Обзоры и итоги конкурсов | Здравствуйте, уважаемые авторы. Пришла моя очередь делиться впечатлениями от конкурса «Золотая пчела». Более 200 размещенных работ и несколько месяцев прием – такого масштаба на моей памяти еще не было. Не удивлюсь, если кое-кто из приславших свое произведение благополучно забыл об этом. Некоторые авторы свои конкурсные стихи уже удалали со страничек. Эффект от такой массовости сомнителен. Ну да ладно, к делу. Скажу честно, около 70 работ я сразу же «забраковал» - и дело не в моей злобной натуре, а в желании уменьшить нагрузку на жюри номинации, поскольку, сами понимаете, при таком масштабе фильтр просто необходим. Впрочем, не нужно думать, что «забракованные» судьями работы более не обсуждались. Нет, каждая всё равно рассматривалась, и были случаи, когда жюрист менял свое решение на положительное. В своем обзоре, вернее, в заметках, я хотел бы обратить внимание читателей на наиболее запомнившиеся стихи пчелиного конкурса. Постараюсь коротко, но по существу. И, чтобы оправдать заголовок обзора, сделаю кое-где тоненькие дегтевые полоски на медовом остове. Общая тенденция принципиально не меняется из конкурса в конкурс. Количество поэтических текстов соотносится с рифмованными строками приблизительно как 1:3. В основном подавались произведения, выполненные в классической манере. Как ни странно, философская и пейзажная лирика преобладала над любовной. Из новшеств отмечу присутствие около 8-10 работ в жанре «интеллектуальной» лирики и сюра, но «интеллектуальный» чаще всего был с приставкой «псевдо-». Израиль Рубинштейн. Хребет Гуннерус http://litkonkurs.com/?dr=45&tid=273582&pid=0 Начало просто отличное, хлесткое, по-мужски суровое – ритм, рифмы, лексика («холка хребта» - супер), настрой. Однако уже ко второй строфе начинает «гулять» ритм, создавая неровности. Иногда это терпимо, но в некоторых случаях совсем не катит («Холодом, забвеньем» - очень неуместная пауза, «В трех шагах впереди горизонт» - вообще смена размера с амфибрахия на дактиль). Несмотря на это, в целом смотрится куда лучше многих. Светлана Моисеева. Следы http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=296045&pid=187&nom_id=499 Стихотворение достойное, ровное, до самого конца сохраняется и обыгрывается тема следов, оставленных любимым. Пожалуй, разве что чересчур гипертрофированы и «картинны» чувства («Вздохом на мертвой петле»), но так это ж женская лирика… Принимается. Никита Брагин. Пчела http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=298192&pid=187&nom_id=499 Профессионально созданный сонет, однако, впечатление от него скорее как от выполнения «задания на тему», чем как от независимого творения. Отсюда – с эмоциями сложно. В конечном терцете непонятно, чему противопоставление «Но»? Ведь «голос душных городов» растворился в просторе луга – почему тогда «но»? Наринэ Карапетян. Рождественский вертеп http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=276934&pid=187&nom_id=499 Понравилось, рождественский дух присутствует, как и техника. Хотя есть и замечания: «Не одолеют ее рати», «обитель – который», и в целом 5-я строфа слабее остальных. Виктор Курильчук. Желтел акациевый май http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=294284&pid=187&nom_id=499 Великолепная звукопись. Автор с яркой узнаваемой манерой. Андрей Земсков. Незнакомому поэту http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=298720&pid=187&nom_id=499 Прекрасные строки, хорошая словесная находка: «Нас высекают из камня, как будто мы – искры, // И отливают в металле, как будто мы – пули». А вот это не понял: «К старости плата за страсти - лишь время метели». Стихотворение неоднозначное. Валентин Алексеев. Быт: 11.4-8 http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=193559&pid=187&nom_id=499 Если кто не посмотрел – заголовок указывает на библейские строки, повествующие о строительстве Вавилонской башни. Привязка текста к Библии, как и к эпиграфу, кстати, показалась мне больше