Разбор произведений поэзии в проекте критики "Платон мне друг..." | Владимир. У меня небольшая ремарка:) Для удобства разговора скопировала сюда с Вашей страницы: Жанр: Любовная лирика Автор: Владимир Едапин Объем: 18 [ строк ] Фрагмент - Я и не возлюбленная, - пробормотала она. - Так кто же ты? - Не половинка и не целое. Так... фрагмент... - А это самое лучшее. Возбуждает фантазию. Таких женщин любят вечно. Законченные женщины быстро надоедают. Совершенные тоже, а "фрагменты"- никогда. Эрих Мария Ремарк. Три товарища Я «фрагменты» - пытался собрать воедино. Думал, так легче будет тебя рассмотреть. Но ты не поддавалась, ускользала и уходила, Продолжая - «частями» жить и гореть. Ты была не воском, не глиной, не пластилином, Не имела одной привычной и постоянной формы. Ты была океанами, звёздами, пением соловьиным, Бездной, «я» - не втиснутым в рамки серой нормы. Ты и не жила, впрочем, нет, ты – летала… Манила, дразнила, звала с собою в полёт. А однажды – исчезла. Наверное, просто устала Быть с теми, кто не летает, не грезит и не поёт… ...... В цитате-эпиграфе из «Трёх товарищей» Пат называет себя «фрагментом». Потому первые строки Вашего стихотворения меня немного напугали: показалось, что Ваш ЛГ собирается собрать нескольких своих возлюбленных, чтобы «легче рассмотреть» одну единственную:). Правда, в третьей строке уже речь только об одной. Но – учитывая явную аллюзию на указанный роман – Ваше «частями» несколько противоречит источнику, где, простите, одна девушка – один фрагмент:). |
| Владимир. Я тоже всегда очень жду хоть каких-либо отзывов, критики на свои вещицы. И тоже часто нахожу "бяки" сама у себя в уже выставленном стихотворении. Вот наш удел:) - авторов. В самое ближайшее время Вы получите аж две рецензии: от Критика и Рецензента-инкогнито (это я Вам на ухо шепнула:)). Так что "Платон Вам друг..." и ещё две истины Вам представит. Пишите нам! |
| Татьяна Кунилова (Stik) РЕЦЕНЗИЯ на стихотворение «Фрагмент». Автор: Владимир Едапин Первое впечатление было не самым восхищенным. Видимо, подсознательно мое восприятие «заточено» под силлабо-тоническое стихосложение, в первую очередь, меня завораживает в поэзии четко выверенный ритм, он ласкает мне душу где-то на уровне каких-то вибраций атомов, составляющих клетки моего организма. Иногда я и в текст могу не вчитываться, восхищаясь уже собственно чистотой ритма, а тут… первая, чисто инстинктивная приязнь к стиху не сработала. Ритм рваный, абсолютно невыдержанный не только по всему стихотворению, но и в пределах одной строфы. Очень хотелось вслед за Игорем Дмитренко воскликнуть: «Боже, да тут и рассматривать-то нечего, в топку этот шедевр, в топку!», но что-то не давало… какое-то внутреннее ощущение полета бабочки от этого стиха – то ровный полет, то проваливаешься вниз, то как-то вбок тебя несет, помимо твоей воли… Ритм неровный, но вместе с тем стих легкий и воздушный… почему? Поскучайте немного, автор, и почитайте результаты моих изысканий. Так случается – чтобы уяснить, НРАВИТСЯ или НЕ НРАВИТСЯ тебе стих, его нужно разложить на составляющие его фрагменты, чтобы рассмотреть все достоинства и изъяны, взвесить на весах своей души то и другое и понять, чего же в нем больше, чего меньше… Средства художественной выразительности, используемые автором. Особую прелесть стихотворению придает метафоричность изложения и гиперболизация душевных качеств ЛГ. Во второй строфе используется такой прием, как усиление (или градация): расположение мыслей в порядке их важности, силы и убедительности: Ты была не воском, не глиной, не пластилином, Не имела одной привычной и постоянной формы. Ты была океанами, звёздами, пением соловьиным, Бездной, «я» - не втиснутым в рамки серой нормы. Кстати, « ты была океанами» - ЛГ одна, а была всеми океанами сразу, не одним? Прямо-таки суперусиление))) Посмотрите, насколько разнятся строки, из которых состоит это стихотворение. По размеру, по количеству стоп в строке – все разные. То и дело