Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Бенефис! Мое творчество.
Автор:Анатолий Резнер 
Тема:Анатолий Резнер. Мое творчествоОтветить
   Моё творчество
   
   Литературное творчество, в моём понимании, это сложный, долгий, трудный процесс духовного самовыражения. В результате мучительного труда и борьбы души и мысли против собственного косноязычия, общественных табу и авторской внутренней цензуры на свет рождается текстовое изложение идеи задуманного повествования о чём-то таком, что давно требовало выхода. В борении с несущественным, в поиске точных фраз, в труде за письменным столом над непокорным словом, в борьбе против отвлекающего быта рождается литературное произведение. Выстраданное в личных переживаниях, созданное личным трудом, произведение изначально становится непохожим на произведения других писателей, поскольку никто не может жить жизнью другого человека. В уникальности произведений как в отпечатках пальцев находятся жизнь и судьба писателя. Недаром тайны писательской жизни читатель без труда отгадывает в творчестве писателя, в произведениях его - слепке души. Высокая уникальность произведений читателю нравится тем, что он узнаёт в них себя, а в судьбе писателя находит отражение судьбы своей.
   Исходя из личного опыта, выделю несколько основных этапов литературного творчества как единого процесса - от искры в подсознании до законченного произведения.
   Да, с искры в подсознании всё и начинается, но до большого "взрыва" в космосе мысли, рождающего "новую звезду", лежит долгий путь. И путь этот проходит через личное участие в сонме жизненных событий, ярких, важных, дающих пищу переживаниям, осмыслению своего места на быстро меняющейся сцене "театра жизни". Я полностью согласен с утверждениями, будто жизненный опыт играет в творческом процессе роль виноградной грозди, каждая ягодка которой это эпизоды будущих произведений, картины природы, характеры типажей, какие-то сюжеты... А чтобы виноградная гроздь получилась весомой, нужно не чураться в себе детской любознательности, привычки наблюдать, оценивать, сравнивать, пробовать на зуб, что-то запоминать, а что-то и записывать, ведь наша память избирательна и "мелочи", которые впоследствии могут оказаться бесценными, из виду упускает... Опыт поможет понять мотивацию поступков других людей, подскажет оригинальные идеи сюжетов будущих произведений...
   Итак, базовый этап художественного литературного творчества - жизненный опыт.
   Второй этап - работа подсознания, куда вход воспрещён не только посторонним, но и нашей самости, нашему осознанному Я. В моём подсознании, как и в подсознании каждого человека, толпятся, коммуницируя между собой, тысячи идей. Чаще всего они ошалело носятся по своим орбитам как отрицательно заряженные электроны вокруг положительного ядра атома, не находя выхода, и это при том, что ядро атома и есть дверь в мир сознательный. В числе идей особой группой выделяются идеи оригинальных литературных произведений. Одни из идей активны и требуют немедленной свободы и воплощения, другие терпеливо ждут своей спелости, третьи скромно прячутся от ревнивых и сердитых взглядов конкуренток в тёмных уголках предсознания, изучая основы психологии старика Зигмунда, без которых в безумный, безумный мир не выйти.
   Но вот случилась непредвиденная ситуация и - коль! - адреналин из надпочечников летит в кровь, мысль выхватывает из подсознания пролетающую по эллипсу идею, от соприкосновения двух сильных мотиваций высекается яркая искра, вылетает в сознание озарением - эврика!..
   Третий этап - воплощение новорожденной идеи произведения в черновой материал, составление подробного плана работы. Без плана воплощение растянется на века.Творчество без обдуманного плана это не творчество, это процесс, сильно смахивающий на дикого кочевника времён Чингизхана, поющего о том, что видят его глаза и слышат уши, что чувствуют его душа и сердце, о чём думает поникший головою боевой конь. Я знаю это по работе над романом "Изгой или повесть о Шёлковом Каштане" - всё начиналось с малого и позже обросло деталями как катящийся с горы снежный ком, остановить который практически было очень трудно. Хорошо, что идея романа созрела раньше и участи погребённого под лавиной словоизвержения мне посчастливилось избежать.
