Обзоры и итоги конкурсов Автор: | Валерий Белолис | | Тема: | «Свободный стих» на планете «Рать». Часть очередная. Богатая. Обзор номинации «верлибр» ВКР-3 этап 2 | Ответить |
| Особая система стихосложения, характеризуемая не выясненными до конца закономерностями… В качестве единственного постоянного признака всех видов верлибра, отграничивающего его от художественной прозы, обычно указывают графическую установку на стих и возникающие вследствие этого межстиховые паузы. Чередование строк различной длины, отсутствие рифмы, малая упорядоченность ударений и междуударных интервалов обособляют верлибр от строгих стихотворных форм. Вместе с тем, слоговым составом, акцентной системой и единообразием синтаксической организации в пределах произведения верлибр связан с более традиционными формами родной поэзии: - с силлаботоникой и тоникой в России, - с александрийским стихом во Франции, - с книттельферсом (народным четырёхударным стихом), - гекзаметром в Германии. Верлибром чаще пишутся произведения с эпическим началом, философской проблематикой, мотивами воспоминаний. Верлибру всегда была нужна потребность в обновлении стихотворных систем, чувствовалось влияние форм народной поэзии, ощущалось влияние библейского и литургического стиха. А постоянное оскудение рифменного репертуара в других направлениях только ярче выделяло достоинства и свободные изыски настоящих «верлибротворцов». Опыт в переводах, подражаниях, поисках метрико-ритмических эквивалентов иноязычных литератур раскрывали новые горизонты для творчества, а перманентное воздействие разговорной речи на акцентированные смысловые настройки звукоряда верлибра настолько раздвигало границы дозволенного, что возникала опасность потерять грани, отделяющие верлибр от "фонетически акцентированной прозы". У кого будем учиться? Наверное, только пример классического верлибра сможет нам поставить ориентиры. Термин «верлибр» введён французским писателем Г. Каном в 1884 году, но становление «свободного стиха» наблюдается со 2-й половины 18 века. И. В. Гёте, И. К. Ф. Гёльдерлин, Г. Гейне в Германии, У. Блейк, У. Уитмен в англоязычной литературе, А. П. Сумароков в России стоят у его истоков. В России единичные опыты в верлибре в 19 веке принадлежат В. А. Жуковскому, А. А. Дельвигу, Ф. Н. Глинке, М. Ю. Лермонтову, А. А. Фету, М. Л. Михайлову (перевод цикла С. с. Гейне «Северное море») и другим. Настоящий расцвет верлибра, как самостоятельного направления в поэзии приходится на 70-е гг. 19 века и нарастает в 20 веке (А. Рембо, Ж. Лафорг, А. де Ренье, Э. Верхарн, Г. Аполлинер, П. Элюар, Ф. Т. Маринетти, Т. С. Элиот, И. Бехер, Пабло Неруда, Назым Хикмет и др.). В конце 19 — начале 20 вв. в России многочисленные верлибры пишут А. М. Добролюбов, А. А. Блок, М. А. Кузмин, В. В. Хлебников, художник Н. К. Рерих. В современной поэзии «свободный стих» становится востребованным особенно с конца 50-х гг. прошлого века — Е. М. Винокуров, В. А. Солоухин, Д. С. Самойлов, Э. Межелайтис, И. Ф. Драч, М. Танк. Выяснение закономерностей верлибра продолжается в дискуссиях, ведущихся вокруг этой проблемы – до сих пор, постоянно и, думаю, будут вестись всегда. Внимание к самому свободному направлению в поэзии заслужено по праву. Такая история экспериментов в этом направлении говорит о том, что «изобретение» прижилось. И прогрессирует. Это доказывает и активность в номинации «верлибр» на нашем портале. Причем, здесь были замечены авторы, как пишущие стихи, так и пишущие прозу. Чем же привлекает все новых и новых авторов это направление? Кажущимся отсутствием правил? Желанием пробовать себя на стыке направлений? Ожидаемой простотой творчества? Думаю, что другим. Магией освобожденного слова, смысла и ритма. Слоговым составом, акцентной системой и единообразием синтаксической организации можно добиться эйфории, управляемой эйфории восприятия. Если проще, то лингвистическая структура, каким-то образом организованная и упорядоченная с помощью любой доступной для автора формы, метода, расклада, подчинения, деления раскрепощает желание, смысл, волю и чувства пишущего, что остановить его сможет только… край бумаги. Или горизонт. Попробуем увидеть, как авторам портала удавалось выстроить свою организацию свободного стиха, написан ли стих только ради его «свободной организации» или в нем присутствует настоящее творчество. Так как количество произведений, претендующих на размещение в этой номинации, достаточно большое - 30, я отмечу, как и раньше, только именно верлибр. Кого отмечу – это и есть шорт-лист. Из него будут отобраны победители. А теперь – поехали. 1. Автор: Елечка Название: "Весь мир - стрижено-желтое поле..." Трудно оценивать достоинства не прозвучавшего чувства. Но оно есть. ...