Обзоры и итоги конкурсов | Мне совсем не хочется называть своё видение итогов пошедшего второго этапа ВКР-10 в номинации «Поэзия, любовная и пейзажная лирика» громкой фразой Литературный обзор… Скажу почему: Литературный обзор – это всё-таки вид научной, аналитической работы с использованием специальных знаний, методик и принятых в этой области стандартов. Я не литературовед, не эксперт и даже не имею литературного образования. Не сомневаюсь, что среди авторов и гостей портала, и даже среди участников этого конкурса, найдутся персоны, чья компетенция в литературоведении и в литературной критике намного выше! А по сему – это просто мой взгляд на творчество авторов, принявших участие в этом престижном и важном для нашего портала литературном конкурсе. Беспристрастный взгляд судьи конкурса… Судить в ВКР – испытание и честь для любого члена Судейской коллегии портала. Ведь не зря в преамбуле Положения о ВКР- 10 сказано: «…За десять лет Международные конкурсы «ВКР» подготовили целую плеяду литературных победителей: Лауреатов, Призеров, Дипломантов. Многие из них ушли в большую литературу, став авторами романов, повестей, рассказов и очерков, стихотворений и поэм, получивших положительные оценки литературной критики, а также интерес и одобрение многотысячной массы читателей…! Вспоминаю, с каким трепетом я сам впервые подал свои работы на этот конкурс и ждал подведения итогов… И вот теперь на этом конкурсе выступаю сам в качестве судьи и ведущего номинации! Насколько в этом качестве я оправдал надежды авторов-конкурсантов – судить вам, дорогие друзья! Оговорюсь сразу: цель этой работы – не всеобъемлющий критический разбор произведений! Для этого на портале существуют и успешно действуют такие проекты как «Литературная мастерская», «Литературная критика «Платон мне друг…», Литературный проект «Вердикт» и т.п. Моя цель проста – рассказать о работах, показавшихся мне неординарными, интересными, затронувшими душу и внимание. О проходных, средних, рядовых, банальных и откровенно слабых как с технической, так и с художественной точки зрения работах разговор вестись не будет: они получили свою оценку коллегии судей. И это совсем не означает, что оценку получил конкретный автор: оценку получила его конкретная работа. Другой разговор – что автор сделал не совсем удачный выбор и выложил в тему конкурса именно её… Всего в номинации «Любовная и пейзажная лирика» за минусом вторых и не соответствующих тематике номинации работ участвовало 76 конкурсных работ. В мой, индивидуальный шорт-лист, с оценкой работы в 7 баллов и более вошло двадцать авторов! Именно о них, а точнее, о их работах мне и хотелось сказать несколько слов… - Автор: Лысенко Михаил. «Холодный город (двое над Парижем)» http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=308940&pid=194&nom_id=553 Судя по тексту и по ссылке автора, представленная им на конкурс работа написана по мотивам картин Марка Шагала… Довольно зрелая, интересная работа. Но, больше – это всё же городская лирика, нежели любовная… Стихотворение заслуживает высокой оценки! Если расценивать мечты литературных героев о несбывшейся встрече к категории любовных переживаний, тогда – да. Понравился технический приём закольцовки на кисти Шагала. Ярко и зримо прорисованы образы двух, одиноких, но близких по сути, человек – мужчины и женщины, мечтающих каждый о своём, но вместе - о любви и счастье. Есть рифмы удачные, свежие, неизбитые: «солнечно – невольничье, умиротворение – варением…». Но, есть и банальные, приевшиеся: Париж - крыш, парад – рад, тепле – земле… - Автор: Дмитрий Кастрель. «Она» http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=309144&pid=194&nom_id=553 Очень оригинально подана любовная сцена. Сцена – воспоминание ЛГ. Запоминающиеся финальные строки хороши: «С годами делаюсь старей и гаже. Она пусть остаётся та же...» Тема раскрыта интересно. Работа