   Четрвёртый этап - наращивание "мяса" на костяк будущего произведения. Хорошо, если материал знаком как столярный клей плотнику. А если взялся печь блины сапожник?.. О, муки придётся испытать чудовищные!.. Представьте себе, что испытал я, дитя мирного времени, взявшись за военно-исторический материал, чтобы изложить судьбу моего деда, погибшего в гитлеровском плену, деда, которого я никогда не видел!.. В очерке "Никита Шелковников - мой дед" я поделился с читателем своими впечатлениями о муках творчества и поиска. Не мудрствуя лукаво просто цитирую:
   "Неотвязная мысль преследовала меня в эти дни. В его жизни всё происходило совсем не так, как я представлял себе спустя десятилетия по отрывочным рассказам, пусть и достоверным. Мне очень трудно было воспроизвести жизнь этого человека, родного деда, поскольку я его никогда не видел и мне о нём мало что было известно. Я узнал лагерный номер военнопленного и место, где он умер, но, думал я, узнаю ли его мысли, его боль и страдания, пойму ли его последнюю надежду?
   Этой мыслью я был занят дни напролёт, с этой мыслью засыпал вечерами, она свербила мозг в моих ночных сновидениях, утром ни свет ни заря я просыпался под бременем её. Я начал искать всё, что было связано с ним. Выписал книги на русском языке с рассказами о военных действиях на фронтах московского направления летом-осенью 1941 года. Прочёл в церковной медиотеке книги на немецком языке о Третьем Рейхе, о концлагерях и системе использования в Германии иностранной рабочей силы, сделал выписки и сканировал целые страницы, посмотрел фильмы. Перерыл интернет и скачал из него сотни страниц воспоминаний оставшихся в живых военнопленных гитлеровских концлагерей, изучил театры военных сражений под Смоленском, Ельней, Вязьмой и Москвой. Я много чего нашёл, но мне всё было мало. Я стал тонуть в той жизни, и когда я это понял, то понял и ход событий сентября-октября 1941 года, и страшную судьбу Никиты Сергеевича. Полной ясности под толщей лет всё же не найти. Рассказать о нём что я знаю теперь - мой долг, которым управляет незримо присутствующая рядом со мной невинная душа замученного в неволе солдата..."
   Другими словами, творчество писателя немыслимо без тяги к познанию нового, без осмысления информации, навыка перелопачивать тонны словесной руды ради осколка правды. Писательский труд это колоссальная по объёму работа и колоссальное удовлетворение процессом её. Конца и краю этой работе нет. "Изгой..." - роман большой. А был ещё больше и качеством значительно хуже. Я переработал его несколько раз. И буду над ним работать ещё и ещё. С годами мы становимся мудрее, "вода" творческого процесса отжимается в прессе нового взгляда. Править себя меня научил Алексей Степанович Петушин, завотделом районки в алтайском Славгороде, ещё в середине 80-х годов прошлого века. Было больно, будто резали тебя по живому, зато теперь я легко и спокойно, главное - сам! - бывает, выбрасываю в урну целые куски пустого материала. Моя привычка - писать, перечитывать, править, дополнять и снова писать... Моя сущность проявляет себя в черновиках, в правленных текстах уже - писатель?.. По отношению к себе это звание я применяю с большой нотой самоиронии. Это звание я принял как бы авансом, что-ли... Чтобы оправдать его, я должен создать шедевр. А его нет - он крутится по эллипсу вокруг ядра в подсознании, требует воплощения, вот уже и план в голове вроде бы созрел, и черновики запестрели ремарками с помарками... Чур меня, чур!..
   Пятый этап - выдержка. Выдержанное вино обладает изысканным вкусовым букетом. Гурманам это известно, алкоголикам - море по щиколотку. То же требование необходимо выполнять по отношению к своим работам. Длительность выдержки зависит от терпения автора. Если он трепещет в ожидании похвал, он, возможно, на неё и нарвётся, опубликовав сырую работу, но качество его от этого не станет лучше, и литературным произведением она не станет. Выдержка необходима для трезвого и критического взгляда автора с высоты его требований к себе, к своему творению. Я всегда ратую за вычитку, правку и критику написанных работ. Лучше всего это делать с собратьями по цеху, вместе или обмениваясь электронной почтой.
   Редко кто выносит резкую публичную критику. Публичную критику такого рода чаще всего развязывают страдающие недостатком славы графоманы, считающие себя народными писателями с момента рождения первого опуса. Публичная порка унижает достоинство человека и может оказаться для него единственной и последней. Было время, я очень боялся публичных выступлений. Боялся злобной реакции психически неуравновешенных людей на мои работы, в которых немало изображено эпизодов довольно-таки мрачной действительности. Но теперь я знаю настоящие причины злости отдельных людей и стараюсь предотвратить эксцессы.
   И только после хорошей корректуры текст можно опубликовать.