плавный полет речи прерывает то невесть откуда взявшаяся интонационная пауза, то добавочный слог, из-за чего динамичность изложения теряется. Данное стихотворение написано дольником на трехсложной анапестовой основе. Что это такое? Дольником называют стихотворный метр, в котором безударные интервалы (слабые места) между ударными слогами (сильными местами или иктами) не являются постоянными, но колеблются по длительности от одного до двух слогов. Представьте себе строку, написанную силлабо-тоническим трехсложным метром, например, анапестом: 1+1/++1/++1/++1/+ . . . Я «фрагменты» - пытался собрать воедино. 1+1/1+1/++1/++1/ . . . Думал, так легче будет тебя рассмотреть. Именно по такой схеме написаны две первые строки стихотворения –четырехстопный анапест, со сверхсхемным ударением в первой стопе 111/++1/+++/1+1/++1/+ . . . Но ты не поддавалась, ускользала и уходила, Дольник – на анапестовой основе. Здесь количество стоп увеличено: появляется целая безударная стопа – молосс. Для справки: если безударная стопа встречается в двусложном ритме, то такая стопа (вида ++) называется ПЕРРИХИЙ, если в трехсложном (+++), то – МОЛОСС. ++1/++1/+_1/++1 . . . Продолжая - «частями» жить и гореть. Тут тоже дольник на основе четырехстопного анапеста... Все бы ничего, но тут вкралась помарочка интонационная. Автор «потерял» один слог, и на его место так и просится интонационная пауза, которая лезет в текст вопреки поставленному ради организации паузы в другом месте строки тире после слова «частями». И как-то сразу искажается хрустальная незамутненность слов. Что слышится из-за этой непрошеной паузы? «Продолжая частями». И пауза. Будто предложение окончилось. Впрочем, вариант «частями жить» тоже не очень мне по душе. Хотя бы второе тире после «частями» поставить… – получится «продолжая жить и гореть», но – частями))) Ну и так далее. Посмотрите на схему, послушайте ритм произведения – звучание стиха вполне типично для дольника: 1+1/+1/++1/+++/+1+ . . . . Ты былА не вОском, не глИной, не плАстилИном 1+1/++1/+1+/+++1/+1+/ . . . Не име/ла одной/привычной и постоян/ной формы. 1+1/++1/++1/++1/+++/+1+ . . Ты была/океа/нами, звёз/дами, пе/нием со/ловьиным, 1+1/11+/+1+/1+/1+ . . . . Бездной, «я» - не втиснутым в рамки серой нормы. 111/+11/+11/+1+/ . . . . Ты и не жила, впрочем, нет, ты – летала… +1+/+1+/+1+/1++/1 . . . . Манила, дразнила, звала с собою в полёт. 1+1/++1/++1/++1/++1/+ . . . А однажды – исчезла. Наверное, просто устала 11+/1++/1+1/1+1/1+1 . . . . Быть с теми, кто не летает, не грезит и не поёт… Собственно, форма стиха вторит содержанию: оно само состоит из множества разноразмерных фрагментов – и при этом оно неуловимо ажурно и воздушно, не имеет «одной привычной и постоянной формы» – и, тем не менее, дарит устойчивое впечатление общности этих фрагментов… видимо, тоже, как и героиня этого стихотворения, является чем-то «не втиснутым в рамки серой нормы». В общем, не за что относиться к этому стихотворению пренебрежительно. Принадлежность его не к силлабо-тоническому стихосложению, а к тоническому не делает его никуда не годным. Многие русские поэты писали в такой манере. Дольники очень любил Александр Блок, к ним часто обращался Есенин…, и никому в голову не приходило говорить, что стихи они писать не умеют))) Честно скажу, пунктуацию я особо не проверяла, да и надо ли оно автору? Если все же надо, могу вычитать стихотворение и дать свои рекомендации по расстановке знаков препинания и кое-каким редакторским правкам, но это уже совсем другая история… Татьяна Кунилова (Stik), /член Когорты Критиков проекта «Платон мне друг…»/ / |