заслуживает высокой оценки, но и требования к ней должны быть высокими: если две первых строчки с отточиями есть эпиграф, то следовало указать автора и источник. Лёгкую, игривую и беззаботную атмосферу действа нарушило просторечное «хохотати». А вот «месяц, серебрёный гад» нисколько не покоробил, а, наоборот, порадовал тонким намёком на будущие обстоятельства… Хороши диалоги литературных героев. И смена ритма и рифмовки оправданы сюжетом. - Автор: Кривонос Сергей «"Вот опять по-осеннему..."» http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=284082&pid=194&nom_id=553 Непонятно, зачем автор взял название работы в кавычки: это что, цитата? Тогда где ссылка на первоисточник? Также непонятны критерии разбивки строк: ритм и размер ровные и не требуют камуфляжа; четвёртая строка укороченная… Хотя, автору, конечно, виднее! Эмоционально и технически сильная работа. Очень понравились строки: «…Тонкий лучик дрожит на прозрачной ладони заката, Словно линия жизни и в завтра ведущая нить…» «…Я сегодня тебя воскрешу к новой жизни стихами И туманистой синью небес…» И не понравились алогичностью строки и выражения: «Относительно чувств я не знаю законов природы, Может быть потому и люблю. И роняю слова непродуманно и бестолково…». Получается так, что если бы ЛГ знал эти законы природы, то не полюбил бы? И как понимать фразу о непродуманных и бестолковых словах, если за несколько строк до того, ЛГ воскрешал стихами любимую? - Автор: Евгений Агуф «Кареглазая осень» http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=309373&pid=194&nom_id=553 Симпатичная, действительно, получилась осень. Однако, стихотворение перенасыщено образами. Он бы только выиграло, проработай автор некоторые образы ещё глубже. Выбран песенно-былинный размер, что тоже плюсом к общему эмоциональному впечатлению. Рифмы часто приблизительные: кудрях – опят, ветки - белке, теплом – дождём. Понравилось – «кокошник – окошки»! Сбивает с толку и портит впечатление смена ритма и размера во втором и четвёртом катренах. Есть вопросы и по смысловому наполнению стиха: - «…под тяжестью туч небеса в перелеске повисли» - а почему именно в перелеске повисли небеса? В других местах туч не было? Сомнительно. Сама фраза мне кажется построенной неверно: тучи повисли – да, но не небеса. Может, провисли? Тогда другое дело… - «…Почернев от земли, заблестев на проталинах днём, Неприветливый снег укрывает весёлую озимь...» - тоже спорное утверждение: если снег протаял и почернел, то он никак не может укрывать озимь… Неточный образ, неточный... - «С бабьим летом в обнимку идёт кареглазая осень…» - и это неточный образ, противоречит ранее нарисованной картинке заснеженной озими. Какое ж это бабье лето со снегом? А в общем, всё же хорошо! - Автор: Николай Шумов «Ветры листья сорвали и бросили...» http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=309063&pid=194&nom_id=553 Простенько и со вкусом… В том смысле, что вкусное получилось стихотворение. Сам – грибник, поэтому проникся, улыбнулся ярким, живым картинкам-образам и отдохнул душой! Пусть и рифмовка незатейливая, перекрёстная АБАБ, пусть и рифмы порой непритязательные, глагольные, но, зато какие образы: - «солнцем вытканный наряд»; - «Сеть тропинок куда-то торопится, Будто в лето сбежать захотев. Подберёзовик в травах хоронится, Лист упавший на шляпку надев.»; - «…лисичек розетки белесые: «Разбегайтесь, а то наступлю!»; - «Мухомор с видом важного барина На пригорке сидит, не боясь… На свинушках роса, как испарина И, конечно, осенняя грязь. А опята на пне словно зрители - Искривились в вопросе немом: «Вы забрать нас с собой, не хотите ли И с картошкой пожарить потом?» В моём шорте это одно из лучших пейзажных стихотворений номинации… - Автор: Валентин Алексеев «После грозы» http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=309764&pid=194&nom_id=553 Пытался представить нарисованный