интуитивной, чем логичной. (На смешение языков указывает лишь прекрасная фраза «россыпь словесных рос».) Третья строфа смутила: во-первых, конечно, аллюзия к Блоку, и никуда от нее не денешься (там рифма «из роз», здесь «рос»); во-вторых, как мне кажется, фраза «идет… сквозь тени» неудачна («проходит» или даже «плывет» – вероятно, так?). В целом – ожидаемо крепкое, достойное стихотворение, тяготеющее к символизму. Елена Кабардина. Мужская молитва http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=226702&pid=187&nom_id=499 Первое четверостишие – о ком? Интересная звукопись, но содержание больше интуитивное, чем логичное. Вообще мне нравятся такие стихи, если они не очень приторные)) Оцениваю высоко. Сергей Ворошилов. На перроне http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=250225&pid=187&nom_id=499 Очень красивое стихотворение, живописная картина, прекрасно подобраны слова и ритм (как известно, ритм во многом создает настроение стихов). Единственное – не понравилось «трусит … бодрыми шагами». Ирина Курамшина (IRIHA). Улей http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=227564&pid=187&nom_id=499 Из всех стихотворений про пчел на пчелином конкурсе это мне понравилось больше всех. Особенно то, как ловко обыгрывается антропоморфизм, чего только стоит «влетаю я почти бескрыла» (ср. «руки отваливаются», «без задних ног» и т. д.). А вот бальзам с пчелиным ядом не станет ли более лечебным? – задумался… Вита Пшеничная. Ну, давай, базарный лабух!.. http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=299360&pid=187&nom_id=499 Очень понравилось, особенно начало! Настоящая страсть и удаль в первой строфе, настоящие, неподдельные эмоции, и так живо, так четко получилось! Последняя строфа, наоборот, по минимуму эмоциональная и как бы не от стихотворения сего)) Последнюю строфу я бы переписал. Гурген Баренц. Бумеранг http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=299384&pid=187&nom_id=499 Стиль мне не близок, но не отметить не могу. Подобные «белые» стихи очень распространены, например, в США (Буковски…), а у нас это воспринимается как эксперимент. Я бы, на месте автора, четче выдерживал ритм (так, первая строка как бы укорочена по ритму). Кульков Михаил. 12 веков (по сказке Братьев Гримм "12 братьев" и сказке Андерсена "Дикие лебеди") http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=299437&pid=187&nom_id=499 Здорово, насколько я понял, здесь не пересказ сказочных сюжетов, а очень серьезное произведение о толерантности и т. п. Заглавие в этом смысле многозначительное. В исторической перспективе; на многое требуются сноски. По технике есть недостатки, например, рифма «ножик-ножен». Андрей Шаповалов. Прогулка с путеводителем по переименованному городу http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=299518&pid=187&nom_id=499 Отсылка к классику смотрится весомо, однако прибавляет автору ответственности (после такого эпиграфа стихотворение просто не имеет права быть плохим). Ну… относительно Бродского – слабо, конечно. Но относительно конкурсантов «Золотой пчелы» - даже очень неплохо. Есть интеллектуальность и колорит питерский. Правда, ложка вряд ли «здесь звякнет» - звякнет она тоже «на финской стороне», а «сюда» донесется отзвук. Предложение в третьей строфе плохо согласовано. Слово «град» в данной обстановке смотрится чуждо. Андрей Де. Когда всё уляжется http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=300247&pid=187&nom_id=499 Мне кажется, строки неопытного поэта, но в них есть поэзия. Например, здесь: «Когда всё уляжется - мысли и дети»… Или про обои – очень неординарная мысль. Поправка: «Толстого читать, пересказаннОГО вкратце». Успехов Андрею!.. Наталья Капустюк. Зонтолёт и зонтопад http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=301646&pid=187&nom_id=499 Необходимо отметить, как очень удачное стихотворение для детей. «Зонтолет и зонтопад» - отличная придумка! Иван Габов. Ивану Бунину