Когда ты постучал, я упала замертво. А ты не догадался просто толкнуть дверь и войти. Ты ждал, мялся... И ушел обратно по полю, оставив мой мир стриженым и без тебя. 2. Автор: Эрнест Стефанович Название: "Не медленным ветром..." Верлибр в красивой форме. Хочется читать дальше. Хочу ходить паровозно по жарким рельсам, но пальцы стынут на молнии, а в перелеске чудится волчий вой. 3. Автор: Эмилия Галаган Название: Гомелю Городу. С грустью и правдой, любовью и верой. И даже немного политики в небольшом кусочке обращения в голос. Одинок, Под своим зонтом, Не под общим небесным сводом Ты стоишь – Облучен, Обречен, Вечен в грусти своей. Наследник трона, Которому не суждено Править миром, Правит бал… И горят канделябры На ветвях каштанов, И мы танцуем вальс, Умирая, Воскресая, Понимая, Что смерть и одиночество – Не самое страшное, Что есть на земле. 4. Автор: Нинель Лоу Название: ТЕБЕ, КОТОРОГО НЕТ… Любить того, которого нет, все равно, что… не любить. Или любить любовь. Вымышленную. Не услышу НИКОГДА Тебя, которого нет… А я так любила ... Огонь полыхал в груди моей и душа стремилась в небо, и я летела… И как будто не жила я, а пела… Словно вернулась в мою давно забытую молодость… Так я любила… Тебя, которого нет 5. Автор: ГрАль Название: Мы чужие. Понравилась отточенность, заостренность. Рассечения при чтении не кровоточат, но… Острые шпили Недосказанности в городе наших отношений загораживают солнце. Плоские крыши Лжи давят своей примитивностью. Узкие улочки Изжитой любви скользкими змеями ползут, отрицая логику направлений. Грязные тротуары Взаимных претензий отдают запахом падали. Мы чужие… 6. Автор: Иван Мазилин Название: Это жизнь Стих уже встречался мне. Даже иногда теряющийся лейтмотив нисколько не вредит. Образно, ярко, безнадежно. Один из лидеров. А ночью - в тисках кулаков, До зубовного скрежета, Нервы прессую, Шкуру палю на костре. Всего лишь затем, Чтоб пеплом вытряхнуть День на бумагу… И снова ждать утра, Чтоб снова открыть… Наугад. 7. Автор: Мари Веглинская Название: Я умру на рассвете Я умру на рассвете. За окном, в полутьме, будет кружить снег, Первый осенний снег. Он будет липнуть к стеклу, Медленно стекая талыми каплями – Как и много лет назад. Еще никто не будет знать, Что я не спущусь к завтраку, Что мне не нужно заваривать чай И делать бутерброд, Что я не выйду на улицу Собирать опавшие листья И яблоки – их в тот год будет особенно много. Мне сказать нечего. Все сказано. Все соединилось. И даже грусть свалилась в пыль на повороте. Отстала. Она не нужна там, где светло. 8. Автор: Виталия Чагина Название: Соседская кошка в окно залезла… Чистый верлибр. Умытый. Хочется зажмуриться. Соседская кошка в окно залезла. Возможно, ей мало своих мышей, А, может быть, просто издевается: Знает – в доме собака. Но собаке плевать: Пусть хоть трижды старается Привлечь внимание – гнать взашей Приятно недругов или блох, А эта – так, не хватает размаха. Только - нужно разобраться со знаками препинания. «Сказки про хищников» - лучше будет «о хищниках». А вот здесь появилась рифма: Зевнула. Видимо, разочарована. Мыши лакают собачью похлебку (если лакают – уместно с мышами), А пес наблюдает умильно. Он знает: сказки про хищников Глотаются малышами, А взрослому невероятно приятно Быть снисходительным И сильным. Но по подаче, явно, верлибр. 9. Автор: Игорь Б.Бурдонов Название: Виртуальная реальность Мне показалось, что этот верлибр известного автора более сумбурен и неоднозначен. Но великолепные строки проскальзывают. Я видел дожди – повисшие в небе волосы туч, с секущимися концами, не достигающими земли. Я видел солнце, прыгающее через дождь, падающее к ногам, блестящее и влажное. Я слышал, как старик Морзе выстукивает звёзды – звезду за звездой. Потом меня расстреляли лазером утренней зари. Я умер и вернулся в нашу тихую виртуальную реальность, к пасторали рекламы и политических новостей, к старомодной мелодии террористических взрывов и выстрелов киллеров. Остается только думать. 10. Автор: Игорь Малахов Название: В маленьком кафе… Не совсем четко просматривается «сакура смысла», но настроение – в троекратном объеме. Все меняется вместе с нами. Это только кажется, что миру до нас дела нет… В маленьком кафе Мы часто пили кофе. Пили из чашечек, Наслаждались покоем В маленьком кафе На отшибе дорог. Потом мы били чашки, Потом мы били блюдца, И разлетались вдребезги Кофейные брызги На счастье. Мы уходили, покрыв убытки, Оставив в расстройстве бармена. Он был славный малый, Он так любил, Когда мы заходили В его маленькое кафе На чашечку кофе, И наслаждались покоем На отшибе дорог. Но однажды, как обычно, Не изменяя привычкам, Мы зашли в свое Маленькое кафе. Бармен почему-то был зол. Он был на нас сердит, Он был на нас небрит, И неуютным показалось Маленькое кафе, И, выпив свой кофе, Мы в нем переколотили Все чашечки и блюдца, Переломали все стулья, А когда вышли – узрели, Что мы не на отшибе: Вокруг сновали люди Туда и сюда, туда и сюда. Десять из 30-ти. Это даже хорошо. Теперь о победителях. 1 место и звание Лауреата - Автор: Мари Веглинская «Я умру на рассвете» 2 место и звание Призера - Автор: Иван Мазилин «Это жизнь» и Автор: Игорь Малахов «В маленьком кафе…» 3 место и звание Призера - Автор: Игорь Б. Бурдонов «Виртуальная реальность» Всем удачи и хорошего настроения. И быстрее выехать на море! Валерий Белолис |
|
|