автором пейзаж – и не смог: слишком много всего собрано из разных природных состояний… Завязка хорошая: - «Вижу я, сизые с золотом тучи Медленно падают за окоем. Мир словно замер, борьбой обеззвучен, Воздух вдыхая глоток за глотком – Не надышаться!...» И далее неплохой образ исходящей паром груди полей. По «бороздам мышц» можно догадываться, что это пашня… Всё впечатление портит просторечное «судорги». Да и парящая пашня никак не ложится на картину, поскольку солнца в ней нет! И туман с радугой никак не совместим: он или утром рано, или вечером ложится… А вот рифмы неплохи и финальные строки с образом Кузнеца, выгибающего радугу, тоже хороши. - Автор: Надежда Николаевна Сергеева «Разгорается в небе зоренька...» http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=304213&pid=194&nom_id=553 Народно-песенный стиль стихотворения очень характерен для этого автора – мастера сказов и певца уральской старины и природы. Однако смысл тоски-печали Литгероини я в стихотворении так и не нашёл: и точнее самого автора, подводящего итог своей печали в финальной строке, не скажешь: - «Почему-зачем - не пойму.» Размер и ритм стихотворения выдержаны. С технической стороны всё выверено. Однако, после первого катрена стремление сохранить размер сыграло плохую шутку: ударение во многих ключевых словах засбоило: сенО, последнЕй, солнцЕ, измОрозь, сердцЕ… Очень понравились рифмы: зоренька - горенка – солёненька, заштопаю – тополя – протопаю. Однако же само слово «протопаю» применено неверно: тропинку можно протоптать, проторить. Значение слова «протопать» немного иное: это скорее просто идти, громко стуча ногами, обувью… - Автор: Елена Куприянова «Утренний, легкий, молитвенный...» http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=294749&pid=194&nom_id=553 Лёгкое, молитвенное пейзажное стихотворение упало в душу как утренний снежок. Образное, кружевное утреннее полотно. Богатые метафоры. Хорошие рифмы. Вначале, при первом прочтении, показалась инородной, грубоватой фраза: «Ярится Солнышко, ярится, Чтобы в глазах не упасть…». Но при повторном прочтении всё встало на свои места: хочет зимнее солнышко выглядеть по-летнему жгучим, ан не выходит… И образ солнца – тотема понравился, и финальные строки изумительны по своей простоте и сокровенному смыслу: «Мысли мои сокровенные В тёплый укрылись платок…»! - Автор: Олег Бескровный «ВЕТРОМ ОБЕРНУСЬ» http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=310543&pid=194&nom_id=553 Здесь и пейзажная и любовная лирика в одном осеннем букете, что вполне закономерно и логично: осень, как и весна неразрывно связаны с любовными переживаниями... Первое прочтение далось тяжело, и только позднее понял, в чём дело: первая строфа выпадает из общего ритма и размера в 10 слогов. А вообще, навевает стихотворение что-то песенное, народное… Хорош образностью финальный катрен: «А рассветный луг все еще в росе, В золотой листве струнный перезвон. Пусть мои слова о твоей красе Будут с птичьим пением в унисон...»! - Автор: Александр Граков (Лекса) «Крылья» http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=306529&pid=194&nom_id=553 Любовная лирика. Одно из лучших произведений номинации. Сложный, редкий рисунок рифмовки с внутренней рифмой и перетеканием в следующий катрен – затягивает, завораживает. Глубокий смысл и некая трагичность душевных переживаний ЛГ заставляют сопереживать. Немного напрягли инверсии: «Бриллианта переливом», «неба блоке», и просторечное «Я бы небо носом рыл»… А в остальном – работа мастера! - Автор: Вера Соколова «НЕТ КУРАЖА» http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=310960&pid=194&nom_id=553 Ещё одно стихотворение о любви… Хороший ритм и размер, если бы не укороченная на два слога восьмая строка… Неплохие образы ЛГ – прохладного родника, и тучи – старой сводни. Игривое, лёгкое стихотворение. Понравилась рифма «на бегу – губ». Не