http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=302477&pid=187&nom_id=499 Задуматься тут есть над чем… Заголовок настраивает на серьезное восприятие. Заметил, что каждая строка самоценна, заканчивается точкой (кроме одной пары). Уже неплохо: автор подумал над формой. Напрягло вот это: «Оторвалась у ставен доска»: во-первых, грубое «доска – тоска», и потом, сама фраза… Сергей Балиев. СКИФСКИЙ КУРГАН http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=270516&pid=187&nom_id=499 Достойно! Эпично! Хотя не могу обойти некоторые нюансы. Первая строка каждой строфы задает необходимый, решающий на все четыре строки ритм. Почти везде у автора ритм первой строки безошибочен, с некоторыми разумными модификациями: --!- / -!-!-. Но во второй строфе так: --! / -!--!-, совсем иное построение, по тонике верное, но сбивает… Что же еще?.. А, вот: в предпоследней строфе «настигающее дыханье» и «надвигающаяся гроза», одинаковые конструкции напрягают. Там же рифма «подсторожить – грозы» - не ухты. «Закусить удила до крови» - это выжать кровь из удил? (сравните «укусил губу до крови») Зато «безоковье» - чудесный неологизм. Кстати, «подсторожить» - тоже неологизм от «подстерегать», только вот я не понял, намеренный он или нет… Ингвар Донсков. Жемчуг http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=303833&pid=187&nom_id=499 Здесь есть над чем подумать. Хорошая метафора: слова – жемчуг. Вечная тема конфликта индивида с обществом. Саша Ирбе. Приехал поезд http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=304772&pid=187&nom_id=499 Начало напрочь открыточное, но чем дальше, тем стихотворение убедительнее и трогательнее. Конечно, техникой и какими-то изысками произведение не блещет, зато центральный образ – «И век, и папа, точно два младенца, на нас глазами светлыми глядят…» симпатичный и по-детски светлый. Сергей Гамаюнов (Черкесский). Песня горных стрелков http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=304076&pid=187&nom_id=499 Хорошая песня. Единственное: «перевалы – привале» однокоренные слова. Игорь Дмитренко. Mentoris* (на основе легенды о смерти Пилата.*) http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=305735&pid=187&nom_id=499 Очень впечатлило, серьезный труд. Небольшое открытие для меня. Владимир Колодкин. Вдохновенное буйство немощи http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=274063&pid=187&nom_id=499 Оценил сарказм, точные, уверенные строки – впрочем, от Владимира глупо ожидать плохих стихов. Только вот тема на этот раз заезжена до боли. Например, у Рубцова было «Когда толпа потянется за гробом, Ведь кто-то скажет: он сгорел в труде»… И вот сейчас я на своей шкуре испытал, что у поэтов мысли сходятся)) Две строки данного текста точь-в-точь повторяют строки из моего стихотворения на тему поэта и поэзии («Вот книга»), которое, правда, совсем иное по задумке. Инга Сташевска. Она http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=306673&pid=187&nom_id=499 Вот так Бог постепенно становится мемом. Не знаю, плохо это или хорошо в современности… «Бог не играет в шашки…», что дальше? Бог не стирает носки? Бог не сажает морковь? А может, поменьше да потише бы о нем во так, всуе?.. Теперь от эпиграфа к самому стихотворению. Не увидел связи между поддавками и кием. Популярный сейчас стиль – а ля видеоклип. Понравился подтекст, которого нет в некоторых других конкурсных стихах подобного жанра («интеллектуализмы»), настрой на домысливание. Техника впечатляющая. Четвертый катрен показался самым слабым, вырванным из контекста. Татьяна Архангельская. Вкус света http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=301845&pid=187&nom_id=499 А вот это понравилось, причем к концовке даже больше. Стихотворение по мотивам сходно с работой Людмилы Красиловой, но здесь гораздо больше самостоятельности, четкие метафоры, сильные образы («швы ветвей» - класс!). (Сообщите, пожалуйста, если где-то напутал со ссылками.) |
| я...чего тут, собственно... Люблю Ваши обзоры читать. Очень. Вот. |
|
|