| Поручик РЕЦЕНЗИЯ на стихотворение «Фрагмент». Автор: Владимир Едапин Стихотворение посвящено девушке Пат (Патриции Хольман), которая является героиней романа “Три товорища” писателя Эриха Марии Ремарка. Автор описывает чувства главного героя Робби (Роберт Локамп). Главная идея стихотворения очень хорошо вписывается в сюжет романа Ремарка. Робби был автомехаником, то есть человеком конструктивного мышления. И здесь очень важно учесть его рациональный подход к изучению всего неизведанного. Я «фрагменты» - пытался собрать воедино. Думал, так легче будет тебя рассмотреть. Но ты не поддавалась, ускользала и уходила, Продолжая - «частями» жить и гореть. Главный герой сталкивается с очень важной проблемой своей жизни. Любовь – искромётное чувство, которое при сближении противоположных сил начинает разрушительно влиять на устоявшееся мировоззрение влюблённого человека. Оказывается, любовь – это нечто большее, чем мимолётная страсть, интрижка. Это как искровая свеча зажигания, без которой устройство, имеющее колёса, не может двинуться с места. Это такая маленькая часть автомобиля, от которой напрямую зависит двигатель. Только в результате воздействия силы любви возможен прогресс познания собственного я. Кому как не автомеханику знать, что устройство двух машин, как и, впрочем, устройство подобных друг другу систем, – одинаково. Стихотворение не имеет сюжета, но подкупает своей динамичностью, искренностью и легкостью в исполнении. Чувства, которые описывает автор, не статичны. Они, как фрагменты, непосредственно связаны с пережитым прошлым. Главный герой каждый раз заставляет читателя участвовать в собственном межличностном конфликте. Такой эффект стал возможным только потому, что автор не погнушался использовать глаголы. Он внедрил по два, а то и по три глагола в прошедшем времени в каждое предложение, иногда глаголы выступают и в качестве рифм. Это один из тех случаев, когда употребление глагола в качестве рифмы оправдано. Предложение по нормам правильной русской речи всегда должно быть законченным, но здесь мы видим обратную картину. Мысль не имеет границ. Переживания лирического героя приближены к вечности. При прочтении непременно возникает двойственное чувство. Чувство полёта и собственной приземлённости одновременно. Ты была не воском, не глиной, не пластилином, Ты была океанами, звёздами, пением соловьиным, В данном случае автор использовал однородные члены предложения для того, чтобы показать динамику и динамикой противопоставить образы материального, видимого мира и мира внутреннего, психического. Приём: матрёшка в матрёшке. Произведение и философично, и лирично. Автор создал своеобразный глиняный сосуд, в котором читатель может хранить свои мысли и ощущения. Это что-то неосязаемое, но видимое, что-то очень общее, и в то же время простое и понятное каждому. Стихотворение в основном построено на градациях, причем эти градации великолепно сочетаются с контекстуальными амонимами: Ты была океанами, звёздами, пением соловьиным, Ты и не жила, впрочем, нет, ты – летала… Апогеем всех чувств и образов является сама концовка. Автор решил закончить произведение умолчанием, поставить многоточие над судьбой вымышленного Ремарком лирического героя. Жирное многоточие, которое заставляет задуматься над проблемой отношений двух влюблённых молодых людей. Небольшой сентиментализм в жанре элегии, приправленный философским законом борьбы единства и противоположности. Быть с теми, кто не летает, не грезит и не поёт… Ритм не имеет чёткой структуры, нет единой чёткой схемы, которая бы удовлетворяла чётко заданному вначале четырёхстопному амфибрахию. Разрозненное количество слогов в строках, а также количество ударных слогов наводит на мысль, что автор специально сделал так, чтобы стихотворение не могло быть отнесено ни к одной устоявшейся системе стихосложения, но читалось легко и запоминалось непринуждённо. Рифмовка перекрёстная, рифмы используются ассонансные, глагольные и простые. Не слишком хорошо использовать глаголы в качестве рифм в последнем катрене, но очень изящно выглядит чередование ассонансных и глагольных рифм в начале и в последующем катрене. Что ж, стихотворение произвело на меня впечатление, порадовало, за исключением огрехов, которые были перечислены мной выше. Поручик, / Рецензент-инкогнито проекта «Платон мне друг…»/ |
|
|