понравилась – «родник – не нужны». ИМХО, конечно. - Автор: Владимир Шишков «Заполярный вальсок» http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=311298&pid=194&nom_id=553 Крепкая, добротная работа. Пейзажи севера России очень образно и ярко представлены: карликовые берёзки, одинокая сосна, вороника, можжевельник, белёсые ото мха сопки с помпезными валунами, морошковый край ручьёв и озёр… Понравился образ: «Ниточкой светлой рисунок Луны Вышит на сини небесной…»! Рифмовка перекрёстная АБАБ, ритм вальса слышим и угадан точно. Размер ровный, без огрехов. С рифмами тоже всё в порядке, кроме, может быть - «озёра – моря»… - Автор: Ляховецкий Аркадий «Весна священная» http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=311445&pid=194&nom_id=553 Ещё одна пейзажная зарисовка весны разлива Нечерноземной полосы. Как и всё, выходящее из-под пера Аркадия, это добротное, энергичное стихотворение, с нарастающей экспрессией и закономерным ярким финалом: «И вот он слышен, такт за тактом, Дробящий утреннюю синь, Распев пернатого десанта Нечерноземной полосы». О том, что на картинке утро, можно догадаться только по этим финальным строкам. Вводит читателя в заблуждение затесавшаяся явно инородная фраза: «Дня нарастает напряженье…». Для нагнетания экспрессии – да, вполне логично. Но нелогично для всего предыдущего контекста с описанием влажных мостовых, газона с пожухлой травой, ветвей с раскрывающимися почками, домов и деревьев: рисовалась картина пробуждения природы с приходом весны, но не картина пробуждения города. Тем более непонятно, в чём именно выразилось нарастание напряжения дня? В том, что замерли «шеренги белые дерев»? И почему белые шеренги, если уже апрель на дворе? Или это шеренги берёз? Вопрос! И другой вопрос: зачем автор прописал слово «Преображенье» с заглавной буквы? Если речь о церковном празднике Преображенья, то он отмечается в августе месяце… Понравились рифмы финального катрена. Не совсем удачной показалась рифма «стволов – облаков». - Автор: Зинаида Кокорина (Ада) «Осенний минор (романс)» http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=311624&pid=194&nom_id=553 Редкий гость номинации – романс. Грустная тема осени усиливается рефреном «Увы, ………но ты не любишь осень». И ритмика и строение строфы, и рифмовка – всё играет на песенность! Сложная схема рифмовки: строки рефрена зарифмованы между собою. А внутри катренов рифмовка опоясывающая АББА. Понравились образы в строках: - «…пряной, мягко-жёлтой россыпи» листьев; - «…сосна в тебя не бросит Колючей лапой горсть дождя; И листья клёна этим вечером Не лягут кружевом на плечи нам…»; - «…Скользнёт в ладонь ………….с ветвей рябины мне Слезою-капелькой рубиновой Созревшей грозди терпкий плод…»! Хороши рифмы: «вечером – на плечи нам, рябины мне – рубиновый». Не глянулись рифмы: говорить – бродить, дождя – тебя… ИМХО, конечно. - Автор: Израиль Рубинштейн «Бессонница» http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=274008&pid=194&nom_id=553 Горькая ирония, правдивая жизненная проза. Но, это тоже о любви! До глубины души тронуло стихотворение. Зрелые чувства с высоты прожитых лет может быть и не так ярки, но их глубина дорогого стоит! Да, семья – это упряжка, это и бремя, и воз, и радости, и печали, и проза быта с болезнями, ссорами, черносливом и овсяной кашей. Обо всём этом автор поведал с лёгкой и горькой иронией: «За грехи к едину-дышлу Ты прикована со мной…» «Перекручены постромки, Пропотели хомуты…» «Ни скатить, ни скантовать Нашу квадратуру круга…»! - Автор: Арье Бацаль «Времена года» http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=312139&pid=194&nom_id=553 Тоже стихотворение о любви, о переменах в человеческой жизни и судьбах. Может, поэтому названа работа «Времена года»? Понравился художественный приём с закольцованностью главной мысли: «В ромашковой подлунности, В плену цикадной струнности Остался