   Лично я бываю слишком торопливым. Написав за один присест и откорректировав на следующий день рассказ, например - "Директор", я выкладываю его в интернет. Но не славы ради, а в нетерпении получить от читателя взбучку за допущенные ошибки, которые я не заметил - глаз "замылился". Немедленная реакция читателя помогает увидеть новые грани в работе, внести поправки, добавления.
   У каждого произведения есть своя история рождения. Чтобы скрасить сухие размышления о своём творчестве, я расскажу вам одну историю, приключившуюся со мной в ночь с воскресения на понедельник, с девятого на десятое декабря, после второго предрождественского адвента прошедшего года. Мне осталось её только записать, что я и сделал, проснувшись рано утром, а во вторник утром, двенадцатого декабря, откорректировав текст, хотел уже поставить в интернет, заглянул в "Одноклассники", а там - сообщение от кузины, которую я не видел с детства и которую зовут... да, да, - Светланой!.. Накануне буквально она прочла мой роман, восхитилась, распечатала его и долго думала о брате. Видать, уловил я волну её размышлений, воспоминаний, светлой радости и счастья от соприкосновения с родным и волнующим... Как говорится, сон был в руку!.. Рассказ называется "Я певая!.." Кто читал его, тот поймёт, что это был действительно сон. Кто не читал - приглашаю!..
   Тайны творческой мастерской раскрывают подчас лишь откровения писателя. Обычному глазу они недоступны. В романе "Изгой или повесть о Шёлковом Каштане" я применил многоступенчатый приём проникновения в прошлое героя с целью раскрыть его характер в разные периоды жизни. Мне хотелось уйти от навязчивого клише "он вспомнил..." Выглядит это так:
   - автор ведёт повествование о главном герое романа, время реально-историческое­;­
   - рассказывается о том, что герой зазыпает в беспокойных мыслях и видит сон, переносящий его в детство;
   - видения детства героя романа трансформируются в бредовый сон заболевшего ребёнка;
   - болезненный сон оборачивается клинической смертью героя и видениями по ту сторону жизни;
   - Утром, проснувшись, герой возвращается в реальное время и повествование продолжается...
   Многоступенчатый приём позволил сохранить динамику жизни в большом произведении и показать множество раскрывающих характер героя и его окружения эпизодов. Отрывок из этой части романа "Охота на корсака" был выставлен на конкурс "О прекрасном" и вызвал положительные эмоции рецензентов.
   
   Грани творчества многозначны, буду рад продолжить "отчёт о творчестве" в форме ответов на вопросы. Да не стесняйтесь, я не кусаюсь...
   
   Анатолий Резнер, май 2012 года, Изерлон
Ян Кауфман[17.05.2013 15:33:59]
   Анатолий! Ну, если Вы не кусаетесь... :)
   Ваше эссе весьма пространое, но оно не столько о Вашем творческом пути и росте, а скорее напоминает инструкцию по написанию художественной литературы или публицистики.
   Без обиды.
Анатолий Резнер[17.05.2013 16:12:36]
   Ян, принимается! Это моя инструкция, я её использую... Творческие путь и рост просматриваются (отчасти) в биографии. Если же судить о творческом пути как о пути повышения качества выдаваемого "на гора", - тут я осторожен... Планка требований к самому себе поднята высоко, отсюда мучительный процесс творчества сильнее. Вы меня понимаете?.. Живущим в иноязычных странах писателям, чей творческий язык - русский, ещё мучительнее в борении между желанием сохранять язык чистым и желанием употреблять повсюду иностранные слова и понятия, русскоязычному читателю чуждые...
   АР
Ян Кауфман[17.05.2013 17:16:57]
   Анатолий! Всё хорошо в меру.
   Кто не рискует, тот не пьёт шампанское и не садится играть в карты.
   А потом, чрезмерно задирая планку требований к себе, можно забыть и о самом творчестве. :)))
Анатолий Резнер[17.05.2013 20:20:51]
   Верно, Ян, давить надо внутреннего цензора!
   А творческий порыв - результат долго сдерживаемых эмоций, мыслей, стремлений. Сдерживаемых самим собой и внешними обстоятельствами. Творчество можно забыть, но оно обязательно напомнит о себе. Напомнит лавиной проделанной подсознанием работы. Всему своё время и место.
   В принципе, пластинка заезженная...
   Куда важнее быть причастным к делу посредством творческих проявлений, чувствовать востребованность свою. Портал дал мне это почувствовать сегодня. И Вы, Ян, тоже. Спасибо.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта