой великой традиции, никакого искусства здесь нет. Ничего, кроме мордобоя и стрельбы, вы там не найдёте. Телевидение занимается разложением сознания людей. На мой взгляд, это преступная организация, подчинённая антиобщественным интересам. С экрана идёт лишь один призыв: «Обогащайтесь любыми способами - воровством, насилием, обманом!» Вопрос развития культуры - это вопрос будущего страны. Государство не сможет существовать, если не будет опираться на культуру. И не сможет лишь деньгами или военной силой укрепить свои позиции в мире. Чем мы можем сегодня привлечь бывшие наши республики? Только культурой! В эпоху СССР они прекрасно существовали в рамках нашей культуры. Сравните уровень развития Афганистана и республик Средней Азии - разница огромная! А сейчас все эти страны выпали из нашего культурного пространства. И, на мой взгляд, важнейшая задача сейчас - вновь их в это пространство вернуть. Когда распалась Британская империя, важнейшими инструментами воссоздания целостности англоязычного мира стали культура и образование. Британцы открыли двери своих высших учебных заведений для выходцев из колоний. В первую очередь для тех, кто в дальнейшем мог бы стать управленцем этих новых стран. Я недавно разговаривал с эстонцами - они готовы учиться медицине в России. Но мы берём с них огромные деньги за учёбу. При том что возможность учиться в Америке или Англии они получают даром. И чем мы после этого сможем тех же эстонцев привлечь, чтобы взаимодействие с нами им стало важнее, чем взаимодействие с Западом? Во Франции существует министерство франкофонии, которое продвигает культурную политику Франции в мире. В Англии Британский совет считается неправительственной организацией, но на самом деле проводит чёткую политику по распространению английской культуры, а через неё - глобального английского влияния в мире. Так что вопросы культуры сегодня переплетаются с вопросами политики и национальной безопасности страны. Пренебрегать этим важнейшим элементом влияния нельзя. В современном мире всё в большей степени наука и искусство, а не ресурсы и производительные силы определяют могущество и будущее страны. Источник - http://oko-planet.su/politik/politikdiscussions/24355-sergej-kapica-rossiyu-prevrashhayut-v-stranu.html |
| "...мы наконец пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, - воспитали страну идиотов", а ниже: "...ситуация в нашей стране довольно типична и для всего остального мира - в Америке и в Англии тоже мало читают. Да и такой крупной литературы, которая существовала в мире 30-40 лет назад, сегодня уже нет..." То есть проблема вообще-то всемирная - но как же с первых строк не обхамить свою страну? |
| Проблема мировая и все ее как-то пытаются решить (об этом в конце статьи). У нас же основное направление после перестройки было - освоение недоступной до этого нам зарубежной культуры - быстро выродившееся в освоение далекол не самых лучших западных ценностей. (Какая "демократия", о чем вы, вот видеосалоны - это да). То бишь, вместо того, чтобы на примере запад избежать грабель - мы с разбегу и со смехом на эти грабли несемся. Сейчас государство начинает понимать,что без народа - и оно не нужно будет, но многое приходится практически с нуля делать и как-то все ни шатко ни валко двигается. |
| Да и у академика конкретных предложений не густо: больше ходить в Церковь, бесплатно обучать медицине эстонцев... Или создать министерство "русофонии" - но какую культуру можем распространять мы, по его же определению идиоты? |
| Мария, это ж интервью газете, а не программа. И идиотами, мне кажется, он нас не называл. Заголовок статьи (кстати, не факт, что это слова Капицы, статьи журналисты озаглавливают да редакторы) он сказал, что "нас превращают в страну дураков", что идут процессы ведущие к деградации. |
| "...мы наконец пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, - воспитали страну идиотов", это не заголовок, а первый абзац интервью, прямая речь. Если не нас он назвал идиотами, то кого? И кто такие "мы"? |
| Да, пардон, точно, назвал. Теперь можно с полным правом обижаться. Но это только лишний раз подтвердит его слова :) |
| Да, разумеется - хам всегда прав. Не станешь же спорить, лепетать... да нет, я не идиотка, я читаю... |
| Дык мы все здесь читаем. (поскольку здесь) А новое поколение вот оно: "К книжкам у нас пропал интерес, Мы историю в интернете учим, Без песен, сайтов и смс, Мы жизнь себе не представляем." (подстрочный перевод песни-финалистки детского евровидения) Ну может он погорячился, употребив термин "идиот". Потому что, когда общий уровень опустится - понятие идиотизма, тоже изменится, возможно, что идиотизмом будет как раз чтение книг. |
| Неверная мысль, Маша. Просто академик хотел сказать, что еще пятнадцать лет назад Россия по рейтингу умственно-литературного интеллекта намного опережала остальные страны... как-то Новую Гвинею, Килиманджаро и Филиппины: пунанов, кубу, лубу, даяков и аэтов.:) |
| Есть две беды в стране широкой, Что правят вдоль и поперек. Беда России - не дороги, А то, что нету в ней дорог. А то, что тонок слой культурный - Всего лишь горе (не беда). Беда, не что навалом дурней, А то что в умных нет стыда. |
| из новых стихов Михаила Анищенко _____________________________________ Родина! Мама, кончается праздник... Слышишь, родимая, стоны и гуд? Будто бы сосны для завтрашней казни Сами собой из Сибири бредут. Гуси уносят все «охи» и «ахи», Чёрную площадь софиты багрят. Пляшут медведи, и строятся плахи, Красные стружки в полнеба летят. Мы умираем душою и телом. Стремя целуем проклятой орде. Чёрное солнце на синем и белом, Красного цвета не видно нигде. И в темноту президентов поганых, Сдав крохоборам последний редут, Шепчет растерзанный Лёня Губанов: «Наши уже никогда не придут». Снова в Кремле раздуваются черти, И, выходя на ступени дворца, Наши избранники - Гитлер и Черчиль, Русские маски снимают с лица. ____________________________________ Лишь вороны в небе сером, Хоть живьем во гроб ложись… Царский цензор черным хером Перечеркивает жизнь. Выйдя утром на полянку, Золотую цепь кую; Водку пью, и «Варшавянку» На два голоса пою. Разлетелась пухом вера, Нет ни мёртвых, ни живых. И Россия, как Химера, Жрёт создателей своих. Все начала и зачатки Погибают среди пут; От Кронштадта до Камчатки Просиял Сизифов труд. Всё под спудом, все под хером… Бог ты мой! Ядрена мать! Стать бы снова пионером, Про Корчагина читать... __________________________________________ Рушится, рушится мир, как афера, Вера – не та, и владыки – не те. И разгорается свет Люцифера, Чтобы Христос не плутал в темноте. ___________________________________________ |
| "Стать бы снова пионером" - нет, не тянет, но и жить во времена развала экономики, коррумпированности власти и тотального цинизма, как-то не хочется. |
| Эх, вот бы сейчас пару книжиц, вроде Тимура и команды, только в современном ключе… |
| Давайте напишем сообща. Или, хотя бы попробуем. Предлагаю организовать... не конкурс, нет, а коллективное творчество, что ли. Создать тему, куда можно присылать идеи, а потом выбрать лучшую. И мозги поработают и поспорить будет о чём. |
|
|