берег юности…» Жаль, что это и единственно интересные образы в работе. Всё остальное – уже было… Портит впечатление и сленговое, жаргонное слово «прикиды». Непонятен смысл выражения «глаза неудосужены»: если это связано с прилагательным «досужий», то непонятно вдвойне! Посмотрите в энциклопедиях этимологию слова... И, тем не менее – совсем неплохо! - Автор: Светлана Титова «Вечер синий-синий прогуляться вышел...» http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=311767&pid=194&nom_id=553 Красивое пейзажное стихотворение, насыщенное художественными образами: - «Холст ночного неба синим шёлком вышит: Вечер синий-синий прогуляться вышел...»; - «Снег - пушистой стаей…»; - «Клён, ссутулив плечи, спрятался под крышу...»; - «Растеряла ива свой наряд осенний И склонившись, прячет голые колени...»; - «Капельки печали на ветвях…»; - «Вечер синий-синий - ночь свернула в кокон...» И всё бы хорошо, но налетевший стаей пушистый снег и синий вечер не могут сосуществовать: выпадению снега всегда предшествует хмарь, серость… - Автор: Владимир Плющиков «Чеширская рапсодия» http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=246488&pid=194&nom_id=553 Виртуозно, образно, многослойно и грустно! Расписывать про ритм, размер и рифму нет смысла: они присутствуют и не банальны. История отношений Литературных героев подана с внутренней горечью и внешней бравадой. А образы сочные, яркие, зримые: - «Я на прошлом поставлю не крест, а изысканный крестик, Отолью в серебре и легко понесу на груди…»; - «Превратилась Царевна-лягушка в лягушку-квакушку…»; - «Эхо в небо ушло рикошетом от питерских крыш»; - «Месяц дразнит чеширской улыбкой от уха до уха…»; - «Ты осталась фамилией в списке мобильных контактов, Я – причудливым смайликом в аське… Короче, de facto При своих… Крокодилу – гармошка, коту – сапоги…»! Разгул сказочных персонажей только усиливает сарказм и горечь, оттеняет абсурдность жизненных коллизий. А тонкий намёк на четыре копытца? С одним образом только вышел перегиб (видимо ради того, чтобы сохранить размер…), с выстрелом Царь-пушки: склянки на Петропавловке отбивают из обычного корабельного орудия, а Царь-пушка красуется в Московском Кремле… - Автор: Игорь Лукшт «Старый сад» http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=139652&pid=194&nom_id=553 Ещё одна работа мастера: виртуозное владение техникой стихосложения и словом! Сложная схема рифмовки: фактически зарифмованы все вторые строки со второй строкой следующего трёхстишия, а так же первая и третья строки каждого трёхстишия. Затрудняюсь с определением стихотворной формы. Явно не верлибр и не белый стих. Балладные, напевные ритм и размер. Но, смутило обилие глагольных рифм, которые принято считать второсортными: «подставляя – наполняя, бродят – изводят, наклоняют – макают – опускают…». Образность и метафоричность на высоте, как всегда у этого автора: листья – крабы, синие с чёрным грачи, изводящие плоть плодов, злые масштабы трасс, жёлтая прядка пронзительной нотой в зелёной лопочущей ряби… Но спорными показались утверждения автора о том, что «матовых яблок коробки гремят семенами»: это какой спелости и размера должны быть яблоки, и какой слух надо иметь? И ветра вроде не было в саду… Да и не будут они греметь даже на ветру. Фантазия автора! И с утверждением не согласен: «Гладкую плоть полнотелых стволов наклоняют яблони в травы...»: не Куршская коса, однако, а обычный старый сад. Ветви наклоняют яблони – согласен! А стволы – если только трухлявые, старые… - - Автор: Сергей Ворошилов «Старое авто» http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=312820&pid=194&nom_id=553 Трогательно, чувственно, горько и немного иронично. Крепкое, мастерски сшитое стихотворение. Смутило написание автором названия французского курорта «Сантропе»: везде в словарях пишется как «Сан-Тропе»… Понравился образ времени – вечного брадобрея! Но не увидел логики в связке: «…стрижет года, дни превращая в тени: Мелькают губы, плечи и колени, блеск милых глаз при свете фонарей…». С годами и днями понятно, но связь ножниц брадобрея, губ, плеч и колен – загадка мастера… Понравилась метафора с переносом образа Чехова на образ авто…: «…«Мерс», как мудрый Чехов, Смотрел, бликуя фарами-пенсне…»! Умело сделана построчная разбивка для усиления акцентов. Ритм и размер песенные, хоть романс пиши… Надеюсь, дорогие друзья, что эти работы понравились и вам! Второй этап юбилейного Десятого Международного литературного конкурса "Вся Королевская Рать" 2013 года (ВКР-10) завершён! Пожелаю всем участникам конкурса творческих удач, а финалистам – успехов в финале! Ведущий номинации «Любовная и пейзажная лирика» Судья конкурса Сергей Гамаюнов (Черкесский) |
| Сергей, вы написали очень красивый обзор! Настолько душевно, что хочется читать-перечитывать. Для каждого поэта - своё слово, чёткое, верно подобранное, диву даёшься, сколько души вложено в эту работу. И замечания - дельные, тактично выраженные, спасибо вам! |
| Присоединяюсь к словам Елены. Мне показалось, что я уже писала здесь свой коммент, но он куда-то исчез. Ещё раз спасибо умному судье!!! |
| Сергей, спасибо большое за обзор. Для всех нашлось доброе слово. С уважением и признательностью, Шумов Н. |
| Сергей, спасибо за добрые слова! Пожалуй, только вот с этим выводом категорически не согласен:"С одним образом только вышел перегиб (видимо ради того, чтобы сохранить размер…), с выстрелом Царь-пушки: склянки на Петропавловке отбивают из обычного корабельного орудия, а Царь-пушка красуется в Московском Кремле." Я ведь родился и живу в Петербурге. Так что - в курсе...) Конечно, тут со многим можно поспорить. И многое видится, так сказать, не совсем на своём месте. Но "царство абсурда" оно и у нас - "царство абсурда". Так почему бы и Царь-пушке для разнообразия не грохнуть в Питере? Мне этого хотелось, и я услышал. Я не то, чтобы стараюсь разбить стереотипы. они у меня тут в роли призмочек понатырканы. :) |
| Владимир, поздравляю с точным поэтическим выстрелом. Вполне уместно в этих ироничных стихах бабахнула невпопад старушка-Царь-пушка. Что нам стоит построить не дом, а хотя бы избушку? Ты в ответ на вопрос запоздалый опять промолчишь. Превратилась Царевна-лягушка в лягушку-квакушку. Холостым с Петропавловки грохнула в полдень Царь-пушка, Эхо в небо ушло рикошетом от питерских крыш. ------- И всё же для старого солдата осталось загадкой: как же из Царь-пушки бабахнуть холостым? |
| Николай, спасибо! А бабахнуть холостым из Царь-пушки не сложнее, чем ей (пушке) оказаться на Нарышкином бастионе Петропавловки. В "сонном царстве абсурда" возможно всё. :) |
| И Город Ленина строит воспетый А. Пушкиным Петр... |
| Спасибо, Сергей, за добрые слова. Неожиданно... В восьмой строке добавила два недостающих слога. Обычно я тщательно считаю их (слоги), а тут дала маху! С неважнецкой рифмой согласна, подумаю ещё... |
| Спасибо за добрый отзыв, Сергей. Верно говорите - "Сан-Тропе". Поправил. "Ах, время-время, вечный брадобрей, стрижет года, дни превращая в тени: Мелькают губы, плечи и колени, блеск милых глаз при свете фонарей…" Так как после "тени" - двоеточие, речь о мелькание упомянутых дней-теней в кадрах памяти ЛГ... Спасибо за прекрасный обзор. |
| Не "Сан-Тропе", а Сен-Тропе. Это у итальянцев. испацев и португальцев "сан" и "санто/а", а у французов "сен/т". Правда, на южно-французском диалекте (языки "ок", в данном случае - окситанский) это название произносится примерно как "сан-тропец/дз". |
| Огромное спасибо всем, Друзья, за то, что прочли и оценили мой скромный труд! Рад, что обзор вас не оставил равнодушными. И вдвойне рад, если в своём видении оказался хоть немного созвучен... А ваши ответные комментарии только помогают узнать автора ещё глубже, ближе. С признательностью и уважением ко всем! |
|
|